.RU

Бертольт Брехт. Добрый человек из Сычуани

Главный город провинции Сычуань, в котором обобщены все места на земном шаре и любое время, в которое человек эксплуатирует человека, — вот место и время действия пьесы.

Пролог. Вот уже два тысячелетия не прекращается вопль: так дальше продолжаться не может! Никто в этом мире не в состоянии быть добрым! И обеспокоенные боги постановили: мир может оставаться таким, как есть, если найдется достаточно людей, способных жить достойной человека жизнью. А чтобы проверить это, три виднейших бога спускаются на землю. Быть может, водонос Ван, первым встретивший их и угостивший водой (он, кстати, единственный в Сычуани, кто знает, что они боги), достойный человек? Но его кружка, заметили боги, с двойным дном. Добрый водонос — мошенник! Простейшая проверка первой добродетели — гостеприимства — расстраивает их: ни в одном из богатых домов: ни у господина Фо, ни у господина Чена, ни у вдовы Су — не может Ван найти для них ночлег. Остается одно: обратиться к проститутке Шен Де, она ведь не может отказать никому. И боги проводят ночь у единственного доброго человека, а наутро, распрощавшись, оставляют Шен Де наказ оставаться такой же доброй, а также хорошую плату за ночлег: ведь как быть доброй, когда все так дорого!

I. Боги оставили Шен Де тысячу серебряных долларов, и она купила себе на них маленькую табачную лавку. Но сколько нуждающихся в помощи оказывается рядом с тем, кому улыбнулась удача: бывшая владелица лавки и прежние хозяева Шен Де — муж и жена, её хромой брат и беременная невестка, племянник и племянница, старик дедушка и мальчик, — и всем нужна крыша над головой и еда. «Спасенья маленькая лодка / Тотчас же идет на дно. / Ведь слишком много тонущих / Схватились жадно за борта».

А тут столяр требует сто серебряных долларов, которые не заплатила ему прежняя хозяйка за полки, а домовладелице нужны рекомендации и поручительство за не слишком респектабельную Шен Де. «За меня поручится двоюродный брат, — говорит она. — И за полки расплатится он же».

II. И наутро в табачной лавке появляется Шой Да, двоюродный брат Шен Де. Решительно прогнав незадачливых родственников, умело вынудив столяра взять всего двадцать серебряных долларов, Предусмотрительно подружившись с полицейским, он улаживает дела своей слишком доброй кузины.

III. А вечером в городском парке Шен Де встречает безработного летчика Суна. Летчик без самолета, почтовый летчик без почты. Что ему делать на свете, даже если он прочел в пекинской школе все книги о полетах, даже если он умеет посадить на землю самолет, точно это его собственный зад? Он как журавль со сломанным крылом, и нечего ему делать на земле. Веревка наготове, а деревьев в парке сколько угодно. Но Шен Де не дает ему повеситься. Жить без надежды — творить зло. Безнадежна Песня водоноса, продающего воду во время дождя: «Гром гремит, и дождик льется, / Ну, а я водой торгую, / А вода не продается / И не пьется ни в какую. / Я кричу: „Воды купите!“ / Но никто не покупает. / В мой карман за эту воду / Ничего не попадает! / Купите воды, собаки!»

И Шен Де покупает кружку воды для своего любимого Ян Суна.

IV. Возвращаясь после ночи, проведенной с любимым, Шен Де впервые видит утренний город, бодрый и дарящий веселье. Люди сегодня добры. Старики, торговцы коврами из лавки напротив, дают милой Шен Де в долг двести серебряных долларов — будет чем расплатиться с домовладелицей за полгода. Человеку, который любит и надеется, ничто не трудно. И когда мать Суна госпожа Ян рассказывает, что за огромную сумму в пятьсот серебряных долларов сыну пообещали место, она с радостью отдает ей деньги полученные от стариков. Но откуда взять ещё триста? Есть лишь один выход — обратиться к Шой Да. Да, он слишком жесток и хитер. Но ведь летчик должен летать!

Интермедии. Шен Де входит, держа в руках маску и костюм Шой Да, и поет «Песню о беспомощности богов и добрых людей»: «Добрые у нас в стране / Добрыми не могут оставаться. / Чтобы добраться с ложкою до чашки, / Нужна жестокость. / Добрые беспомощны, а боги бессильны. / Почему не заявляют боги там, в эфире, / Что время дать всем добрым и хорошим / Возможность жить в хорошем, добром мире?»

V. Умный и осмотрительный Шой Да, глаза которого не слепит любовь, видит обман. Ян Суна не пугают жестокость и подлость: пусть обещанное ему место — чужое, и у летчика, которого уволят с него, большая семья, пусть Шен Де расстанется с лавкой, кроме которой у нее ничего нет, а старики лишатся своих двухсот долларов и потеряют жилье, — лишь бы добиться своего. Такому нельзя доверять, и Шой Да ищет опору в богатом цирюльнике, готовом жениться на Шен Де. Но разум бессилен, где действует любовь, и Шен Де уходит с Суном: «Я хочу уйти с тем, кого люблю, / Я не хочу обдумывать, хорошо ли это. / Я не хочу знать, любит ли он меня. / Я хочу уйти с тем, кого люблю».

VI. В маленьком дешевом ресторане в предместье готовятся к свадьбе Ян Суна и Шен Де. Невеста в подвенечном наряде, жених в смокинге. Но церемония все никак не начнется, и бонза посматривает на часы — жених и его мать ждут Шой Да, который должен принести триста серебряных долларов. Ян Сун поет «Песню о дне святого Никогда»: «В этот день берут за глотку зло, / В этот день всем бедным повезло, / И хозяин и батрак / Вместе шествуют в кабак / В день святого Никогда / Тощий пьет у жирнбго в гостях. / Мы уже не в силах больше ждать. / Потому-то и должны нам дать, / Людям тяжкого труда, / День святого Никогда, / День святого Никогда, / День, когда мы будем отдыхать».

«Он уже никогда не придет», — говорит госпожа Ян. Трое сидят, и двое из них смотрят на дверь.

VII. На тележке около табачной лавки скудный скарб Шен Де — лавку пришлось продать, чтобы вернуть долг старикам. Цирюльник Шу Фу готов помочь: он отдаст свои бараки для бедняков, которым помогает Шен Де (там все равно нельзя держать товар — слишком сыро), и выпишет чек. А Шен Де счастлива: она почувствовала в себе будущего сына — летчика, «нового завоевателя / Недоступных гор и неведомых областей!» Но как уберечь его от жестокости этого мира? Она видит маленького сына столяра, который ищет еду в помойном ведре, и клянется, что не успокоится, пока не спасет своего сына, хотя бы его одного. Настало время вновь превратиться в двоюродного брата.

Господин Шой Да объявляет собравшимся, что его кузина и впредь не оставит их без помощи, но отныне раздача пищи без ответных услуг прекращается, а в домах господина Шу Фу будет жить тот, кто согласен работать на Шен Де.

VIII. На табачной фабрике, которую Шой Да устроил в бараках, работают мужчины, женщины и дети. Надсмотрщиком — и жестоким — здесь Ян Сун: он ничуть не печалится из-за перемены участи и показывает, что готов на все ради интересов фирмы. Но где Шен Де? Где добрый человек? Где та, кто много месяцев назад в дождливый день в минуту радости купила кружку воды у водоноса? Где она и её будущий ребенок, о котором она рассказала водоносу? И Сун тоже хотел бы знать это: если его бывшая невеста была беременна, то он, как отец ребенка, может претендовать и на положение хозяина. А вот, кстати, в узле её платье. уж не убил ли несчастную женщину жестокий двоюродный брат? Полиция приходит в дом. Господину Шой Да предстоит предстать перед судом.

IX. В зале суда друзья Шен Де (водонос Вая, чета стариков, дедушка и племянница) и партнеры Шой Да (господин Шу Фу и домовладелица) ждут начала заседания. При виде судей, вошедших в зал, Шой Да падает в обморок — это боги. Боги отнюдь не всеведущи: под маской и костюмом Шой Да они не узнают Шен Де. И лишь когда, не выдержав обвинений добрых и заступничества злых, Шой Да снимает маску и срывает одежду, боги с ужасом видят, что миссия их провалилась: их добрый человек и злой и черствый Шой Да — одно лицо. Не получается в этом мире быть доброй к другим и одновременно к себе, не выходит других спасать и себя не погубить, нельзя всех осчастливить и себя со всеми вместе! Но богам некогда разбираться в таких сложностях. Неужели отказаться от заповедей? Нет, никогда! Признать, что мир должен быть изменен? Как? Кем? Нет, все в порядке. И они успокаивают людей: «Шен Де не погибла, она была только спрятана. Среди вас остается добрый человек». И на отчаянный вопль Шен Де: «Но мне нужен двоюродный брат» — торопливо отвечают: «Только не слишком часто!» И между тем как Шен Де в отчаянии простирает к ним руки, они, улыбаясь и кивая, исчезают вверху.

Эпилог. Заключительный монолог актера перед публикой: «О публика почтенная моя! Конец неважный. Это знаю я. / В руках у нас прекраснейшая сказка вдруг получила горькую развязку. / Опущен занавес, а мы стоим в смущенье — не обрели вопросы разрешенья. / Так в чем же дело? Мы ж не ищем выгод, / И значит, должен быть какой-то верный выход? / За деньги не придумаешь — какой! Другой герой? А если мир — другой? / А может, здесь нужны другие боги? Иль вовсе без богов? Молчу в тревоге. / Так помогите нам! Беду поправьте — и мысль и разум свой сюда направьте. / Попробуйте для доброго найти к хорошему — хорошие пути. / Плохой конец — заранее отброшен. / Он должен, должен, должен быть хорошим!»


informacionnie-kompyuternie-tehnologii.html
informacionnie-povodi-i-formirovanie-mediapovestki-dnya-v-smi.html
informacionnie-resursi-internet-primenyayushiesya-v-oblasti-prava-i-zakonodatelstva.html
informacionnie-sistemi-marketinga-chast-4.html
informacionnie-sistemi-podderzhki-servisnogo-soprovozhdeniya-tovarov-proizvodstvennotehnicheskogo-naznacheniya.html
informacionnie-sistemi-v-marketinge.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-kompetenciya-soveta-federacii-a-a-viharev-sovet-federacii-federalnogo-sobraniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomika-ekonomicheskie-nauki-bbk-65-byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2004-goda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulinarnaya-kniga-zdorovya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekretariat-mapryal-informiruet-hronika-mapryal-vi-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-yazik-i-socium-belarus-3-4-dekabrya-2004g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-na-riskovite-grupi-v-obshina-tervel-doklad-mesec-maj-2010.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kriterii-otziva-recenzii-na-vipusknuyu-kvalifikacionnuyu-rabotu-uchebno-metodicheskij-kompleks-programma-itogovoj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usloviya-obrazovaniya-studnej-konspekt-lekcij-po-discipline-kolloidnaya-himiya-dlya-studentov-himiko-tehnologicheskih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-n-tolstoj-zdravstvujte-rebyata-segodnya-u-nas-itogovij-poslednij-urok-po-rasskazu-uroki-francuzskogo-pered-nachalom-uroka-ya-hochu-poprosit-vas-obratit-vnimanie-na-vashi-parti-pered-kazhdim-iz-vas-lezhit-podpi.html
  • write.bystrickaya.ru/farmakologiya-i-n-denisov-17-aprelya-2001-g.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-2r-osnovnoe-obshee-obrazovanie-nachalnoe-obshee-obrazovanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pod-pressom-emocij-sposobi-preodoleniya-stressov-rezultati-vnedreniya-sovmestnogo-proekta-yunesko-i-mo-rf-razvitie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/72-arhitekturno-stroitelnie-resheniya-normi-tehnologicheskogo-proektirovaniya-predpriyatij-hlebopekarnoj-promishlennosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/isk-v-grazhdanskom-processe-teoriya-i-praktika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kratkaya-harakteristika-standartov-na-sistemi-kachestva.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-kursa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vtoroj-kontakt-s-visshimi-silami-roman.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-kursa.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-genezis-funkcionalnih-svyazej-v-sisteme-kultura-kartina-mira-chelovek-kartina-mira-i-krizis-sovremennoj-kulturi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rus-svetlij-horoshij-krasivij-svoj-rusi-tajni-drevnih-rusov-fb2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-gigiene-i-sanitarii-v-aviacii-trete-izdanie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-ipoznaete-istinu-i-istina-sdelaet-vas-svobodnimi-ioan-8-32-dzhon-barret-vedushij-programmi-novosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-o-vipolnenii-respublikanskih-celevih-programm-v-2009-godu-itogi-raboti-respublikanskih-uchrezhdenij-kulturi.html
  • desk.bystrickaya.ru/ot-ter-avanesova-i-dr-1974g-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/dlya-specializacii-finansovij-menedzhment-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnih-rabot-studentami-specialnosti.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-maj-2011-g.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vozniknovenie-zhizni-i-vozbudimosti-programma-oborona-nikolaj-aleksandrovich-bernshtejn-olovkosti-i-ee-razvitii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-proverki-i-ocenki-znanij-umenij-navikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebniki-i-uchebnie-posobiya-stranica-14.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-chast.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modul-2-vstuplenie-v-kontakt-diplomnaya-rabota-tema-klientoorientirovannaya-poziciya-i-povedenie-prodavca-v-torgovoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-19-yuridicheskij-mehanizm-pravorealizacii-sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-19967.html
  • bystrickaya.ru/vedushij-informacionnih-televizionnih-vipuskov-chast-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnikov-11-081-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/mihail-mihajlovich-ferin-rodilsya-v-1956-godu-v-gorode-tule-v-seme-voennosluzhashego-zatem-zhil-v-ryazani-tam-zakonchil-srednyuyu-shkolu-uchilsya-s-1974-po-1978-g-g-v.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-sosnovoborska-postanovlenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.