.RU

Доклад о состоянии охраны труда - страница 3



Источник: Евростат, 2002-2005 гг.

В странах – членах Европейского Сообщества действует четкая классификация предприятий малого и среднего бизнеса, а именно: предприятия, на которых заняты от одного до пяти человек, названы микро предприятиями; если число служащих не превышает 50 работников, то такие предприятия относят к малому бизнесу, а от 50 до 100 занятых – такие предприятия классифицируют как относящиеся к среднему бизнесу.

В целом надо сказать, что предприятиям этих категорий уделяется огромное внимание в европейских странах: в рамках ЕС создан специальный фонд поддержки малого предпринимательства, проводятся специализированные конференции по охране труда и здоровья, организуется обучение специалистов, даются консультации по проблемам охраны труда и здоровья на предприятиях, социальными партнерами проводятся трехсторонние совещания по развитию социального диалога и т.п. Этот положительный опыт может быть распространен, с учетом национальных условий, в государствах СНГ.

^ 5. Осуществление государственной политики в области охраны труда в странах СНГ.

В течение 2005-2009 гг. в странах СНГ разработаны и осуществляются национальные государственные программы в области охраны труда, действуют правовая и нормативная базы по охране труда, которые органично вписываются в правовое поле стран СНГ. В рамках принятых государственных программ страны региона продолжили совершенствование систем управления охраной труда, как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

В Российской Федерации наиболее эффективная работа по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда проводится в тех субъектах страны, где созданы и совершенствуются система управления охраной труда и региональная нормативно-правовая база по охране труда. Эта работа ведется непосредственно с участием профсоюзов, как стороны социального партнерства и основное внимание профсоюзы уделяют законо- и нормотворчеству.

Так, в 2009 году технической инспекцией труда профсоюзов было рассмотрено 286 проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из них согласовано 254. Например, с участием инспекции труда Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов разработан проект областного закона о проведении внутриведомственного государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организациях области.

Инспекцией труда Краснодарского крайсовпрофа были внесены предложения в краевую Программу улучшения условий и охраны труда на 2009-2011 годы. Совместно с департаментом социальной защиты населения края разработаны, внесены в Законодательное собрание края и приняты поправки в Закон «Об охране труда», конкретизирующие полномочия в области охраны труда органов власти на краевом и муниципальном уровнях. По инициативе инспекции труда крайсовпрофа, в связи с увеличением численности аттестующих организаций по условиям труда и снижением качества работы, было направлено обращение к депутатам Госдумы РФ от Краснодарского края о внесении поправок в статью 219 Трудового кодекса РФ в части обязательности проведения экспертизы материалов аттестации рабочих мест по условиям труда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение такой экспертизы.

Инспекцией труда Объединения организаций профсоюзов Ярославской области подготовлены и внесены изменения: в Закон об охране труда области, в областную целевую Программу «Улучшение условий и охраны труда на 2008-2009 годы», в проект Положения об участии организаций и индивидуальных предпринимателей в декларировании деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей.

Инспекцией труда Пермского краевого совета профсоюзов совместно с краевым центром охраны труда разработан законопроект «Об основах государственного управления охраной труда в Пермском крае». В целях координации приоритетных действий по охране труда инспекцией труда была разработана профсоюзная Программа «Улучшение условий труда и здоровья работающих членов профсоюза на период 2010-2015 годов», в которой определены основные задачи для реализации намеченных целей.

Инспекцией Федерации профсоюзов Пензенской области были даны заключения на проекты Административных регламентов Министерства здравоохранения и социального развития области по проведению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжёлую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия требованиям охраны труда на производственных объектах, при проведении технического переоснащения, при производстве и внедрении новой техники, внедрении новых технологий.

На федеральном уровне рассмотрено более 65 проектов федеральных законов и нормативных правовых актов.

В развитие базового стандарта ГОСТ 12.0-230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» инспекцией труда совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей с участием заинтересованных сторон разработаны три национальных стандарта Российской Федерации: ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)», ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», которые были утверждены приказами Ростехрегулирования в 2009 году.

В 2009 году были даны замечания в ряд проектов технических регламентов таких, как «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «О безопасности колесных транспортных средств», «О безопасности средств индивидуальной защиты», и др.

Социальными партнерами Республики Беларусь в течение 2005-2009 гг. проводилась работа по обеспечению конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, по реализации основных направлений государственной политики в области охраны и улучшения условий труда, выполнению мероприятий Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 годы, соответствующих отраслевых и территориальных программ, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере.

По инициативе Федерации профсоюзов Беларуси разработан и принят Закон «Об охране труда», основная цель которого – создание на всех уровнях управления системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, как от потенциальных профессиональных рисков, так и в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Важнейшим направлением государственной социальной политики, принятой социальными партнерами на Украине, является решение проблем, связанных с условиями и охраной труда и призванных обеспечить безопасную жизнедеятельность работающим. При непосредственном участии Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) и ее членских организаций принят и действует Закон «Об охране труда», а также законы о социальном страховании и о страховых тарифах, утверждено более 70 нормативно-правовых актов.

С целью более тесного взаимодействия и сотрудничества в осуществлении государственного надзора и общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда между ФПУ и Госпромнадзором Украины 24.06.2009 г. заключено специальное соглашение.

Финансирование профилактических мероприятий в Законе «Об охране труда» (ст.4) определено одним из важнейших принципов государственной политики в этой сфере. Закон обязывает (ст.19) не только работодателя направлять соответствующие средства на создание здоровых и безопасных условий труда на производстве (не менее 0,5% от суммы реализованной продукции), но и государство финансировать мероприятия общегосударственного и территориального масштабов по этим вопросам (бюджетные организации отчисляют не менее 0,2% от фонда оплаты труда).

Однако на практике эти требования законодательства не выполняются. Большинство работодателей подходят к финансированию мероприятий по охране труда по остаточному принципу. Государственные и местные органы самоуправления вообще не исполняют возложенные на них обязанности по финансированию профилактических и охранных мер. Более того, с 2005 г. правительство исключило из Закона «Об охране труда» требование об отдельной строке расходов на охрану труда, как из государственного, так и из местных бюджетов.

В соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан и в целях повышения эффективности работы системы управления охраной труда на предприятиях в 2008 году введены в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.03.230-2007 «Система управления охраной труда. Общие требования» и руководство МОТ – СУОТ 2001. Совместно с МОТ была разработана Национальная программа достойного труда на 2007-2009 годы. Ее целью было создание достойного труда в качестве основного компонента государственной стратегии развития. В настоящее время действует новая Национальная программа на 2010-2012 годы.

Разрабатываются новые государственные стандарты по системе безопасности труда. Для решения задач государственной системы стандартизации в области безопасности и охраны труда, а также в целях обеспечения гармонизации государственных стандартов с международными требованиями, Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики совместно с Федерацией профсоюзов Республики Казахстан был создан Технический комитет № 68 по стандартизации «Безопасность и охрана труда».

В Республике Армения в 2005 г. вступил в действие новый Трудовой кодекс, в котором значительное место отводится охране труда и коллективным трудовым отношениям. В соответствии с трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, регулирование этих отношений осуществляется посредством заключения между работодателями и работниками коллективных и трудовых договоров.

В 2006 г. правительство приняло два нормативных документа: «Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «Порядок деятельности комиссии по вопросам здоровья и по обеспечению безопасности трудящихся в организациях». Подготовлен Национальный обзор «Охрана труда в Республике Армения», который одобрен социальными партнерами – Министерством труда и социальной защиты, Конфедерацией профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении.

Государственная политика в области улучшения условий и охраны труда Азербайджана направлена на защиту прав и интересов работников, борьбу за достойный труд, последовательное улучшение условий труда, профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ее реализация осуществляется через систему социального партнерства, заключение договоров о сотрудничестве социальных партнеров в области охраны труда на всех уровнях. Заключены Генеральные соглашения между Конфедерацией профсоюзов Азербайджана, Кабинетом Министров и Независимой Конфедерацией организаций предпринимателей (работодателей) Азербайджана на двухлетние периоды с 2004 по 2009 годы. Разработан и представлен на рассмотрение Парламента Республики в 2010 г. проект Закона «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Совместно с МОТ был составлен и подписан социальными партнерами стратегический документ «Национальная программа достойного труда на 2006-2009 годы».

Национальная политика по улучшению условий и охраны труда Республики Таджикистан в течение 2005-2009 гг. была, в основном, направлена на совершенствование законодательства в этой сфере: принят закон «Об охране труда в Республике Таджикистан»; разработан и передан на рассмотрение Парламента Республики проект Закона «Об обязательном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». На утверждении правительства находится проект Правил по расследованию несчастных случаев на производстве.

Подводя итоги по обзору выполнения государственных программ в области улучшения условий и охраны труда в странах СНГ, необходимо отметить следующее:

- за период 2005-2009 гг. в странах СНГ в основном сложились и функционируют национальные системы по управлению охраной труда, разработанные с учетом национальных условий и международных стандартов и рекомендаций МОТ;

- вместе с тем, нестабильность в развитии и кризисные явления в экономике стран СНГ, вызванные, в том числе, и глобальным финансовым кризисом, отодвинули на второстепенный план проблему охраны труда и, в особенности, финансирование мероприятий по охране труда;

- финансирование профилактических мероприятий по охране труда осуществляется по остаточному принципу и как следствие этого сохранение здоровья и жизни работника отодвинуто на второй план по отношению к производственной деятельности и получению прибыли;

- объединениям профсоюзов независимых государств не удается изменить отношение работодателей и государственных органов к решению проблем охраны труда.

^ 6. Общественный контроль за состоянием охраны труда, осуществляемый профсоюзами стран СНГ.

Профсоюзы стран СНГ в течение 2005-2009 гг. значительно расширили и укрепили свои права по осуществлению общественного контроля за улучшением условий и охраны труда на предприятиях, по проведению кампаний и мероприятий для привлечения внимания социальных партнеров к проблемам охраны труда и, в частности, по обязательному участию технических инспекций труда в расследовании катастроф, групповых и индивидуальных несчастных случаев на производстве.

В целях реализации прав членов профсоюзов на безопасные условия труда технической инспекцией труда профсоюзов России, а также уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов, в 2009 году было проведено свыше 118 тыс. проверок выполнения требований норм трудового законодательства в области охраны труда и иных нормативных правовых актов. Было выявлено 356,7 тыс. нарушений требований норм и правил по охране труда. По результатам выявленных правонарушений работодателям выдано свыше 62 тыс. представлений (совместных предписаний).

Инспекцией труда совместно с государственными органами надзора и контроля проведено свыше 8,9 тыс. проверок, выявлено более 57,5 тыс. нарушений требований охраны труда; работодателям выдано свыше 7,6 тыс. совместных предписаний по устранению выявленных нарушений.

Из общего числа проверок, проведенных технической инспекцией труда профсоюзов, 13,7 тыс. составляли тематические проверки по вопросам труда женщин и молодежи, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, рабочего времени и времени отдыха, гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. В целях обеспечения прав женщин и молодежи на безопасный труд техническими инспекциями труда было проведено более 3,6 тыс. проверок, выявлено 6,2 тыс. нарушений требований трудового законодательства в сфере охраны труда.

За нарушение законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, инспекциями труда составлялись требования о привлечении к ответственности должностных лиц. Технической инспекцией труда профсоюзов было направлено 3,3 тыс. требований, в т.ч. более 2,1 тыс. – работодателям, 909 – в федеральные службы, 232 – в органы прокуратуры. На основании требований, составленных техническими инспекторами труда профсоюзов, привлечено к ответственности 3,7 тыс. человек, в том числе 2,3 тыс. – к дисциплинарной, 1,5 тыс. – к административной, 8 – к уголовной.

В соответствии с возложенными на техническую инспекцию труда профсоюзов полномочиями ими осуществлялись меры по предъявлению работодателям требований о приостановке работ, станков, машин и оборудования в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. В 2009 году работодателям было предъявлено свыше 2,1 тыс. требований о приостановке работ, в том числе: 1,9 тыс. – станков, машин, оборудования, транспортных средств и 230 – производственных участков.

В 2009 году технической инспекцией труда проведено свыше 17,6 тыс. проверок по выполнению работодателями обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. В ходе проверок установлено, что из 83,6 тыс. обязательств, взятых работодателями, не было выполнено более 8 тыс. (или 9,6%).

Технической инспекцией труда профсоюзов использовалось законодательное право на проведение независимых экспертиз условий труда. Так, в 2009 году инспекцией было проведено 555 таких экспертиз, выдано 532 заключения, из них 97 – неудовлетворительных. Осуществлялась работа по рассмотрению трудовых споров, заявлений и жалоб членов профсоюзов, связанных с нарушением их прав в области охраны труда, а также по защите прав членов профсоюзов в судебных инстанциях. Технической инспекцией труда профсоюзов было рассмотрено 2,7 тыс. трудовых споров и более 18,1 тыс. личных обращений. По результатам их рассмотрения в пользу работников разрешено 2,4 тыс. (88,7%) трудовых споров и 15,5 (85,6%) обращений, жалоб.

В Республике Беларусь принятый Закон «Об охране труда» значительно расширил полномочия технических инспекторов труда. Они получили право осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда на малых предприятиях нанимателей и индивидуальных предпринимателей, на крупных организациях работодателей, участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию производственных объектов, обращаться в органы прокуратуры для принятия мер по выявленным нарушениям, привлекать к ответственности через суды работодателей, допустивших нарушения законодательства об охране труда или не выполняющих предписания, технических инспекторов труда профсоюзов.

Численность технической инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси, работающих на профессиональной основе, доведена до 110 человек. Реализуя на практике свои права, они провели 26.850 проверок, в результате которых нанимателям выдано 24.622 представлений об устранении более 270 тыс. нарушений норм и правил по охране труда, приостановлена работа 11.174 единиц оборудования, не отвечающего требованиям безопасности и угрожающего жизни и здоровью работников.

Обследованы условия труда в 2.750 организациях негосударственной формы собственности. Федерация профсоюзов организует работу общественных инспекторов и комиссий по охране труда (их численность составляет более 82 тыс. человек), проводит смотры-конкурсы на лучшую организацию общественного контроля по охране труда и проведение Всемирного Дня охраны труда, организует обучение технических и общественных инспекторов труда, их участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также выявление сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве.

В результате проводимой Федерацией профсоюзов работы травмированные работники, семьи и иждивенцы погибших на производстве получают страховые выплаты, а также выплаты, предусмотренные коллективными договорами. За 2005-2009 гг. семьям 596 погибших на производстве по коллективным договорам и тарифным соглашениям была выплачена единовременная компенсация на общую сумму 13 млрд. рублей.

В 2009 г. технические инспекторы Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) провели совместно с государственными органами надзора свыше 5 тыс. проверок состояния условий и охраны труда на предприятиях и в учреждениях, а также рассмотрели более 8 тыс. обращений граждан, связанных с несчастными случаями на производстве.

В соответствии с постановлением Президиума ФПУ от 26.04.2005 г. в каждом территориальном профоргане (всего их 27) введена должность главного специалиста – технического инспектора труда, в обязанности которого также входит контроль за состоянием охраны труда на производстве.

В настоящее время численность технических инспекторов труда профсоюзов, объединенных в Федерацию, составляет 170 человек. За истекший с 2004 г. период проведена значительная работа по рассмотрению законопроектов Украины по ратификации Конвенций МОТ по проблемам охраны труда и здоровья. За 2007-2009 гг. выполнена подготовительная работа над 13 законопроектами страны по ратификации Конвенций МОТ, 7 из которых уже ратифицированы Верховным Советом Украины.

В 2009 г. создан «Центр независимых экспертиз по охране труда Федерации профсоюзов Украины». Постановлением Президиума ФПУ от 24.11.2009 г. решено провести в 2010-2011 годах коллективную акцию профсоюзов под лозунгом – «Аттестация рабочих мест – под контроль профсоюзов».

Важнейшим направлением в деятельности Федерации профсоюзов Республики Казахстан и ее членских организаций является обеспечение безопасности и охраны труда, устранение нарушений законодательства по охране труда и защита прав работников от неправомерных действий работодателей и бюрократов государственных органов.

Теперь в профсоюзах работают свыше 19 тыс. общественных инспекторов по охране труда, 900 из которых прошли в 2006-2009 гг. обучение в Учебно-методическом центре Федерации.

Федерация профсоюзов активно выступает против нарушений трудовых отношений на иностранных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории Казахстана. Так, в 2008 году было организовано 598 совместных (Минтруд, Генеральная прокуратура и Федерация) проверок трудовых отношений и условий труда на крупных иностранных предприятиях; выявлено 3.397 нарушений трудового законодательства, выдано 722 предписания и наложено 427 административных штрафов на сумму в 12,0 млн. тенге.

Федерация проводила в 2005-2009 гг. последовательную работу по обеспечению прав трудящихся-мигрантов. В рамках этой работы были заключены двусторонние соглашения по вопросам трудовой миграции между объединениями профсоюзов независимых государств – Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и России.

Основная деятельность Конфедерации профсоюзов Армении в отчетном периоде была направлена на организацию и совершенствование работы по заключению коллективных договоров, выполнение статей нового Трудового Кодекса Республики и нормотворческую деятельность. Так, Конфедерация разработала и представила в правительство страны «Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» и два документа, регулирующих вопросы безопасности и охраны труда в организациях.

В рамках сотрудничества с МОТ Конфедерация профсоюзов совместно с социальными партнерами приняла программу по обеспечению достойного труда на 2007-2011 годы, в которой отдельный раздел отведен вопросам охраны труда.

Правительство, Конфедерация и Республиканский союз работодателей подписали коллективный договор (27.04.2009 г.). Установлены дополнительные гарантии координации социально-трудовых отношений и совместные действия сторон по их реализации, распространенные на такие сферы трудовых отношений, как безопасность труда и охрана здоровья, рынок труда и занятость населения, заработная плата и уровень жизни населения, социальное страхование и социальная защита. Договор вступил в силу и действует до 2012 года.

Конфедерация профсоюзов Азербайджана разработала на периоды 2004 2007 гг. и 2008-2013 гг. программы мероприятий, в которых решение проблем охраны труда выделены в число важнейших направлений деятельности профсоюзов.

С участием Конфедерации велась разработка проекта Закона «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», внесены поправки по охране труда в Трудовой и Налоговый кодексы Азербайджана.

В течение последних 5 лет технической инспекцией труда 24-х отраслевых и одного территориального профорганов проведено 3.540 обследований предприятий и производств, наиболее неблагополучных с точки зрения охраны труда. Выявлено свыше 13,3 тыс. нарушений трудового законодательства, а также требований о промышленной, экологической и санитарно-гигиенической безопасности. Работодателям было выдано 2,2 тыс. предписаний для устранения нарушений требований охраны труда и установлен контроль за их выполнением.

В течение 2008-2009 гг. при расследовании несчастных случаев со смертельным исходом на предприятиях электроэнергетики и электротехнической промышленности, нефтяной и газовой отраслей экономики и коммунального хозяйства по представлению профсоюзов были наказаны в дисциплинарном порядке 19 должностных лиц, один из которых был отстранен от занимаемой должности.

Федерация независимых профсоюзов Таджикистана постоянно контролировала вопросы охраны труда на рабочих местах и направляла деятельность инспекции труда профсоюзов на выполнение требований и инструкций по улучшению условий и безопасности труда на предприятиях Республики.

За период 2005-2009 гг. в профсоюзных органах работали 36 инспекторов труда, которые обслуживали 19 отраслевых комитетов профсоюзов. Проведены 3.750 обследований предприятий, организаций и объектов как производственного, так и непроизводственного назначения экономики Республики, независимо от форм собственности. Выявлено 16.805 нарушений законодательства Республики Таджикистан о труде и об охране труда; из них – 13.185 были устранены в установленные сроки. В ходе проверок была приостановлена работа 1.100 единиц оборудования и 50 производственных участков и цехов, не отвечающих требованиям безопасности и дальнейшая эксплуатация которых угрожала здоровью и жизни работников. За несоблюдение норм и правил охраны труда материалы на 40 должностных лиц были направлены в органы прокуратуры, 150 человек оштрафованы в установленном порядке и 80 должностных лиц освобождены от работы по требованию инспекторов труда.

В Кыргызской Республике общественный контроль за соблюдением норм и правил в области охраны труда осуществляет техническая инспекция труда профсоюзов. За период 2005-2009 гг. ее количественный состав существенно менялся и, в среднем, составлял 14 человек (38 человек в 2005 г.).

Инспекторами труда обследовано 1.992 предприятия и организации, что в 2 раза меньше показателей 2000-2004 гг. Совместно с государственными органами надзора было обследовано 843 предприятия и организации. Ежегодная нагрузка на одного технического инспектора труда профсоюзов, в среднем, не превышала 20 обследований. В таблице 10 представлены показатели, характеризующие работу технических инспекторов труда профсоюзов страны за 2005-2009 гг.

^ Изменение количественного состава технической инспекции труда профсоюзов (ТИТП) по годам и показатели выполненной работы.

Таблица 10.

№№ пп

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

1.

Количество технических инспекторов труда

38

12

14

14

19

2.

Количество организаций, обслуживаемых ТИТП

7968

7618

7528

7543

7543

3.

Количество обследованных предприятий.

В том числе совместно с Госорганами надзора

615


406

430


70

406


171

258


91

283


105

4.

Количество предприятий, обследованных одним инспектором

22

35

16

16

13

5.

Количество нарушений, выявленных одним инспектором

95

108

94

94

66

6.

Всего выявленных нарушений

2674

1302

1520

1511

1467

7.

Количество приостановлений работ на предприятиях

212

228

163

193

31


Из данных таблицы 10 следует, что с уменьшением количества технических инспекторов снижались и качественные показатели общественного контроля, что, по существу, привело к сворачиванию целенаправленной работы по профилактике травматизма и созданию безопасных и здоровых условий труда на производстве.

За допущенные нарушения, приведшие к несчастным случаям на производстве, невыполнение выданных предписаний по устранению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью работников, 882 должностных лица и руководителя предприятий привлечены к различной степени ответственности, в том числе 84 освобождены от занимаемых должностей и 129 отстранены от работы. Материалы на 7 наиболее злостных нарушителей трудового законодательства были переданы в территориальные прокуратуры Республики.

^ 7. Деятельность международных отраслевых объединений профсоюзов в области улучшения условий и охраны труда.

В информационных материалах, поступивших в ВКП от международных отраслевых объединений профсоюзов, «О состоянии условий труда, охраны труда и здоровья работников за период 2005-2009 годов» отмечается в целом положительная тенденция в снижении производственного травматизма и профзаболеваемости, увеличении числа профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья и улучшение условий труда, расширении участия профсоюзных организаций в осуществлении государственной политики в области охраны труда, разработке совместных с социальными партнерами действий, направленных на охрану здоровья, труда, улучшение быта, обеспечение работников предприятий современными СИЗ и т.д.

Вместе с тем все еще остаются нерешенные проблемы – при финансировании мероприятий по охране труда, формировании и обучении персонала предприятий, заключении коллективных договоров, повышении экономической заинтересованности работодателей в осуществлении профилактических мер по охране труда и здоровья работников, восстановлении медицинских служб на предприятиях, проведении аттестации и сертификации рабочих мест по условиям труда.

В членских организациях ^ Международного объединения профсоюзов металлистов наблюдалось снижение производственного травматизма (в том числе и со смертельным исходом) и профессиональной заболеваемости. При заключении отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров профсоюзы и их организации предусматривали разделы и целевые мероприятия по охране и улучшению условий труда и быта на производстве, проведению медицинских осмотров и аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Однако, в последние годы, профсоюзам металлистов приходится отстаивать уровни социальных гарантий и компенсаций за работу в тяжелых и вредных условиях труда, которые правительства ряда стран СНГ передали для решения работодателям и требовать безусловного выполнения работодателями положений отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров.

^ Международное объединение профсоюзов работников образования и науки (МОП «Образования и науки») направляло действия профсоюзов на поиск системных решений одной из самых актуальных и сложных проблем в области охраны труда – аттестации рабочих мест по условиям труда в учебных заведениях. В своей оценке общего положения с охраной труда в членских организациях МОП «Образования и науки» обращал внимание руководителей профсоюзов на необходимость добиваться финансирования мероприятий по охране труда, позволяющих в полном объеме выполнять планы создания безопасных и здоровых условий труда в организациях.

Кроме того, МОП «Образования и науки» нацеливал членские организации на повсеместное создание технической инспекции труда, которая должна уделять особое внимание выполнению разделов охраны труда, внесенных в коллективные договоры и соглашения, осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об оплате труда и всемерно способствовать проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

^ Международная Конфедерация профсоюзов работников здравоохранения, ее членские организации в государствах Содружества уделяли постоянное внимание вопросам охраны труда работников отрасли. За прошедший период проводилась работа по совершенствованию законодательной и нормативной базы в вопросах создания здоровых и безопасных условий труда для работников здравоохранения.

Проблемы безопасности и охраны труда являлись важнейшим направлением в деятельности членских организаций Конфедерации. Этому способствовали принятые отраслевые Соглашения между министерствами здравоохранения и отраслевыми профсоюзами стран СНГ, а также коллективные договора в учреждениях здравоохранения. Ежегодно в государствах Содружества проводились смотры-конкурсы по безопасности и охране труда, конкурсы на звание «Лучший уполномоченный по охране труда в учреждениях здравоохранения» (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан и другие).

19.05.2010 г. на заседании Совета ^ Международной конфедерации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов (МКП «Строитель») принято Постановление «О состоянии и проблемах охраны труда в строительной отрасли стран СНГ и задачи профсоюзов – членских организаций МКП «Строитель» в этой сфере деятельности». Отмечалось, что практически во всех государствах Содружества профсоюзам законодательно предоставлено право осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями норм и правил, защищающих трудовые права и социальные гарантии работников в новых экономических условиях труда. Возросла роль отраслевых соглашений и коллективных договоров в решении всего комплекса проблем охраны труда. В то же время, несмотря на выполненный комплекс мер, в организациях отрасли не произошло стабильного улучшения в области охраны труда и здоровья работников, не достигнуто устойчивого снижения уровня производственного травматизма, а также числа профессиональных заболеваний.

В целях исправления создавшегося положения дел с охраной труда в организациях строительной отрасли, были разработаны и утверждены «Рекомендации по внедрению эффективной системы организации охраны труда в строительной отрасли стран СНГ и задачи профсоюзов – членских организаций МКП «Строитель» в этой сфере деятельности».

^ Международное объединение профсоюзов работников транспорта и дорожного хозяйства в 2005-2009 гг. выполняло работу по охране труда через систему социального партнерства. Контроль за соблюдением законодательства в этой области осуществлялся в соответствии с законодательными актами, принятыми в государствах Содружества.

Планомерная, целенаправленная работа по совершенствованию общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда проводилась в 2005-2009 гг. Общероссийским, Белорусским, Украинским и Азербайджанским профсоюзами работников транспорта и дорожного хозяйства.

Так, Общероссийский профсоюз в рамках социального партнерства заключил Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству, автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы, в котором вопросам охраны труда, контролю за обеспечением здоровых условий труда работников на предприятиях отведены специальные разделы, предусматривающие конкретные обязанности социальных партнеров.

В 2009 г. в рамках социального партнерства между Минтрансом и Республиканским комитетом профсоюза Беларуси заключено Тарифное соглашение на 2009-2010 годы, в подготовке которого приняла участие техническая инспекция профсоюза. Мероприятиями, включенными в раздел «Охрана труда. Режим труда и отдыха», предусматривается совершенствование и повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества органов госуправления, нанимателей и профсоюзов по осуществлению совместного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, здоровья и экологической безопасности.

На Украине для исполнения функций надзора и контроля за состоянием безопасности труда при профсоюзных комитетах созданы комиссии по охране труда. Оперативный и текущий контроль охраны труда осуществляют общественные инспекторы предприятий, технические инспекторы труда и представители Отраслевого профсоюза Украины. Указанные специалисты, помимо непосредственных проверок и надзора за состоянием безопасности труда на предприятиях, принимают участие в работе комиссий по аттестации рабочих мест, по расследованию несчастных случаев на производстве и проверяют знания охраны труда у руководителей предприятий.

Активную организационную работу по восстановлению сокращенных служб охраны труда в дорожном хозяйстве проводил в течение 2005-2009 гг. профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Азербайджана. В 2006 г. этот вопрос был поднят перед Департаментом «Дортранссервис» и в течение двух последующих лет на предприятиях дорожной отрасли были введены штатные единицы инженеров по технике безопасности и охране труда.

^ Международная Конфедерация профсоюзов работников водного транспорта совместно с межгосударственными органами, органами власти и управления государств СНГ осуществила в течение 2005-2009 гг. ряд мер по созданию на перспективу – на межгосударственном и на национальном уровне – единой правовой системы, защищающей безопасные и достойные условия труда работников водного транспорта СНГ, которая основана на международном праве и содержит общие подходы и принципы. Приняты: модельный закон «Об особенностях регулирования труда моряков» и Постановление «О ратификации Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве».

При участии Конфедерации также были ратифицированы морские Конвенции МОТ – № 163 «О социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту» и № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах». Большая практическая работа по охране труда водников в странах СНГ проводилась членскими организациями Конфедерации.

Так, профсоюзы работников морского и речного флота Российской Федерации участвовали в создании и обеспечении достойных условий труда морякам и речникам страны. Например, Профсоюз работников водного транспорта внес ряд конструктивных предложений по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда для российских моряков и речников в положения трех основных федеральных отраслевых соглашений (по морскому транспорту на 2009-2012 гг.; по речному транспорту на 2009-2011 гг. и по бюджетным учреждениям внутреннего водного транспорта на 2009-2012 гг.), заключенных профсоюзом с объединениями работодателей.

Значительная работа по улучшению условий и охраны труда в речных портах велась Украинским профсоюзом работников речного транспорта. Профсоюз осуществлял общественный контроль за выполнением работодателями требований нормативно-правовых актов по охране труда в портах через своего представителя – технического инспектора труда.

Техническая инспекция труда Республиканского Комитета независимого профсоюза работников морского транспорта Азербайджана осуществляла общественный контроль за соблюдением правил и норм охраны труда и техники безопасности на предприятиях и судах Каспийского морского пароходства. В 2009 г. эта инспекция провела 31 проверку условий труда и вынесла 31 предписание по охране труда на предприятиях пароходства, пяти организациям были выданы предписания по устранению нарушений при работе с машинами, механизмами и инструментами. Необходимо отметить, что в 2009 г. в пароходстве не произошло ни одного несчастного случая на производстве.

Международное общественное объединение «Конфедерация профсоюзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства» и его членские организации в 2005-2009 гг. стали более действенно осуществлять контроль за соблюдением безопасных и здоровых условий труда, добиваться наиболее полного их отражения в соглашениях и коллективных договорах, содействовать более активному взаимодействию профсоюзной инспекции труда и укреплению её деловых контактов с работодателями, с органами власти, государственного надзора и контроля.

Вместе с тем, продолжающийся кризис вынудил многие предприятия отрасли торговли вести борьбу за своё выживание, что привело к значительному снижению внимания к проблемам охраны труда, обеспечению безопасности труда работников; работодатели в погоне за максимальной прибылью отдают предпочтение не охране здоровья людей, а сиюминутной экономической выгоде. Боязнь потерять работу вынуждает людей соглашаться на любые условия труда.

Недостаточно уделяется внимания улучшению условий труда. На ряде предприятий торговли и потребкооперации отмечается низкий уровень механизации ручного труда, высокая степень изношенности оборудования, неудовлетворительные микроклиматические условия, не всегда соблюдаются нормы предельно допустимых нагрузок; имеют место случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Ряд организаций финансирует мероприятия по охране труда по остаточному принципу. Примеры по недостаточному выделению целевых средств имеются на предприятиях торговли Армении, России, Украины, Кыргызстана, Таджикистана и др.; на ряде предприятий торговли Узбекистана имеют место факты нецелевого использования средств, выделяемых на охрану труда.

Серьёзную тревогу вызывают неудовлетворительные условия охраны труда и техники безопасности на отдельных предприятиях торговых транснациональных компаний, особенно там, где нет профсоюзных организаций и где работодатели нарушают действующее трудовое законодательство, требования норм и правил по охране труда. Нарушения охраны труда и несоблюдения требований технической безопасности, производственной санитарии имели место на ряде предприятий торговых компаний «Макдоналдс», «Метро Кэш энд Керри», ООО «Ашан».

За последние годы в работе Конфедерации, её членских организаций по вопросам охраны труда важной формой привлечения внимания органов власти, общественности, специалистов к проблемам безопасности труда в странах СНГ стало ежегодное участие в мероприятиях в рамках Всемирного Дня охраны труда.

Профсоюзы Украины, совместно с отраслевыми профсоюзами, Всеукраинским профсоюзом работников и предпринимателей торговли республики, уделяли большое внимание вопросам борьбы со скрытым травматизмом. В 2009 г. был внесён в Верховную Раду проект Закона «О внесении изменений в законодательные акты Украины по повышению ответственности за нарушение законодательства об охране труда и укрывательстве несчастных случаев на производстве при расследовании и учёте»; приняты две целевые программы по охране труда под общим названием «Сохранение жизни и здоровья работающих – обеспечение будущего Украины».

Белорусский профсоюз работников торговли заключил Тарифное соглашение с Министерством торговли на 2009-2010 годы, где в разделе: «Охрана и условия труда» намечены и осуществляются мероприятия по соблюдению законодательства об охране труда, созданию комфортных и безопасных условий труда в организациях отрасли.

Отраслевыми профсоюзами Азербайджана за последние годы проведены четыре республиканских межотраслевых смотра-конкурса в области охраны труда. Проводимая работа способствовала снижению в 2009 г. числа пострадавших на производстве на 14%, а погибших – на 43,7%.

С участием отраслевых профсоюзов Казахстана приняты программные документы: Закон «О безопасности и охране труда»; «Стратегия деятельности профсоюзов Республики Казахстана на 2005-2010 годы». Ежегодно проводится Республиканский общественный смотр по безопасности и охране труда.

Определённую работу по вопросам охраны труда, профилактики травматизма проводят республиканские профсоюзы работников торговли Армении, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, которые осуществляют комплекс практических мер, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда работающих.

^ 8. Выводы и предложения.

1. Проводимый странами СНГ курс на создание общего рынка труда резко изменил трудовые отношения, что требует выработки общих подходов и норм в решении социальных проблем, в том числе и в области улучшения условий труда, охраны здоровья и труда работников.

2. За период 2005-2009 гг. в государствах СНГ приняты либо переданы для принятия в национальные парламенты законы «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В эти законы включены статьи, которые направлены на защиту прав и материального интереса травмированного или заболевшего на производстве работника и стимулируют действия работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, правил и норм охраны труда на предприятии.

3. В области охраны труда в странах СНГ сделаны важные шаги на пути к созданию единого правового пространства: создана на межгосударственном уровне правовая база организации труда, включающая ранее принятые межправительственные соглашения и законы (МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС); разработаны с учетом стандарта МОТ (МОТ, 2001 г.) и действуют национальные системы управления охраной труда на предприятиях; национальное законодательство в области улучшения условий, охраны труда и здоровья основано на требованиях международных правовых норм и стандартов МОТ, ВОЗ и ISO (Международная организация по стандартизации).

4. Вместе с тем, кризисные явления в экономике стран СНГ отодвинули на второй план вопросы обеспечения охраны труда и здоровья работников. На многих предприятиях износ производственных фондов достиг критических пределов, продолжает иметь место применение устаревших технологий, используются вредные и опасные для здоровья химические вещества, сократилось в разы финансирование мероприятий по охране труда.

5. Многие работодатели в погоне за максимальной прибылью отдают предпочтение не охране здоровья работников, а экономической выгоде, не вкладывают деньги в модернизацию предприятий. Основное требование Трудовых кодексов, принятых в странах СНГ, об ответственности работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда – не выполняется. В то же время действующие в странах СНГ государственные системы надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, зачастую, недостаточно эффективны.

х х х

В целях устранения имеющихся недостатков в области организации охраны труда и здоровья на предприятиях государств Содружества, а также учитывая актуальность проблемы создания здоровых и безопасных условий труда, возрастающий риск для жизни и здоровья работающих, возможной угрозы техногенных аварий, объединениям профсоюзов независимых государств и международным отраслевым объединениям профсоюзов полагаем целесообразным рекомендовать следующие приоритетные направления деятельности социальных партнеров по улучшению условий и охраны труда на 2011-2012 годы:

- совершенствование нормативно-правовой базы в целях обеспечения перехода к экономическим методам управления охраной труда, повышения эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработки мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований законодательства об охране труда; приведение нормативных правовых актов в соответствие с действующим национальным законодательством и упрощение их правоприменения;

- создание механизмов использования принятых на межгосударственном уровне правовых актов и дальнейшее продвижение законотворческой деятельности по пути создания общей нормативно-правовой базы по охране труда, основой которой могла бы стать единая система стандартов безопасности труда для стран СНГ, построенная с учетом международных требований и стандартов (МОТ, ВОЗ, ISO);

- совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте в целях перехода от реагирования на наступившие страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников с широким использованием механизмов социального партнерства (соглашения, коллективные договоры, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и т.п.) и требований корпоративной социальной ответственности;

- совершенствование системы непрерывной подготовки работников и руководителей организаций по охране труда на основе современных методов и технологий обучения (дистанционное обучение, деловые ситуации и игры и т.п.);

- информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда на малых и средних предприятиях, создание специальных программ по массовой пропаганде безопасного труда и здорового образа жизни с использованием средств массовой информации;

- совместно с руководителями органов здравоохранения стран СНГ совершенствование и укрепление профпатологических служб региона, восстановление медицинских пунктов на предприятиях, организация проведения периодических медицинских обследований работающих, создание системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний;

- совершенствование государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в целях повышения эффективности контроля за состоянием условий труда, проведением аттестации и сертификации рабочих мест по условиям труда, а также разработка и внедрение автоматизированных систем обеспечения надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

1 Раздел 1.2 составлен по данным Статкомитета СНГ.

2 В возрасте 16(18) лет и старше.

glava-7-vozmozhnie-primeneniya-praktiki-osoznannogo-snovideniya-osoznannoe-snovidenie-stiven-laberzh.html
glava-7-zhrecheskoe-soslovie-drevnej-rusi-kniga-prodolzhenie-monografii-b-a-ribakova-yazichestvo-drevnih-slavyan.html
glava-71-ili-zhevat-ili-obshatsya-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya.html
glava-76-dose-iz-vizitnih-kartochek-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya.html
glava-7intellektualnij-um-stroenie-tela-i-psihologiya.html
glava-7sistemnij-podhod-v-ocenke-funkcii-ravnovesiyaobsuzhdenie-rezultatov-issledovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-chast-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovi-raboti-kompyuternoj-seti-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-m-libman-institut-ekonomiki-ran-i-center-for-doctoral-studies-in-economics-university-of-mannheim.html
  • studies.bystrickaya.ru/konkursi-konkursi-too-enrc-kazakhstan.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-15-pravo-chastnoj-sobstvennosti-4-chasa-kontrolnaya-rabota-1-var-2-var-3-var-ukazaniya-i-literatura.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priglashaem-vas-prinyat-uchastie-v-rabote-mezhdunarodnoj-shkoli-seminara-lomonosovskie-chteniya-na-altae-2012-kotoraya-sostoitsya-s-06-11-2012g-po-09-11-2012g-na-b.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-13-konflikti-v-seme-praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rubin-treniruetsya-na-rezervnom-pole-nou-kamp-innovacii-v-sporte-9.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yaikuzminov-ya-i-kuzminov-unas-segodnya-publichnoe-zasedanie-ekspertnoj-gruppi-kotoroe-obedinyaet-v-sebe-problematiku.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-socialnoe-protivorechie-l-a-nikitich-glavnij-redaktor-izdatelstva.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prava-zhivoj-i-nezhivoj-prirodi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktor-shklovskij-gorod-nashej-yunosti-vospominaniya-o-yu-tinyanove.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-spartakiade-glav-administracij-selskih-sovetov-i.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovi-racionalnogo-obraza-zhizni-kak-sredstva-povisheniya-effektivnosti-organizacii-upravlencheskogo-truda-chast-3.html
  • college.bystrickaya.ru/1-mesto-092-pimonova-anna-viktorovna-kaluzhskaya-oblast-do-14-ot-sostradaniya-k-otkroveniyu-shishenkova-lyudmila-nikolaevna.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-organizaciya-raboti-elektronnogo-akimata-planirovanie-raboti-rabota-apparata-osushestvlyaetsya-v-sootvetstvii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-sobesedovaniya-po-napravleniyu-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie-profil-hudozhestvennoe-obrazovanie-dizajn-i-kompyuternaya-grafika.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-55-integrirovannij-elektivnij-kurs-vektori-na-stike-nauk-vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-specialnij-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-reklamnih-konstrukcij-i-ih-territorialnogo-razmesheniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-pokazat-unikalnost-i-znachimost-professii-rodinu-zashishat-stimulirovat-uchashihsya-na-professionalnoe-samoopredelenie-v-voinskom-dele-vizvat-interes-i-voshishenie-k-lyudyam-stoyashim-na-strazhe-rodini.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-moskva-2010-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/22-glavnie-zakoni-ekologii-ekologiya-priroda-chelovek-tehnika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sleng-kak-yavlenie-v-sovremennoj-lingvistike-chast-11.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-prestupnika-i-rassledovaniya-prestuplenij-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-oratorskom-iskusstve-vladimir-dovgan.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-soderzhit-stranic-38-risunkov-19-tablic-1.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-v-gskb-almaz-antej-posporili-s-minoboroni-o-postavkah-s-400i-otstavke-ashurbejli-url-httpwwwvedomostirucompaniesnews1391749eksglavagskbalmazantejotvergobvineniyavsryvepostavokixzz1kykplmk2.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-regionalnih-sorevnovaniyah-po-wro-i-first-fll.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-rozisknoj-raboti-apparatov-ur-i-ih-kompetenciya.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-ekspertiza-i-problemi-ee-organizacii.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-osvoeniya-disciplini-celi.html
  • write.bystrickaya.ru/fgup-rostehinventarizaciya-federalnoe-bti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sut-nindzyucu-tradicii-devyati-shkol-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/9-ya-ego-umolyal-sozhgi-ti-boga-radi-svoj-pergament-no-on-virval-ego-u-menya-iz-ruk-i-ubezhal.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080109-buhgalterskij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.