Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде
.RU

Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Агеева Н.А.
студентка 5 курса
психологического факультета РОСИ

Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Проблема толерантности имеет огромное значение в наше динамичное, насыщенное межэтническими противоречиями и конфликтами время. Необходимость воспитания терпимости к людям настолько важна, что педагоги и воспитатели, опираясь на идею толерантности, реализуют в своей работе ту сверхзадачу, которая отвечает чаяниям нашей бурной реальности.
Исследование этнической толерантности занимает одну из важнейших позиций в изучении особенностей детей подросткового возраста. Ведь именно они, как никто другой, впитывают в себя негативные и позитивные установки, предъявляемые обществом.
Включённость в общение со сверстниками и взрослыми, в неформальные группировки и специально организованное взаимодействие, в межличностные и групповые контакты заметно влияют на формирование линии поведения и отношения подростка к вопросам, так или иначе связанных с демонстрацией собственного мнения относительно других этногрупп и национальностей. Причём данное направление не всегда успешно справляется с задачей воспитания адекватных форм толерантности и, при недостаточном контроле, может носить характер довольно яркого проявления негативизма. Это один из факторов развития этнической толерантности.
Важным значимым в развитии личности является воздействие СМИ. Анализ периодической печати, её просветительского потенциала позволил заметить, что воспитание толерантности в региональных изданиях практически не используются. Кроме того, проблемы межэтнического взаимодействия в регионе, в стране и мире в целом освещаются порою необъективно, зачастую авторы публикаций привносят своё отношение к той или иной проблеме, которое чаще всего негативное, лишённое толерантных установок.
В этом случае вся ответственность за воспитание толерантности у подрастающего поколения лежит целиком и полностью на плечах родителей и педагогов. Однако зачастую сами родители признаются в нехватке времени, а также умения сформировать у детей установки терпимого отношения к окружающим.
В связи с этим возрастает необходимость пристального внимания к данному вопросу со стороны всей системы образования, которая в наше время и является основным институтом по повышению межкультурной компетентности подрастающего поколения. Главной задачей непосредственно учителей и педагогов становится повышение уровня этнической толерантности, способствующей в дальнейшем бесконфликтному общению и терпимости к другим культурам.
Актуальность изучения этнической толерантности подростков в образовательной среде становится ещё более значимой в свете событий, связанных с миграцией населения и появлении в уже сформированных классах ребят другой этнической группы. Это поможет снизить уровень тревожности нового учащегося и в дальнейшем оказать положительное влияние на здоровое развитие личности.









Несмотря на широкий круг проблем, рассмотренных различными авторами для более полного и глубокого понимания толерантности в современном обществе, по-прежнему не до конца исследованным остаётся вопрос об этнической толерантности в подростковом возрасте – периоде, когда дети наиболее активны к восприятию внедряемых обществом позитивных и негативных наслоений.
Отсюда вытекает проблема, как наиболее эффективно организовать процесс формирования этнической толерантности у детей подросткового возраста. Наше исследование проводилось на базе одного из подмосковных детских оздоровительных лагерей санаторного типа и одной из курских школ. Оно осуществлялось в четыре этапа:
1. Выявление исходного уровня толерантности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, и в условиях средней общеобразовательной школы.
2. Проведение формирующего эксперимента, куда входила серия полиэтнически направленных мероприятий, в целях активного включения и осознания подростками проблематики межэтнических отношений.
3. Проведение контрольного среза на выявление уровня сформированности этнической толерантности.
4. Сравнение уровня сформированности этнической толерантности у подростков в условиях лагеря и в условиях школьного класса.
Анализ полученных в ходе исследования данных на констатирующем этапе показал, что изначально уровень толерантности подростков лагеря и школы различается незначительно: 51,7% и 49,2% соответственно. Самые отчужденные отношения подростки выстраивают с представителями цыганской, чеченской, вьетнамской и негритянской этнических групп. Плодотворные отношения могут осуществляться с представителями армянской и американской этногрупп. И, наконец, симбиотические отношения выявлены во взаимодействии с украинцами и русскими.
Исходя из полученных результатов, была проведена серия полиэтнически направленных мероприятий, куда входили: беседа на тему «Час толерантности», коллективное творческое дело «Фамильный герб», общелагерное мероприятие «Новый год у разных народов мира», тренинг толерантности, просмотр фильма «Анна и король» с последующим анализом и др. При этом необходимо отметить, что в общеобразовательной школе этот перечень творческих дел по объективным причинам оказался беднее.
В итоге, после проведения данных мероприятий процент толерантных утверждений у детей в оздоровительном лагере составил на 33,5% больше, чем на первом этапе исследования. Что же касается ребят-подростков, находящихся на момент исследования в рамках школьного класса, то здесь нет заметного изменения по начальному и контрольному срезам по данной методике, и процент расхождения в среднем составил всего 7,9%.
Полученные показатели оказались заметно выше в пользу симбиотических отношений, так как подростки готовы осуществлять такого рода взаимодействие уже с представителями не только русской и украинской этногрупп, но и с армянами, американцами. Плодотворные отношения ребята готовы устанавливать абсолютно со всеми представителями этнических групп, в том числе и с теми, кто ранее входил в зону отчуждённых отношений.
Это говорит о том, что действительно в процессе включения детей в эмоционально значимую ситуацию, переживание и осознание подростком происходящего, во многом помогает осуществить процесс формирования не только личностной, социальной, но и этнической толерантности.
Таким образом, по результатам формирующего эксперимента действительно можно говорить о том, что уровень сформированности этнической и других видов толерантности гораздо выше в том случае, если сам подросток вовлечён в проблематику отношений, прочувствовал и пережил ситуации, прямо или косвенно наталкивающие его на размышления о необходимости толерантного отношения к окружающим людям.


glava-ii-organizaciya-upravleniya-v-socialnoj-sfere-yu-a-tihomirov-administrativnoe-pravo-i-process-polnij-kurs.html
glava-ii-perehodnaya-ekonomika-i-rol-centralnogo-banka-v-stanovlenii-rossijskoj-bankovskoj-sistemi.html
glava-ii-postindustrialnoe-obshestvo-kak-koncepciya-novoj-globalnoj-civilizacii-monografiya-moskva-2000.html
glava-ii-preodolenie-biogeneticheskih-podhodov-k-issledovaniyu-psihiki-rebenka-detskaya-psihologiya-teorii-fakti-problemi.html
glava-ii-programma-standartizacii-proekt-standarta-evropejskij-organ-po-standartizacii-nacionalnij-organ-po-standartizacii.html
glava-ii-rol-i-mesto-interneta-i-informacionnih-tehnologij-v-turistskom-biznese-i-industriya-turizma-i-internet.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-gomel-2006-udk-bbk.html
  • bukva.bystrickaya.ru/progulka-po-arbatu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-rossijskoj-federacii-utverzhdayu.html
  • college.bystrickaya.ru/21-kompleksnie-ekspertizi-s-uchastiem-psihologa-nagaev-v-v-n16-osnovi-sudebno-psihologicheskoj-ekspertizi-ucheb.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-antropologiya-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/skazki-dlya-shkolnoj-adaptacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-chetverti-razvitie-muziki.html
  • desk.bystrickaya.ru/podprogramma-infekcii-peredavaemie-polovim-putem-yavlyaetsya-chastyu-oblastnoj-celevoj-programmi-preduprezhdenie-i-borba-s-socialno-znachimimi-zabolevaniyami-v-kaluzhskoj-oblasti-2008-2011-godi.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-bezopasnost-rossijskoj-federacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/8-rezultat-chrezvichajnih-obstoyatelstv-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-korshunovskij-gorno-obogatitelnij-kombinat.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-professionalnaya-adaptaciya-lichnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-istoriya-kazachestva.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/umstvennaya-otstalost-f7-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-medicinskih-vuzov-oglavlenie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchenaya-stepen-zvanie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhgosudarstvennij-standart-edinaya-sistema-zashiti-ot-korrozii-i-stareniya-sooruzheniya-podzemnie-obshie-trebovaniya-k-zashite-ot-korrozii.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-adaptivnogo-obucheniya-inostrannomu-yaziku-7-2-rol-obucheniya-poslovicam-i-pogovorkam-na-inostrannom-yazike-v-shkolnih-usloviyah-na-nachalnom-etape-13.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sozdanie-testovih-zadanij-sredstvami-informacionno-kommunikacionnih-tehnologij.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommercheskaya-tajna-predprinimatelstva.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-ppbo-07-91-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/regionalnaya-programma-modernizacii-zdravoohraneniya-tyumenskoj-oblasti-na-2011-2012-godi-tyumen-2011-g-stranica-8.html
  • control.bystrickaya.ru/chrezvichajnie-proisshestviya-kazahstan-pristupil-k-sozdaniyu-programmi-remonta-energoobektov-na-2012-god-15-vmeste-vsegda-luchshe-16.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izhevsk-kak-obekt-istoriko-kraevedcheskih-issledovanij-chast-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vozvrashenie-bogov-biblejskie-holmi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dlya-specialnosti-080504-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov-specialnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-pismo-osnovi-pravoslavnoj-kulturi-regionalnij-komponent-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-31-ohranyaet-li-zakon-zhivotnih-agressivnost-sobak-i-koshek-15-avt-l.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pochti-36-tis-chelovek-likvidirovali-posledstviya-zemletryaseniya-v-tuve-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-29122011.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-istoriko-arhitekturnij-hudozhestvennij-i-landshaftnij-muzej-zapovednik-caricino.html
  • teacher.bystrickaya.ru/genrih-german-robert-koh-uchyonie-biologi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazhelbici-aleksandr-nikolaevich-radishev-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-41-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-zaveduyushego-otdelom-innovacionno-metodicheskoj-deyatelnosti-i-bibliotechnogo-marketinga-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kruglij-stol-2-sistemnij-krizis-rossijskogo-vosproizvodstva-v-90-h-gg-xx-v-nachale-xxi-v-sushnost-etapi-strukturnie-sdvigi-harakter-ekonomicheskogo-rosta.html
  • spur.bystrickaya.ru/mestnij-razdel-gosudarstvennogo-registra-subektov-estestvennih-monopolij-po-karagandinskoj-oblasti-po-sostoyaniyu-na-25-marta-2012-goda-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.