Из истории телеграфа (или о Сэмюэле Финли Бриз Морзе)
.RU

Из истории телеграфа (или о Сэмюэле Финли Бриз Морзе)

"Ключ Морзе я нажимаю,

Жест от радости невольный, -

И в пространство излучаю

Электрические волны..."

(Из поэзии 20-х годов XX века)

Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 г. в семье известного местного проповедника Джедида Морзе в американском городишке Чарлстаун (шт. Массачусетс). В 1805 г. он поступил в Йельский университет. В 1811 г. Сэмюэл отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона. Юноша подавал большие надежды как художник. В 1813 г. он представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину "Умирающий Геркулес", удостоенную золотой медали. В 1815 г. - вернулся на родину. Через несколько лет Сэмюэл был признан лидером и кумиром молодых американских художников (его кисти принадлежит знаменитый портрет президента Монро). В 1825 г. он основал в Нью-Йорке общество живописцев (впоследствии - Национальная академия рисунка) и стал его президентом, а в 1829 г. - вновь отправился в Европу для изучения выдающихся произведений живописи и устройства рисовальных школ.

1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник "Салли". Его пассажирам знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) Чарльз Т. Джексон в салоне первого класса демонстрировал фокус-опыт: вращение стрелки компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. Сэмюэл внимательно наблюдал за опытом.

В Европе уже была опубликована книга М. Фарадея и приведенные в ней опыты повторялись во многих лабораториях, а Петербург в начале 1832 г. стал свидетелем первых опытов Шиллинга. "Извлечение искр из магнита" казалось непосвященным чудом.

Увиденный опыт натолкнул Морзе на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам с использованием сочетаний передачи "искр". Эта идея захватила его. За время месячного плавания домой Морзе набросал несколько чертежей. Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но все попытки оказались безуспешными.

В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете. А в сентябре 1837 г. Морзе наконец продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе и согласился пожертвовать 2 000 долл. и предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии - С. Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение, текст которого гласил: "Чудны дела твои, Господи!", было послано 27 мая 1844 г. Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема - электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера.

Работая над дальнейшим совершенствованием своего телеграфного аппарата, Сэмюэл Морзе в 1838 г. изобрел и код - телеграфную азбуку.

Телеграфная азбука (система кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как "код Морзе" или "морзянка"), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 г. С. Морзе (хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл - партнер Сэмюэля Морзе по бизнесу). Надо заметить, что исходная таблица кода Морзе разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только примерно для половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода ряда символов в оригинальной "морзянке" вообще использовались иные принципы.

Так, на ряду с "точками" и "тире", были сочетания "двойное тире" (буква L) и даже "тройное тире" (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу... Латинская буква С, например, передовалась тогда как "две точки - пауза - точка", т. е., по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Это заметно осложняло прием радиограмм. Вот почему вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами между посылками (Филлипса, Бална, "морской", "континентальный" и. т. д.).

Современный вариант международного кода Морзе (International Morse) появился совсем недавно - в 1939 г., когда была проведена последняя корректировка "континентального" варианта, коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт - первоначальный вариант кода Морзе кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века!

В 1851 г. германская "Комиссия по устройству телеграфа" оценила преимущества аппарата Морзе, и с тех пор он нашел свое широкое применение.

Последние годы С. Морзе жил в Пончкифи (близ Нью-Йорка) и умер 2 апреля 1872 г. в богатстве и почете.

Список литературы

Соучек Л.Туда, где не слышно голоса. Прага, 1968. 240 с.

Bedford M.Morse Code - the Little-Known Facts. RadCom, 2001, December, p. 34.

БСЭ. 3-е изд. Т.16, с. 575. М: Сов. энциклопедия, 1974.

Члиянц Г.У истоков мирового радиолюбительского движения. Хроника: 1898-1928. Львов, 2000, с. 33.

Члиянц Г.Способы работы на телеграфном ключе. КВ журнал; № 3/94, c. 46.

Члиянц Г.В коллекцию любителям работы CW.QUA-UARL; № 6/99, c. 48-49.

Члиянц Г.Из истории телеграфа. РАДИОхобби, № 3/01, с. 2.

http://fohnix.meetronet.com/-nmcewen/tek_off-page.html


kislorod-2.html
kislorod-ego-svojstva-i-primenenie.html
kislotnie-dozhdi.html
kislotno-shelochnoj-balans-v-intensivnoj-terapii-kostyuchenko.html
kitajkoncepciya-ekonomicheskih-reform-problemi-perehodnogo-perioda.html
kitajskaya-kuhnya-chast-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-specialnost-1-79-01-07-stomatologiya-obshee-kolichestvo-uchebnih-chasov-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/radiotehnika-i-kosmos-chast-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/ssientific-life-soderzhanie-1-44-200-9-voprosi-teorii.html
  • education.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-shkoli.html
  • school.bystrickaya.ru/formirovanie-sistemi-logisticheskogo-menedzhmenta-kompanij-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5razvitie-civilizacii-novejshego-vremeni-i-specifika-nravstvennih-processov-etika-i-moral.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskaz-skazka.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadnyaya-podveska-avtomobilej-kamaz.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-i-vidayushiesya-konstruktori-rossijskogo-oruzhiya-chast-2.html
  • bystrickaya.ru/velikoustyuzhskaya-chern.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-9-upravlenie-nauchnimi-proektami-metodika-sostavleniya-zayavki-na-grant.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennaya-model-evolyucii-vselennoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/religiya-ateizm-byulleten-novih-postuplenij-knig-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-mart-2006-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-proishodit-posle-zaversheniya-treninga-k49-trening-vnutrennej-motivacii-spb-rech-2005-76-s.html
  • writing.bystrickaya.ru/hudozhnik-d-agapitov-lejnster-m-l42-kolonialnaya-sluzhba-povesti-rasskazi-per-s-angl-m-lejnster-stranica-19.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskaya-karta-pasport-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-razdel-i.html
  • education.bystrickaya.ru/32-antikorrupcionnaya-programma-antikorrupcionnaya-programma-3-transparensi-kazahstan-samie-bolshie-korrupcionnie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-12-alternativnie-tipi-organizacii-nauki-nevidimij-kolledzh-respublika-uchenih-obshestvo-znaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/akt-vtoroj-vilyam-shekspir-vo-vremya-dejstviya-komedii-bogatij-domovladelec-torgovogo-goroda-stradforda-na-ejvone.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenivanie-gosudarstvennih-programm-i-otraslevih-politik-obyazatelnaya-uchebnaya-disciplina-dlya-3-go-kursa-fakulteta-gimu-gu-vshe-3-i-4-modul-200708-uch-god.html
  • bystrickaya.ru/vdoskonalennya-sistemi-materalno-tehnchnogo-postachannya-procesu-tehnchnogo-obslugovuvannya-na-osnov-analzu-nadjnost-parku-ps-avakompan.html
  • literature.bystrickaya.ru/brending-v-turizme.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modelirovanie-ekonomicheskih-sistem-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-koncu-goda-deti-dolzhni-umet-dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-vospitanie-i-obuchenie-detej-v-klasse.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lesohozyajstvennij-reglament-stranica-11.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-dannogo-obzora-3-klimatologicheskaya-nauka-snizhenie-vibrosov-i-peregovornij-process-5-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-11-metod-nominalnih-grupp-upravlencheskoe-konsultirovanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transportnaya-infrastruktura-otchet-o-provedenii-pervogo-etapa-nauchno-issledovatelskoj-raboti-po-dogovoru-60069s.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-na-bortu-letuchego-gollandca-strugackij-izvne.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskij-uroven-analiz-raboti-shkoli-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akcizi-problemi-opredeleniya-nalogoplatelshika-obekta-nalogooblozheniya-nalogovoj-bazi-poryadka-i-srokov-uplati-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aksenova-darya-sergeevna-samarskij-gosudarstvennij-universitet-magistrant-kafedri-teorii-i-tehnologii-socialnoj-raboti.html
  • report.bystrickaya.ru/ivpo-gematologicheskim-metodam-issledovaniya-soderzhanie-programmi-obshie-rekomendacii-po-organizacii-provedeniya-internaturi-17.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-shkolnikov-mou-srednyaya-obrazovatelnaya-shkola-19-s-uglublennim-izucheniem-ekonomiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-osobennosti-ustrojstva-i-raboti-gelij-neonovogo-lazera-2007-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.