.RU

Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

Реферат по биологии ученика 10 “Г” класса Шалупина Александра.

Москва 1996

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма ( обмен веществ, группы крови и др. ), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную ( состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов ( в частности алкоголя и курения ) на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

Передача наследственной информации от родителей к ребенку. В основе передачи наследственных признаков всего живого ( растений, животных и человека ) лежат прежде всего законы наследования, открытые Г. Менделем в 1865 году. Они позволили сформулировать хромосомную теорию наследственности, согласно которой преемственность свойств в ряду поколений определяется преемственностью их хромосом, находящихся в ядре клеток и заключающих в себе всю генетическую информацию.

По современным данным науки, хромосомы ядерного вещества представляют гигантские полимерные молекулы, состоящие из нитей нуклииновых кислот и небольшого количества белка. Каждая пара хромосом имеет определенный набор генов, контролирующих проявление того или иного признака. Химическая природа гена стала известной в последние десятилетия после расшифровки структуры дезоксирибонуклииновой кислоты ( ДНК ) и механизма ее самоудвоения. В состав ДНК входят сахар дезоксирибоза, фосфорная кислота и 4 основания адеин, гуанин, тимин и цитозин. ( рис. 1 )Молекулы ДНК имеют двухнитчатую структуру. Обе параллельно идущие нити свернуты спиралью, а между этими нитями, как ступеньки в винтовой лестнице, расположены основания. При этом аде ин (А)соединяется только с тимином ( Т ), а гуанин ( Г ) только с цитозином ( Ц ). В настоящее время твердо установлено, что вся наследственная информация о признаках растений, животных и человека, все разнообразие живого мира кодируется на нитях ДНК благодаря чередованию этих четырех нуклиотидов. Суть такого кода состоит в том, что каждые три рядом лежащих нуклиотида кодируют определенную аминокислоту и таким образом “ записывается” информация о последовательности аминокислот в белке. Всего известно 20 аминокислот, различные вариации из которых определяют все разнообразие белков в живой материи. С этими белками в свою очередь связано формирование тех или иных особенностейорганизма ( например групповая принадлежность крови, цвет волос и глаз у человека и многие другие свойства ).

Синтез белка на основе генетического кода происходит в цитоплазме клетки. Посредниками между ядром и цитоплазмой являются рибонуклииновые кислоты ( РНК ), значительно меньше по размерам , чем ДНК.Ген представляет собой группу рядом лежащих нуклиотидов, которыми закодирован один белок ( фер мент ), определяющий один признак. Число генов очень велико считают, что у человека их десятки тысяч. Один и тот же ген может оказывать влияние на разви тие ряда признаков, равно как и на формирование единичного признака могут оказывать влияние много генов. Молекулы ДНК, из которых состоят гены, можно увидеть лишь в мощные электронные микроскопы с увиличением в 150-200 тысяч раз в отличие от хромосом, строение которых можно рассмотреть в обычный световой микроскоп.

Каждому виду растений и животных свойствен свой количественный набор хромосом. Каждая клетка человеческого тела содержит 46 хромосом. Но так как в наборе почти все хромосомы представлены парами, то обычно указывается, что в каждую пару из 22 входят одинаковые по величине идентичные хромосомы, 23-я пара так называемых половых хромосом у женщин также состоит из одинаковых хромосом ( ХХ ), а у мужчин ( ХY ). ( рис. 2 )

За воспроизведение в поколениях растений, животных и человека наследственных свойств ответственны 3 эволюционно закрепленных универсальных про цесса: размножение обычных ( соматических ) клеток организма митоз, размно жение половых клеток мейоз и оплодотворение. При митозе происходит простое деление, перед которым количество хромосом в клетке удваивается путем самовоспроизведения. В таком случае перед делением в человечечской клетке обнаруживвается не 46, а 92 хромосомы. Они, как по команде, выстраиваются парами друг против друга в две шеренги и мгновенно расходятся к разным полюсам клетки. Вслед за этим протоплазма путем перешнуровки разделяется на две части и образуются две клетки, в ядрах которых опять содержится по 23 пары хромосомы.

В период оплодотворения мужская гамета сперматозоид сливается с женской гаметой яйцеклеткой, и в образующейся таким образом зиготе вновь будет 46 хромосом 23 от отца и 23 от матери, то есть 23 пары. Деление зиготы и дальнейшее накопление клеточного материала формирующегося эмбриона, а затем плода идет путем митоза. На определенных этапах у формирующегося зародыша появляются специализированные клетки, из которых образуются ткани и органы. Весь процесс развития зародыша и вся дальнейшая жизнедеятельность плода, новорожденного ребенка, взрослого человека происходят на основе наследственной информации при постоянном влиянии условий внешней среды, взаимодействии этих 2-х основных факторов.

Определение пола ребенка. В процессе зачатия половая принадлежность будущего ребенка определяется тем, носителем какой половой хромосомы является сперматозоид Х или Y. В яйцеклетки женщины среди 23 хромосом в норме содержится одна половая Х хромосома. У мужчин к концу мейотического деления образуется не одна половая клетка ( гамета ), как у женщины, а 4 гаметы ( сперматозоида ). При этом половина из них содержит такие же Х-хромосомы, как и яйцеклетки, а половина -Y-хромосомы. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом , несущим Х хромосому, то из образовавшейся зиготы будет развиваться ребенок женского пола. Если же яйцеклетка оплодотворена сперматозоидом с Y хромосомой, то сформируется мальчик. ( рис.3) теоритически вероятность зачатия девочкой или мальчиком практически одинакова. Фактически же оплодотворение сперматозоидами с Y хромосомами встречается чаще, так как они обладают большей подвижностью. Однако развивающийся из оплодотворенного яйца зародыш мальчика менее устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды. Непроизвольные выкидыши у женщин при зачатии мальчикамибывают чаще, чем при зачатии девочками, и все же мальчиков рождается на 6% больше, чем девочек. Мальчики и после рождения оказываются менее устойчивыми к влияниям внешней среды, чем девочки, и смертность их, особенно в раннем возрасте, выше. В результате к периоду половой зрелости количество юношей и девушек практичеки одинаково.

Наследование признаков родителей. Единицы наследственности гены находятся на хромосомах в строго определенном порядке, а поскольку хромосомы у человека парные, то у каждого индивида имеются 2 копии гена: ген на хромосоме, полученной от матери, и ген на хромосоме, полученной от отца. Если оба гена одинаковы, говорят, что данный индивид “ гомозиготен” , если разные он ”гетерозиготен”. Гены влияющие на проявление того или иного признака, располагаются в одинаковых участках ( локусах ) гомологичных хромосом и называются аллельнымми, или аллелями. При гетерозиготном состоянии один из аллель ных генов является доминантным ( преобладающим ), другой рецессивным. В от ношении признака цвета глаз доминантным является карий цвет, а рецессивным голубой. Рецессивный признак в организме находится в скрытом состоянии и может проявиться только, если ген данного признака будет и на хромосоме от отца и на идентичной хромосоме от матери. Такой характер проявления генов предопределяет и разный механизм проявления наследственных заболеваний, среди которых различают доминантно и рецессивно наследуемые, а так же сцепленные с полом.

Установить, является ли тот или иной признак у человека доминантным или рецессивным, врачу, антропологу или генетику помогает генеалогический метод исследования ( метод родословных ). Родословная это схема, на которой условными обозначениями, отмечаются несколько поколений одной семьи. При этом женщины обозначаются кружочком, мужчины квадратиком. (рис. 4 ). Изучаемыйпризнак или заболевание указывается определенной буквой в середине кружка или квадратика либо изображается заштрихованным. Родители, их братья и сестры располагаются на одной линии, дети также располагаются по горизонтали, но ниже родителей, а их дедушки, бабушки выше родителей. Номера поколений по старшинству считаются сверху вниз.

При доминантном наследовании признака его можно обнаружить у одного или у обоих родителей, а также у дедушки или бабушки. При рецессивном наследовании признак может обнаруживаться только в одном из поколений у 25% его членов. Доминантный признак в схеме родословной наглядно выступает по вертикали, тогда как рецессивный только по горизонтали.


kafedra-anatomii-cheloveka-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
kafedra-detskoj-terapevticheskoj-stomatologii-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
kafedra-filosofiya-i-kulturologiya-plana-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi.html
kafedra-gistologii-embriologii-citologii-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
kafedra-kompyuternih-informacionnih-tehnologij.html
kafedra-obshej-fiziki-laboratoriya-elektrichestvo-i-magnetizma-aud-103-i-104.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-prepodavatelej-po-akusherstvu-i-ginekologii-vi-kursa-lechebnogo-fakulteta.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-dokladah-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-polozhenie-o-dokladah-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-predmeta-zaprosa-kotirovok-postavka-pechatnoj-produkcii-dlya-muk-suzunskaya-biblioteka-stranica-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/federalnij-klassifikacionnij-katalog-othodov-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xvi10-globalnaya-strategiya-sohraneniya-rastenij-doklad-o-rabote-shestnadcatogo-soveshaniya-vspomogatelnogo-organa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6pravovoe-obespechenie-kompleksnih-obshenacionalnih-problem-doklad-soveta-federacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazci-skloneniya-polsko-russkie-foneticheskie-sootvetstviya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochij-telefon-71-8-59-sotovij-telefon-8-918-963-9360.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-teoreticheskie-osnovi-kompyuternoj-grafiki-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekotorie-osobennosti-dialektov-magriba.html
  • college.bystrickaya.ru/112-ekonomicheskaya-bezopasnost-uchebnoe-posobie-osnovi-informatizacii-informacionnie-resursi-i-rinki-g-moskva.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vedushij-ruslan-satbekovich-ne-mogli-bi-mi-uzhe-k-voprosam-perehodit-ensebaev-rs.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-urok-obobsheniya-i-sistematizacii-znanij-seminar-konferenciya-kruglij-stol-i-t-d-imeet-celyu-obobshenie-edinichnih-znanij-v-sistemu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perspektivi-razvitiya-turizma-v-kostromskoj-oblasti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-viii-razvitie-psihologii-v-rossii-m-g-yaroshevskij-istoriya-psihologii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-28-kak-ni-stranno-v-etu-istoriyu-nas-vtravil-ne-kto-nibud-a-otec.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vostochnie-slavyane-v-drevnosti-proishozhdenie-i-rasselenie-slavyan-obshestvennij-stroj-hozyajstvo-verovaniya-nakanune-obrazovaniya-gosudarstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-disciplini-annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-modulya-istoriya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-vserossijskoj-studencheskoj-olimpiadi-na-2010-god.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-dinamiki-i-strukturi-deficita-gosudarstvennogo-byudzheta-respubliki-belarus-chast-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/karl-krauh-predstavitel-koncerna-ig-farben-celi-germanii-v-vojne-protiv-sssr.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-oformlenie-i-uchet-lizingovih-operacij-v-kreditnih-organizaciyah.html
  • credit.bystrickaya.ru/part-iii-default-and-recovery-studies-quantifying-the-risk-3-avgust-2000-kreditnie-rejtingi-i-dopolnitelnie.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-programmi-rabochaya-programma-po-predmetu-informatika-i-ikt.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-nalogovoe-planirovanie-dlya-podgotovki-magistra-pravitelstvo-rossijskoj-federacii.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-territorialnoj-izbiratelnoj-komissii-solnechnogorskogo-r-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazovoe-obrazovanie-srednee-polnoe-obshee.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-7-potoki-zhidkih-i-gazovih-teplonositelej-annotaciya-programmi-disciplini-inostrannij-yazik-obshaya-trudoyomkost.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uralskij-rabochij-ekaterinburg-10-iyunya-2011-0400-otchet-obekti-uralskij-federalnij-universitet-uralskij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pomidori-malosolnie-solenie.html
  • essay.bystrickaya.ru/buhgalterskaya-finansovaya-otchetnost-kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-2008-2009.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-14-sovetskoe-gosudarstvo-i-pravo-v-period-utverzhdeniya-totalitarnoj-sistemi-1929-iyun-1941-gg.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliografiya-issledovanij-germanii-v-rossii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-22-oktyabrya-2007-g-n-285-ob-utverzhdenii-poryadka-provedeniya-olimpiad-shkolnikov-v-red-prikazov-minobrnauki-rf-ot-04-09-2008-n-255-ot-20-03-2009-n-92-ot-06-10-2009-n-371-ot-11-10-2010-n-1006.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/raps-virashivanie-i-perspektivi-v-rb-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.