.RU

Интернет и гуманитарное знание - Н. Романенко, Г. В. Никитина Влияние информатики на гуманитарные области знания...



^ Интернет и гуманитарное знание


Наиболее впечатляющие и намного лучше известные воздействия средств электроники на гуманитарную сферу связаны с возникновением глобальной информационной сети Интернет. Система этой сети расширяется не только вширь, захватывая всё новые регионы и области человеческой деятельности. Её развитие идёт и вглубь. Это проявляется в появлении новых сервисов, интеграции уже разработанных средств, слиянии техники Интернета с техническими новшествами. Однако для ряда специалистов появление Интернета оказалось неожиданным. Многие до сих пор имеют о нём самое поверхностное представление. Тем не менее, само возникновение глобальной информационной сети можно было предвидеть. Действительно, служба точного времени с передачей сигналов по радио известна ещё с 30-х годов прошлого века. Это было одним из первых шагов по созданию централизованных информационных систем. На основе этих шагов в ряде случаев делались определённые предсказания (см. например[39]). Справедливости ради надо сказать, что эти предсказания были расплывчатыми, и дальше общих рассуждений в этом направлении никто не продвигался. Были, однако, и прогнозы, которые имели совсем иную основу. Их авторы исходили из анализа общего состояния развития электронных средств коммуникации. Авторами этих прогнозов были гуманитарии. Наиболее яркой личностью этого плана, лично не успевшей увидеть торжество своих предсказаний, был американский профессор, канадского происхождения, Маршалл Маклуэн (Marshall McLuhan). Им было написано несколько книг, посвящённых будущей эре масс-медиа. В настоящее время иногда говорят о наступившей ныне «эре Маклуэна». Следует сказать, что даже читатели, для которых английский язык является родным, отмечают, что язык книг Маклуэна очень сложен для понимания. Этот автор широко использовал в названиях своих книг броские заголовки, допускающие весьма широкое толкование. Названия этих книг нередко рассматриваются в качестве программных заявлений (см.[15]). Такими названиями-манифестами можно считать «Медиа — это послание» или «глобальная деревня». (Речь идет о влиянии системы средств информации, в частности телевидения, на распространение новостей). Нетрудно заметить, что первое название является трансформацией известного выражения Ф. Бэкона «Знание — сила». Учитывая то, что в названиях книг этого автора в скрытом виде содержатся некие идеи Маклуэна , мы приводим ссылки на ряд его книг[40—43]. Эти книги переведены на русский язык недавно. Они не всегда легко доступны. Поэтому творчество Маклуэна лучше всего изучать по[42,43].

Отличительные свойства Интернета и их особенности описаны неоднократно. В то же время полной систематизации этих свойств, насколько нам известно, никем не производилось. В общем, это понятно. Интернет — это динамично развивающаяся система, и к настоящему времени реализованы далеко не все его возможности. Время же детального анализа, как это было, например, с печатными изданиями, наступит только тогда, когда возникнут иные, принципиально новые возможности работы с информацией. Мы позволим себе только кратко отметить те особенности работы с информацией в сети, которые, во-первых, достаточно очевидны, и, во-вторых, относятся только к той области гуманитарного знания, описание которой и является нашей основной целью.

Итак, основной особенностью информации, получаемой через Интернет, является то, что в отличие от печатной продукции, реально распространяется только URL-адрес, по которому находится требуемая информация. Иными словами, основой работы пользователя с информацией является каталожная работа. То же самое происходит с печатной продукцией при работе в обычной библиотеке, работе с реферативным журналом и т.д. Однако, при работе с печатными изданиями, материал тиражируется заранее. Возможность знакомства с печатной информацией определяется наличием свободных копий и возможностью их доставки пользователю. При невозможности такой доставки пользователь иногда сам едет в хранилище или же заказывает копию нужного ему текста. Всё это не быстрый и не всегда удобный процесс. Если пользователь приобретает свободный экземпляр тиражной копии, то перед ним сразу же встаёт вопрос об её хранении. Есть и другие особенности работы с информацией, на бумажных или магнитных носителях. Они всем хорошо известны. Обсуждать их не имеет никакого смысла. При работе же в сети после того, как пользователь отыскал нужный ему адрес, информация пересылается в кэш-память его компьютера практически мгновенно. Естественно, что при этом информация кратковременно копируется на её электронном переносчике. Этот процесс настолько кратковременный, что чаще всего при обсуждении проблем распространения информации в сети им просто пренебрегают. Особых трудностей, за исключением терминологических, при таком подходе не возникает. Информация в кэш-памяти компьютера находится только временно. Считать ли это её тиражированием, вопрос вкуса. В то же время любой пользователь при желании может закрепить, полученную им информацию. Её можно перенести на винчестер, на CD- диск или на обычную дискету. Можно материал и распечатать. Эти процессы обычно рассматриваются уже как традиционное размножение информации. На самом же деле считать или не считать распечатанную с компьютера копию предварительно отсканированной книги созданием полноценной копии оригинала вопрос дискуссионный. Можно, тем не менее, сказать, что от обычного тиражирования этот процесс отличается тем, что количество изготовляемых копий определяется пользователями. Здесь не может идти речи о недостаточном или избыточном тиражировании. Это также как и быстрота процесса делают получение полноценных копий быстрым и, главное, дешевым. Поэтому подобное копирование может заметно сказаться на уменьшении тиража изданий в традиционной форме. Именно последнее обстоятельство порождает многочисленные споры о законности такого копирования, необходимости его оплаты и прочим смежным вопросам. Не случайно во многих случаях некоторые базы данных просят копировать свои ресурсы только для научных целей. Конечно, соответствующий процесс на самом деле не контролируем, и такая просьба просто некая ритуальная оговорка, не более. Мы оставим эти проблемы в стороне. Отметим только, что обычные библиотеки тоже распространяют информацию, принадлежащую авторам книг и других изданий, не испрашивая при этом никаких санкций. С нашей точки зрения суть проблемы связана не с наличием несанкционированного копирования информации в электронных сетях. Только дешевизна и быстрота копирования делают этот процесс объектом критики. (См. также[23]).

Интернет позволяет определить число обращений к тому или иному сетевому ресурсу. На этой основе можно сделать ряд интересных выводов, в прежние времена исследователям недоступных. Так, в 2004 году по числу обращений к словарю Вебстера удалось установить, какие новые термины пользуются наибольшим интересом. Отметим ещё, что на первом месте оказались термины, связанные с информатикой. Заметим, что информация, которая поступает к конкретному пользователю, совсем не обязательно хранится в одном и том же месте. Поступающая информация часто распределена по памяти различных машин. Это не является препятствием к её использованию. В то же время внимательный анализ показывает, что хранение информации в любом месте требует денежных затрат. Сказанное характерно и для печатной продукции. Обычные библиотеки должны оплачивать счета за освещение, отопление, аренду помещений. Они должны обеспечивать заработную плату своим сотрудникам. Тем не менее, такие расходы стали привычными и, хотя бы минимальные средства на них, обычно имеются в соответствующих бюджетах. Затраты на хранение электронной информации меньше. Тем не менее, в силу распределённости мест хранения, они покрываются из разных источников. Тем, кто хочет убедиться в этом, достаточно заглянуть на сайт библиотеки Института философии РАН (http://www.philosophy.ru/library )3 и прочитать там информацию об отсутствии средств для размещения на сайте новых материалов.

Все, кто постоянно пользуется Интернетом, хорошо знают, что многие URL-адреса неожиданно исчезают или меняются. Подобная практика нередко является серьёзной помехой для работы. Исчезновение адреса часто может оказаться серьёзной проблемой. Если обычная библиотека закрывается, то копию нужного печатного издания чаще всего можно найти в другом месте. Во всем мире государства и фонды поддерживают систему депозитариев, где по замыслу должны храниться единичные копии каждого печатного тиража. Во всяком случае, надежда отыскать, хотя и с большим трудом, необходимую печатную информацию имеется всегда. В случае же хранения информации на серверах Интернета копия-первоисточник чаще всего имеется только в одном экземпляре. Её исчезновение может полностью уничтожить информацию без какой-либо надежды на восстановление. Иными словами, такие достоинства сетевой информации, как быстрота и лёгкость её копирования осложняются тем, что многие нецентрализованные места её хранения нередко являются ненадёжными. Проблема создания универсальных хранилищ, поддерживаемых за государственный счёт, а также и их зеркал, где хранятся дубликаты электронных первоисточников, в полном объеме ещё не решена. Надо также отметить, что не вся информация, переведённая в электронную форму и находящаяся в Интернете, доступна при обычном поиске. Имеются огромные информационные массивы, которые недоступны при традиционных методах поиска[2]. Эта недоступность далеко не всегда связана с проблемами платного доступа к этой информации. Соответствующие информационные ресурсы в англоязычной литературе называют Deep Web (скрытая Паутина) в отличие от общедоступных ресурсов, которые составляют Surface Web (общедоступная Паутина). Считается, что количество ресурсов в скрытой паутине в несколько сот раз больше, чем в общедоступной[2].

Имеются и другие особенности сетевой информации. Объем каждого отдельного ресурса, в принципе, не ограничен, в отличие, скажем, от журнальной статьи. В хранимый ресурс можно постоянно вносить изменения. Конечно, иногда это является и недостатком. Большим достоинством Интернета является оперативность ввода новой информации. Так, многие новостные сайты обновляются по несколько раз в день. В то же время во многих случаях ресурсы в сети представляются так, что возможно только их линейное чтение. Естественно, способы постраничного представления информации в Интернете существуют. Тем не менее, в силу ряда организационно-технических причин их использование в ряде случаев ограниченно. Интернет, однако, дает значительно больше новых возможностей для работы с информацией, чем только что сказано. Одной из его главных особенностей является создание так называемых корпоративных систем, прежде всего, каталогов. Электронные каталоги большинства серьёзных библиотек общедоступны. Именно они часто объединяются в региональные, отраслевые и другие системы. Известен также и объединённый каталог научно-технических публикаций — OCLC (Online Computer Library Catalog)[2]. Имеются и другие схожие проекты. Эти возможности всемирной паутины позволяют существенно изменить методику ряда научных исследований. Некоторые примеры таких принципиально новых исследований кратко описаны нами в одной из заключительных глав[2].

При работе в сети резко возрастает роль посредника (mediator), помогающего пользователю найти нужную информацию. С позиций оказания помощи любой библиотекарь в обычной библиотеке хотя бы частично выполняет функцию посредника[45,46]. Он не только помогает отыскать книгу на полке или в фонде. Работник библиотеки часто помогает в библиографическом поиске. В массовых публичных библиотеках работники иногда просто подсказывают читателю названия книг, которые, по их мнению, могут заинтересовать данного читателя. Качество помощи библиотекаря определяется не только его квалификацией, но и квалификацией читателя. Недаром библиотекари любят повторять, что для того, чтобы получить квалифицированный ответ, нужно задать квалифицированный вопрос. Ситуация посредника характерна для многих областей связанных с массовым обслуживанием. В этом смысле любой продавец или экскурсовод также являются посредниками между потребителями (пользователями) и тем, что можно условно назвать «обобщённым продуктом» (товаром). При сетевом поиске информации роль посредника существенно меняется. Прежде всего, посредник здесь анонимен и недоступен. Поэтому запросы пользователя не могут в полной мере коррелироваться. (По поводу оценки посреднической роли библиотекаря см. [45,46]). Поиск информации, то есть нужных ресурсов в сети идёт по различным ключевым словам. Эти слова задаются или модераторами поисковой системы или же появляются в результате работы автора ресурса или вебмастера соответствующего сервера. Их квалификация может быть различной. Более того, разные поисковые машины могут использовать различные системы ключевых слов (различные классификаторы). В конечном итоге, это обычно приводит к некоторой утрате гибкости при поиске, хотя она перекрывается возможностью очень широкого поиска. Многие автоматизированные поисковые системы регистрируют индивидуальный номер компьютера, делающего запрос и запоминают ключевые слова запроса. Это делается с целью помощи пользователю, которому при повторных обращениях к системе предлагается список новых ресурсов «близких по тематике» к предыдущему запросу[2]. Близость тематики определяется классификацией запроса на основе соответствующей программы. Это во многом очень удобно. Тем не менее, часть информации при таком подходе может быть утеряна. В общем, качество такой работы во многом зависит от качества программы, то есть от того посредника, который составлял эту программу. Другим примером этого типа является, например, поисковый портал Google, в котором автоматически отсекается та часть найденных адресов, которая считается менее интересной для пользователя. (По этому поводу см. также[47]). Для опытных пользователей такой подход оказывается нередко просто помехой в их работе. Мы здесь не затрагиваем проблему возможных ограничений в свободе работы с информацией, которые легко могут возникнуть в таких случаях[39].

Отсечение конечных URL-адресов найденного списка релевантных (то есть соответствующих запросу) ресурсов исходит из анализа статистики работы поисковых машин. Эта статистика говорит о том, что основная часть пользователей знакомится только с содержанием ресурсов, которые в среднем отвечают первым 30 выданным поисковой системой URL-адресам. Более того, основная часть пользователей знакомится с содержанием ресурсов, расположенных только на 10 первых местах списка URL-адресов[48]. Средний пользователь не пытается проводить «глубокий» поиск с многократными нажатиями на клавишу мыши — «кликами». Считается[48], что такой пользователь обычно ограничивается тремя «кликами». Эти вопросы обсуждены не только в[48], но и серии статей А. Иванова[49]. В принципе идеальная поисковая машина должна выдавать пользователю материалы в соответствии с их «объективной ценностью». Однако понятие объективной ценности — это лишь некая теоретическая идеализация. Кроме того, если эту ценность и можно оценить, то для каждого пользователя она заведомо будет своей. По существу же «ценность содержания ресурса» или его релевантность задаются программистом, то есть посредником, перед которым стоит задача оптимизации поиска. При этом оптимизировать поиск надо не только в интересах пользователя, но и ещё одного незримого участника процесса. Этим участником в простейшем и наиболее распространённом случае является рекламодатель, который, оплачивая рекламу, финансово обеспечивает функционирование систем Интернета. Рекламодатель заинтересован не в том, чтобы пользователь получил наиболее ценные для него сведения, а в том, чтобы до пользователя дошла та дополнительная информация, которая заложена в рекламных и других продуктах, ради которых и финансируется работа системы в целом. Интересы пользователя и рекламодателя не совпадают. Поэтому реальный поиск ресурсов строится на основе определённых компромиссов, которые непрерывно пытаются преодолеть оптимизаторы, поисковых систем. Основные идеи такой борьбы и предлагаемых компромиссов описаны в работах [48,49]. Для нас же важно отметить, что внешне незаметная роль посредника-программиста при работе в электронных сетях резко возрастает по сравнению с ролью обычного библиотекаря.

При сетевом поиске серьёзное знание компьютера требуется не только от программиста, но и от «обобщенного библиотекаря». Именно по этой причине многие зарубежные университеты, например Мичиганский университет в США, начали готовить специалистов библиотечного поиска с хорошей компьютерной подготовкой. Для них даже предложено новое название профессии cybrarian. Оно получено из сочетания слова librarian (библиотекарь) и слова кибернетика. (См. [2]). Хорошее овладение искусством пользователя вычислительной техникой и хорошее знание библиотечного дела вовсе не означают, что специалист такого рода может быть программистом, пишущим приемлемые программы для библиотечного поиска. При обычном поиске информации, например в библиотеке, также встречаются пользователь (читатель) и специалист-посредник. Такова же ситуация и в большинстве других схожих случаев. Специалисты же другого плана в классическом процессе поиска информации принимают слабое участие. При поиске же информации в сетях, как видно из предыдущего обсуждения, в дело на равных основаниях вступают и программисты-математики. Как известно, основная трудность при попытке пользователя повысить свою квалификацию поисковика состоит в том, что подавляющее большинство специальной литературы и терминологии ориентировано на профессионала-библиотекаря. На него же рассчитаны и многие методические разработки, справочные материалы и т.д. Эти трудности достаточно хорошо известны. В то же время имеется, хотя и в небольшом количестве, литература, рассчитанная именно на пользователя, например[50]. В случае же сетевого поиска огромное количество методической литературы пишется именно программистами и в расчёте на них. Критическое отношение к таким материалам хорошо известно (см.[18]). Программисты, осваивающие библиотечное дело, нередко понимают библиотечную терминологию в расширительном смысле. Они часто предлагают новые, необоснованные термины, взамен уже имеющихся. (По этому поводу см.[2]). Ситуация усугубляется ещё и тем, что в силу понятных причин программисты, пришедшие работать, в эту область, молоды. Отсутствие опыта не позволяет им разрабатывать рациональную терминологию, учитывающую нормы родного языка. Всё это, безусловно, влияет на общую языковую ситуацию именно в той области знаний, которой посвящена настоящая работа.

Отличительной чертой Интернета, называемой в ряде случаев его «демократичностью» является практически свободная возможность размещать в сети любой материал. Будут ли его читать — это вопрос второго плана. Естественно, что при этом сеть засоряется случайными произведениями, графоманскими творениями, заброшенными и неоконченными проектами. В то же время в сеть помещаются и те материалы, которые могут найти своего читателя только по прошествии большого времени. Иногда это может спасти от гибели ценные соображения. Интересно отметить, что идея публиковать всё, что только создаётся людьми, принадлежит известному российскому писателю-фантасту В.С. Шефнеру. Она изложена в его повести «Девушка у обрыва или записки Ковригина» (См. одноименный сборник[51]).

Электронные сети породили специфические типы ресурсов — это электронные журналы и электронные библиотеки. Электронный журнал не имеет копий на обычных носителях. Он может иметь традиционные выпуски, но может и непрерывно дополняться поступающими в редакцию новыми статьями. В этом случае часто говорят об электронных изданиях, оставляя за электронным журналом периодичность и прочие атрибуты традиционной бумажной формы. Статьи в лучших изданиях такого рода реферируются и редактируются, также как и в журналах на традиционных носителях. Электронные библиотеки хранят сканированные варианты обычных изданий. Первая такая библиотека начала создаваться в 1971 году профессором Иллинойского университета Майклом Хартом. Это широко известный «Проект Гутенберг». Создателями этой библиотеки была провозглашена идея перевести в электронную форму всю классическую литературу. При этом (очевидно исходя из соображений учёта законодательства об авторском праве) к такой литературе были отнесены издания, вышедшие в свет до 1923 года. Несмотря на то, что на поддержание необходимого объема памяти тратятся немалые средства, само сканирование первоисточников для этого проекта проводится добровольцами-волонтёрами. Исходя из соображений читаемости представленных в библиотеке материалов любым пользователем, большинство книг переводится в электронный вид, в простейшей форме (plain text, то есть ASCII коды)4. Естественно, что при этом утрачиваются иллюстрации, таблицы и многое из того, что делает книгу привлекательной. Несмотря на то, что требование использования ASCII кодов не является принципиальным, его всё же придерживаются многие электронные библиотеки. Следует также отметить, что, несмотря на долгое успешное существование проекта Гутенберг, количество сканированных книг в этой электронной библиотеке не слишком велико. В последнее время в базе данных этого проекта появились книги не только в ASCII кодах, а также некоторые наиболее известные за рубежом классические произведения русской литературе на русском языке.

Вслед за проектом Гутенберг было создано большое количество электронных библиотек. Это были как чисто научные, так и беллетристические и смешанные по подбору литературы собрания. За прошедшие годы многие электронные библиотеки обзавелись зеркалами. Достаточно хороший обзор адресов электронных библиотек можно найти у Саши Шермана[52]. Однако этот обзор не отличается необходимой полнотой. Много полезных адресов есть и в[2]. Однако и здесь нет необходимой полноты приводимых сведений. Россия оказалась благодарным местом для создания электронных библиотек. Наиболее известна первая по времени её возникновения и весьма объемная российская библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru ). Полезно отметить также электронную библиотеку священника Якова Кротова (http://www.krotov.org ). В настоящее время электронный портал Google провозгласил начало работ по переводу в электронную форму ряда книжных собраний ведущих библиотек США. К этой работе намерен присоединиться портал Yahoo. В результате должна быть создана гигантская электронная библиотека. Этот проект не успел ещё всерьёз начаться, а вопросы об охране авторских прав при создании проектируемой электронной библиотеки сразу же выплыли наружу в виде судебных исков.

Успех электронных библиотек позволяет говорить о перспективности перевода всей уже имеющейся в мире печатной информации в электронную форму, хранящуюся в сети и опирающуюся на единый электронный корпоративный каталог. Отметим, что предположения о целесообразности замены электронными изданиями всей печатной литературы[18,53] представляются нами ничем не оправданной утопией, которую, кстати, невозможно реализовать и в силу практических соображений.

Наряду с электронными библиотеками появилось большое количество различных справочных изданий, энциклопедий и т.д. Многие из них являются частично или полностью платными[28]. Из учебных справочных материалов на английском языке интересна своей организацией система, размещённая по адресу: http://www.infoplease.com . Обзор этих материалов и методику работы с ними мы приводили в[2] и здесь повторять этого не будем. Значительно более интересно то обстоятельство, что в последнее время многие авторы, не имеющие проблем с печатанием своих произведений, помещают их только в сети, избегая обычных способов размножения. Причины этого могут быть разными, а число таких случаев пока не велико. Поскольку в электронных сетях появилось большое количество специальных изданий, которые легко могут быть частично или полностью изменены, а иногда и просто отсутствуют в традиционном виде, в постепенное обращение стал входить специальный термин для обозначения таких произведений — сететура (см. напр.[31]). Казалось бы, что более естественно выделять этим термином произведения, написанные с широким использованием гипертекста. В таких произведениях читатель, выбирая варианты, сам является как бы соавтором произведения. По существу, это является развитием традиционной схемы компьютерной игры. Однако, нам не известно серьезных художественных произведений с такой внутренней структурой. Экспериментальные работы этого плана и научная литература, естественно, нами не учитываются.

Ряд писателей, например, Сергей Лукьяненко, помещают в сети свои произведения по частям. Главы вывешиваются в сети по мере их написания. (См. http://netcompulenta.ru/51941 ). Надо сказать, что на самом деле такой подход является возрождением старого способа издания художественных произведений. Для простоты мы напомним, что романы и повести многих французских классиков, в частности

Г. Мопассана, печатались в выпусках ежедневных газет. Они дописывались авторами в процессе печатания произведения.

Идея интерактивной художественной литературы достаточно очевидна. Тем не менее, отнюдь не ясно будет ли она в прямом виде создана в обозримом будущем. В то же время, в сети сравнительно недавно появился быстро развивающийся чисто сетевой проект, который является настоящим примером нового типа творческой работы по созданию информационных ресурсов. Речь идёт о сетевой онлайновой энциклопедии, названной её авторами Википедия. Этот термин состоит из двух слов — хорошо знакомого любому человеку слова Энциклопедия и технологии Вики. Последний термин происходит от Гавайского вики-вики, что означает быстро. Проект был начат 15 января 2001 года Джими Уэйлсом и Лэрри Сэнгером. Первоначально проект создавался как некое дополнение к проекту Nupedia (Нупедия). Идея Нупедии состояла в создании чисто интернетовской общедоступной (свободной — free) энциклопедии. Эта энциклопедия, как это обычно принято, создавалась специалистами (экспертами). В отличие от этого Википедия и остальные Википроекты создаются всеми желающими. Иными словами любой человек имеет право написать статью на любую тему, в которой он сведущ, и разместить эту статью на страницах Википедии. В то же время любой желающий может внести правки в эту статью. В сомнительных случаях проводится дискуссия. Получающийся в результате текст является результатом коллективного творчества. Именно по этой причине все статьи в Википедии анонимны и никто не имеет авторских прав на них. В Википедии запрещается распространять чужие материалы, защищённые авторскими правами. Безусловно, в Википедии имеются некоторые административные фигуры. Однако, их роль в написании текста статей не существенна. Для поддержки проекта имеется некий фонд, который в широких пределах основан на добровольных пожертвованиях. Этот фонд территориально расположен в США. Он называется Wikipedia Foundation Inc (Викимедиа). Википедия создаётся более, чем на сотне языков. Наиболее развит её англоязычный раздел. В апреле 2005 года в нём было более 650.000 статей. Вторым по величине разделом является немецкоязычный раздел. Русскоязычный раздел существует с декабря 2002 года. Сейчас он бурно развивается. В нём в середине 2005 года было свыше 32.000 статей. В 2006 году он стал претендовать на второе место URL-адрес Википедии http://wikipedia.org . С главной страницы этого сайта можно выйти на русский раздел Википедии. Можно зайти на него и непосредственно, набрав http://ru.wikipedia.org/wiki . Посещая эти адреса, можно легко понять все особенности работы Википедии. Успех проекта породил и ряд смежных проектов по созданию словаря, учебников и т.п. литературы. Все они создаются на основе схожих принципов.

Википедия и сопряжённые с нею вики-проекты возможны только при использовании электронных сетей. Они являются первым убедительным примером принципиально новых возможностей литературной и научной работы, которые реализуются в электронных сетях. В то же время не трудно заметить, что в идее коллективного творчества имеются некоторые корни, которые восходят к докомпьютерным временам. Самым типичным примером такого творчества являлись шахматные матчи читателей газет (например «Комсомольской правды») с известными гроссмейстерами. В этих матчах ходы читателей определялись по большинству голосов, присланных участниками матча в редакцию. Известно, что эти ходы характеризовались высоким средним уровнем. В то же время, оригинальные идеи, не получившие большинства голосов, просто отсеивались. Таким образом, наиболее интересные варианты могли оказаться отвергнутыми. Строго говоря, народное творчество (былины, мифы, песни и т.д.) при желании можно рассматривать, как результат некоего аналога вики-процесса. В компьютерной практике есть язык программирования — Linux —, который также является результатом совместного творчества. По существу, этот язык совершенствуется в результате вики-процесса. Это является его несомненным достоинством. Отличие совершенствования этого языка от процесса создания Википедии состоит в том, что по условиям практической работы в совершенствовании языка программирования реально могут принимать участие только профессионалы достаточно высокого уровня, хотя в принципе к участию в процессе допускаются все желающие. Для правки же статей Википедии низкая квалификация потенциальных авторов не является препятствием. В то же время считается, что, несмотря на легкость участия в процессе правки, именно коллективное творчество способствует созданию статей достаточно высокого уровня. Опыт показывает, что это утверждение имеет под собой серьёзное основание.

Пятилетний опыт существования проекта показал его высокую перспективность. В то же время технику работы при таком коллективном творчестве нельзя ещё считать прочно установившейся. К особенностям проекта относится то, что поскольку каждый желающий может писать на интересующую его тему, общего строгого плана такой энциклопедии нет. В обычных условиях при написании трудов подобного рода заранее создаётся Словник, то есть список предполагаемых статей. Ничего такого при первом знакомстве с Википекдией обнаружить нельзя. По сути, предполагается, что сообщество авторов само определит круг наиболее важных тем. Однако в англоязычной версии Википедии нам встретилось предложение о написании некоторых желательных тем. Разовьется ли это в более серьёзное планирование работы вики-сообщества, сказать трудно. Второй особенностью материалов Википедии является то, что её статьи ещё не приобрели серьёзного авторитета. Несколько выше в нашем тексте приводится год появления первого законодательного акта об авторских правах — «Закона (статуса) Анны». В работе[23] этот акт датируется 1709 годом. В то же время в[25] этот акт приводится под 1710 годом. Под 25-номером в списке цитированной литературы приводится Британская энциклопедия. Её научный авторитет столь высок, что в подавляющем большинстве случаев любой автор предпочитает эти данные без дополнительной проверки. Статьи Википедии таким авторитетом пока не обладают. Поскольку вкусы авторов Википедии различаются в широких пределах для некоторых групп статей (статьи о городах, персоналии и т.п.) разработаны стандартные шаблоны. Это удобно не только при написании, но, главное, при чтении этих материалов. Несомненно, идея таких шаблонов является большим преимуществом вики-метода, хотя появилась она независимо от него. Выборочно знакомясь с участниками проекта, можно увидеть, что большинство из них молодо. В русскоязычном варианте, похоже, основную роль играют люди с компьютерным образованием, что не всегда является достоинством. Во многих западных странах, где Интернетом владеют более широкие слои общества, в проекте принимает участие большее количество специалистов в конкретных областях знания. Указанное замечание на наш взгляд просто указывает на болезнь роста. Такой же болезнью можно считать и нарочито маргинализованный язык внутренних дискуссий, столь свойствен таким полям Российского Интернета (Рунета), как чаты и блоги. (Термин блог происходит от английского Weblog). Этот язык особой симпатии у нас не вызывает. В то же время отметим, что в некотором смысле он ничуть не хуже «высоколобого» языка, столь свойственного определённым профессионалам, занимающимся словесностью. Вики-процессы и электронная литература являются тем полем, где влияние электронной техники на словесность и книгоиздание проявились наиболее активно. Тем не менее, нельзя считать, что процесс этого влияния завершён. Скорее можно говорить о том, что мы находимся в начале длинного, тернистого пути, конец которого мы только интуитивно чувствуем.


^ Коллективные процессы и Интернет


Описание Википедии и связанных с ней других викитехнологий заставляет более внимательно проанализировать некоторые особенности Интернета. Одной из наиболее бросающихся в глаза особенностей сети, также как и вообще работы с компьютером, является использование гипертекстовых ссылок. Фактически, читая материал можно переходить к заинтересовавшему читателя месту, к новой работе, в первую очередь к первоисточнику, и т.д. Знакомство с материалом ресурса перестаёт быть линейным. Оно не является уже и фрагментарным, то есть таким, когда можно путём определённых усилий, переходить от одной порции текста к другой. Линейное чтение — это, прежде всего, знакомство с материалом папирусного свитка. Фрагментарное же чтение обеспечивается произвольным перелистыванием страниц кодекса, то есть традиционной книги. (Об этом мы уже писали чуть ранее). Гипертекстовое чтение — это быстрый переход в разные места документа или ресурса, который осуществляется на основе личного выбора пользователя. Здесь важны произвольность выбора, то есть личное желание пользователя, быстрота перехода и, что очень хорошо обеспечивается электронными системами, возможность «входа» в новый ресурс или документ. Сама эта идея не нова и не связана непосредственно с Интернетом. В наиболее ярко выраженном виде эта идея реализовалась в педагогике в ныне уже основательно забытом методе перепутанных страниц[17], о котором мы писали здесь ранее. В этом методе учащийся по мере чтении учебного материала в книжной форме периодически подвергался тестированию. В соответствии с даваемым им ответом он отсылался на ту или иную страницу учебного пособия. Линейно же прочитать книгу было практически невозможно. Таким образом, налицо имелся полный аналог гипертекстового выбора. Однако этот выбор был не вполне произвольным, а осуществлялся на основании контроля знаний. Сами адреса переходов подбираются в этом методе заранее составителем учебной программы. Аналогичные методы сейчас широко используются в электронных учебных пособиях. Сама же идея гипертекстового выбора, то есть выбора решения в зависимости от решения читатели (или героя литературного произведения) известна с незапамятных времён. В принципе можно утверждать, что богатырь русских былин, который стоит на перекрёстке трёх дорог — отражает идею гипертекстового выбора. Естественно выбор делает не слушатель былины (читатель), а рассказчик (автор) и решение в тексте рассматривается только одно. Однако, есть примеры в литературе XIX —XX веков, например у О’Генри, где автор последовательно рассматривает все варианты возможного выбора. Тем не менее, и здесь читатель пассивен. Только в компьютерных играх игрок на самом деле делает выбор и активно влияет на результат. Иными словами здесь игрок (пользователь) на самом деле является полноценным соавтором. Успехи Интернета первоначально предполагали, что идея активного участия читателя текста в конструировании сюжета и его активном влиянии на результат не за горами. Тем не менее, создать подобное художественное произведение оказалось пока что никому не по силам. Мы уже мельком писали об этом. Причины такой неудачи на наш взгляд достаточно очевидны. Иными словами, «полные ожидания» этого плана не оправдались.

Даже поверхностный наблюдатель легко может заметить сходство гипертекстового представления последовательности текстов с классическими произведениями постмодернистской литературы. Это сходство отмечалось много раз и поэтому, мы позволим себе не перегружать соответствующими ссылками и без того большой список цитированной литературы. Мы обратим внимание на другое. Ряд авторов, в первую очередь педагогов и психологов, на основе этого сходства объявил Интернет типичным постмодернистским явлением (см. например[54,55]). Их доводы нередко сводится к тому, что и постмодернистские произведения в искусстве, и чтение в Интернете «хаотичны в своей основе». Тем самым как бы отражается стиль нашего мышления и указывается на отсутствие, если вдуматься, строгой логики знакомства с информацией в этих случаях. Мы не разделяем эту точку зрения, хотя она, вне всякого сомнения, имеет право на существование. Мы позволим себе отметить только одно, но принципиальное обстоятельство. В литературном произведении хаос изложения, иллюстрирующий работу человеческого сознания, явление чисто внешнее. На самом деле этот хаос продуман и чётко организован автором. Такая же ситуация характерна и для Интернета. Внешне хаотичное знакомство с порциями информации опирается на хорошо организованный и структурированный программный аппарат. То, что воспринимается читателем литературного произведения и пользователем Интернета, как беспорядочное «переползание с одного места на другое» на самом деле является результатом хорошо организованного процесса. Правда, в Интернете роль пользователя намного более активна, чем роль читателя художественного произведения. Но это, в свою очередь, опирается на много более мощный логический аппарат. Не важно то обстоятельство, что этот аппарат скрыт от пользователя, не всегда ему доступен и понятен. Важен сам факт его существования. Именно это обстоятельство позволяет нам предполагать, что считать появление Интернета фактором, связанным с прогрессом постмодернизма, не является примером серьёзного влияния развития электронной техники на гуманитарные области человеческой деятельности.

В то же время такое влияние несомненно существует и оно очень существенно. Его примером, в частности, являются идеи, которые связаны с викитехнологиями. Эти идеи с самого начала основываются на предположении о коллективном творчестве. Такое творчество проявляется, прежде всего, в выборе тем для статей. Строгого плана написания статей по той или иной тематике не существует. Поэтому выбор темы и добровольное присоединение к написанию соответствующей статьи свидетельствуют об общественном интересе к той или иной проблеме. Иными словами общая тематика статей отражает некое усреднённое общественное мнение, что очень ценно. Распределение статей по полям интересов отражает многие важные стороны общего внимания к разным проблемам. Быстрота работы и быстрый рост числа статей, которые при традиционном подходе не реализуемы, является одним из важнейших достоинств википроцесса. Интернет позволяет подключить к написанию статьи на ту или иную темы множество авторов, живущих далеко друг от друга и не имеющих возможности в обычных условиях активно контактировать друг с другом. Эти авторы могут работать в разных областях знания, что обеспечивает разносторонность освещении практически любой темы. Всё это является несомненным достоинством коллективистского подхода и, конечно, в первую очередь принималось в расчёт авторами идеи.

Коллективистский подход связан, однако, и с рядом отрицательных моментов. Действительно, принятие решения в спорных и сомнительных случаях на самом в неявном виде принадлежит большинству авторского сообщества. Это гарантирует некую «среднюю добротность» материала. Обычно она находится на достаточно высоком, а часто и на превосходном уровне. В то же время нельзя утверждать, что мнение большинства является самым разумным. Оно, в действительности, может отвергнуть оригинальные и новые идеи. Обсуждение спорных вопросов в этих ситуациях может быть неразумно отклонено. Скорее всего, таких случаев не очень много, но именно они влияют на средний уровень таких произведений в целом. Более того, анонимность статей не позволяет иногда ссылаться на них, как на авторитетный источник сведений. Один из двух первых авторов идеи Википедии со временем вышел из проекта в силу того, что анонимное авторство породило ряд неприятных инцидентов с людьми, которые посчитали себя обиженными текстами ряда статей. Известен случай, когда в русскоязычном варианте Википедии никак не удавалось согласовать содержание статьи, посвященной Нагорному Карабаху. Одни авторы придерживались проармянской, а другие проазербайджанской трактовки текста при написании этого материала. В результате пришлось оставить две независимые статьи, отражающие две противоположные точки зрения. Таких случаев не очень много, но, тем не менее, они существуют и с ними нельзя не считаться.

Мы здесь затронули очень важный вопрос о надёжности сведений, которые содержатся в ресурсах Интернета. Принципиальный подход к формированию сети связан с идеей «сетевой демократичности». Применительно к рассматриваемой проблеме это означает, что каждый автор волен располагать в сети любой материал и фактически не нести за него никакой ответственности. Положительные черты такого подхода достаточно очевидны. Однако если исключить из анализа случаи заведомой недобросовестности, мы будем вынуждены признать, что в сетевых ресурсах можно встретить много неполных, недостоверных, ошибочных, устаревших и т.п. материалов. При этом авторы далеко не всегда утруждают себя обязанностью указывать на происхождение и оценки надёжности приводимых данных. Позволим привести здесь только одну иллюстрацию. В Рунете есть хороший и удобный портал Mail.ru. На этом портале модно найти огромное количество полезных сведений. В подавляющем большинстве случае они достаточно надёжны. Соответственно материалы ресурсов, на которые выводит этот портал, пользуются высоким доверием. Тем не менее, ещё в мае 2006 г. в справках об Австрии в разделе, посвящённом иностранному туризму, давались сведения о том, что её национальной валютой является шиллинг. Как известно, Австрия перешла на евро несколько лет тому назад. Эта ошибка, вызванная отсутствием надлежащего контроля за содержанием материалов, в общем, не страшна. Тем не менее, никто не гарантирован от того, что на этом же портале можно встретить и другие ошибки. Они могут быть не столь явными и поэтому более опасными. Проблема надёжности получаемой пользователем информации, существовала и до появления Интернета. Однако с его появлением она обострилась и, главное, стала очевидной и актуальной. Подробное обсуждение путей контроля надёжности информации выходит за рамки нашей тематики.

При обсуждении викитехнологий мы уже отметили, что коллективные процессы работы с информацией являются принципиально новой и перспективной возможностью Интернета. Она проявляется, например, в создании корпоративных библиотечных каталогов и в наличии различных метапоисковых систем. Однако, и обычный учёт коллективного мнения пользователей, столь характерный для викитехнологий, не ограничивается только коллегиальным написанием различных материалов. Как известно, большое собрание документов и ресурсов, для того чтобы превратиться в библиотеку, базу данных, архив или другое активно используемое или, сохраняемое, упорядоченное множество должно иметь аппарат, который бы позволял отыскивать необходимые ресурсы и документы. Основой такого упорядочения являются каталоги. Теория и практика библиотечных каталогов имеет давнюю историю и хорошо разработана (см. [56]). Каталог используются и в различных поисковых машинах[2] (См. рис.1.) Однако, задачи, которые стоят перед теми, кто пользуется серьёзным научным каталогом библиотеки и каталогом поисковой машины разные. Каталог библиотеки, по какому бы принципу он ни был составлен, должен отвечать условиям научности и полноты. Каждый возможный тип ресурса или документа должен найти своё место в каталоге. Такие каталоги могут быть очень сложными и требующими навыка в их использовании. Каталог поисковой машины нацелен на другое — он должен быстро обеспечить запросы потенциальных пользователей. Здесь на первый план выходит требование простоты. Все известные к настоящему времени каталоги поисковых машин имеют не более четырёх степеней дробления понятий. Строгость классификационных систем в этом случае не требуется. В результате такие каталоги не отвечают условиям полноты и научности. Более того, сама группировка массовых запросов пользователей в таких каталогах может в результате оказаться причудливой и произвольной. В рубриках каталогов могут возникнуть лакуны в элементах классификационных делений. Тем не менее, подобный подход удовлетворяет большинство пользователей. Хорошо известно, что администрации всех поисковых машин внимательно следят за статистикой пользовательских запросов. Они, конечно, могут в случае надобности вносить корректировки в рубрикацию своих каталогов, если такая статистика укажет на целесообразность такого процесса.

Таким образом, каталоги поисковых машин являются результатом коллективного процесса, аналогичного викитехнологиям написания ресурсов.

Отметим также, что при работе с электронными каталогами библиотек в качестве поисковых дескрипторов широко используются индексы наиболее распространённых библиотечно-библиогафических классификаций — классификации Дьюи, УДК, ББК, и Классификация библиотеки Конгресса США. Эти индексы достаточно сложны. Поэтому при пользовании поисковыми машинами их структура поневоле упрощается[2]. Иными словами, и здесь Интернет вносит свои поправки в принятые методики работы.

Несколько ранее мы уже говорили о проблеме последовательности оптимальной выдачи URL-адресов ресурсов, отвечающих запросу пользователя. Как уже отмечалось основные проблемы этого плана можно понять из работ[48, 49]. Одним из факторов, которые влияют на оценку характеристик ресурса, является частота обращения к нему разных пользователей. Таким образом, коллективное мнение пользователей в ряде поисковых систем используется для оценочной работы с ресурсом. На этом пути встаёт много сложностей. При желании с этой проблемой можно детально ознакомиться с помощью какой-либо известной поисковой машины, начав поиск по темам онтологический поиск или семантический Web. Нам здесь важно только отметить, что коллективное «мнение» пользователей тоже вносит свой вклад в разработку поисковых программ для различных машин. Таким образом, именно коллективные процессы, в отличие от гипертекстовой литературы, оказались основным новым фактором, описывающим влияние Интернета на различные гуманитарные области знания.





Рис. 1 Вид основных рубрик каталога на главной странице Яндекса.


^ Заключительные замечания


Несомненно, многие читатели могут вспомнить свои первые впечатления от больших книгохранилищ. Вид огромного количества изданий, концентрирующих колоссальное количество информации, и ощущение ограниченности своих возможностей оказывают впечатляющее воздействие на любого человека. Данные о количестве публикуемых статей, оценки роста числа научных журналов и ресурсов Интернета говорят о том, что практически никто не в состоянии охватить умом все накопленные человечеством знания. Хорошо известно, что проблема использования накопленных знаний решается за счёт разделения труда (появление новых специальностей), свёртки информации (материалы представляются в более компактном виде) и отбрасывания в запасники ненужной и устаревающей информации. Тем не менее, процесс отставания индивидуальных возможностей человека от информационных достижений человечества в целом, объективно существует. На это указал М.Н. Эпштейн[57], сформулировавший это утверждение в качестве одного из основных законов развития человечества. В цитируемой работе М.Н. Эпштейн отталкивался от закона Мальтуса, сравнивавшего рост народонаселения и производство продуктов питания. Известно, однако, что природа и общество компенсируют указанное явление за счёт включения в действие механизмов, дополнительных к исходному механизму. В частности, падение рождаемости в развитых странах и появление новых сельскохозяйственных технологий привели к тому, что страны Западной культуры имеют ныне переизбыток продуктов сельского хозяйства и вынуждены принимать меры по ограничению их производства. Этот частный пример выходит за рамки нашего обсуждения. Однако применительно к информации мы можем сказать, что её рост и восприятие подчиняются общим законам роста в системах с ограниченным ресурсом[58,59], называемых также моделями с истощением ресурса[60]. В работе[60]нами приведены примеры ряда явлений, описываемых этой моделью. Во всех этих случаях бурный начальный рост сменяется последующим насыщением и возникает кривая, которая называется логистической кривой или логистой. Иногда её также называют кривой сатурации[60]. Вид этой кривой приведён на рис. 2. Кривая 1 этого рисунка — логиста. Кривая 2 — экстраполяция начального роста, которая наблюдалась бы при отсутствии ограничения ресурса. Прямая 3 — это предел. Применительно к накоплению информации эта кривая рассмотрена в [3, 61]. Соответственно, проблемы, которые сформулированы в [57], побуждают провести исследования по динамике развития новых информационных ресурсов. Весьма желательным в этом плане было бы изучение динамики возникновения компьютерной терминологии. Для этого следует изучить словари компьютерных терминов. Препятствием на пути этих исследований является то, что большинство таких словарей имеет электронную форму. Дополнения и изменения в них вносятся постоянно. При этом, как уже отмечалось, старые наборы терминов не сохраняются. На этом примере хорошо видно, что электронные технологии, которые позволяют проводить принципиально новые виды исследований, в ряде случаев, наоборот являются тормозом в проведении стандартных работ.





Рис. 2. Вид логистической кривой (кривая сатурации).


Таким образом, влияние электроники на проблемы, непосредственно связанные со словесностью, весьма многообразно. Это влияние может быть, как положительным, так и отрицательным. Положительные стороны этого влияния, однако, намного превышают отрицательные.



elektrorazvedka-razdolinskogo-uchastka.html
elektroshok-i-boos-kaliningradskie-novie-kolesa-kaliningrad-19012006.html
elektrosnabzhenie-metallurgicheskogo-zavoda.html
elektrosnabzhenie-sadovodstva.html
elektrotehnicheskie-i-konstrukcionnie-materiali.html
elementarnaya-matematika-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-cpecialnost.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rej-duglas-bredberi-stranica-10.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-minusinska.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskie-trebovaniya-k-kontrolno-kassovoj-tehnike.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razrabotka-analizatora-gazov-na-baze-gazovogo-sensora-rs-286-620-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/lekarstvennij-ogorod.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-zadaniya-nazvanie-kursa.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vdoklade-utverzhdaetsya-sleduyushee.html
  • doklad.bystrickaya.ru/umk-na-2010-2011-uchebnij-god-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-o-publichnom-predlozhenii-cennih-bumag-stranica-8.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-byudzhet-i-byudzhetnaya-sistema-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovki-specialista-avtor-m-p-afanasev.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-visshego-obrazovaniya-specialnost-080507-65-menedzhment-organizacii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-na-2009-2010-uchebnij-god-grazhdanskoe-pravo.html
  • student.bystrickaya.ru/2-kontrol-i-ocenka-rezultatov-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/takoj-mobilnij-vremya-novostej-veretennikova-kseniya-19012006-7-str-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kemelermen-bolan-avariyali-zhadajlardi-tergeu-aidasi-zhalpi-erezheler.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-ih-nablyudenij-a-svoego-robota-nemedlenno-unichtozhil-edinstvennaya-ilajdzh-bejli-poluchaet-zadanie.html
  • exam.bystrickaya.ru/usloviya-realizacii-gosudarstvennogo-obsheobyazatelnogo-standarta-obrazovaniya-respubliki-kazahstan-organizaciyami-obrazovaniya-obuchayushimi-detej-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-soderzhanie-principi-i-modeli-polovogo-vospitaniya-programmi-polovogo-vospitaniya-20-5-rezultati-realizacii.html
  • write.bystrickaya.ru/etap-4-realizaciya-programmi-socialno-pedagogicheskoj-reabilitacii-po-materialam-vii-mezhvuzovskoj-studencheskoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-matematicheskie-rascheti-semejnogo-byudzheta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-po-obrazovaniyu-i-nauke-goroda-sochi.html
  • tests.bystrickaya.ru/krizisnie-yavleniya-vozmozhnosti-i-puti-ih-preodoleniya-v-socialno-ekonomicheskih-sistemah-regionov-rossii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-zhemchuzhini-skazka-dlya-nikol-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-proizvodstvo-i-primenenie-sovremennoj-tari-i-upakovki-xxxviii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-14-tema-hram-vvodnoe-zanyatie-v-kurs-orkse-dlya-4-klassa-urok-1-tema-puti-raznie-cel-odna.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-programm-himioterapii-razlichnoj-intensivnosti-v-lechenii-ostrogo-limfoblastnogo-lejkoza-u-detej-14-01-08-pediatriya-14-01-21-gematologiya-i-perelivanie-krovi-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-rossiya-v-pervoj-polovine-xix-veka-1-vostochnie-slavyane-v-drevnosti-obrazovanie-gosudarstva-vostochnih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-redaktirovanie-bez-redaktorov-svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-6-organizaciya-i-upravlenie-kratkij-kurs-lekcij-federalnoe-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-zanyatiya-celi-i-soderzhanie-obucheniya-inostrannim-yazikam-v-nachalnoj-shkole-principi-obucheniya-inostrannim-yazikam-v-nachalnoj-shkole.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otchet-o-seminare-finansovoe-obespechenie-innovacionnoj-deyatelnosti-rossijskij-i-evropejskij-opit.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-aya-plyus-inn-5405170433-g-novosibirsk-ul-inskaya-39.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/principi-konstruirovaniyapedagogicheskih-sistem.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/konyunktura-rinka-i-osnovnie-pokazateli-ee-izucheniya-analiz-potenciala-i-emkosti-rinka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ingushskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • bool(false)
    © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.