.RU

Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Агеева Н.А.
студентка 5 курса
психологического факультета РОСИ

Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Проблема толерантности имеет огромное значение в наше динамичное, насыщенное межэтническими противоречиями и конфликтами время. Необходимость воспитания терпимости к людям настолько важна, что педагоги и воспитатели, опираясь на идею толерантности, реализуют в своей работе ту сверхзадачу, которая отвечает чаяниям нашей бурной реальности.
Исследование этнической толерантности занимает одну из важнейших позиций в изучении особенностей детей подросткового возраста. Ведь именно они, как никто другой, впитывают в себя негативные и позитивные установки, предъявляемые обществом.
Включённость в общение со сверстниками и взрослыми, в неформальные группировки и специально организованное взаимодействие, в межличностные и групповые контакты заметно влияют на формирование линии поведения и отношения подростка к вопросам, так или иначе связанных с демонстрацией собственного мнения относительно других этногрупп и национальностей. Причём данное направление не всегда успешно справляется с задачей воспитания адекватных форм толерантности и, при недостаточном контроле, может носить характер довольно яркого проявления негативизма. Это один из факторов развития этнической толерантности.
Важным значимым в развитии личности является воздействие СМИ. Анализ периодической печати, её просветительского потенциала позволил заметить, что воспитание толерантности в региональных изданиях практически не используются. Кроме того, проблемы межэтнического взаимодействия в регионе, в стране и мире в целом освещаются порою необъективно, зачастую авторы публикаций привносят своё отношение к той или иной проблеме, которое чаще всего негативное, лишённое толерантных установок.
В этом случае вся ответственность за воспитание толерантности у подрастающего поколения лежит целиком и полностью на плечах родителей и педагогов. Однако зачастую сами родители признаются в нехватке времени, а также умения сформировать у детей установки терпимого отношения к окружающим.
В связи с этим возрастает необходимость пристального внимания к данному вопросу со стороны всей системы образования, которая в наше время и является основным институтом по повышению межкультурной компетентности подрастающего поколения. Главной задачей непосредственно учителей и педагогов становится повышение уровня этнической толерантности, способствующей в дальнейшем бесконфликтному общению и терпимости к другим культурам.
Актуальность изучения этнической толерантности подростков в образовательной среде становится ещё более значимой в свете событий, связанных с миграцией населения и появлении в уже сформированных классах ребят другой этнической группы. Это поможет снизить уровень тревожности нового учащегося и в дальнейшем оказать положительное влияние на здоровое развитие личности.









Несмотря на широкий круг проблем, рассмотренных различными авторами для более полного и глубокого понимания толерантности в современном обществе, по-прежнему не до конца исследованным остаётся вопрос об этнической толерантности в подростковом возрасте – периоде, когда дети наиболее активны к восприятию внедряемых обществом позитивных и негативных наслоений.
Отсюда вытекает проблема, как наиболее эффективно организовать процесс формирования этнической толерантности у детей подросткового возраста. Наше исследование проводилось на базе одного из подмосковных детских оздоровительных лагерей санаторного типа и одной из курских школ. Оно осуществлялось в четыре этапа:
1. Выявление исходного уровня толерантности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, и в условиях средней общеобразовательной школы.
2. Проведение формирующего эксперимента, куда входила серия полиэтнически направленных мероприятий, в целях активного включения и осознания подростками проблематики межэтнических отношений.
3. Проведение контрольного среза на выявление уровня сформированности этнической толерантности.
4. Сравнение уровня сформированности этнической толерантности у подростков в условиях лагеря и в условиях школьного класса.
Анализ полученных в ходе исследования данных на констатирующем этапе показал, что изначально уровень толерантности подростков лагеря и школы различается незначительно: 51,7% и 49,2% соответственно. Самые отчужденные отношения подростки выстраивают с представителями цыганской, чеченской, вьетнамской и негритянской этнических групп. Плодотворные отношения могут осуществляться с представителями армянской и американской этногрупп. И, наконец, симбиотические отношения выявлены во взаимодействии с украинцами и русскими.
Исходя из полученных результатов, была проведена серия полиэтнически направленных мероприятий, куда входили: беседа на тему «Час толерантности», коллективное творческое дело «Фамильный герб», общелагерное мероприятие «Новый год у разных народов мира», тренинг толерантности, просмотр фильма «Анна и король» с последующим анализом и др. При этом необходимо отметить, что в общеобразовательной школе этот перечень творческих дел по объективным причинам оказался беднее.
В итоге, после проведения данных мероприятий процент толерантных утверждений у детей в оздоровительном лагере составил на 33,5% больше, чем на первом этапе исследования. Что же касается ребят-подростков, находящихся на момент исследования в рамках школьного класса, то здесь нет заметного изменения по начальному и контрольному срезам по данной методике, и процент расхождения в среднем составил всего 7,9%.
Полученные показатели оказались заметно выше в пользу симбиотических отношений, так как подростки готовы осуществлять такого рода взаимодействие уже с представителями не только русской и украинской этногрупп, но и с армянами, американцами. Плодотворные отношения ребята готовы устанавливать абсолютно со всеми представителями этнических групп, в том числе и с теми, кто ранее входил в зону отчуждённых отношений.
Это говорит о том, что действительно в процессе включения детей в эмоционально значимую ситуацию, переживание и осознание подростком происходящего, во многом помогает осуществить процесс формирования не только личностной, социальной, но и этнической толерантности.
Таким образом, по результатам формирующего эксперимента действительно можно говорить о том, что уровень сформированности этнической и других видов толерантности гораздо выше в том случае, если сам подросток вовлечён в проблематику отношений, прочувствовал и пережил ситуации, прямо или косвенно наталкивающие его на размышления о необходимости толерантного отношения к окружающим людям.


glava-ii-organizaciya-upravleniya-v-socialnoj-sfere-yu-a-tihomirov-administrativnoe-pravo-i-process-polnij-kurs.html
glava-ii-perehodnaya-ekonomika-i-rol-centralnogo-banka-v-stanovlenii-rossijskoj-bankovskoj-sistemi.html
glava-ii-postindustrialnoe-obshestvo-kak-koncepciya-novoj-globalnoj-civilizacii-monografiya-moskva-2000.html
glava-ii-preodolenie-biogeneticheskih-podhodov-k-issledovaniyu-psihiki-rebenka-detskaya-psihologiya-teorii-fakti-problemi.html
glava-ii-programma-standartizacii-proekt-standarta-evropejskij-organ-po-standartizacii-nacionalnij-organ-po-standartizacii.html
glava-ii-rol-i-mesto-interneta-i-informacionnih-tehnologij-v-turistskom-biznese-i-industriya-turizma-i-internet.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r-eklama-kak-faktor-povsednevnoj-kulturnoj-kommunikacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/92opisanie-laboratornoj-ustanovki-leti-radiotehnicheskie-cepi-i-signali-laboratornij-praktikum-sankt-peterburg.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-karma-podrazumevaet-reinkarnaciyu-voprosi-bez-otvetov-glava-pochemu-oni-veryat.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-vserossijskoj-perepisi-naseleniya-11-sliyanie-regionov-12-razvitie-situacii-v-severo-zapadnom-federalnom-okruge-12.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-personala-predpriyatiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-l-u-b-o-k-s-e-m-n-a-d-c-a-t-i-j-razgulyalas-nepogodushka-tucha-groznaya-podnimalas-rasshumelis-priklonilis.html
  • crib.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-uchebnij-plan-3-inostrannij-yazik-4-otechestvennaya-istoriya-17.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-ekologicheskaya-ekspertiza.html
  • school.bystrickaya.ru/literaturnij-geroj-shakuntala.html
  • klass.bystrickaya.ru/auiz-uisini-rilisini-anatomo-gistologiyali-erekshelg-zhne-izmet.html
  • college.bystrickaya.ru/24otkaz-ot-provedeniya-aukciona-zakonodatelnoe-regulirovanie-str.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizaciya-priema-inostrannih-turistov-v-bajkalskom-regione.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tvorchestvo-leonardo-da-vinchi.html
  • exam.bystrickaya.ru/zashita-vmesto-borbi-kurdyumov-umnij-sad-i-ogorod.html
  • college.bystrickaya.ru/23-perehod-v-1991-godu-k-dvuhurovnevoj-bankovskoj-sisteme-i-ee-dalnejshee-razvitie-s-1991-goda-po-nastoyashee-vremya-v-respublike-belarus.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/principi-razrabotki-polozhenij-o-rezultatah-luchshie-prakticheskie-metodi-yuridicheskogo-obrazovaniya-ponya-tie-i.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnoe-posobie-k-snip-23-01-99-udk-69-551-58035.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-po-astronomii-aleksandrovsk-2007.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/aciklicheskie-nepredelnie-uglevodorodi-alkeni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-copyright-andrej-gorohov-stranica-21.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii2-o-faktorah-obuslovlivayushih-normi-proizvodstvennogo-nakopleniya-i-osobennosti-ih-vliyaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-postanovka-zadachi-optimalnogo-bistrodejstviya-dlya-linejnih-sistem-postanovka-zadachi-optimalnogo-bistrodejstviya-dlya-linejnih-sistem-primeri.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-p-p-gajdenko-nauchnaya-racionalnost-i-filosofskij-razum.html
  • write.bystrickaya.ru/familiya-imya-otchestvo-stranica-85.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-kabardino-balkarskoj-respubliki-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/anglijskaya-revolyuciya-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-buhgalterskaya-otchetnost-za-2002-g-ff-345-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2003-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-prirodovedeniya-v-4-klasse-umk-shkola-rossii.html
  • write.bystrickaya.ru/gender-i-kultura-v-paradigme-kulturnih-issledovanij-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/adsorbciya-na-granice-razdela-faz-zhidkost-gaz.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezentaciya-po-novoj-istorii-absolyutizm-vo-francii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-razrabotke-rabochih-programm-podgotovki-yahtennogo-kapitana-dlya-upravleniya-lyubimi-sportivnimi-parusnimi-sudami-v-lyubih-rajonah-plavaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/chlen-korrespondent-an-sssr-e-p-chelishev-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/15-ptichij-yazik-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki-112-predislovie-112.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-sport-kak-sociokulturnoe-yavlenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.