.RU

Этнический состав и происхождение алтайцев историко- этнографический очерк - страница 15


послал в Минусинскую котловину в 1702 г. сильный отряд в 2.5 тысячи воинов, который увел принудительно енисейских кыргызов в Джунгарию.79 Кыргызов было переселено «полутысячи с три дымов», т. е. полторы тысячи кибиток (свыше 6 тыс. дущ обоего пола). С кыргызами переселились частично и их некоторые киштымы. В Джунгарии кыргызы составили особый оток численностью в 4 тыс. кибиток, управляемый четырьмя зайсанами, но под контролем джунгарского хана. Телеуты тоже были насильственно переселены в Джунгарию, хотя этот вопрос совершенно не освещен в исторической литературе. Переселение проводилось по распоряжению Цэван-Рабдана, о чем он и сказал в 1716 г. в разговоре с русским послом И. Чередовым.80 Джунгарский контайша подчеркнул тогда, что он освободил спорные территории от кочевавших там кыргызов и телеутов для устранения конфликтов, возникавших будто бы из-за их подданства Джунгарии. В разговоре с послом И. Унковским джунгарский хан также упомянул однажды о том, что телеуты раньше жили «около Оби реки, и оных-де с две тысячи побили и побрали, а достальные-де сюда ушли».81

Факт административного переселения в Джунгарию в начале правления Цэван-Рабдана и полной зависимости телеутов хорошо устанавливается не только со слов джунгарского хана, но и по некоторым другим историческим материалам. В челобитной теле-утского князя Байгорока Табунова (внука Коки Абакова и сына Табунки Кокина) от 18 января 1722 г., поданной на имя русского царя чер'ез Тобольскую губернскую канцелярию, представляющей собой жалобу на бывшего коменданта г. Кузнецка Б. Синя-вина, говорится: «В прошлых-де годах прародители его (Байго рока, — Л. П.) все жили в калмыцкой урге (ставке джунгарского хана, — Л. П.) под владением тамошних владелцов многие годы. А дед его, когда была при Томску служба, с Киргизы служил его императорскому величеству с русскими служилыми людми. а с подчиненными своими служилыми же Калмаки с тысячью человеки. И поручил он под высокую его императорского величества руку оную Киргискую землю и взял аманатов и привез к отдаче в Томск. А он, Байгорок, служил в калмыцкой урге и жил в Обских краях князцом, имел у себя подданных ему служилых Калмыков 3000 дымов».82 В челобитной рассказывается о некоторых поручениях джунгарского хана, которые приходилось выполнять телеутскому зайсану Байгороку как служебному лицу. Например, он выезжал с отрядом телеутов в тысячу человек по

79 Л. П. Потапов. Происхождение и формирование хакасской народности, стр. 161—168.

80 И. 3 л а т к и н, ук. соч., стр. 347—348.31 Посольство Унковского, стр. 136.

82 Памятники сибирской истории XVIII в., кн. II. СПб., 1885, стр. 295— 297. Урга — ставка джунгарского хана.

■114 . ....... ■ .. „■ ., ,

оиказу контайши к Ямышеву озеру «для охранения его импера-орского величества казны и русских людей от Казачьей орды, и том радение свое казал, и никаковы порухи над оной казной и к людям от них Казачьей орды в той Ямышевской степи не бывало».83 Упоминаемый в челобитной дед Байгорока — это князь Абак, который в первой четверти XVII в. действительно участвовал в походах из Томска на енисейских кыргызов. Дедом он назван, конечно, неправильно. Он был прадедом Байгорока, но при переводе с телеутского языка общий термин, означающий и деда и прадеда и прапрадеда (у телеутов была классификационная система родства), был переведен по-русски как «дед».

Нет никаких оснований сомневаться в насильственном переселении телеутов в Джунгарию. Другое дело — мотивы такого переселения. Едва ли говорил правду Цэван-Рабдан, объясняя переселение енисейских кыргызов и телеутов к себе с целью «улучшения отношений» с Русским государством. Вероятно, более прав был тот пленный томский татарин, с которым повстречался в лесу житель г. Тары Михаил Заливин (находившийся в составе посольства И. Унковского в ставке Цэван-Рабдана), сообщивший Заливину «и для того киргизов и теленгутов контайша к себе забрал, чтобы от него не ушли».84

Остается только неизвестным, когда произошло насильственное переселение телеутов в Джунгарию. Хотя несомненно случилось оно в первые годы правления Цэван-Рабдана, но когда точно, мы не знаем. Казалось бы, ответ можно усмотреть в документе 1699 г., в котором русские служилые люди, приехавшие из Томска, Красноярска и Кузнецка, докладывали, что «кыргызы и телеуты — это Араптана-де контайшины люди».85 Но из такого сообщения еще не ясно, были ли в это время переселены телеуты, так как кыргызы, например, в 1699 г. жили еще на своих местах. К этому времени, видимо, большая часть телеутов, находившаяся под властью Коки Абакова и его сына Табуна, кочевала в верховьях Алея, т. е. на территории, захваченной джун-гарскими ханами. В Томский уезд телеуты приходили лишь для разбоя. В один из таких набегов в 1700 г. они разграбили белых калмыков, живших у Оби, «сожгли их улусы, угнали скот и пленных»,86 И все же решить вопрос о годе насильственного переселения телеутов на основании таких фактов не представляется возможным.

По китайским источникам,87 телеуты в количестве 4 тыс. кибиток-юрт составляли в Джунгарии отдельный оток, которым

83 Там же.

84 Посольство Унковского, стр. 93.

5 Памятники сибирской истории XVIII в., кн. I. СПб., 1885, стр. 6 и 11. ™ Архив Акад. наук СССР, ф. 21, оп. 5, д. 152, лл. 232—281 об.

Иакинф. Историческое обозрение ойратов. СПб., 1854, стр. 132.

8* (15

управляли четыре телеутских зайсана, как мы знаем, с наследственной властью; одним из них в начале 20-х годов XVIII в и был Байгорок Табунов (правнук Абака). Общая численность телеутов, проживавших в основном в Джунгарии, составляла около 20 тыс. человек, если принять, как обычно, коэффициент 5 чел. для юрты-семьи. Посол И. Унковский, побывавший в Джунгарии в. 1722—1724 гг., не сообщает численности, а пишет: «Под его контайшиным владением обретаются разные народы, а именно, его настоящий народ, именуемый зюнгары, киргизы, урянхайцы, теленгиты и мингаты, . .».88 Кыргызы, переселенные с Енисея, также составляли оток в 4 тыс. кибиток и управлялись тоже четырьмя зайсанами, а тувинцы-урянхайцы числились как ханство, но какое количество юрт у них было, не сказано. Мингаты, упомянутые Унковским, были в свое время угнаны в Джунгарию из Тувы, из долины Хемчика. В Джунгарии они числились отдельным отоком в 3 тыс. кибиток и управлялись двумя зайсанами.89 Косвенно можно судить о значительной по тем временам численности телеутов-теленгутов и по сообщению (1723 г.) Коменданта Усть-Каменогорской крепости о прибытии в крепость 9 теленгутов для торговли (скот и шкурки соболей), которые рассказали: «Отпущены-де они от Конташни кочевать в прошлом 720 г. по Убе и Иртышу рекам, и в оных де местах кочует их человек с тысячи три».90 Три тысячи человек — только одна группа телеутов, которой разрешено было кочевать на правобережье Иртыша у Западного Алтая, — это немалая цифра. Сопоставим с ней 3000 юрт обских телеутов, которыми ведал зайсан Байгорок Табунов. А если взять более поздние данные, отражающие уже гго крайней мере полувековое существование телеутов после переселения их в Джунгарию, то цифра численности еще повысится. Из письма одного телеутского зайсана на имя царицы Елизаветы Петровны (1756 г.) мы узнаем, что когда начался разгром Джунгарии войсками Цинской династии, телеутские зай-саны бросились бежать из Джунгарии в Южную Сибирь (на свою прежнюю родину) и направились к русским крепостям, граничившим с Алтаем. По дороге на них неоднократно нападали китайские войска, и все же «с пять тысяч кибиток на лошадях и верблюдах едва и живот свой бегом спасли, потом и к российским границам с немалым носпешением стали прибли-

88 Посольство Унковского, стр. 193.

89 После начавшегося падения Джунгарии, последовавшего за смертьюГалдан-Церена (1745), мингаты вместе с телеутами начали выселяться изДжунгарии на родину. Часть их достигла Тувы и смешалась с другимиродо-племенными группами. В районе Кобдо (в Зап. Монголии) имеетсяцелый хошун мингатов, омонголившихся по языку и в значительной мерепо культуре и быту. Они описаны Г. Потаниным (Очерки Северо-ЗападнойМонголии, тт. II, IV).

90 Памятники сибирской истории XVIII в., кн. II, стр. 435.

116

жаться».91 Следовательно, в это время только возвратившиеся телеуты уже насчитывали примерно 5 тыс. кибиток. Таким образом, наиболее многочисленные племена Южной Сибири: телеуты, енисейские кыргызы и тувинцы (в том числе и мингаты) — в эпоху расцвета Джунгарского ханства были в его полном подчинении, причем кыргызы и телеуты даже были переселены в Джунгарию, как, впрочем, и некоторые тувинцы, в частности мингаты.

Мы приведем еще некоторые документальные свидетельства подчинения телеутов джунгарскому хану, зайсаны которых не только несли у него службу по управлению соплеменниками, но и собирали алман с алтайцев, обитавших в Горном Алтае (тау-телеутов в частности, затем кочевавших по р. Кану, в окрестностях оз. Каракол, и т. д.).

В документе 1710 г. рисуется картина сбора алмана от имени джунгарского хана телеутским тайшой Байгороком, о котором уже было сказано выше. О нем есть упоминание как о вассале джунгарского хана и в путевом журнале И. Унковского. В 1712 г. с кумандинцев собирал алман по поручению джунгарского хана телеутский князек Дюренг. Он собирал алман с кумандинцев и в 1713 г., но был прогнан Григорием Рыхлевским и даже бросил алман. Затем Дюренг появлялся у кумандинцев и челканцев еще в 1752 г., как «зенгорский сборщик алмана». В этом году башлык Нижне-Кумандинской волости Акучай Истегечев и башлык Верхне-Кумандинской волости жаловались в Бийске, что прежде Дюрень брал по 2—3 соболя с каждого человека, а теперь требует по 6 соболей, у кого же нет соболей, берет лошадьми, «и в том-де недоплат алману бьет их немилостиво». В документах 1713 и 1718 гг. говорится о жестокостях при сборе алмана у северных алтайцев телеутским князем Манду, посланным джунгар-ским ханом. В 1713 г. этот телеутский князь был прогнан от шорцев «боярским сыном» Федором Сорокиным, а в 1718 г. он снова появился и «во всех ясачных волостях с ясачных татар велел готовить на Контайшу алман, всякому человеку по 30 по-лиц куяшных да по 30 стрельных железцов, по два горшка железных, по наковальню, по 2 молота да по клещам, и в подгорной, Забийской волости людям угрожали: буде выше помянутого алмана всего не изготовят, и за то их ясачных хотел перевешать и хлебы их пожечь, и о том в Кузнецке от них ясачных иноземцев есть многие избиты».92 В 1745 г. в долине Маймы собирал алман на джунгарского контайшу телеутский зайсан Пуктуш (из сеока Мундус).93 Все эти телеутские князья жили в Джун-

91 Омский областной архив, ф. 1, оп. 1, д. 47, св. 22, л, 242. См.: Ji- E. Тадыев, ук. соч., стр. 23.

Памятники сибирской истории XVIII в., кн. II, стр. 319. •-■

Томские губернские ведомости, 1859, № 1.

117

гарии и приезжали на Алтай в порядке «службы» джунгарскому хану, грабя и притесняя местные, часто близкородственные те-леутам, племена и роды. Джунгарский хан был полновластным владельцем телеутов-алтайцев. Он не только распоряжался их кочевьями, но и назначал им зайсанов. Он не считался и с тем, что алтайские зайсаны передавали свою власть по наследству, и изменял этот порядок по своему усмотрению, когда находил нужным. Известен, например, факт, когда Галдан-Церен в 1739 г. лишил зайсанства алтайского зайсана Бобоя и сделал зайсаном его двоюродного брата Гулчугая, а Бобоя (или Бабая) оставил помощником Гулчугая.94

Пребывание телеутских или алтайских зайсанов в ставке джунгарского хана упоминается в ряде документов. Телеутский зайсан Бату-Менко разговаривал с русским посланником майором Л. Угрюмовым будучи в ставке Галдан-Церена в 1731 —1732 гг., рассказывая ему о победах над китайскими войсками в 1730— 1731 гг.95 В походах джунгарского хана несли военную службу и алтайские зайсаны. От алтайцев, кочующих по р. Кану и близ оз. Каракол (ныне Онгудайский и Усть-Канский аймаки), стало известно в 1745 г., что их зайсаны Омбо, Мамый и Кутук уже второй год находятся в ставке джунгарского хана.96

Относительно расселения некоторых групп южных алтайцев около половины XVIII в. имеются довольно подробные данные, особенно телеутов. Но прежде чем сообщить материалы о расселении телеутов, следует сказать, что для рассматриваемого времени имеются достоверные данные об обитании чатов. Этим мы обязаны Великой Северной экспедиции, когда ее участник Г. Миллер, студент С. Крашенинников и др. проехали в 1734 г. от Кузнецка до Томска по р. Томи и собрали точные сведения о расселении ряда тюркоязычных групп, в том числе и о чатах. Чат-ские «татары» жили по обоим берегам Томи от села Зеледеево на юге, почти до Томска. Их селения назывались юртами (Константиновы юрты, Муратовы, Токмашевы, Казанские и др.). Таких селений в Томском уезде было 10. В двух из них имелись мечети (Муратовы и Казанские юрты).

Теперь вернемся к телеутам. Если большая часть телеутов все еще проживала в Джунгарии, то некоторые их группы жили и в Кузнецком уезде. Г. Миллер, посетивший Южную Сибирь, сообщает (1735 г.) о Телеутской волости, или «волости белых калмыков», которая находилась на территории между Кузнецком (от Рождественского монастыря) до устья р. Ускат. В это время здесь числился 151 плательщик ясака. Из реестра деревням от Кузнецка вниз по Томи до Томска, составленного в экспедиции

94 П. Е. Т а д ы е в, ук. соч., стр. 10.

95 И. Я. 3 л а т к и н, ук. соч., стр. 368—369.

96 Омский архив, ф. 1, оп. 1, д. 4, лл. 142—143. См. ссылку: П. Е. Т а-д ы в в, ук. соч., стр. 18.

118

г Миллера студентом С. Крашенинниковым, описывающего только ечения, находившиеся по берегам Томи (вперемежку с рус-кими), следует, что некоторые селения телеутов назывались тогда юртами. Таковы, например, Тытыковы, Поросенковы, Каш-наковы ЮрТЬ1) в которых обитали «телеуцкие татары».97 Многие из них уже были крещены, и путешественники называют их «крещеными татарами» (например, выше и ниже русской деревни Кемеровой). По р. Бочату и в верховьях Чумыша была Кыштымская волость (63 плательщика ясака).98 По р. Чумышу, вниз до русских деревень, обитало население Тогульской волости (31 плательщик ясака). Волость называлась, как сообщает Г. Миллер, по речке Тогул, впадающей в Чумыш с востока. Это, конечно, были телеуты, которые кочевали здесь и в XVII в., когда находились в улусе князя Абака. Из этой волости часть населения перекочевала в бассейн Бии к тубаларам, где получила наименование Ялан и стала сеоком среди тубаларов, о чем говорилось выше.

Академические путешественники отметили по пути своего маршрута чатских и тюлиберских татар. Селения последних также назывались юртами. Таковы были, например, Мамышевы или Ширины юрты в районе притоков Томи, речек Терсей, Ко-кошниковы юрты, Сустанаковы юрты. Тюлиберские татары обитали, следовательно, в западных предгорьях Кузнецкого Алатау, на восток от современного г. Ленинска-Кузнецкого, южнее г. Кемерово. Г. Миллер определяет местообитание волости по р. Томи от р. Ускат и вниз до впадения р. Мунгат. Судя по этнографическим данным, сообщенным по собственным наблюдениям С. Крашенинниковым, тюлиберские татары относились к телеутам. Одним из ярких признаков, сохранявшихся почти до наших дней у телеутов Горного Алтая и у бочатских телеутов (по pp. Большой и Малый Бочаты), позволяющих отнести тюлиберских татар к телеутам, следует признать наличие у их жилищ жертвенников из березок. Вот как это описано С. Крашенинниковым, побывавшим в Сустанаковых юртах: «Тут же мы видели У трех дворов по 4 березки поставлены, на восток наклоненные, из которых на трех обрески китайчетые, стамедные, хамовые и зенденные навешены, а на четвертой, передней из них, повешена заячья кожа, на всех лапах его, близ лап, лоскутки красные привязаны. У сих березок оные татары по всякий год жертву приносят богу, наваривши браги великую кадь, и, к тем березкам вынесши, на них льют, и сами пьют, и таким образом бога молят. . . Они . ., камов имеют, у них всех есть инструмент, который русские бубном, а они тюрю называют, обод у него как

97 С. П. Крашенинников в Сибири. Неопубликованные материалы. (Подготовлены к печати проф. Н. Н. Степановым). М.—Л, 1966, стр. 38—39. Г. Миллер. Описание Кузнецкого уезда. Центральный гос. архив Древних актов (ЦГАДА) в Москве, ф. 199, д. № 1, лл. 1 и 2.

119

у сита, на одног! стороне кожа как на барабане натянута Внутри его вдоль зделана толстая палка, а посредине его, где рукой держать, тоне выделано. Сквозь оную палку продет железный прут, на котором железны повешены. В сей инструмент бьют колотушкой зайчиною».99

Из этого толкового описания ясно выступает типичное теле-утское жертвоприношение яик с характерным для него шнурком с цветными лентами и шкуркой белого зайца посредине, протянутым между березок, а также телеутский тип шаманского бубна с колотушкой, обтянутой шкуркой зайца. Между прочим, в Су-станаковых юртах С. Крашенинников наблюдал весьма любопытную деталь: «Тут видели мы девку, которая 4 косы имеет, по две на стороне . . . спрашивая, для чего сия девка от девок и баб разнствует, понеже у девок кос по 10 и по 20 имеют, а у баб только по две, по одной на стороне заплетаются, узнали, что эта девка зговорена и для того 4 косы имеет, а когда уже замуж выдет, то ей те 4 косы в две заплетают. Бабы татарские и девки сверх волосов' мужские шапки надевают».100

Таким образом, правобережье Оби почти до Томска и побережье Томи от Кузнецка до Томска были областью расселения телеутов.

Тау-телеуты и северные алтайцы жили на своих обычных местах в Северном Алтае, но были двоеданцами. Кроме ясака, они платили алман и джунгарскому хану, собиравшийся обычно телеутскими князьками. В журнальной записке рудоприемщика П. Шелегина, заведующего правительственной экспедицией, направленной на Телецкое озеро в 1745 г. «в целях исследования земель и выяснения народов, обитающих за Колывано-Воскре-сенской пограничной линией», перечислены: 1) «двоеданцы ясаш-ные татары тау-телеутских юрт, кочующие по р. Майме», 2) «двоеданцы ясашные тау-телеутские татары, кочующие по р. Ише», 3) «южские татары, кочующие по р. Сары-Копше (Сары-Кокша, — Л. П.), которая течет из-под хребта Катунского с полдня на север в р. Бию», 4) «комляжские татары, кочевавшие вверх по Бие», 5) «ясашные кергежские татары», б) «телеутские татары, кочующие около устья Чулышмана», 7) «около устья Лебедя имеющие стойбища Кумандинские татары».101 Телесы здесь ошибочно названы телеутскими татарами.

Более подробно и точно о северных алтайцах говорится в рапорте Кузнецкого воеводы Шапочникова от 10 августа 1745 г.: «По обе стороны Бии реки, под самой рекой, живут ясашные двоеданцы в следующем порядке: 1) волость Кумандинская, от Кузнецка 140 верст, дорога гориста и чернолесна, и потому пере-

99 С. П. Крашенинников в Сибири, стр. 50.

100 Там же.

101 Архивное дело Алтайского округа за № 32.

420

езжают ЭТо расстояние в 3—4 сутки, из Бийска же в 1 сутки; Б этой волости ясашных 110 человек; 2) выше по Бии — вторая, Кузенская волость: от Кумандинской в 20 верстах, в ней ясашных 46 чел- • • •> 3) Комляжская волость, в 50 верстах: ясашных 51 чел. .. •; 4) Кергешская волость от Комляжской в 10 верстахг при самом Теленком озере: ясашных 43 человека, <от Кузнецка до Кергешской волости будет 220 верст, а езды от Кузнецка 7, из Бийска 3 суток; 5) от Кергешской волости два дне ходу лодками до двоеданцев, живущих по ту сторону Телецкого озера, вместе с зенгорскими калмыками; 6) от Кумандинской же волости 60 верст до Тау-Телеутской волости, которая кочует по берегам Катуни и по Майме, которая бежит от каменистых гор между Бией и Катунью и впадает в последнюю. . . На здешней же стороне Бии (на правой, — Л. П.), по Чернолесью, живут двое-данцы Шелкалская волость. . . Юсская волость... до них от Кузнецка езды 2—5 суток.. .».102

Из обоих документов, процитированных выше, совершенно очевидно, что ясачные северные алтайцы, в частности тубалары, и в середине XVIII в. не изменили своего местожительства, хотя часто были вынуждены платить алман также джунгарскому хану, Интересны данные и об алтайских, или горных, телеутах, которые оставались в Алтае на тех же местах, как и в XVII в., о телеутах чулышманских, видимо о телесах, и т. д. Оба цитированные документа ничего не сообщают о существовании Тибер-ской волости. Название Тиберской волости нам встретилось однажды в документе, датированном 10 ноября 1720 г., где упоминается «Тиберской волости ясашной татарин Боошты Ко-быкаев, посетивший Кузнецкую канцелярию». Больше ни разу Тиберская волость в известных нам различных исторических актах XVII и XVIII вв. не упоминается. Очевидно, она не была все-таки административно податной ясачной волостью, а назван волостью сеок тубаларский Тибер, входивший, вероятно, и тогда в Кергешскую, или Тиргешскую, волость.

Приведем некоторые данные о волостях северных алтайцев еще по материалам «Рукописного описания» офицера Плаутина, относящимся также к 1745 г. Здесь говорится уже о разделении кумандинцев на Нижне-Кумандинскую и Верхне-Кумандинскую волости. В землях Нижней Кумандинской волости находилась Саганская переправа через Бию, в 30 верстах от Бийска, через которую ездили сборщики алмана в двоеданческие волости на Кондому и Мрассу. О Верхне-Кумандинской волости почему-то Ничего не сказано. Из материалов Плаутина относительно туба-ларских волостей к тому, о чем говорилось выше, можно добавить немного. Кузенская волость находилась по обе стороны Бии, выше

102 Материалы по истории Сибири. Чтения в Обществе истории и древностей Российских..., кн. 4, М., 1866, стр. 88—89.

121

Кумандинской, начинаясь в 23 верстах от устья р. Кемзы (выше устья Лебеди). Кузенцы сеяли яровой хлеб и горох. Из скота держали только лошадей. Таким образом, предание, на которое мы ссылались выше, записанное нами у тубаларов и челканцев о том, что кузенцы жили раньше близ Лебеди, у горы Актыгана, но переселились оттуда на левобережье Бии для того, чтобы разводить скот, подтверждается материалами Плаутина. Выше Ку-зенской, в 22 верстах от истоков Бии, была Комляжская волость, и за ней по обоим берегам Бии и по обоим берегам Телецкого озера до середины располагалась Кергежская волость. Она граничила с телесами (у Шелегииа они названы телеутами), занимавшими верхнюю часть озера. Здесь также сеяли различный яровой хлеб, а из скота имели только лошадей. Через эту волость у истоков Бии проходила тогда «калмыцкая дорога в Зен-горию».

Южская волость в рукописных материалах Плаутина не упоминается.

Шелкальскую волость он характеризует следующим образом: «Шелкальская волость начинается от р. Кондомы (от верховьев, —

119-105-publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-pospelihinskaya-selskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
11atlanta-tekst-glavi-nahoditsya-tut12odin-iz-nashih-mark-olshejker-dzhon-duglas-ohotniki-za-umami-fbr-protiv-serijnih-ubijc.html
11problemi-mediavospriyatiya-i-razvitiya-auditorii-v-oblasti-mediakulturi-monografiya-chast-1.html
12-2-problemi-klassifikacii-regionov-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-2.html
12-alekseev-bg-bavlov.html
12-dekabrya-v-0900-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-47-648-7-dekabrya-2009-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodicheskoe-rukovodstvo-po-opredeleniyu-stoimosti-avtotransportnih-sredstv-s-uchetom-estestvennogo-iznosa-i-tehnicheskogo-sostoyaniya-stranica-8.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-22-dzhon-grishem-grishem-poslednij-shans.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-3-specifikaciya-na-tovar-zadachi-obespechenie-rasprostraneniya-i-izucheniya-russkogo-yazika-literaturi-i-kulturi.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-omutninska-kirovskoj-oblasti-nominaciya-scenarii-urokov-tematicheskoe-zanyatie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-203-mashinist-krana-kranovshik-spravochnika-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-1.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-soderzhanie-rabot-konkursnaya-dokumentaciya-po-otkritomu-konkursu-39.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-v-ivanova-akademicheskij-vestnik-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mikrobiologicheskie-metodi-ochistki-gorodskih-pochv-i-stochnih-vod-ot-uglevodorodov-03-02-08-ekologiya-biologicheskie-nauki.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-ekologii-dlya-nachalnoj-shkoli-razrabotannij-uchenim-praktikom-l-n-erdakovim-g-novosibirsk-usilenie-ekologicheskoj-napravlennosti-sushestvuyushih-uchebnikov-prirodovedeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teorii-individualnih-razlichij-i-psihodiagnostika-dlya-napravleniya-521500-menedzhment-tretya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-obzh-v-10-klasse-na-temu-raketnie-vojska-strategicheskogo-naznacheniya.html
  • control.bystrickaya.ru/e-n-lyubchenko-gipovitaminozi-molodnyaka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-problema-kadra-yu-lotman-semiotika-kino-i-problemi.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-ochen-interesna-tem-chto-v-nej-otrazhyon-lichnij-avtobiograficheskij-opit-sovremennogo-rossijskogo-praktikuyushego-duhovnogo-iskatelya-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mrachnij-zhnec-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/lichnij-listok-pacienta-bolnica-rukovodstvo-i-strategiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschetnie-scheta-resheniem-soveta-direktorov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-teme-adresaciya-v-internet-ip-dns.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-p-o-geografii-1-klass-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-osnovnaya-literatura-vvedenie-v-kulturologiyu-pod-red-v-a-saprikina-m-miem-1992.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvennie-obedineniya-kak-forma-socialnoj-organizacii-formiruyushegosya-grazhdanskogo-obshestva-v-rossii.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazec-zayavleniya-na-apellyaciyu-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-obsheobrazovatelnim-predmetam-v-shyolkovskom.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-1-0-00-vstrecha-gruppi-vozle-glavnogo-vhoda-v-usadbu-razdelenie-po-komandam-5-7-chelovek-vidacha-zadanij-orientirovaniya-pravila-komandnij-list-zadaniya-spec-etapa-10-10.html
  • pisat.bystrickaya.ru/termoplasti-luchshe-vsego-identificirova-t-ognem-akrilovij-pmma-.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-soveti-roditelyam-metodicheskie-rekomendacii-obsuzhdeni-i-rekomendovani-k-publikacii-nauchno-metodicheskim.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumentaciya-po-otkritomu-zaprosu-predlozhenij-otkritij-zapros-predlozhenij-na-vipolnenie-rabot-po-kapitalnomu-remontu-obekta-zhelezobetonnij-katernij-prichal-morskogo-porta-bolshoj-port-sankt-peterburg.html
  • notebook.bystrickaya.ru/jogaradzh-boris-saharov-joga-iz-pervoistochnikov-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru
  • composition.bystrickaya.ru/patriot-terri-pratchett-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radiomagiya-kozlinih-zhelez-chudo-elektrodoktora-brinkli-kniga-bila-najdena-v-arhivah-otkritogo-dostupa-seti-internet.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/veksel-vid-cennoj-bumagi-kak-obekt-grazhdanskih-prav-chast-13.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-e-z-u-l-t-a-t-i-harakteristika-pedagogicheskogo-kollektiva.html
  • spur.bystrickaya.ru/kovarstvo-sociumnih-stereotipov-kniga-pervaya-k-sofiya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/margulis-yurij-moiseevich-l-p-rifel-gosudarstvennij-arhiv-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-i-ego-filiali-putevoditel.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predvaritelnim-raschetom-po-obrazcu-knigi-raschet-vipolnen-avtomaticheski-programmoj-transformator-0.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.