Электрические стартеры: назначение, конструкции, работа - Краткий курс лекций по дисциплине «Устройство и эксплуатация...
.RU

Электрические стартеры: назначение, конструкции, работа - Краткий курс лекций по дисциплине «Устройство и эксплуатация...



^ Электрические стартеры: назначение, конструкции, работа.

Стартер СТ-103 применяется для пуска автомо­бильных дизелей. В электрическую схему системы пуска входят стартер, аккумуляторные батареи, тяговое реле, переключатель, реле включения, вы­ключатель массы, распределительная аппаратура (кнопка выключа­теля массы, пусковая кнопка, включатель привода стартера).

^ Электродвигатель стартера - четырехполюсный по­стоянного тока, с последовательным возбуждением, напряжением. На внутренней поверхности корпуса, закрытого крышками, размещены четыре полюса с обмотками возбуждения, каждая из которых содержит 7,5—8 витков неизолированного медного проводника прямоугольного сечения 2,1x12,5 мм. Витки обмотки изо­лированы плотной бумагой, а катушки оплетены хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком. Якорь, установленный в трех скользя­щих бронзовых подшипниках, состоит из вала с резьбой, сердечника, обмоток и коллектора. Подшипники якоря размещены в крышках и среднем опорном диске. В пазах сердечника уложено по одному витку обмотки из медной ленты 3,53x6,4 мм. Концы секций обмотки якоря присоединены к пластинам коллектора. Пружины прижимают к коллектору четыре угольные щетки, установленные в щетко­держателях на крышке. Две отрицательные щетки соединены с мас­сой, а две положительные закреплены в изолированных от массы щет­кодержателях. К ним присоединен один конец обмотки возбуждения, а второй выведен к изолированной клемме на корпусе стартера.

^ Привод стартера электромагнитный, включение шестерни принуди­тельное, а выключение автоматическое. На валу якоря помещен стакан с косым пазом, в который входит палец рычага. Стакан через свою ступицу может перемещаться по ленточной резьбе вала. На ступицу насажена шайба, отжимаемая пружиной. По резьбе вала может двигаться гайка; специальное углубление на резьбе вала фиксирует гайку, когда шестерня привода выключена. Вы­ступы гайки входят в прорези шестерни. Между гайкой и тор­цом шестерни помещена пружина. На конце вала закреплено упор­ное кольцо.

При включении стартера тяговое реле поворачивает, рычаг, па­лец перемещает стакан по валу вправо, а ступица передвигает ведущую гайку по резьбе вала. Усилие от гайки передается через пружину шестерне, которая, вращаясь, движется до упора в коль­цо и входит в зацепление с венцом маховика. После этого тяговое реле 6 подает ток в цепь стартера, и его якорь начинает вращаться, в результате чего стакан перемешается своим винтовым пазом а по паль­цу и занимает первоначальное положение. Когда запуск двигателя окончен, шестерня благодаря разности частот ее вращения и якоря дви­жется по резьбе вала и выходит из зацепления с венцом маховика, а пружина смягчает возникающий при этом удар. После выключения стартера возвратная пружина пальца рычага устанавливает кон­тактный диск тягового реле и стакан в исходное положение.

^ Тяговое реле, прикрепленное к корпусу стартера, служит для пе­ремещения механизма привода и подключения стартера к аккумулятор­ным батареям. В его состав входят якорек, шарнирно соединенный с серьгой рычага привода, контактный диск на подвижном сердеч­нике, два неподвижных контакта, размещенные на втулке, и две обмотки: втягивающую (последовательную) и удержива­ющую (параллельную). Обмотки намотаны в одну сторону, и магнитные потоки действуют согласно. Один конец удерживающей обмотки соединен с массой, а втягивающей через клемму с клеммой стартера. Другие концы обмоток и присоединены к приводу, подключенному к клемме С реле включения.


^ Контактная система батарейного зажигания: назначение, состав, работа на возможных режимах.

В систему батарейного зажигания входят источники постоянного тока (аккумуляторная батарея , генератор), катушка зажигания , прерыватель, распределитель, конденсатор , свечи зажигания , резистор, включатель зажигания , провода низкого и высокого напряжения.

Катушка зажигания преобразует ток низкого напряжения в ток высокого напряжения, необходимого для создания искрового разряда между электродами свечи. Катушку образуют первичная и вторич­ная обмотки; к ней подключен резистор.

Прерыватель, позволяющий в нужный момент разорвать цепь низ­кого напряжения, состоит из рычажка с контактом , изолирован­ных от массы, неподвижного контакта , соединенного с массой, кон­денсатора, включенного параллельно контактам. Контакты размыкаются кулачком.

Распределитель направляет ток высокого напряжения к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Электрод его вращающегося ротора последовательно замыкает электроды крышки, соединенные проводами высокого напряжения со свечами зажигания.

Включатель зажигания — это контактное устройство, позволяю­щее включать стартер, контрольно-измерительные приборы, а также не­которые другие устройства (электродвигатели отопителя, стеклоочисти­теля, радиоприемник и т. д.) и размыкать первичную цепь при нерабо­тающем двигателе.

Когда зажигание включе­но и контакты преры­вателя замкнуты, в первичной цепи под действием э. д. с. ак­кумуляторной батареи (или генератора) проходит ток низ­кого напряжения.

Цепь тока низкого напряжения: положитель­ный зажим батареи — вклю­чатель зажигания — резис­тор — первичная обмотка катушки зажигания — рыча­жок — контакты прерывателя — масса — отри­цательный зажим батареи.

При замкнутых контактах ток первичной цепи создает вокруг витков первичной об­мотки нарастающий магнит­ный поток, который, пересекая ее витки, наводит в этой об­мотке э. д. с. самоиндукции противоположного направления. Одновре­менно в витках вторичной обмотки индуктируется э. д. с. взаимоиндук­ции (около 2000 В), недостаточная для пробоя искрового промежутка; тока во вторичной цепи нет.

Когда кулачок разомкнет контакты прерывателя, цепь тока низкого напряжения разрывается. Исчезающий магнитный поток пересекает витки первичной и вторичной обмоток, сердечник и наруж­ный магнитопровод, в результате чего в первичной обмотке индуктиру­ется э. д. с. самоиндукции, а во вторичной — э. д. с. взаимоиндукции (12-24) 103 В. Под действием этого напряжения между электродами свечи возникает надежный искровой разряд и по цепи зажигания про­ходит электрический ток высокого напряжения.

При размыкании контактов в первичной обмотке возникает э. д. с. самоиндукции (200—300В), которая стремится задержать исчезновение тока в первичной цепи, снизить э. д. с. вторичной обмотки, а кроме того, вызывает искрение между контактами и их обгорание. Конденсатор 8, подключенный параллельно контактам прерывателя, устраняет эти яв­ления, отводя э. д. с. самоиндукции на свободную емкость в начальный период размыкания контактов, а при полном их размыкании конденса­тор разряжается на первичную обмотку катушки зажигания. Благо­даря этому ускоряется исчезновение магнитного потока, увеличивается э. д. с. вторичной обмотки и контакты предохраняются от обгорания.

Путь тока высокого напряжения в цепи зажигания: вто­ричная обмотка — первичная обмотка — резистор — включатель зажигания — положительный зажим — отрицательный зажим бата­реи— масса — боковой электрод — искровой промежуток — централь­ный электрод свечи зажигания — электрод крышки распределите­ля — искровой промежуток — электрод ротора распределителя — вто­ричная обмотка катушки зажигания.

На значения э. д. с., индуктируемой во вторичной обмотке катушки зажигания, оказывает влияние ток первичной цепи, коэффициент транс­формации, индуктивность первичной обмотки, емкость конденсатора и емкость первичной цепи. Напряжение во вторичной обмотке увеличива­ется прямо пропорционально току первичной цепи, сила которого со­ставляет 1,5—2,5 А. С ростом тока первичной цепи повышается магнит­ный поток, создаваемый первичной обмоткой, а следовательно, и ток.


^ Устройство и работа прерывателя распределителя контактной системы батарейного зажигания.

Прерыватель тока низкого напряжения состоит из неподвижного контакта 18, соединенного с корпусом («массой»), подвижного 17, изолированного от корпуса, и кулачка 12. Контакты смонтированы на подвижном диске 10, который установлен на подшипнике неподвижного диска, прикрепленного двумя винтами к корпусу. Пластина стойки неподвижного контакта и рычажок 15 под­вижного контакта с текстолитовой опорой установлены на общей оси 13.

Подвижной контакт прижи­мает к неподвижному пластинчатая пружина 14, прикрепленная од­ним концом к рычажку контакта, вторым — к кронштейну через изолирующие детали. Ток низкого напряжения подведен к подвижно­му контакту через клемму 20 на корпусе прерывателя, гибкий изо­лированный провод 19 и пружину рычажка. Подвижной и непод­вижный диски прерывателя соединены между собой гибким неизоли­рованным проводом для уменьшения сопротивления току и предохранения подшипника от электрической коррозии.

Центробежный автомат опережения зажигания. Приводной ва­лик установлен в корпусе на двух бронзографитовых втулках. Втулки смазывают консистентной смазкой № 158 или ЦИАТИМ-201 через колпачковую масленку. На приводном ва­лике закреплена пластина с осями для грузиков . Каждый

грузик установлен одним концом на ось. Второй конец грузика пру­жиной подтягивается к валику. На штифты грузиков посаже­на своими прорезями ведомая пластина кулачка. Втулка кулачка свободно сидит на верхнем конце валика 9. От осевого пере­мещения втулка кулачка удерживается стопорным кольцом. Осе­вой люфт валика ограничивает втулка, закрепленная на нижнем его конце. Кулачок прерывателя приводится во вращение через грузики. При увеличении частоты вращения вала грузики под дей­ствием центробежных сил расходятся, преодолевая сопротивление пружины, и своими штифтами проворачивают пластину с кулач­ком в направлении его вращения. Контакты размыкаются раньше и угол опережения зажигания увеличивается.

Пружины грузиков большинства прерывателей-распределителей имеют различную жесткость. Более жесткая пружина установлена с малым люфтом, а более слабая — с небольшим натяжением. При переходе с малых частот вращения коленчатого вала к повышенным сначала растягивается пружина, имеющая меньшую жесткость, обес­печивая значительное возрастание угла опережения зажигания, а за­тем вступает в работу вторая, более жесткая пружина, при этом из­менение угла опережения зажигания замедляется.

С уменьшением частоты вращения центробежная сила грузиков уменьшается и пружины, прижимая грузики к валику, восстанавли­вают прежний угол опережения зажигания.

Вакуумный регулятор опережения зажигания. Корпус вакуум­ного регулятора состоит из двух половин, между кото­рыми зажата диафрагма. Диафрагма с одной стороны тягой со­единена с подвижным диском прерывателя. С другой стороны на нее действует пружина. Полость корпуса, имеющая пружину, соединена штуцерами и металлической трубкой со смесительной камерой карбюратора над дроссельной заслонкой.

При пуске двигателя и на холостом ходу, когда в смесительной камере и в полости корпуса вакуумного регулятора со стороны пру­жины разрежение еще большое, пружина с диафрагмой регулято­ра отжаты в сторону корпуса прерывателя и диск с прерывателем максимально повернут в сторону вращения кулачка, обеспечивая позднее зажигание.

При небольшом открытии дроссельной заслонки (малые нагрузки двигателя) разрежение в смесительной камере (у дросселя) и в со­единенной с ней полости вакуумного регулятора увеличивается. Диа­фрагма под действием разрежения с одной стороны и атмосферного давления с другой преодолевает усилие пружины и перемещает диск прерывателя против вращения кулачка. Размыкание контактов про­исходит раньше и угол опережения зажигания увеличивается.

По мере дальнейшего увеличения нагрузки (с открытием дрос­сельной заслонки) разрежение в смесительной камере и корпусе ре­гулятора уменьшается. Пружина регулятора перемещает диафраг­му и соединенный с ней диск прерывателя в направлении вращения кулачка и уменьшает угол опережения зажигания

Октан-корректор предназначен для ручного изменения установоч­ного угла опережения зажигания в соответствии с октановым числом топлива. Верхняя пластина октан-корректора соеди­нена с корпусом распределителя; нижняя —с корпусом привода распределителя, на однорядных двигателях — с корпусом двигателя. Пластины между собой соединены при помощи тяги и регулировоч­ных гаек 19. На нижней пластине имеется шкала с обозначениями. При вращении регулировочных гаек в ту или дру-10 сторону проворачивают корпус прерывателя-распределителя, октан-корректором можно изменить установочный угол в пределах + 10° по углу поворота коленчатого вала двигателя.

Распределитель тока высокого напряжения включает в себя ротор с токоразносной пластиной, устанавливаемой на верхнюю часть втулки кулачка, пластмассовую крышку 1, имею­щую одну центральную (приемную) клемму и восемь (по числу цилиндров двигателя) раздаточных клемм.

Ротор может быть установлен на втулку кулачка прерывателя только в одном положении, определяемом лыской на втулке и шпо­ночным выступом на роторе.

Ток высокого напряжения, создаваемый в катушке зажигания, подводится по проводу к центральной клемме распределителя и дальше идет через пружину и уголок, соединяющие центральную клемму с токоразносной пластиной ротора, преодолевает воздуш­ный промежуток между пластиной и одной из раздаточных клемм крышки и выводится на высоковольтный провод к свече.

Крышка распределителя крепится на корпусе прерывателя пру­жинными скобами только в одном положении относительно кор­пуса.

У прерывателей-распределителей системы батарейного зажигания , параллельно контактам установлен искрогасящий конденсатор ем­костью 0,17...0,35 мФ. Конденсатор состоит из двух ла­кированных бумажных лент с нанесенным тонким слоем металлоцинка и олова (обкладками). Металлизированные ленты свер­нуты в рулон, с торцов которого к обкладкам припаяны гибкие проводники-выводы. Рулон обернут кабельной бумагой, про­питан трансформаторным маслом и установлен в корпус, закры­ваемый обрезиненной текстолитовой шайбой. Один вывод при­паян к корпусу, второй — к проводнику, закрепленному в тек­столитовой шайбе.

Конденсаторы из металлизированной бумаги самовосстанавли­ваются при пробое диэлектрика искрой. Искра в месте пробоя испа­ряет тонкий слой металла, и пробитое отверстие заполняется маслом.


^ Искровые свечи зажигания: назначение, конструкции, маркировка, правила подбора для двигателя.

Свечи зажигания искровые. На современных карбюраторных и газо­вых двигателях применяют неразборные искровые свечи зажигания. Внутри керамического изолятора размещены цент­ральный электрод с выводным стержнем, а на корпусе — боковой электрод. Центральный электрод и контактный стержень гер­метизированы в изоляторе токопроводящим стеклогерметиком. Для герметизации изолятора в корпусе свечи между ними помещены теплоотводящие шайбы, а иногда и порошкообразный герметик. Верхняя часть корпуса завальцована на буртик изолятора.

На нижней части корпуса свечи имеется резьба для ввертывания в отверстие головки блока. Герметизация соединения обеспечивает­ся уплотнительным кольцом. Свечи АК17ДВ (для двигателей МеМЗ-245), имеющие коническую опорную поверхность, устанавли­вают без уплотнительного кольца и затягивают меньшим усилием.

Работоспособность свечи на любом двигателе зависит от темпе­ратуры ее наиболее нагретых деталей: нижней части изолятора — (юбки), центрального электрода и в некоторой степени бокового электрода. Температура этих деталей должна находиться в интерва­ле 447...897 °С, называемом тепловым диапазоном свечи. Если температура нижней части изолятора и центрального электрода превысит 827...897 0С, возникает калильное зажигание, при котором смесь вос­пламеняется от соприкосновения с накаленными деталями прежде­временно. Мощность двигателя падает, происходит оплавление гла­зури изолятора и центрального электрода. При температуре свечи ниже 447...497 СС масло, попадающее на тепловой конус и электроды,сгорает не полностью, покрывая щс токопроводящим нагаром. В ре­зультате происходят перебои, а затем отказ в искрообразовании. :

Калильное число— это величина, пропорцио­нальная среднему индикаторному давлению, при котором во время испытания свечи на специальной моторной установке в цилиндре дви­гателя начинает появляться калильное зажигание. При определении калильного числа индикаторное давление в цилиндре повышают сту­пенчатым увеличением наддува и устанавливают максимальную тем­пературу изменением состава топливовоздушной смеси. Ряд калиль­ных чисел имеет следующие значения: 8 (125), 11, 14 (145), 17 (175), 20 (200), 23 (225), 26 (240). В скобках даны калильные числа по Bosch (ФРГ). Допускается применение промежуточных значений калильных чисел, выраженных целыми числами. «Горячие» свечи имеют малые калильные числа и длинную юбку изолятора, а «хо­лодные» — большие и короткую юбку.

В маркировке свечей зажигания (А17ДВ, АК17ДВ, А10Н, М8Т) буквы и цифры обозначают: А—-диаметр и шаг метрической резьбы на корпусе—14X1,25; М — резьба на корпусе — 18X1,5;. К — кони­ческая опорная поверхность; цифры после букв — калильное число из приведенного ряда; Д — длина резьбовой части корпуса — 19 мм; Н — длина резьбовой части —-11 мм; длина резьбовой части корпу­са (12 мм) буквой не обозначается; В—выступание теплового ко­нуса изолятора за торец корпуса (если оно есть); Т — герметизация соединения изолятор — центральный электрод термоцементом (при­менение других герметиков не обозначают). На свече также нанесе­ны ГОСТ, месяц и год выпуска, завод и может быть указано испол­нение: Э — экспортное; Т — тропическое; У — для умеренного кли­мата; ХЛ — для холодного климата.

Ресурс свечей зажигания в соответствии при работе на бензинах с антидетонационными присадками должен быть не менее 25 000 км пробега, а при работе на бензинах без приса­док — не менее 35 000 км пробега. Ведутся работы по созданию све­чей с повышенным сроком службы (для автомобилей ВАЗ) за счет увеличения сечения бокового электрода с покрытием корпуса и бо­кового электрода цинком (свеча Э791), а также за счет установки двух боковых электродов увеличенного сечения и медного централь­ного электрода с жаростойкой оболочкой (Э804А).


Магнетная система зажигания: назначение, устройство, работа.

Магнето объединяет в себе магнитоэлектрический генератор, преры­ватель и катушку зажигания. Оно вырабатывает ток низкого напря­жения и преобразует его в ток высокого напряжения. На тракторах применяют одноискровые и двухискровые магнето левого и правого вращения. У магнето правого вращения ротор, если смотреть со стороны привода, вращается по часовой стрелке.

Магнитная система магнето состоит из двухполюс­ного или четырех полюсного магнита, двух стоек и сердечника индукционной катушки. Стойки и сердечник изготовлены из пластин электротехнической стали. Электрическую цепь составляют первичная и вторичная об­мотки трансформатора, подвижной и неподвижный контакты пре­рывателя, закрепленные соответственно на изолированном рычажке и стойке, соединенной с «массой». Подвижной контакт при­жимается к неподвижному плоской пружиной с усилием 4...6 Н (0,4...0,6 кгс). Параллельно контактам прерывателя подключен конденсатор емкостью 0,17...0,25 мкФ. Контакты прерывателя размы­каются кулачком, установленным на конце вала магнита. На вто­ром конце вала закреплена жесткая приводная полумуфта (или центробежный автомат опережения зажигания). Один конец первич­ной обмотки соединен с сердечником («массой»), второй с рычажком подвижного контакта прерывателя. Концы вторичной обмотки под­ключены: один — к концу первичной обмотки, второй — к выводу высокого напряжения. Далее ток высокого напряжения подводится по высоковольтному проводу к свече непосредственно или через распределитель.

При вращении магнита его полюсные наконечники поочередно проходят мимо стоек, при этом магнитный поток замыкается через сердечник трансформатора. Когда магнит устанавливается парал­лельно стойкам (в нейтральном положении), магнитный поток замыкается через башмаки стоек. Таким образом, за один оборот двухполюсного магнита в сердечнике трансформатора магнитный поток меняется дважды. Изменяющийся как по величине, так и по направлению магнитный лоток пересекает витки первичной и вторичной обмоток. В первичной обмотке наводится переменный ток низкого напряжения (12...20 В), который течет по цепи: первичная обмотка - замкнутые контакты прерывателя — «масса» магнето — первичная обмотка. Во вторичной обмотке создается ЭДС порядка 1,0...1,5 кВ, которая не пробивает искровой промежуток свечи. При отклонении магнита от нейтрального положения в сторону вращения на 8...10° в первичной обмотке течет наибольший по ве­личине ток, создающий максимальный магнитный поток вокруг катушки. В этот момент кулачок прерывателя должен размыкать контакты. Ток и магнитный поток первичной обмотки исчезают. Исчезающий магнитный поток пересекает вторичную обмотку и индуктирует в ней ток высокого напряжения (11...24 кВ), кото­рый подводится по проводу высокого напряжения к свече, где пробивает искровой промежуток, воспламеняет смесь, а затем по «массе» и первичной обмотке возвращается во вторичную.

Одновременно со вторичной обмоткой исчезающий магнитный поток пересекает первичную обмотку, в которой наводит ЭДС само­индукции, достигающую 300 В. ЭДС самоиндукции, стремясь под­держать прежнее направление тока, заряжает конденсатор, который сразу разряжается через первичную обмотку в обратном направле­нии, создавая магнитный поток противоположного направления, что способствует более резкому пересечению вторичной обмотки магнит­ными силовыми линиями и повышению вторичного напряжения. При отсутствии или пробое конденсатора резкого пересечения витков вторичной обмотки не происходит, так как ЭДС самоиндукции под­держивает прежнее направление тока через конденсатор или зазор 0,25...0,35 мм между контактами прерывателя. Вторичное напряжение не достигает требуемого значения и искра в зазоре свечи 0,6... 0,7 мм исчезает или очень слабая (имеет недостаточную энергию). Если контакты прерывателя будут размыкаться при углах отрыва (абрисе), значительно не соответствующих максимальному току в первичной обмотке, вторичное напряжение может оказаться недоста­точным для пробоя искрового промежутка свечи.

В случае падения провода высокого напряжения со свечи при работе двигателя происходит повышение вторичного напряжения (примерно в 1,5 раза). Для предохранения вторичной обмотки от пробоя в магнето предусмотрен предохранительный искровой промежуток.


^ Контактно-транзисторная система зажигания: назначение, устройство, работа.

Для увеличения долговечности контактов прерывателя и обеспече­ния бесперебойного зажигания в настоящее время на автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131А устанавливают контактно-транзистор­ную систему зажигания. Она состоит из аккумуляторной батареи, включателя зажигания ВЗ, блока, добавочных резисто­ров СЭ-107, транзисторного коммутатора ТК-102, катушки зажига­ния Б-114, прерывателя-распределителя Р4-Д для автомобилей ЗИЛ-130.

Блок добавочных резисторов ограничивает ток в катушке и со­стоит из двух резисторов R3 и R4 по 0,53 Ом. Резистор R3 при пуске двигателя закорачивается.

Основное назначение транзисторного коммутатора — включение и выключение тока низкого напряжения в первичной обмотке индук­ционной катушки.

Контакты прерывателя служат для управления транзистор­ным коммутатором (отпирания и запирания транзистора). В транзи­сторном коммутаторе установлены: мощный германиевый транзистор ГТ-701А типа р-п-р, импульсный трансформатор ИТ, первичная об­мотка которого соединена с базой транзистора и прерывателем, а вторичная , зашунтированная резистором R2, соединена с эмит­тером транзистора, конденсатор с резистором RI (2 Ом), кремниевый стабилитрон УЗ типа Д-113 В с германиевым диодом V2 типа Д7Ж и электролитический конденсатор С2 (50 мкФ, 50 В).

При включенном зажигании и замкнутых контактах прерывателя через транзистор текут два тока.

Ток управления силой 0,3...0,9 А течет по цепи: «+» аккумуля­торной батареи, выключатель зажигания, добавочные резисторы R3 и /R4, первичная обмотка индукционной катушки, переход эмиттер—база транзистора, первичная обмотка импульсного трансформатора, контакты прерывателя, «масса» двигателя, минусовая клемма акку­муляторной батареи. Ток управления, проходя в прямом направлении через эмиттерный переход и базу, отпирает транзистор (резко умень­шает сопротивление коллекторного перехода) и открывает путь основному току первичной обмотки индукционной катушки.

Основной ток первичной обмотки силой до 7...8 А течет от плю­совой клеммы аккумуляторной батареи через выключатель зажига­ния, добавочные резисторы, первичную обмотку катушки, эмиттер­ный и коллекторный переходы транзистора и далее на «массу» и «—» аккумуляторной батареи.

В момент размыкания контактов прерывателя ток в цепи управ­ления транзистором исчезает и сопротивления эмиттерного и коллек­торного переходов резко увеличиваются, при этом транзистор запи­рается и выключает ток первичной обмотки индукционной катушки. Исчезающее магнитное поле первичной обмотки индукционной ка­тушки создает во вторичной обмотке высокое напряжение, которое через распределитель подводится к свече зажигания.

Импульсный трансформатор ИТ служит для ускорения запирания транзистора при размыкании контактов прерывателя. В момент раз­мыкания контактов исчезающее магнитное поле первичной обмотки трансформатора ИТ пронизывает витки вторичной обмотки ИТ и ин­дуктирует в них ЭДС, которая создает на эмиттерном переходе транзистора обратное (отрицательное) напряжение, способствующее быстрейшему запиранию транзистора.

Для предохранения транзистора от нагревания и пробоя токами самоиндукции первичной обмотки индукционной катушки, возникаю­щими при запирании транзистора, предусмотрены цепи защиты. Цепь С, RI поглощает энергию самоиндукции и отводит ее в виде тепла через алюминиевые теплоотводы. Токи самоиндукции заряжают кон­денсатор, затем происходит затухающий колебательный разряд его через первичную обмотку индукционной катушки. Этим увеличивает­ся продолжительность искрового разряда между электродами свечей. Цепь, состоящая из диода V2 и стабилитрона V3, предохраняет транзистор от перенапряжения и пробоя токами самоиндукции пер­вичной обмотки катушки. Транзистор выдерживает напряжение меж­ду эмиттером и коллектором не более 160 В и ток не более 20 А.

Резистор R2 гасит энергию ЭДС самоиндукции вторичной обмот­ки импульсного трансформатора.

Электролитический конденсатор С2, включенный параллельно источникам тока, защищает транзистор от импульсных повышений . напряжения в генераторе в случае отключения батареи, обрыва од­ной из фаз генератора или провода, соединяющего «массы» генера­тора и реле-регулятора.

В случае импульсных повышений напряжения конденсатор С2, заряжаясь, предотвращает перенапряжение транзистора и протека­ние через него большого разрушающего тока.


^ Унифицированная бесконтактная транзисторная система зажигания: назначение, состав, работа.

Бесконтактная система выполнена в герметичном экранированном исполнении и со­стоит из датчика-распределителя Р351 (для автомобилей ГАЗ-66), транзисторного коммутатора ТК-200, катушки зажигания Б-118, добавочного резистора СЭ326 (0,6...0,8 Ом), вы­ключателя зажигания ВК350-Б, свечей СН307В, фильтра подавления радиопомех в низковольтной цепи ФР-82Ф, проводов высокого и низкого напряжения, аварийного вибратора РС331. Датчик-распре­делитель Р351 служит для подачи электрических импульсов в мо­менты зажигания рабочей смеси и распределения тока высокого на­пряжения по свечам цилиндров. Магнитоэлектрический датчик пред­ставляет собой однофазный генератор синусоидального переменного тока. Ротором датчика является постоянный кольцевой магнит, с обоих торцов которого размещены два магнитопровода, имеющие по восемь полюсных наконечников. Наконечники северного полюса размещены между наконечниками южного полюса с зазором 1,5 мм. Ротор крепится на бронзовой втулке, которая, в свою очередь, закреплена в поводковой пластине центробеж­ного регулятора опережения зажигания. Поводковая пластина свои­ми прорезями установлена на шипы грузов регулятора. Ротор приводится во вращение через центробежный регулятор опережения зажигания валиком.

Статор датчика выполнен из двух скрепленных между собой стальных пластин, в полой части которых помещена обмот­ка. Обе пластины статора имеют по восемь зубцов. Зубцы верх­ней пластины размещены в пазах между зубцами нижней пластины. Статор закреплен двумя винтами в корпусе датчика. Один конец обмотки статора соединен с помощью заклепки с корпусом, а второй припаян к контактной пластине, закрепленной на изолирующей колодке пластины. Пластина соединена с выводным за­жимом. На роторе и статоре нанесены метки для установки мо­мента зажигания в первом цилиндре.

Распределитель высокого напряжения состоит из бегунка, карболитовой крышки с высоковольтными выводами, контактного уголька с подавительным резистором.

Механизмы датчика и распределителя герметизированы и экрани­рованы корпусом и крышкой экрана уплотнительной проклад­кой. Провода высокого напряжения выводятся через муфту. Па­трубок предназначен для принудительной вентиляции распредели­теля с целью уменьшения коррозии внутренних пластмассовых и металлических деталей. Озон из распределителя отсасыва­ется в воздушный фильтр карбюратора.

Картер двигателя в месте установки датчика-распреде­лителя герметизируется ре­зиновым кольцом.

Датчик-распределит ель Р351 снабжен центробеж­ным регулятором опереже­ния зажигания и октан-корректором, которые выполнены подобно соответствующим меха­низмам базового прерывателя-распределителя Р102. Транзисторный коммутатор предназначен для усиления сигналов датчиков и коммутации тока первичной обмотки катушки зажи­гания. Элементы схемы коммутатора собраны в сребренном корпусе с тремя крышками и герметизированы (залиты) компаундной массой. Клеммы соединения коммутатора (рис. 4.7) обозначены буквами «Д», «КЗ», «ВК-12», «М» и предназначены: «Д»— для подключения датчика-распределителя; «КЗ» — для соединения проводом низкого напряжения с клеммой «Р» катушки зажигания; «ВК-12» — одна для подключения аккумуляторной батареи через фильтр радиопомех и дополнительный резистор, вторая — для соединения с клеммой «ВК» катушки зажигания; «М» — для соединения с «массой» авто­мобиля.

Катушка зажигания Б118 экранирована и герметизирована. Она служит для создания импульсов высокого напряжения, обеспечи­вающих воспламенение рабочей смеси. Использование катушки за­жигания других моделей с транзисторным коммутатором ТК-200 не­допустимо. Выводы проводов низкого и высокого напряжения от катушки зажигания уплотнены резиновыми кольцами. Второй вывод вторичной обмотки соединен с корпусом.

Аварийный вибратор РС331 предназначен для обеспечения вре­менной работы (не более 30 ч) двигателя при выходе из строя транзисторного коммутатора или датчика. Подключают аварийный вибратор пересоединением провода от разъема «КЗ» транзисторного коммутатора на разъем вибратора.

Вибратор — это электромагнитное экранированное и герметизиро­ванное реле, изготовленное на базе реле блокировки РБ-1. При вклю­чении выключателя зажигают «ВЗ», ток от «+» аккумуляторной ба­тареи течет через дополнительный резистор СЭ326, фильтр радио­помех, разъемы «ВК-12» транзисторного коммутатора, первичную обмотку катушки зажигания, замкнутые контакты и обмотку вибра­тора, на «массу» и «—» аккумуляторной батареи. Силы электромаг­нитного поля, создаваемого током в обмотке вибратора, притяги­вают якорек, преодолевая усилие пружины, и размыкают контакты вибратора. Ток в первичной обмотке катушки зажигания преры­вается, а изменяющийся магнитный поток наводит во вторичной обмотке катушки импульсы высокого напряжения, которые через провода высокого напряжения и ротор подводятся к той или иной свече зажигания. Частота размыкания контактов вибратора нахо­дится в пределах 200...400 Гц, что позволяет двигателю работать с частотой до 2000 мин-1.

Конденсаторы С7 и С8 служат для уменьшения искрения между контактами реле и повышения частоты вибрации якорька.

Действует бесконтактная транзисторная система зажигания сле­дующим образом. Ток первичной обмотки катушки зажигания ком­мутирует и прерывает мощный высоковольтный транзистор V4 выходного каскада, которым управляет по сигналам дат­чика формирующий каскад, собранный на транзисторах VI, V2 и V3. При включенном выключателе зажигания и неподвижном колен­чатом вале двигателя в системе зажигания текут токи управления, открывающие транзисторы V2, V3, V4, и ток первичной обмотки катушки зажигания течет через открытый выходной транзистор V4. •В этом случае транзистор VI закрыт, так как его базу разъединяют с положительной клеммой батареи стабилитроны V5 и V6. Ток управления, открывающий транзистор VI, течет по цепи: «+» акку­муляторной батареи, выключатель ВЗ, резистор СЭ326, фильтр ра­диопомех, диод V7, резистор R2, диод VI0, переход база-эмиттер транзистора V2, резисторы R7, R8, «масса», «—» аккумуляторной батареи. Открытый транзистор V2 подает положительный потенциал на базу транзистора V3; V3 открывается и подает положительный потенциал через резистор Л4 на базу транзистора V4. Ток первич­ной обмотки течет по цепи: «+» аккумуляторной батареи, выключа­тель £3, добавочный резистор, фильтр, клеммы ВК-12 транзистор­ного коммутатора, первичная обмотка, диод V8, транзистор V4, «масса», «—» аккумуляторной батареи.

При вращении ротора датчика в обмотке статора индуктируется переменное синусоидальное напряжение положительная полуволна которого подается через диод V9, резистор #5 на базу транзистора VI и открывает его. Открытый транзистор VI шунти­рует эмиттерный переход транзистора V2 (понижает потенциал его базы). Транзистор V2 закрывается и прерывает ток управления транзисторов V3 и V4, которые также закрываются. Ток первичной обмотки катушки зажигания размыкается и исчезающий магнитный поток ее индуктирует во вторичной обмотке высокое (до 30 кВ) на­пряжение, которое подводится по проводам высокого напряжения через распределитель к соответствующей свече зажигания.

ЭДС самоиндукции первичной обмотки заряжает конденсаторы СЗ и С4. В контуре конденсатор СЗ — первичная обмотка возникают затухающие колебания. Эти колебания по цепочке V8, RIO, C1 (по­ложительной обратной связи) передаются на базу транзистора VI. Во время пуска двигателя, когда положительный импульс датчика действует на базу транзистора VI продолжительное время, колеба­ния ЭДС самоиндукции первичной обмотки, передаваемые через цепочку положительной обмоткой связи, будут закрывать транзистор VI до 10 раз. Следовательно, транзистор V4 будет прерывать ток в первичной обмотке тоже до 10 раз, а со вторичной обмотки будет подаваться на одну и ту же свечу до десяти импульсов высокого напряжения. С увеличением частоты вращения коленчатого вала свыше 600 мин-1 время перезаряда конденсатора С1 становится больше полупериода изменения ЭДС датчика-распределителя и исче­зает многократное искрообразование.

В режиме пуска двигателя, когда величина и скорость нараста­ния напряжения датчика невелики, положительная обратная связь с коллектора транзистора V4 к базе транзистора VI позволяет по­лучить бесперебойное искрообразование при меньшей частоте вра­щения датчика-распределителя.

Стабилитрон V12 с резистором /?9 защищают транзистор V4 от повышенной ЭДС самоиндукции первичной обмотки. Диод V8 защи­щает транзистор V4 от обратного напряжения, возникающего в пер­вичной обмотке во время колебательного процесса.

Диод V9 и резистор R5 защищают эмиттерный переход транзи­стора VI от перенапряжений и перегрузок по току при большой час­тоте вращения ротора, ограничивая подводимое к транзистору на­пряжение датчика.

Стабилитроны V6 и V5 и резистор RI защищают транзисторный коммутатор от перенапряжений, возникающих в цепи питания: при повышении напряжения генератора выше 16...17 В, цепочка V6—• V5— RI пропускает положительный потенциал с генератора на базу транзистора VI. Последний открывается и запирает транзисторы V2, V3, V4 на время действия перенапряжения. Диоды V10, VII и резисторы RQ, R7, R8 предназначены для надежного запирания тран­зисторов V2, V3, V4 при открытии транзистора VI. Конденсатор С2 исключает взаимное влияние каскадов при переходных режимах в катушке зажигания.

Транзисторные коммутаторы ТК108-10 и 13.3734 бесконтактных систем зажигания массовых грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и лег­ковых автомобилей АЗЛК и ГАЗ изготовлены по схемам, аналогич­ным описанной. Датчики-распределители 8- и 4-цилиндровых двига­телей отличаются числом пар полюсов магнита, размерами и харак­теристиками центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания. Они выполнены на базе прерывателей-распределителей контактных систем зажигания заменой контактного узла генерато­ром импульсов.

^ Система сигнализации: назначение, классификация, состав. Устройство и работа прерывателя указателей поворотов РС 57.

Основную информацию о предстоящем маневре транспортного средст­ва и его состоянии участники движения получают при помощи зри­тельного восприятия действия сигнальных фонарей.

^ Габаритные огни. Для обеспечения безопасности движения транс­портные средства снабжены спереди габаритными огнями белого све­та, сзади — красного. Габаритные огни улучшают видимость движу­щихся и стоящих на проезжей части транспортных средств. Они оборудуются светоотражателями: впереди белого света, сзади — крас­ного. На конце дышла, выступающего за борт на 1,5 м, должен быть установлен красный светоотражатель. Транспортные средства дли­ной 8 м и более должны иметь боковые светоотражатели оранжевого света. Лампы габаритных огней помещают в подфарниках, размещен­ных на крыльях и в задних фонарях, а также в фарах (под основ­ной лампой).

^ Указатели поворотов и боковые повторители, мигающие с частотой 90...120 циклов в минуту оранжевым светом, информируют участни­ков движения о намерении водителя произвести маневр или поворот транспортного средства. Лампы указателей поворотов размещены в подфарниках и задних фонарях.

^ Сигналы торможения (стоп-сигналы) красного света размещены в задних фонарях.

Номерной знак на грузовых автомобилях освещается лампой га­баритного огня левого заднего фонаря, на легковых автомобилях для этой цели установлены специальные фонари.

^ Сигнализатор аварийного состояния автомобиля оповещает о случившемся мигающим светом указателей поворотов обоих бортов.

Сигнализация дальним светом фар предусмотрена на автомоби­лях ВАЗ, «Москвич-2140»с помощью комбинированных переключателей света фар.

Фонари света стоянки расположены на боковых стойках кузова. При длительной стоянке автомобиля на обочине дороги включают фонарь с тдй стороны, с которой возможно беспрепятственное дви­жение транспорта.

На грузовых автомобилях и тракторах часто используют общие спирали для указателей поворотов и сигналов торможения. В этом случае при одновременном включении указателей поворота и тормо­жении автомобиля лампочка одного заднего фонаря указывает ми­гающим светом поворот, второго — непрерывным светом подает сиг­нал торможения.

^ Световые сигнализаторы поворотов автомобилей, тракторов и ком­байнов состоят из электромагнитного прерывателя, изме­няющего накал сигнальных и контрольных ламп, переключа­теля, включающего лампы правого или левого бортов с боковыми повторителями. Лампы боковых повторителей А12-3 включены параллельно сигнальным лампам. Контрольная лампа А12-1 уста­новлена на щитке приборов для сигнализации о работе и исправно­сти сигнализаторов поворотов. Способ подключения лампы зависит от типа прерывателя.

Прерыватель тока РС57 состоит из кронштейна, стального сердечника с обмоткой (50 витков провода ПЭЛ диаметром 0,75 мм), нихромового резистора (18 Ом), двух пар контактов и двух приваренных к сердечнику якорьков, несущих подвижные контакты. Два неподвижных контакта закреплены на сердечнике изолированно от него и между собой.

Контакты в нормально разомкнутом состоянии удерживает на­тянутая нихромовая струна, закрепленная в изолирующей стеклян­ной бусинке. Контакты контрольной лампы держит в нормально разомкнутом состоянии упругая пластина. При включенных вы­ключателе зажигания и переключателе указателей поворота ток сначала течет в сигнальные лампы по пути через струну и резистор 18 Ом. В результате теплового воздействия тока нить удлиняется, и сердечник притягивает якорек. Контакты замыкаются. Через замкнутые контакты ток в лампы идет мимо закороченных струны и резистора. Лампы горят полным накалом. Струна охлаждается и, укорачиваясь, размыкает контакты. Далее процесс повторяется. После замыкания контактов увеличи­вается ток в обмотке сердечника, который притягивает якорек, преодолевая сопротивление упругой пластины, и контакты замыка­ются. Через замкнутые контакты ток поступает в контрольную лам­пу.


^ Заряд АКБ.

Заряд батарей постоянной силой тока применяют на зарядных станциях и при вводе новых батарей в строй. В каждую зарядную ветвь обязательно включают последовательно батареи одинаковой емкости и примерно равной степени разряженности. Для регулирова­ния силы зарядного тока в каждую ветвь включают реостат. Величина тока для первого заряда согласно ГОСТ 959.0—79 должна соответ­ствовать 0,1С2о А. Заряд ведут до напряжения не менее 2,4 В на каждом аккумуляторе (начало обильного газовыделения), после чего уменьшают ток на 50 % от начального и продолжают заряжать при обильном газовыделении до постоянных напряжения2,7 В на каж­дом аккумуляторе) и плотности электролита, отмечаемых в течение 2 ч. Затем при непрекращающемся заряде производят корректировку плотности электролита, если она отличается от установленной для данной климатической зоны. Для понижения плотности электролита в аккумулятор доливают дистиллированную воду, для повышения — электролит плотностью 1,40 г/см3. После доливки в аккумулятор во­ды или раствора кислоты заряд продолжают еще в течение 30 мин. Замер и корректировку уровня электролита производят через 30 мин после выключения зарядного тока.

Во время заряда следят, чтобы температура электролита не под­нималась выше 45 °С в холодной и умеренной климатических зонах и выше 50 °С в жаркой и теплой влажной зонах.

^ Основные правила безопасности при зарядке аккумуляторных батарей. Заряд батарей следует производить при включенной приточно-вытяжной вентиляции. Заряд ведут при открытых заливочных отверстиях аккумуляторов, а замер напряжения — при завернутых пробках. В помещении, где заряжаются батареи, нельзя курить и пользоваться открытым огнем. Выключение и включение батареи в цепь заряда надо производить при отключенной сети зарядного устройства. Клеммные зажимы на выводах батарей должны быть плотными и не искрить.


^ Т.О. прерывателя-распределителя контактной системы батарейного зажигания.

Распределитель очищают сначала снаружи от пыли, грязи и мас­ла. Затем чистым, слегка смоченным в бензине лоскутом ткани про­тирают внутреннюю и наружную стороны крышки распределителя и кулачок. Смазывают валик распределителя смазкой № 158 или ЦИАТИМ-201. Ось рычажка подвижного контакта, фильц кулачка, втулку кулачка и фетровую шайбу между пластинами дисков пре­рывателя смазывают маслом, применяемым для двигателя, но не из картера; в первые две точки надо ввести по одной капле масла, во вторую и третью — по 4...5 капель. Проверяют состояние рабочих поверхностей контактов прерывателя и, при необходимости, зачи­щают плоской абразивной пластинкой. После зачистки удаляют пыль и протирают контакты замшей, слегка смоченной чистым бензином. Затем проверяют и при необходимо­сти регулируют зазор между контак­тами.

Зазор проверяют при снятых кры­шке и бегунке распределителя и установленном валике распредели­теля так, чтобы между контактами он был наибольшим. После этого устанавливают плоский щуп (0,35 .0,45 мм) между контакта­ми. Если зазор не соответствует указанной величине, надо ослабить стопорный винт и поворотом стой­ки неподвижного контакта при помощи эксцентрика уста­новить требуемый зазор. По окончании регулировки стопор­ный винт заворачивают. Изменение зазора меняет и установку момента зажигания, который надо проверять и корректировать. После пробега 50...60 тыс. км распределитель снимают с машины для профилактического ремонта и углубленной проверки на стендах КИ-968, СПЗ-8 и др. При этом проверяют угол замкнутого состоя­ния контактов прерывателя, характеризующий правильность уста­новки зазора между контактами, состояние их рабочих поверхно­стей, натяжение пружины рычажка прерывателя, которое должно быть 5...7 Н, правильность чередования искрообразования для вы­явления возможных нарушений формы кулачковой шайбы, чрезмер­ного износа втулок валика и его погнутости. Искрообразование долж­но происходить через равные угловые интервалы поворота валика прерывателя, которые для 4-кулачковых прерывателей составляют 90± Г, для 8-кулачковых — 45± Г и для 6-кулачковых — 60±1°.

Проверяют характеристики работы центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания, чтобы убедиться, нет ли заедания грузиков и ослабления пружин центробежного и вакуумного авто­матов, повреждения диафрагмы и заедания подшипника, установ­ленного между подвижным и неподвижным дисками прерывателя.


^ Установка зажигания на двигатель ЗИЛ-130.


Перед установкой зажигания проверяют состояние кон­тактов прерывателя и зазор между ними, при необходимости зачи­щают контакты, регулируют зазор. При снятых с двигателя преры­вателе-распределителе и его приводе установку зажигания ведут в следующем порядке.

1. Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, совмещая метку на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе. Такт сжатия определяют по закрытым всасывающим и выхлопным клапанам или по выталкиванию бумажной пробки из свечного отверстия.

2. На двигателе ЗИЛ-130 прорезь на валике привода распреде­лителя располагают параллельно риске на верхнем фланце корпуса привода и со смещением в сторону передней части двигателя.

В таком положении привод в сборе вставляют в гнездо блока цилиндров, наблюдая, чтобы к моменту начала зацепления шестерни привода с шестерней распределительного вала отверстия в нижнем фланце корпуса привода совпадали с отверстиями в блоке. После установки привода распределителя на свое место прорезь на его валике должна быть параллельной оси, соединяющей отверстия в верхнем фланце. В этом положении привод распределителя закреп­ляют болтами на блоке цилиндров. В случае попадания торцов зубьев шестерни распределительного вала или тугого входа их в зацепление следует немного провернуть коленчатый вал двигателя до полного зацепления зубьев.

3. Проворачивают коленчатый вал двигателя до установочного угла опережения зажигания, при котором для двигателя ЗИЛ-130 метка на шкиве коленчатого вала совпадает с делением 9 на указа­теле

4. Устанавливают ротор распределителя против электрода, соеди­няемого со свечой первого цилиндра.

5. Вставляют прерыватель-распределитель в сборе с октан-кор­ректором в гнездо корпуса привода распределителя; вакуумный ре­гулятор распределителя Р4-В должен быть направлен вверх.

6. Закрепляют пластины октан-корректора болтами к корпусу привода и ослабляют болт крепления верхней пластины октан-кор­ректора к корпусу распределителя Р4-В или гайку крепления корпу­са привода распределителя Р13-Д.

7. Включают зажигание и осторожно поворачивают корпус рас­пределителя сначала по часовой, а затем против часовой стрелки до начала размыкания контактов прерывателя, при котором появляется искра в зазоре между концом центрального провода высокого на­пряжения и «массой». Момент начала размыкания можно определить также по зажиганию лампочки, включенной между клеммой низ­кого напряжения прерывателя-распределителя и «массой». В таком положении надежно затягивают болт крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу распределителя Р4-В или гайку крепле­ния корпуса привода распределителя Р13-Д.

8. Соединяют проводами высокого напряжения электроды крыш­ки распределителя, начиная с первого и далее следуя по направле­нию вращения часовой стрелки со свечами в соответствии с поряд­ком работы двигателя: 1—5—4—2—6—3—7—8.

Если привод распределителя не был снят с двигателя, установку зажигания проводят по пунктам 3, 4, 5, 6, 7, 8. Проверку установки зажигания на неработающем двигателе производят по пунктам 3, 6, 7, 8. Угол опережения зажигания уточняют и корректируют гай­ками октан-корректора в зависимости от детонационных свойств топлива после прогрева двигателя до 85 0С на ровном участке дороги. После установки и корректировки зажигания необходимо надеж­но закрепить распределитель на двигателе и затянуть гайки октан-корректора, а при обслуживании проверить крепления.


^ Установка зажигания на рядном двигателе.

На рядных двигателях зажигание уста­навливают в следующем порядке: вывертывают свечу зажигания пер­вого цилиндра, свечное отверстие закры­вают пробкой;

— останавливают вал, когда поршень первого цилиндра не доходит до в. м. т. при такте сжатия на установочный угол опережения зажигания, который опре­деляют у одних двигателей по совпаде­нию шарика, запрессованного в маховике со стрелкой на картере маховика (ЗМЗ-51), у других — по совпадению метки на шкиве коленчатого вала со штифтом (ГАЗ-24, УАЗ-469);

Установку зажигания проверяют по лампочке или искре от провода свечи первого цилиндра. Устанавливают ко­нец провода свечи первого цилиндра на расстоянии 5...7 мм от корпуса двига­теля и медленно вращают коленчатый вал. Искра между концом провода и двигателем должна появляться (или за­гораться лампочка) в момент совпаде­ния меток на шкиве и крышке распреде­лительных шестерен.



krediti-chast-4.html
krediti-chast-9.html
kreditna-sistema-komercjnih-bankv-v-nalagodzhen-platzhnogo-rozrahunkovogo-mehanzmu-v-ukran.html
kreditnaya-politika-firmi.html
kreditnaya-sistema-rf-3.html
kreditnaya-sistema-rf-chast-6.html
  • college.bystrickaya.ru/19-00-02-psihofiziologiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/5-otvetstvennost-rukovodstva-51-obyazatelstva-rukovodstva-v-obrazovatelnoj-organizacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/strategicheskoe-planirovanie-processa-formirovaniya-zheleznodorozhnih-turov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-naimenovanie-konkursa-opredelenie-podryadchika-na-vipolnenie-rabot-po-tehnicheskomu-nadzoru-za-provedeniem-rabot-po-kapitalnomu-remontu-mnogokvartirnih-domov-stranica-9.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-smeni-infrastruktura-lagerya-dopolnitelnaya-informaciya-zakaz-i-bronirovanie-putevok-i-uslug-novoe-pokolenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fizicheskie-svojstva-vibracionnaya-bolezn-voznikaet-iz-za-vliyaniya-na-organizm-cheloveka-vibracii-vizivaemoj-razlichnim.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernie-temi-referatov-po-ekonometrike.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-pnn-ati-uaiti-kabinet.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/okkupaciya-pravda-i-mifi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-issledovatelskih-rabot-yunost-nauka-kultura-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obraz-strani-struktura-i-dinamika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/motornoe-pole-gicheskij-slovar-institut-otkritoe-obshestvo-megaproekt-pushkinskaya-biblioteka-knigi-dlya-rossijskih.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-etot-razdel-sostoit-iz-10-voprosov-s-neskolkimi-variantami-otvetov-iz-kotorih-nuzhno-vibrat-edinstvennij-vernij-otvet-ocenivaetsya-v-1-ball-vsego-10-ballov-test-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-sozdaniyu-prihodskoj-biblioteki-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-v-bezrukov-kiev-v-n-anisimov-sankt-peterburg-g-m-butenko-kiev-v-v-davidov-harkov-v-h-havinson-sankt-peterburg-l-f-andrianova-kiev-n-a-babenko-harkov-a-v-kulikov-pushino-v-k-koltover-mo-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-biblioteki-otchet-o-deyatelnosti-topkinskoj-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-po-obsluzhivaniyu-yunoshestva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/meditacii-v-kanave-f-i-tyutchev-pered-vami-velikaya-kniga-velikogo-cheloveka.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-ot-grazhdanina-k-poddannomu-m-shtaerman-stranica-23.html
  • institute.bystrickaya.ru/fnansi-podatki.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-soveti-po-planirovaniyu-i-organizacii-vremeni-neobhodimogo-na-izuchenie-disciplini.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-problemi.html
  • spur.bystrickaya.ru/materiali-elektronnogo-uchebnika-russkaya-literatura-avtori-m-v-osmolovskij-i-i-yu-osmolovskaya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-kursa-osnovi-informacionnoj-kulturi-dlya-opredeleniya-effektivnosti-kursa-osnovi-informacionnoj-kulturi-oik-v-2006-god.html
  • control.bystrickaya.ru/derevnya-pokayalas-bi-da-ne-znaet-za-chto-gosduma-rf-monitoring-smi-30-marta-2006-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-5-snezhnie-melioracii-fakultet-geograficheskij-kafedra-geoekologii-i-landshaftnogo-planirovaniya-uchebno-metodicheskij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-kreditnih-otnoshenij-v-ukraine-chast-11.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-celi-i-zadachi-konkursa.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dalnevostochnij-ekonomicheskij-rajon-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chto-takoe-nafta-chast-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-teme-1-ponyatie-ob-avtomobilnom-servise-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ds-09-sistemi.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-ministerstva-obrazovaniya-moskovskoj-oblasti-na-ii-polugodie-2012-g-1-stranica-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uchet-truda-i-zarabotnoj-plati-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-uchet-i-audit-uchebnoe-posobie.html
  • essay.bystrickaya.ru/bit-zhertvoj-svoej-slavi-sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-2001-nesmrtelnost-yo-milan-kundera-1990-perevod.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-nizhnij-novgorod-2010-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rf.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.