.RU

Эмоции: определение, феноменология, измерение

Эмоции: определение, феноменология, измерение


План работы

1.Эмоции: определение, феноменология, измерение

1.1 Определение эмоции

1.2 Феноменология эмоций

1.3 Измерение эмоций. Геометрическая модель базисных эмоций

2.Составить айсбрейкер

Список используемой литературы

1. Эмоции: определение, феноменология, измерение

1.1 Определение эмоции

Что такое эмоция? Уильям Джемс – автор одной из первых физиологических теории эмоции – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?» (1884). Однако и через 100 лет после того, как был сформулирован этот вопрос, мы можем прочитать в руководстве «Физиология человека» (1983) следующее признание: «Несмотря на то что каждый из нас знает, что такое эмоция, дать этому состоянию точное научное определение невозможно...

В настоящее время не существует единой общепризнанной научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат». С этим положением руководства можно согласиться и сегодня.

Большинство исследователей рассматривает эмоцию как сложный психофизиологический феномен , который можно связать с:

1) переживаемым и/или осознаваемым чувством (состоянием) – феноменология эмоций;

2) висцеральными процессами, сопровождающими эмоции;

3) выразительными характеристиками эмоций (экспрессия лица, интонация, жесты и позы).

Понимание сущности всякого психического процесса невозможно без знания мозговых механизмов, поэтому в психофизиологии эмоций необходимо выделить еще один важный аспект – центральные нейронные механизмы эмоций . При рассмотрении нейронных механизмов исследователи обращают основное внимание на устройство нейронной сети, связанной с тем или иным психическим процессом, и на функционирование этой сети, которое выражается в электрической активности отдельных нервных клеток. Функционирование нервной сети невозможно без связей между нейронами, которые осуществляются через синапсы, где главную роль выполняют специальные химические соединения – медиаторы. Медиаторы участвуют в работе всех нервных сетей мозга, включая нейронные сети, связанные с эмоциями. Поэтому и современной психофизиологии эмоций выделяют еще один аспект – нейрохимические механизмы эмоций .

1.2 Феноменология эмоций

При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность). Работы Кэттелла и Спилбергера показали, что, например, состояние «тревожности» характеризуется существенно иначе, чем «тревожность» как черта личности, хотя они и не различаются по качеству (содержанию) переживания. «Эмоциональное состояние» может варьировать в широком диапазоне длительностей (от нескольких секунд до нескольких часов) и интенсивностей. «Эмоциональная черта» является характерологической чертой индивида. Например, такие эмоциональные черты характера, как «вспыльчивость» или «гневливость», относятся к особенности (склонности) индивида часто испытывать в процессе жизнедеятельности определенный комплекс негативных эмоций. В связи с этим К. Изард вводит понятие эмоционального порога , который характеризует «скорость» и «частоту» воволечения индивида в то или иное эмоциональное состояние.

Эмоциональные состояния разделяются на два класса: собственно эмоции и эмоциональные чувства .

Эмоционально окрашенные чувства (голод, жажда, любопытство, любовь, ненависть, привязанность и т.п.) характеризуются жесткой связью с биологической, социальной или культурной (у человека) потребностью и комплексом эмоций, переживаемых в процессе ее формирования и удовлетворения. Например, любопытство может сопровождаться эмоциями страха, тревоги, удивления или удовольствия. Длительность и эмоциональный состав эмоционального чувства определяются процессами формирования и удовлетворения потребностей. В свою очередь, собственно эмоции также делятся на два класса: врожденные (или фундаментальные, базисные ) и приобретенные в индивидуальном, социальном или культурном опыте.

Разные авторы относят к базисным разные эмоции. Тем не менее можно выделить ряд эмоциональных наименований, которые большинство исследователей считают базисными эмоциями. Перечень наименований этих эмоций несколько различается от автора к автору, но если от лингвистического метода составления списка, базисных эмоций перейти к математическому методу и представить «содержимое» этого списка в виде геометрического пространства, то можно увидеть, что все авторы, в сущности, говорят об одной и той же структуре эмоций. Большинство исследователей соглашается с тем, что структуре эмоций можно выделить две существенные особенности, или характеристики. Первую характеристику можно обозначить как эмоциональную оппонентность.

К.Изард писал: «...Характеристика эмоций, которая входит в их организацию как систему, — очевидная полярность между некоторыми парами эмоций... Радость и печаль, гнев и страх часто рассматриваются как противоположности. Другие возможные полярные эмоции – удивление и отвращение, стыд и презрение».

Вторая важная и общая характеристика эмоций – градиентная связь между отдельными эмоциями. Ч. Дарвин отмечал, что любопытство может постепенно меняться, переходя в удивление, а удивление – «в леденящее изумление». Убедительные аргументы в пользу этого положения приведены в одной из работ, где показано, что градиент звуковой стимуляции, вызывающей интерес, страх и ужас у ребенка, упорядочен по величине. При этом интенсивность стимула, необходимого для вызова «интереса», наименьшая, а для вызова эмоции «ужаса» – наибольшая.

Возможность описания фундаментальных эмоций как структуры из взаимосвязанных элементов позволяет перейти от качественного описания феноменологии эмоций к количественному математическому анализу путем представления общих характеристик эмоций как геометрических) измерений «эмоционального пространства».

1.3 Измерение эмоций. Геометрическая модель базисных эмоций

Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологии предложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональных измерениях сознания, Вундт определил три эмоциональных измерения по следующим оппонентным характеристикам эмоций — «удовольствие - неудовольствие», «расслабление - напряжение» и «спокойствие - возбуждение». Он организовал эти оппонентные характеристики в виде декартовой системы координат (рис. 1).


latinskaya-amerika-19-nach20-vekov-vneshnyaya-politika.html
latinskie-virazheniya-ispolzuemie-v-yuridicheskoj-praktike.html
latun-legirovannie-stali.html
laureati-v-nominacii-za-yarkoe-otrazhenie-temi-chairman-of-the-organizing-committee-of-the-competition-mayor.html
lavka-svetilnikov-idris-shah-skazki-dervishej.html
lavrov-n-f-krasnickij-aleksandr-ivanovich-1866-1917-biblioteka-russkogo-detektiva-katalog-knizhnogo-sobraniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/idris-shah-put-sufiev-stranica-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/postroenie-argumentov-dokazatelstva-i-oproverzheniya-kurs-russkoj-ritoriki-predislovie-glava-pervaya-predmet.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-publikacii-po-teme-issledovaniya-formirovanie-innovacionnoj-ekonomiki-i-innovacionnih-sistem-stran-evropejskogo-soyuza.html
  • shkola.bystrickaya.ru/na-vosstanovlenie-pravoslavnih-hramov-v-yaponii-nekommercheskij-sektor-v-rossii-smozhet-razdelit-socialnie-obyazatelstva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-frazovie-glagoli-podrobno.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-kulturno-bitovoe-obsluzhivanie-naseleniya-i-razvitie-obshestvenno-delovih-zon.html
  • write.bystrickaya.ru/fundamenti-i-steni-podvalov-obshie-rekomendacii-ogranichenie-vozdejstvij-tehnologicheskogo-processa-i-sistem-inzhenernogo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskie-posledstviya-inflyacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primernie-obrazovatelnie-programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-klavishnij-sintezator-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-provedeniyu-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-napravleniya-521100-specialnosti-040101-65-socialnaya-rabota.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-po-dissertacionnomu-issledovaniyu-na-temu-metodicheskie-osnovi-formirovaniya-rezervnogo-ostatka-denezhnih-sredstv-organizacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prostota-obmanchiva-pervaya-5-v-poiskah-radosti-5-chemu-i-u-kogo-ya-uchilsya-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-sredstva-primenyaemie-pri-trombozah-i-dlya-ih-profilaktiki-a-v-grishin-zav-kafedroj-farmac.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-kollektivnogo-tvorchestva-detej-doshkolnogo-vozrasta-metodicheskie-rekomendacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-list-dannih-konkursnaya-dokumentaciya-na-zakup-trehfaznih-separatorov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnie-vstupitelnoe-slovo-ot-perevodchika.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshie-polozheniya-severnij.html
  • literature.bystrickaya.ru/bugaev-a-f-globalnaya-ekologiya-stranica-24.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otech-istorii-nauchnaya-rabota-velas-po-sleduyushim-20-napravleniyam.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-vospitivayushih-vliyanij-celostnogo-obrazovatelnogo-processa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobstvennie-knigi-gurdzhieva-v-povsednevnoj-zhizni.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazovie-ponyatiya-ekonomicheskih-izmerenij-ekonomicheskoj-ocenki-g-i-mikerin-rukovoditel-tematicheskoj-sekcii.html
  • student.bystrickaya.ru/1iznutri-soznaniya-ubijci-mark-olshejker-dzhon-duglas-ohotniki-za-umami-fbr-protiv-serijnih-ubijc.html
  • klass.bystrickaya.ru/67-filosofiya-istorii-gegelya-filosofiya-i-mirovozzrenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shpargalka-dlya-pravitelstva-izvestiya-elena-shishkunova-25062008-113-str-11.html
  • letter.bystrickaya.ru/modernizaciya-rossijskogo-specialnogo-obrazovaniya-na-osnove-kulturologicheskoj-paradigmi-i-sinergeticheskoj-koncepcii-ego-upravleniya-predpolagaet-poisk-optimaln.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-transporta-ets-nazvanie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-byulleten-novih-postuplenij-2005-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/guk-kemerovskaya-oblastnaya-specialnaya-biblioteka-dlya-nezryachih-i-slabovidyashih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennie-tehnologii-prigotovleniya-blyud-iz-tushenogo-myasa.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-1-vskritiya-konvertov-s-zayavkami-i-rassmotreniya-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-konkurse-po-otboru-upolnomochennoj-auditorskoj-organizacii-po-provedeniyu-au.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovanie-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-seminarskih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti-studentov-080100-62-ekonomika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalinauskas-igop-duhovnoe-soobshestvo-stranica-39.html
  • knigi.bystrickaya.ru/severnaya-angliya-london-8-dnej-7-nochej-dati-zaezdov-18-03-15-04-30-04-03-06-08-07-22-07-05-08-26-08-23-09.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-nravstvennih-orientacij-v-urochnoj-i-vneurochnoj-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.