.RU

Античные философы и педагоги о воспитании и обучении

Министерство образования Российской Федерации

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

Кафедра педагогики

РЕФЕРАТ

«Античные философы и педагоги о воспитании и обучении»

Тула 2008


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ

ПИФАГОР

ГЕРАКЛИТ

ДЕМОКРИТ

СОКРАТ

ПЛАТОН

АРИСТОТЕЛЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Тему своего реферата «Античные философы и педагоги о воспитании и обучении» я выбрала неслучайно. На мой взгляд, для того, чтобы глубоко постичь какую-либо науку, освоить дело, необходимо окунуться в историю, ознакомиться с корнями. К тому же, период античности, по моему мнению, один из самых интересных и загадочных периодов в истории человечества. Великие мыслители того времени, ознакомиться с идеями которых мы можем с помощью дошедших до нас трудов, заложили основу многих наук, развивающимся и по сей день. В число древнейших наук входит и педагогика, потому что одной из главных задач философов была передача накопленных знаний.

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка -Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

В 3-2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий". В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.


ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосход - IX философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

ПИФАГОР

Среди них одним из первых стоит Пифагор (VIв. до н. э.)! Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения; выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет "не ходи по дороге" подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило "уважай закон" означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в подобной добродетели, ученики Пифагора нередко выполняли обет длительного молчания.

Я полагаю, что так называемые «шифрованные» советы Пифагор давал неслучайно. На мой взгляд, они рассчитаны на развитие образного, абстрактного, символического мышления учеников.

Приведем несколько пифагорейских изречений дидактической направленности: "Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика", "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно".

Пифагор абсолютно прав. На мой взгляд, учитель и ученик должны состоять как бы в команде, каждый из членов которой заинтересован в получении положительного результата.

В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы "упорядочить и гармонизировать сознание". Затем в храме велось "преподавание, учение и исправление нравов". После обеда проходили совместные чтения с комментариями.

ГЕРАКЛИТ

Один из первых философов Древней Греции, Гераклит (520 - 460 до н. э.), высказал ряд основательных педагогических идей: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека ("всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"), разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты ("мудрость в том, чтобы знать все как одно", "многознание уму не научает") и другие.

Педагогические идеи Гераклита, на мой взгляд, отличает глубина содержания. Так как человек – существо наивысшего уровня развития, то и познавать мир он должен с помощью того, что отличает его от животных – разума и чувств.

ДЕМОКРИТ

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460 - 370 до н. э.). Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".

Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом".

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество.

Мне бы хотелось остановиться на этой отметке Демокрита. К сожалению, сейчас очень мало внимания уделяется воспитанию детей в семье. Родители часто возлагают слишком большие надежды на воспитателей детских садов и учителей. Но этого не достаточно, т.к. главным образом личность формируется в самой маленькой ячейке общества – семье.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, считал Демокрит. "Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу".

Демокрит полагал, что важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. "Многие всезнайки не имеют ума... прекрасна надлежащая мера во всем... должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума".

Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. "Если бы дети не принуждались' к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду".

Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением Он предлагал формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, - легкомыслие".

Демокрит предварял становление взглядов древнегреческих ученых-софистов (V -IV вв. до н. э.).

СОКРАТ

Софисты, т. е.мудрецы, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, они помышляли о воспитании политически активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную "эн-кик-лос-пайдейю" (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы "семи свободных искусств", ставших символом образованности вплоть до нового времени.

Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия - риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевывать мнение большинства, то есть угадывает смысл общего блага.


biznes-plan-malogo-predpriyatiya-metodika-i-raschet-realnogo-proekta-chast-9.html
biznes-plan-ooo-banses.html
biznes-plan-ooo-privole-chast-6.html
biznes-plan-ooo-specodezhda.html
biznes-plan-organizacii-proizvodstvennogo-kompleksa.html
biznes-plan-otkritiya-internet-portala.html
  • university.bystrickaya.ru/faktori-davleniya-i-sostoyanie-ekonomicheskij-i-socialnij-sovet-nachalnaya-neotredaktirovannaya-versiya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-formula-rascheta-otlozhennoj-renti-uchebnoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-vneauditornoj-raboti-studentov-specialnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-i-ocenka-riskov-prikaz-311-ot-7-avgusta-2007-g-ob-utverzhdenii-strategii-razvitiya-elektronnoj-promishlennosti.html
  • education.bystrickaya.ru/21osobennosti-razvitiya-litkritiki-v-1840-e-gg-literkritika-otechestvennih-zapisok-slavyanofilskaya-kritika-literaturno-kriticheskaya-poziciya-zh-la-sovremennik.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-evolyuciya-problemi-i-perspektivi-razvitiya-regionalnih-informacionno-upravlencheskih-sistem.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-nora-roberts-rebellion-1988.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-h-mandatnij-izbiratelnij-okrug-5-otchet-svedeniya-o-vidvinutih-i-zaregistrirovannih-kandidatah-v-deputati-predstavitelnogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problema-bezrabotici-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poteryannaya-zhizn-serdca-stranica-15.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-perechnej-municipalnih-uslug-v-sfere-kulturi-i-iskusstva-formirovaniya-municipalnogo-zadaniya-i-opredeleniya-raschetno-normativnih-zatrat-na-ih-vipolnenie-pokazateli-kachestva-uslug.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-zhenshina-i-muzhchina-v-ekonomicheskoj-sfere-ponyatie-gendera-gendernie-issledovaniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhurnal-fildvi-podborka-statej-o-joge-stranica-11.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/12-krisa-kotorij-zavel-chasi-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • writing.bystrickaya.ru/akvarium-otmetit-yubilej-obshenarodnim-tribyutom-olga-malish-moskovskie-novosti-moskva-27-15-02-2012-c-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplina-teoriya-i-metodika-obucheniya-inostrannomu-yaziku-specialnost-050303-inostrannij-yazik.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-teorii-gosudarstva-i-prava-i-konstitucionnogo-prava.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xxxvi-vid-na-malahitovuyu-luzhu-ilya-ilf-evgenij-petrov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rahvalova-na-aspirant-irkutskogo-gosudarstvennogo-universiteta-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-pribajkalya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-programmi-professionalnoj-perepodgotovki-specialistov-teoriya-praktika-i-instrumenti-sovremennogo-marketinga-cel-obucheniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-2-teoriya-funkcionalnih-sistem141-yu-i-aleksandrov-a-v-brushlinsshj.html
  • crib.bystrickaya.ru/ip-administraciya-lipeckoj-oblasti-lipeckaya-oblast-10082010-perepischiki-ne-ostavyat-bez-vnimaniya-zhitelej-postradavshih-pri-pozharah-sel.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-inostrannie-yaziki-lingvistika-i-stranovedenie-4-5-klassi.html
  • urok.bystrickaya.ru/process-sozdaniya-brenda.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-fausta-pyat-bolshih-aktov-svyazannih-mezhdu-soboj-ne-iogann-gete-faust.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sposobi-zaversheniya-sdelki-estestvennoe-zavershenie-risyov-n-yu-aktivnie-prodazhi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sposobi-zashiti-prav-potrebitelej-v-torgovom-obsluzhivanii-chast-13.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-654300-proektirovanie-i-tehnologiya-elektronnih-sredstv-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-zadanij-dlya-samostoyatelnogo-vipolneniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-tvorchesko.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-belarus-90-3-ot-09-01-2002g-o-zashite-prav-potrebitelej-idr.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-pochetnaya-nagrada-federalnogo-ministerstva-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg.html
  • essay.bystrickaya.ru/david-bell-rodonachalnik-i-osnovatel-parkura.html
  • shkola.bystrickaya.ru/russkaya-skulptura-hviii-nachala-xix-vekov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-analiticheskaya-himiya-i-fhma-napravlenie-oop-240100-himicheskaya-tehnologiya.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-razvitie-infrastrukturi-nanoindustrii-v-rossijskoj-federacii-na-2008-2010godi-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-naimenovanie-temi-lekcii-kol-vo-chasov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.