.RU

Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Агеева Н.А.
студентка 5 курса
психологического факультета РОСИ

Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Проблема толерантности имеет огромное значение в наше динамичное, насыщенное межэтническими противоречиями и конфликтами время. Необходимость воспитания терпимости к людям настолько важна, что педагоги и воспитатели, опираясь на идею толерантности, реализуют в своей работе ту сверхзадачу, которая отвечает чаяниям нашей бурной реальности.
Исследование этнической толерантности занимает одну из важнейших позиций в изучении особенностей детей подросткового возраста. Ведь именно они, как никто другой, впитывают в себя негативные и позитивные установки, предъявляемые обществом.
Включённость в общение со сверстниками и взрослыми, в неформальные группировки и специально организованное взаимодействие, в межличностные и групповые контакты заметно влияют на формирование линии поведения и отношения подростка к вопросам, так или иначе связанных с демонстрацией собственного мнения относительно других этногрупп и национальностей. Причём данное направление не всегда успешно справляется с задачей воспитания адекватных форм толерантности и, при недостаточном контроле, может носить характер довольно яркого проявления негативизма. Это один из факторов развития этнической толерантности.
Важным значимым в развитии личности является воздействие СМИ. Анализ периодической печати, её просветительского потенциала позволил заметить, что воспитание толерантности в региональных изданиях практически не используются. Кроме того, проблемы межэтнического взаимодействия в регионе, в стране и мире в целом освещаются порою необъективно, зачастую авторы публикаций привносят своё отношение к той или иной проблеме, которое чаще всего негативное, лишённое толерантных установок.
В этом случае вся ответственность за воспитание толерантности у подрастающего поколения лежит целиком и полностью на плечах родителей и педагогов. Однако зачастую сами родители признаются в нехватке времени, а также умения сформировать у детей установки терпимого отношения к окружающим.
В связи с этим возрастает необходимость пристального внимания к данному вопросу со стороны всей системы образования, которая в наше время и является основным институтом по повышению межкультурной компетентности подрастающего поколения. Главной задачей непосредственно учителей и педагогов становится повышение уровня этнической толерантности, способствующей в дальнейшем бесконфликтному общению и терпимости к другим культурам.
Актуальность изучения этнической толерантности подростков в образовательной среде становится ещё более значимой в свете событий, связанных с миграцией населения и появлении в уже сформированных классах ребят другой этнической группы. Это поможет снизить уровень тревожности нового учащегося и в дальнейшем оказать положительное влияние на здоровое развитие личности.









Несмотря на широкий круг проблем, рассмотренных различными авторами для более полного и глубокого понимания толерантности в современном обществе, по-прежнему не до конца исследованным остаётся вопрос об этнической толерантности в подростковом возрасте – периоде, когда дети наиболее активны к восприятию внедряемых обществом позитивных и негативных наслоений.
Отсюда вытекает проблема, как наиболее эффективно организовать процесс формирования этнической толерантности у детей подросткового возраста. Наше исследование проводилось на базе одного из подмосковных детских оздоровительных лагерей санаторного типа и одной из курских школ. Оно осуществлялось в четыре этапа:
1. Выявление исходного уровня толерантности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, и в условиях средней общеобразовательной школы.
2. Проведение формирующего эксперимента, куда входила серия полиэтнически направленных мероприятий, в целях активного включения и осознания подростками проблематики межэтнических отношений.
3. Проведение контрольного среза на выявление уровня сформированности этнической толерантности.
4. Сравнение уровня сформированности этнической толерантности у подростков в условиях лагеря и в условиях школьного класса.
Анализ полученных в ходе исследования данных на констатирующем этапе показал, что изначально уровень толерантности подростков лагеря и школы различается незначительно: 51,7% и 49,2% соответственно. Самые отчужденные отношения подростки выстраивают с представителями цыганской, чеченской, вьетнамской и негритянской этнических групп. Плодотворные отношения могут осуществляться с представителями армянской и американской этногрупп. И, наконец, симбиотические отношения выявлены во взаимодействии с украинцами и русскими.
Исходя из полученных результатов, была проведена серия полиэтнически направленных мероприятий, куда входили: беседа на тему «Час толерантности», коллективное творческое дело «Фамильный герб», общелагерное мероприятие «Новый год у разных народов мира», тренинг толерантности, просмотр фильма «Анна и король» с последующим анализом и др. При этом необходимо отметить, что в общеобразовательной школе этот перечень творческих дел по объективным причинам оказался беднее.
В итоге, после проведения данных мероприятий процент толерантных утверждений у детей в оздоровительном лагере составил на 33,5% больше, чем на первом этапе исследования. Что же касается ребят-подростков, находящихся на момент исследования в рамках школьного класса, то здесь нет заметного изменения по начальному и контрольному срезам по данной методике, и процент расхождения в среднем составил всего 7,9%.
Полученные показатели оказались заметно выше в пользу симбиотических отношений, так как подростки готовы осуществлять такого рода взаимодействие уже с представителями не только русской и украинской этногрупп, но и с армянами, американцами. Плодотворные отношения ребята готовы устанавливать абсолютно со всеми представителями этнических групп, в том числе и с теми, кто ранее входил в зону отчуждённых отношений.
Это говорит о том, что действительно в процессе включения детей в эмоционально значимую ситуацию, переживание и осознание подростком происходящего, во многом помогает осуществить процесс формирования не только личностной, социальной, но и этнической толерантности.
Таким образом, по результатам формирующего эксперимента действительно можно говорить о том, что уровень сформированности этнической и других видов толерантности гораздо выше в том случае, если сам подросток вовлечён в проблематику отношений, прочувствовал и пережил ситуации, прямо или косвенно наталкивающие его на размышления о необходимости толерантного отношения к окружающим людям.


glava-ii-organizaciya-upravleniya-v-socialnoj-sfere-yu-a-tihomirov-administrativnoe-pravo-i-process-polnij-kurs.html
glava-ii-perehodnaya-ekonomika-i-rol-centralnogo-banka-v-stanovlenii-rossijskoj-bankovskoj-sistemi.html
glava-ii-postindustrialnoe-obshestvo-kak-koncepciya-novoj-globalnoj-civilizacii-monografiya-moskva-2000.html
glava-ii-preodolenie-biogeneticheskih-podhodov-k-issledovaniyu-psihiki-rebenka-detskaya-psihologiya-teorii-fakti-problemi.html
glava-ii-programma-standartizacii-proekt-standarta-evropejskij-organ-po-standartizacii-nacionalnij-organ-po-standartizacii.html
glava-ii-rol-i-mesto-interneta-i-informacionnih-tehnologij-v-turistskom-biznese-i-industriya-turizma-i-internet.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-problemi-socializacii-molodih-lyudej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-na-temu-zhizn-i-tvorchestvo-antonio-gaudi-.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-polzovatsya-etoj-knigoj-m-rafel-n-rafel-kak-zavoevat-klienta.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomicheskaya-teoriya-mikroekonomika-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-vtoraya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vishenka-i-oreh.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-1-obyazatelnaya-prikaz-ot-27-08-2010-g-zaveduyushij-e-v-tkacheva-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo.html
  • college.bystrickaya.ru/24moskovskaya-associaciya-predprinimatelej-i-analiz-raznovidnostej-konsaltingovih-uslug-i-ih-primenenie-k-innovacionno-medicinskoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/forma-gosudarstva-i-socialnaya-funkciya-gosudarstvaproblemi-ih-vzaimosvyazi.html
  • essay.bystrickaya.ru/blm-alushilardi-tanimdili-belsendlgn-elektrondi-oulitardi-pajdalanu-arili-arttiru.html
  • studies.bystrickaya.ru/-6-orfografiya-pered-teoreticheskimi-svedeniyami-i-posle-nih-dayutsya-voprosi-kotorie-nacelivayut-na-vnimatelnoe.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-yazik-vzaimootnoshenij-muzhchina-i-zhenshina.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-ustanovit-spravochnik-po-metadonu-dlya-vrachej-i-predstavitelej-prochih-sfer-zdravoohraneniya-metadon.html
  • student.bystrickaya.ru/13primeri-zadanij-itogovogo-kontrolya-programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-literaturnomu-chteniyu-v-4-b-klasse-tema-v-yu-dragunskij-glavnie-reki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokla-d-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-departamenta-kulturi-krasnodarskogo-kraya-na-2010-2013-gg-krasnodar.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uhod-za-volosami-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tehnologiya-bureniya-gidromehanika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-5-nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-konspekt-lekcij-po-discipline-sistema-nalogooblozheniya-tema-sushnost-i.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-n-denisov-14-oktyabrya-2000-g-stranica-14.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-biografiya-immanuila-kanta-dogmaticheskij-i-kriticheskij-etapi-tvorchestva.html
  • education.bystrickaya.ru/-73-mashinist-burtoukladochnoj-mashini-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-prisposoblennost-neosvobozhdenie-i-terapevticheskim-otnosheniyam.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antologiya-mirovoj-filosofii-antichnost-stranica-14.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sich-mit-etw-ins-buch-der-geschichte-eintragen-nemecko-russkij-frazeologicheskij-slovar.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-annotaciya-naimenovanie-disciplini-tehnologicheskij-dizajn-v-dopechatnoj-podgotovke-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/e-yu-perfilova-direktor-mu-centr-razvitiya-obrazovaniya-t-v-koval-metodist-mu-centr-razvitiya-obrazovaniya-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-12-sentyabrya-2007-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otveti-na-bileti.html
  • writing.bystrickaya.ru/korejskaya-narodno-demokraticheskaya-respublika.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-provodyashie-puti-rasskazali-o-tom-kak-bozhij-golos-zvuchit-v-kazhdoj-kletochke-nashego-organizma-kniga.html
  • college.bystrickaya.ru/-5-obuchaemost-i-problemi-upravleniya-processom-usvoeniya-znanij-i-umstvennoj-deyatelnostyu-uchashihsya.html
  • college.bystrickaya.ru/12-tehnologiya-kontur-ekstern-instrukciya-po-bezopasnosti-na-rabochem-meste-abonenta-30-rabota-s-skzi-kripto-pro-csp-34.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zenkovich-n-a-hh-vek-visshij-generalitet-v-godi-potryasenij-stranica-50.html
  • student.bystrickaya.ru/1-1-marketingt-mn-mazmni-zhne-evolyuciyasi.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-finansirovaniya-spaseniya-rossijskih-monogorodov-budet-sformirovana-v-yanvare-2010-goda-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.