.RU

Герои и проблематика трагедии А. С. Пушкина Моцарт и Сальери

Герои и проблематика трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Автор: Пушкин А.С.

«Маленькие трагедии» посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью («Скупой рыцарь»), завистью («Моцарт и Сальери»), чувственностью («Каменный гость»). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ трагизмом.

Страсть, сжигающая душу Сальери («Моцарт и Сальери»), зависть. Сальери «глубоко, мучительно» завидует своему гениальному, но беспечному и смешливому другу Моцарту. Завистник с отвращением и душевной болью открывает в себе это чувство, прежде ему несвойственное:

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Природа этой зависти не вполне понятна самому герою. Ведь это не зависть бездарности к таланту, неудачника к баловню судьбы. «Сальери великий композитор, преданный искусству, увенчанный славой. Его отношение к творчеству самоотреченное служение. Однако в преклонении Сальери перед музыкой есть что-то страшное, пугающее. В его воспоминаниях о юношеской поре, о годах ученичества мерцают почему-то образы смерти:

Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

Эти образы возникают не случайно. Сальери утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, утратил саму любовь к жизни, поэтому служение искусству видится ему в мрачных, суровых красках. Творчество, считает Сальери, — удел избранных и право па него надо заслужить. Лишь подвиг самоотречения открывает доступ в круг посвященных творцов. Всякий, кто понимает служение искусству иначе, посягает на святыню. В беспечной веселости гениального Моцарта Сальери видит, прежде всего, глумление над тем, что священно. Моцарт, с точки зрения Сальери, «бог», который «недостоин сам себя».

Душу завистника сжигает и другая страсть гордыня. Он глубоко чувствует обиду и ощущает себя суровым и справедливым судьей, исполнителем высшей воли: «...я избрал, чтоб его остановить...». Великие творения Моцарта, рассуждает Сальери, в конечном счете, губительны для искусства. Они будят в «чадах праха» лишь «бескрылое желанье»; созданные без усилий, они отрицают необходимость подвижнического труда. Но искусство выше человека, и потому жизнь Моцарта должна быть принесена в жертву «не то мы все погибли».

Жизнь Моцарта (человека вообще) ставится в зависимость от «пользы», которую он приносит прогрессу искусства:

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство?

Так самая благородная и гуманистическая идея искусства используется для обоснования убийства.

В Моцарте автор подчеркивает его человечность, жизнерадостность, открытость миру. Моцарт рад «нежданной шуткой угостить» своего друга и сам искренне хохочет, когда слепой скрипач «угощает» Сальери своим жалким «искусством». Из уст Моцарта естественно звучит упоминание об игре на полу с ребенком. Его реплики легки и непосредственны, даже когда Сальери (почти не шутя!) называет Моцарта «богом»: «Ба право? может быть... Но божество мое проголодалось».

Перед нами именно человеческий, а не жреческий образ. За столом в «Золотом Льве» сидит жизнелюбивый и ребячливый человек, а рядом с ним тот, кто говорит о себе: «...мало жизнь люблю». Гениальный композитор играет свой «Реквием» для друга, не подозревая, что друг станет его палачом. Дружеская пирушка становится пиром смерти.

Тень рокового пира мелькает уже в первом разговоре Моцарта с Сальери: «Я весел... Вдруг: виденье гробовое...». Предсказано появление вестника смерти. Но острота ситуации состоит в том, что друг и есть вестник смерти, «виденье гробовое». Слепое поклонение идее превратило Сальери в «черного человека», в Командора, в камень. Пушкинский Моцарт наделен даром интуиции, и потому его томит смутное предчувствие беды. Он упоминает о «черном человеке», заказавшем «Реквием», и неожиданно ощущает его присутствие за столом, а когда с уст Сальери срывается имя Бомарше, тотчас вспоминает о слухах, пятнавших имя французского поэта:

Ах, правда ли, Сальери,

Что Бомарше кого-то отравил?

В этот момент Моцарт и Сальери как бы меняются местами. В последние минуты своей жизни Моцарт на миг становится судьей своего убийцы, произнося снова, звучащие для Сальери приговором:

...гений и злодейство

Две вещи несовместные.

Фактическая победа достается Сальери (он жив, Моцарт отравлен). Но, убив Моцарта, Сальери не смог устранить источник своей нравственной пытки зависть. Глубинный се смысл открывается Сальери в момент прощания с Моцартом. Тот гений, ибо наделен даром внутренней гармонии, даром человечности, и потому ему доступен «пир жизни» беспечная радость бытия, способность ценить мгновение. Сальери этим дарам жестоко обделен, поэтому его искусство обречено па забвение.


dokazatelstvo-obshee-ponyatie-sushnost-i-znachenie.html
dokazivanie-i-dokazatelstva-v-grazhdanskom-processe.html
doklad-2002-god-stranica-3.html
doklad-6-tema-zashita-informacii-v-stroitelnom-biznese.html
doklad-analiz-stranica-2.html
doklad-direktora-mou-balabash-baishevskaya-sosh.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-konferencii-predpolagaetsya-rassmotret-sleduyushie-voprosi-otechestvennaya-politika-kak-predmet-izucheniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pumpr-v-svobodova-m-mansurov-g-n.html
  • urok.bystrickaya.ru/proektuvannya-trendu.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhizn-i-liturgicheskoe-nasledie-svyatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-istoriya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-040100-sociologiya.html
  • bystrickaya.ru/zapadnaya-sibir-v-sisteme-drevnih-kultur-evrazii.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-primenyaet-usn-s-obektom-nalogooblozheniya-dohodi-minus-rashodi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-obyazatelstvah-rossii-po-dostupu-na-rinok-tovarov-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/operaciya-skanirovaniya-cepochek-konspekt-lekcij-sistemnoe-programmirovanie-semestr-2-vozle-nazvaniya-kazhdoj-lekcii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/putevoditel-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskoj-voenno-sportivnoj-igri-tropa-desanta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-klass-istoriya-otechestva-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-istorii-i-obshestvoznaniya-na-2008-2009-uchebnij-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-v-biblioteku-mgou-aprel-maj-2009-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/seksualnaya-ekspluataciya-detej-i-torgovlya-detmi-doklad-o-rabote-sorok-tretej-sessii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-belgorodskoj-oblasti-proizoshli-pozhari-na-dvuh-zavodah-informacionnoe-agentstvo-belru-14102011.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-s-amalrik-a-a-mongajt-v-poiskah-ischeznuvshih-civilizacij-izdanie-vtoroe-d-o-no-1-ii-eiio-e-stranica-15.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-pyatogo-soziva-stavit-rekordi-v-pervuyu-sessiyu-9.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie28-v-celyah-uvelicheniya-nalogovih-postuplenij-i-razvitiya-srednego.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-zakoni-iz-dolgogo-yashika-14.html
  • lesson.bystrickaya.ru/telos-kniga-3-glava-15-telos-kniga-glava-6.html
  • college.bystrickaya.ru/119-trebovaniya-k-transportnim-sredstvam-prednaznachennim-dlya-perevozki-pishevih-zhidkostej.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iii-prirodnie-i-socialno-ekonomicheskie-faktori-formirovaniya-gorodskoj-sredi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vam-amerikanskaya-sistema-pro-v-evrope-dostavlyaet-bespokojstvo-tv-6-radio-rossii-vesti-09-07-2008-borisov-dmitrij-22-00-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sport-iskusstvo-intellekt.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-vishnij-volochek.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-po-uchebnomu-predmetu-istoriya-rossii-dlya-vi-vii-klassov-sostavitel.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroitelnij-sektor-nyusmejkeri-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/internet-sovremennoe-sredstvo-prodvizheniya-i-prodazhi-tovarov-chast-3.html
  • control.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-studentki-541-gruppi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-ajzeka-azimova-stranica-15.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-uchastnikov-v-yubilejnaya-mezhdunarodnaya-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-informacionno-kommunikacionnie-tehnologii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rastitelnie-oblasti-mira.html
  • turn.bystrickaya.ru/partiya-vlasti-vzyala-pod-kozirek-predsedatel-fss-prizval-vseh-strahovatelej-do-1-yanvarya-2010-goda-provesti-sverku-platezhej-po-esn.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-professionalnie-bolezni-voenno-polevaya-terapiya-dlya-specialnosti-32-05-01-mediko-profilakticheskoe-delo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostav-komissii-po-otboru-organizacij-na-poluchenie-v-2010-godu-subsidij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.