.RU

Лекция 9. Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях


^ Лекция 9. Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях
Понятие о стрессе. В обиходе слово «стресс» употребляется в весьма широком смысле. Что такое стресс? Под ним подразумевается напряжение, давление или бремя, нагрузка. «Стресс» – слово, заимствованное из английского языка и означающее «напряжение».

Само это понятие взято из арсенала материаловедения и обозначает там давление (нагрузку), с которым воздействуют на материал при его испытании. В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало в середине 30-х годов. В 1936 г. в журнале «Nature» было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Г. Селье под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».

Посредством стрессовой реакции организм пытается восстановить нарушенное под воздействием стрессоров равновесие. Г. Селье показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. При этом, например, происходит активизация той части вегетативной нервной системы, которая ответственна за активность и работоспособность организма.

Г. Селье назвал комплекс этих реакций всеобщим адаптационным синдромом и описал три стадии этого синдрома. Первая стадия – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма в ответ на воздействие извне, нарушающее равновесие процессов жизнедеятельности. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.

Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний. Однако наступление третьей стадии не обязательно.

К основным психофизиологическим признакам стресса можно отнести:

К сожалению, если человек не может управлять собой и не способен быстро выходить из стрессовых состояний, во всем организме происходят небольшие, но необратимые изменения. Как это происходит, до сих пор не совсем понятно, однако многочисленные исследования подтверждают, что, превратившись в устойчивые, эти изменения порождают в человеке ощущение слабости, болезненности и способствуют возникновению нового стресса.

Стресс – это естественная и неизбежная особенность жизни. Мы все нуждаемся в определенном уровне стресса, если не хотим скучать и чувствовать себя несчастными. Но обязательный уровень стресса для каждого человека различен. От человека к человеку меняется не только уровень потребности в стрессе, но само содержание или вид необходимого стресса.

«Хороший» и «плохой» стресс. Позднее Г. Селье дополнил свою теорию, высказав мысль, что не всякий стресс вреден: стресс – неотъемлемая часть жизни и его нельзя избежать. Важно, по его мнению, поддерживать оптимальный для себя уровень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно. В этом случае стресс – это «аромат и вкус жизни». Окажет ли стресс пагубное воздействие на состояние здоровья или нет, зависит от соответствующей дозы, вида нагрузки и отклика на раздражение.

Стресс как давление, нагрузка или напряжение нейтрален. Наше тело не различает, воздействует на него положительный либо отрицательный стресс. Решает здесь то, как вы сами умственно и эмоционально оцениваете соответствующую ситуацию. Положительный стресс именуют эустрессом или эвстрессом (греч. eu – хорошо). Отрицательные стрессовые ситуации возникают большей частью тогда, когда вы чувствуете себя отчужденным, зависимым, когда находитесь под сильным влиянием обстоятельств. В этом случае вы ограничены в возможности влиять на ход событий и чувствуете себя скорее жертвой. Отрицательный стресс обозначают словом дистресс (греч «dis» – плохо). Сюда включают все остро или хронически возникающие ситуации, которые вы ощущаете для себя неудовлетворительными, угрожающими или устрашающими. Здесь речь может идти как о «повседневной нервотрепке», так и о чрезвычайных обстоятельствах.

Является ли сам стресс вредным для вашего здоровья или нет, определяется длительностью, интенсивностью, новизной, множественностью стрессовой ситуации.

^ Факторы, вызывающие стресс (или стрессоры).

Под стрессором (синоним – «стресс-фактор», «стресс-ситуация») обычно понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс.

В самом общем виде обычно различают следующие виды стрессоров:

По мнению Д. Фонтана, для анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей следует ориентироваться на несколько иную классификацию. С этой точки зрения можно выделить две большие группы стрессоров:

Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры. К ним относят следующие.

  1. Плохую организацию служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), то есть отсутствует система в работе.

  2. Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других.

  3. Режим рабочего времени (работа в сверхурочные и неудобные часы вредна для организма человека).

  4. Работа руководителя требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме этого, деятельность любого руководителя сопряжена с решением внезапных кризисных проблем.

5. Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения).

6. Заорганизованность, формализм и заседательская суета (ненужные ритуалы и процедуры). Наиболее явными проявлениями этого стрессора являются ненужное «бумаготворчество» и бесконечные совещания.

7. Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации. Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объяснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит и что будет происходить.

Требуют отдельного рассмотрения специфические стрессоры в деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят следующие.

1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности.

2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми.

3. Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее оставаться недовольным результатами.

  1. Особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя.

Вышестоящие руководители способны вызвать стресс потому, что они могут повлиять на жизнь и деятельность руководителя материально и морально (больший или меньший оклад, возможности продвижения по служебной лестнице и др.).

  1. Особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали.

Во-первых, руководитель зачастую связан лишь отношениями по вертикали, в ущерб горизонтальному взаимодействию. В этих условиях он ограничен в возможности обсудить профессиональные проблемы, получить не только одобрение, поддержку, но и замечания, оценку, то есть обратную связь, успокоить себя сознанием того, что коллеги переживают те же трудности, что и руководитель.

Во-вторых, неадекватный стиль вышестоящего руководства, не удовлетворяющий потребности сотрудников, зачастую создает вакуум власти. Его с неизбежностью начинают заполнять борьба за власть между сотрудниками, давление на руководство, склоки, разброд и шатания как по горизонтали, так и по вертикали.

Наконец, в-третьих, неизбежная борьба за статус, за особое место в организации, защита территориальных притязаний или привилегий ведет к разнообразным формам выяснения отношений между коллегами по горизонтали.

6. Особенности взаимодействия с клиентами и подчиненными. Трудные клиенты или подчиненные могут вызвать стресс, когда стычки с ними либо абсолютно неожиданны, либо несправедливы и неправомочны.

7. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей. Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности. Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой. Иногда побуждающей силой для работы становятся жесткие временные рамки и фиксированное расписание. (Любому руководителю, наряду с традиционными перерывами в работе, необходимы короткие паузы (от нескольких часов до нескольких дней) между завершением одной служебной задачи и переходом к следующей.)

В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенции.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями. Иногда прямая попытка получить нужную информацию превращается из короткой, легко выполнимой задачи в нечто длительное, часто крайне бесплодное и ведущее к сильному стрессу.

Успешно конкурируют со стрессом на работе так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят следующие.

  1. Стресс, вызванный супругом.

  2. Стресс, вызванный детьми.

  3. Стресс, вызванный родителями и родственниками.

  4. Стресс, вызванный домашней обстановкой.

  5. Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью руководителя.

Управление стрессом.

Под управлением стрессом обычно подразумевается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму. Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами:

I. Профилактика стрессов. В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы.

Во-первых, мудрое отношение к собственной жизни, ее активное конструирование. По мнению Р.Л. Кричевского, к принципам мудрого отношения к жизни можно отнести следующие.

1. Постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей.

2. Уметь отличать главное от второстепенного.

  1. Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находимся.

  2. Уметь подходить к проблеме с разных сторон

  1. Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее.

  2. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении.

  1. Стараться понимать окружающих.

  2. Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего.

Во-вторых, прогнозирование стрессогенных факторов индивидуальной жизни и заблаговременная подготовка к стрессам, то есть формирование стрессоустойчивости. К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следующие:

II. Меры активного противодействия стрессу.

Активное противодействие стрессу может включать ряд мер, подходов и стратегий поведения, которые в своей совокупности образуют систему, призванную если не снять полностью негативные последствия стресса, то в максимальной степени их ослабить. К основным структурным элементам этой системы можно отнести следующие.

Во-первых, анализ индивидуальной картины стресса. Стресс – явление личностное и часто ситуативное. Анализ включает ряд обязательных действий: составление перечня стрессоров, ранжирование стрессоров (от самого сильного к самому слабому), планирование реальных и конкретных действий по отношению к стрессорам.

Во-вторых, мобилизация физиологических возможностей организма для противодействия стрессу при помощи:

Наконец, в-третьих, мобилизация психофизиологических возможностей для противодействия стрессу, или психическая саморегуляция,

Психическая саморегуляция – аутовоздействие человека при помощи специально организованной психической активности для регуляции своего состояния. К основным разновидностям психической саморегуляции относятся:

релаксация (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения, расслабление) – курс систематических тренировок по произвольному расслаблению различных групп мышц. Суть релаксации – в чередующихся периодах максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела;

аутогенная тренировка – метод психической саморегуляции состояний, основанный на сознательном внушении чувств тепла, тяжести, облегчения различных органов и участков тела. Но переживание этих чувств – не самоцель. Главное – достижение требуемого состояния «на выходе» из аутогенного погружения, а также получение отсроченного оптимизирующего эффекта;

медитация (лат. meditatio – размышление, обдумывание) – метод психической саморегуляции при помощи умственных действий, направленных на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, погружения в себя. Главная цель медитации – достичь чувства гармонии и сопричастности миру, возвращение к истоку всей духовной и физической деятельности, к самости.

III. Меры первоочередной самопомощи.

К ним относят следующие.

  1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать (или пытаться принимать) никаких ответственных решений. Исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.

  2. Медленно сосчитайте до десяти.

  3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях.

а) Стрессовая ситуация застигла вас в помещении:

  1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения.

  2. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

  3. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

  4. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

  5. Набрав воды в стакан (в крайнем случае – в ладони), медленно, сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

  6. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабляя шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1–2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

б) Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения:

  1. Осмотритесь по сторонам, попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

  2. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

  3. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

  4. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею – сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

  5. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка – словом, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

internet-v-rossii-chast-5.html
internet-v-rossii.html
interpol-i-rossijskaya-federaciya-voprosi-i-problemi.html
interpretaciya-politicheskogo-diskursa-v-smi.html
interpretirovat-informaciyu-poluchennuyu-pri-provedenii-neslozhnih-issledovanij-obyasnyat-sravnivat-i-obobshat-dannie-delat-vivodi-i-prognozi.html
intervyu-kak-metod-sbora-informacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-sohranenie-i-ukreplenie-zdorovya-shkolnikov-doklad-o-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
  • books.bystrickaya.ru/edinij-socialnij-nalog.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rekomendovano-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-pedagogicheskim-specialnostyam-moskva-2000-stranica-16.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shprenger-ya-institoris-g-molot-vedm-per-s-lat-cvetkov-n-predisl-lozinskij-s-m-1932-2-e-izd-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tirazh.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistem-oplati-truda-v-uchrezhdeniyah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-i-razmeshenie-gazovoj-promishlennosti-rossii-chast-5.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-po-vehomu-zavetu-1kurs20092010-uchebnij-god.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazat-nashim-chitatelyam-net-nichego-mifologicheskogo-hotya-imena-ih-i-okanchivayutsya-na-os-i-is-stranica-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-i-izucheniyu-disciplini-obshaya-i-specialnaya-tehnologiya-pishevih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketa-nablyudeniya-rekomendacii-dlya-mezhdunarodnih-nablyudatelej-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv-po-nablyudeniyu.html
  • klass.bystrickaya.ru/72-povishenie-kvalifikacii-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/34-reestr-ekspertov-po-biobezopasnosti-doklad-mezhpravitelstvennogo-komiteta-po-kartahenskomu-protokolu-po-biobezopasnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tv-9-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-30-09-2005-evteev-06-38-9.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-3-perspektivi-politicheskoj-transformacii-doklad-sostoit-iz-treh-chastej-vpervoj-chasti-mi-analiziruem-tekushie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/udachnij-opit-kompromissa-zashita-otnalogovogo-terrora.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-fgup-morsvyazsputnik-nomer-10-oktyabr-2005-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-nalogovomu-kodeksu-rossijskoj-federacii-stranica-15.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/22-opredelenie-ponyatiya-virtualnaya-realnost-otchet-po-proektu-32337.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tretya-lekciya-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-21-noyabrya-po-15-dekabrya-1919-g-rudolf-steiner.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-goroda-rasskazal-o-tom-chto-pomimo-osushestvleniya-dopolnitelnih-novosti-obrazovatelnoj-politiki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-islam-protiv-islama-4-2-pochemu-nikak-ne-konchaetsya-holodnaya-vojna.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-transpersonalnoj-psihologii-stranica-47.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-specialnosti-080110-ekonomika-i-buhgalterskij-uchet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-prodazha-prodovolstvennih-tovarov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/21-yanvarya-2012-subbota-plan-osnovnih-socialno-znachimih-meropriyatij-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-ulyanovsk.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kruzhka-dlya-uchashihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-srok-realizacii-2-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-rektora-ot-08-05-2008-g-g-tomsk-2780-ob-itogah-smotra-konkursa.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/list-nablyudenij-vremya-s-7-do-8-chasov-metodika-issledovanij-v-socialnoj-rabote-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • report.bystrickaya.ru/kandiba-dmitrij-viktorovich-stranica-20.html
  • holiday.bystrickaya.ru/motorola-mc68hc705c8-chast-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kogerentnaya-teoriya-istini.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-knigi-istoriya-kabardino-balkarii-pod-red-prof-kumikova-t-h-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biologicheskoe-oruzhie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-periferijnie-ustrojstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.