.RU

Герои и проблематика трагедии А. С. Пушкина Моцарт и Сальери

Герои и проблематика трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Автор: Пушкин А.С.

«Маленькие трагедии» посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью («Скупой рыцарь»), завистью («Моцарт и Сальери»), чувственностью («Каменный гость»). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ трагизмом.

Страсть, сжигающая душу Сальери («Моцарт и Сальери»), зависть. Сальери «глубоко, мучительно» завидует своему гениальному, но беспечному и смешливому другу Моцарту. Завистник с отвращением и душевной болью открывает в себе это чувство, прежде ему несвойственное:

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Природа этой зависти не вполне понятна самому герою. Ведь это не зависть бездарности к таланту, неудачника к баловню судьбы. «Сальери великий композитор, преданный искусству, увенчанный славой. Его отношение к творчеству самоотреченное служение. Однако в преклонении Сальери перед музыкой есть что-то страшное, пугающее. В его воспоминаниях о юношеской поре, о годах ученичества мерцают почему-то образы смерти:

Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

Эти образы возникают не случайно. Сальери утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, утратил саму любовь к жизни, поэтому служение искусству видится ему в мрачных, суровых красках. Творчество, считает Сальери, — удел избранных и право па него надо заслужить. Лишь подвиг самоотречения открывает доступ в круг посвященных творцов. Всякий, кто понимает служение искусству иначе, посягает на святыню. В беспечной веселости гениального Моцарта Сальери видит, прежде всего, глумление над тем, что священно. Моцарт, с точки зрения Сальери, «бог», который «недостоин сам себя».

Душу завистника сжигает и другая страсть гордыня. Он глубоко чувствует обиду и ощущает себя суровым и справедливым судьей, исполнителем высшей воли: «...я избрал, чтоб его остановить...». Великие творения Моцарта, рассуждает Сальери, в конечном счете, губительны для искусства. Они будят в «чадах праха» лишь «бескрылое желанье»; созданные без усилий, они отрицают необходимость подвижнического труда. Но искусство выше человека, и потому жизнь Моцарта должна быть принесена в жертву «не то мы все погибли».

Жизнь Моцарта (человека вообще) ставится в зависимость от «пользы», которую он приносит прогрессу искусства:

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство?

Так самая благородная и гуманистическая идея искусства используется для обоснования убийства.

В Моцарте автор подчеркивает его человечность, жизнерадостность, открытость миру. Моцарт рад «нежданной шуткой угостить» своего друга и сам искренне хохочет, когда слепой скрипач «угощает» Сальери своим жалким «искусством». Из уст Моцарта естественно звучит упоминание об игре на полу с ребенком. Его реплики легки и непосредственны, даже когда Сальери (почти не шутя!) называет Моцарта «богом»: «Ба право? может быть... Но божество мое проголодалось».

Перед нами именно человеческий, а не жреческий образ. За столом в «Золотом Льве» сидит жизнелюбивый и ребячливый человек, а рядом с ним тот, кто говорит о себе: «...мало жизнь люблю». Гениальный композитор играет свой «Реквием» для друга, не подозревая, что друг станет его палачом. Дружеская пирушка становится пиром смерти.

Тень рокового пира мелькает уже в первом разговоре Моцарта с Сальери: «Я весел... Вдруг: виденье гробовое...». Предсказано появление вестника смерти. Но острота ситуации состоит в том, что друг и есть вестник смерти, «виденье гробовое». Слепое поклонение идее превратило Сальери в «черного человека», в Командора, в камень. Пушкинский Моцарт наделен даром интуиции, и потому его томит смутное предчувствие беды. Он упоминает о «черном человеке», заказавшем «Реквием», и неожиданно ощущает его присутствие за столом, а когда с уст Сальери срывается имя Бомарше, тотчас вспоминает о слухах, пятнавших имя французского поэта:

Ах, правда ли, Сальери,

Что Бомарше кого-то отравил?

В этот момент Моцарт и Сальери как бы меняются местами. В последние минуты своей жизни Моцарт на миг становится судьей своего убийцы, произнося снова, звучащие для Сальери приговором:

...гений и злодейство

Две вещи несовместные.

Фактическая победа достается Сальери (он жив, Моцарт отравлен). Но, убив Моцарта, Сальери не смог устранить источник своей нравственной пытки зависть. Глубинный се смысл открывается Сальери в момент прощания с Моцартом. Тот гений, ибо наделен даром внутренней гармонии, даром человечности, и потому ему доступен «пир жизни» беспечная радость бытия, способность ценить мгновение. Сальери этим дарам жестоко обделен, поэтому его искусство обречено па забвение.


dokazatelstvo-obshee-ponyatie-sushnost-i-znachenie.html
dokazivanie-i-dokazatelstva-v-grazhdanskom-processe.html
doklad-2002-god-stranica-3.html
doklad-6-tema-zashita-informacii-v-stroitelnom-biznese.html
doklad-analiz-stranica-2.html
doklad-direktora-mou-balabash-baishevskaya-sosh.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shema-bibliograficheskoj-zapisi-odnotomnogo-izdaniya-obyazatelnie-elementi-opisaniya-podcherknuti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-rosobrazovaniya-nikolaj-aleksandra-koshkina-aleksandr-chernih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konstantin-paustovskij-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-4-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-pedagogika-i-psihologiya-sokrashennoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-avtori-zapertie-komnati-i-drugie-nevozmozhnie-prestupleniya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-razvitie-vzglyadov-na-psihiku-v-hvii-hviii-vekah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-kruzhok-robototehniki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kladbishenskie-vorishki-vampiri-antologiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-deyatelnosti-torgovo-promishlennoj-palati-chuvashskoj-respubliki-na-2011-2015-godi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozheniya-biznes-planirovanie-i-investicii-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-obrazovanii-stranica-10.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nejropsihologicheskie-osobennosti-lic-s-deviantnim-seksualnim-povedeniem-chast-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vtorogo-etapa-mezhokruzhnogo-chempionata-sfo-i-dvfo-24-fevralya-2012-g-pyatnica.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/avtomobilnaya-signalizaciya.html
  • college.bystrickaya.ru/-svedeniya-o-harakteristikah-tovara-otkritij-aukcion-na-pravo-zaklyucheniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dogovor-uchastiya-v-dolevom-stroitelstve-prinyatie-sokrasheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/335-dekorativnie-posadki-administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-sosnovoborskij-gorodskoj-okrug-leningradskoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publikacii-v-inostrannoj-literature-bibliograficheskij-ukazatel-trudov-sotrudnikov-fgu-rnc-vtoim-akad-g-a.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/65anketa-uchastnika-forma-5-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-9.html
  • shkola.bystrickaya.ru/spisok-pedagogov-do-mou-liceya-3-alyans-doklad-direktora-mou-liceya-3-alyans.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-obichaev-i-tradicij-narodov-severnogo-kavkaza-.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-30-osnovnie-izmeneniya-v-prave-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
  • student.bystrickaya.ru/323-materiali-tovari-sire-i-postavshiki-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-arhangelskij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-zakonomernosti-vozdejstviya-faktorov-sredi-na-organizmi-zakon-minimuma-libiha.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-n-9-prakticheskoe-posobie-osnovi-vedeniya-media-biznesa-v-pechatnih-sredstvah-massovoj-informacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-posvyashaetsya-dzhejn-stranica-12.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelnie-stali-voprosi-stroitelnie-stali.html
  • znanie.bystrickaya.ru/94-metodi-psihologicheskogo-vozdejstviya-zadachi-i-mesto-psihologii-v-sisteme-nauk-osnovnie-istoricheskie-etapi-razvitiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-eto-odna-iz-osnovnih-funkcij-upravleniya-1-upravlenie-socialno-ekonomicheskimi-sistemami-organizaciyami.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spravedlivoe-sudebnoe-razbiratelstvo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-polifoniya-i-ekonomicheskaya-vigoda-chitatel-kak-storona-diplomnaya-rabota.html
  • institute.bystrickaya.ru/fakultet-fizicheskoj-kulturi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-2-kontrolya-po-patofiziologii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-folklor-finno-ugorskih-narodov-blok-disciplin-opd.html
  • writing.bystrickaya.ru/elektronnie-voltmetri.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.