.RU

Анализ Петровских реформ

Содержание

1. Введение. 2

2. Петровские реформы. 2

2.1. Военная реформа. 2

2.2. Реформы быта и культуры. 2

2.3. Губернская реформа. 2

2.4. Церковная реформа. 2

2.5. Реформы в сельском хозяйстве. 2

2.6. Судебная реформа. 2

2.7. Указ о единонаследии 1714 г. и Табель о рангах 1722 г. 2

2.8. Политика меркантилизма. 2

2.9. Внешняя политика. 2

3. Проблемы модернизации. 2

4. Итоги Петровских реформ. 2

5. Список использованных источников и литературы.. 2


1. Введение.

XVIII столетие стало переломным в истории России. Это было время, когда русское самодержавие превратилось в «чиновничье-дворянскую монархию» и образовалось Российская империя, когда начался кризис феодально-крепостнических отношений и невиданно обострились классовые противоречия, когда русская культура стала более светской и, освобождаясь от церковной идеологии, успешно развивалось.

В течении XVIII века произошли важные изменения в социально-экономическом, политическом и культурном развитии России. Россия оставалась феодальной страной, но товарно-денежные отношения получили значительное распространение, складывался единый всероссийский рынок, появились первые мануфактуры. Заметно оживилась городская жизнь: к концу века число городов доходило до 250. Ремесло всё шире обслуживало рынок, т.е. превращалось в мелкотоварное производство. В Москве и других крупных городах выделился слой богатых купцов. Однако феодально-крепостнический строй мешал дальнейшему развитию капиталистических элементов. Необходимы были реформы, которые привели бы политическую надстройку в соответствие с изменившимся экономическим базисом.

Реформы первой четверти XVIII века были закономерным явлением, подготовленным всем предшествующим развитием, носило ярко выраженный классовый характер. Однако на ход преобразований наложила отпечаток и личность Петра I - одного из выдающихся исторических деятелей XVIII века, крупного реформатора и полководца.

Петровская эпоха - время кардинальных перемен в российском обществе. Эти перемены охватывают практически все стороны жизни общества - от Государственности до быта. Отличием реформ этого периода является не только их всеохватность, но и то, что Петр I впервые начала совершенно осознанно, системно и последовательно решать государственные проблемы, используя свое властное влияние на экономические стороны жизни: промышленность, торговлю, ремесленное производство.

Существенные результаты петровских реформ достигались за счет усиления централизации, укрепления самодержавия и крепостного права. Эти меры вывели Россию на уровень равенства с развитыми странами Европы.


2. Петровские реформы. 2.1. Военная реформа.

Главные преобразования военных реформ:

1) Создание сильной армии, способной воевать с противниками.

2) Во главе армии должны были быть люди, знающие военное дело (Апраксин, Меншиков, Шереметев и др.)

3) Создание мощного военно-морского флота.

4) Огромные затраты на армию, за счёт средств простого народа.

Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. В конце XVIII века русское войско состояло из полков солдатского строя (в 1689 году - 70% общей численности), стрелецких полков и дворянского ополчения. Солдатские полки были лишь зачатком регулярной армии, так как казна не могла их взять полностью на свое содержание, и в свободное от службы время солдаты занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы все больше превращались в полицейскую силу и орудие дворцовых интриг. Дворянская конница уже к середине XVII века в значительной степени утратила свою боеспособность. Идея создания сильной армии овладевали Петром ещё с ранних лет. С раннего детства Петра увлекала военное дело. И уже с начала восмидесятых годов эта «игра в солдатики» превращается в нешуточную забаву. Уже в 1689 году Пётр посвящает всё своё время строительству с голландскими мастерами небольших кораблей на Плещееве озере. В 1690 году Пётр снаряжает флотилию из небольших судов. В этом же году создаёт два «потешных полка», ставшие потом Семёновским и Преображенским полками. На Яузе строится крепость Пресбург. С 1691 года регулярно устраиваются «потешные» сражения между «потешными полками», которыми командовал Ф. Ю. Ромодановский. Бои порой становились столь ожесточённым, что бывали и жертвы. В одном из таких сражений был убит кн. И. Д Долгорукий. «Потешные полки» стали основной военной силой русской армии. На их счету Азовские походы. С начала Северной войны основное внимания царя сосредоточилось на Балтийское море. Строительство кораблей с тех пор проводилось в Санкт - Петербурге. С началом Северной войны произошло создания регулярной армии. Пётр сам изменил комплектование армии. В 1705 году была введена рекрутская повинность. С 20 дворов забирали 1 в рекруты в возрасте от 15 до 20 лет. Рекруты пожизненно зачислялись в сословия солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта были модернизированы стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра, Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тысяч человек и вторым в мире военным флотом, 48 линейных и 786 гребных судов.


2.2. Реформы быта и культуры.

18 век в России, или «век Русского Просвещения», - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 века), начало которому положили петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России «сверху»). Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры, несмотря на все ее внутренние противоречия, сплошь религиозной и «застывшей» как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола 17 века, полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру - веру») на собственно «культуру» и собственно «веру», то есть фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся секулярная, светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.

Характерной особенностью русского культурного развития в первой четверти XVIII века был светский характер культуры, ослабление духовного господства церкви. Строительство мануфактур, каналов, крепостей, развитие военной техники, кораблестроения, архитектуры послужили сильным толчком к распространению светского образования и науки и научных знаний. В это время был заложен фундамент для развития многих отраслей науки и техники, культурных учреждений (типографии, театры, музеи библиотеки). В Москве и Петербурге были основаны артиллерийские и военно-инженерные школы, а после Навигационной школы - Морская академия в новой столице.

Старый церковнославянский алфавит был заменен новым, гражданским. Основанные в Москве и Петербурге типографии печатали новым шрифтом книги по математике, астрономии, медицине. Издавались учебники по геометрии и тригонометрии, механике, военному делу, буквари, печатались карты Европы и Америки. В 1703 году начала выходить первая печатная газета «Ведомости».


2.3. Губернская реформа.

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: первый - до 1708года, второй - с 1709 по 1718 года (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 года (вторая областная реформа).

На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699 год) из ведения воевод было изъято посадское население. 1702-1705 года - местные дворяне привлечены к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708года вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо «учинить 8 губерний и к ним расписать города». Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 годах еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и другие сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе – обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату.

В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов - органом управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства - поддержании и укреплении господства дворян.


amerika-protiv-rossii-kniga-chast-44.html
amerika-protiv-rossii-kniga-chast-8.html
amerikanska-poetika-kncya-hh-pochatku-hh-stolttya.html
amerikanskaya-literatura-elitarnaya-i-massovaya.html
amerikanskaya-shkola-marzhinalizma.html
amerikanskie-depozitnie-raspiski-i-vozmozhnosti-ih-vipusk-rossijskimi-emitentami-chast-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-trebovaniya-k-soiskatelyam-uchenogo-zvaniya-professora.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktorina-ot-alpindustrii-tur-13-10-08.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-astrahanskoj-oblasti-s-nachala-leta-utonuli-pyat-chelovek-informacionnoe-agentstvo-visota-1020-30062011.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhkolledzhnaya-konferenciya-srednih-professionalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-mz-sk-na-baze-gbou-spo-sk-pyatigorskij-medicinskij-kolledzh.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yurij-dzhibladze-o-svoem-prebivanii-v-minskom-otdelenii-milicii-kyubileyu-bila-priurochena-mezhdunarodnaya-konferenciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obshestvoznaniyu-vklyuchaya-ekonomiku-i-pravo.html
  • books.bystrickaya.ru/doshkolnoe-i-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-ob-ocenke-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delovoj-epistolyarnij-tekst-konca-xviii-nachala-xix-v-v-aspekte-russkoj-istoricheskoj-stilistiki-po-skoropisnim-arhivnim-materialam-yuzhnogo-urala-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-dlya-sdachi-ekzamena-predislovie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvo-i-gosudarstvo-gosudarstvo-v-politicheskoj-sisteme-obshestva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-koneles-v-yu-k-64-soshedshie-s-nebes-i-sotvorivshie-lyudej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-filosofiya-ee-rol-v-zhizni-cheloveka-i-obshestva-metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-filosofii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sudebno-medicinskaya-sluzhba-analiz-sostoyaniya-zdorovya-naseleniya-oblasti-demograficheskaya-situaciya-v-oblasti-2009-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-mihail-uspenskij.html
  • writing.bystrickaya.ru/karst-krasnoyarskogo-kraya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/74-foto-geologicheskie-pamyatniki-prirodi-karelii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-bakalavriat-cirkumpolyarnogo-regionovedeniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kapitalnij-remont-podvizhnogo-sostava-avtomobilnogo-transporta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rol-yazika-v-stanovlenii-lichnosti-cheloveka-chast-4.html
  • student.bystrickaya.ru/2-annotacii-programm-disciplin-annotaciya-disciplini-inostrannij-yazik-obshaya-trudoemkost-izucheniya-disciplini-sostavlyaet.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdelno-i-nezavisimo-potomu-chto-voprosi-takogo-delikatnogo-poryadka-ne-mogut-ostavatsya-bez-vnimaniya-avtora.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kogda-slovo-lechit-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhertva-tshetno-vzivavshaya-o-pomoshi-istoriya-kitti-dzhenoveze-dzheff-rolls.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-innovacionnoj-deyatelnostyu-promishlennogo-predpriyatiya-s-uchetom-riskov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-anglijskogo-yazika-uchenik-dolzhen-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-oplati-truda-i-stimulirovanie-truda-na-predpriyatii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-rezultatam-samoobsledovaniya-ulyanovsk-stranica-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-nevernaya-dihotomiya-i-nenuzhnie-dilemmi-indoneziya-dejstvitelnost-mnogoobraziya-i-perspektivi-plyuralizma.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-iv-kursa-specialnosti-290800-vodosnabzhenie-i-vodoootvedenie-vk.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formi-i-metodi-vospitatelnoj-raboti-formiruyushie-rost-cennostej-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-karelova-oksana-evgenevna.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-ajkido-zadachi-kodokan-dzyudo-tehnika-i-metodi-zanyatij-dzyudo-v-nastoyashee-vremya-glava-sedmaya-karate-do.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-about-myself-metodicheskie-ukazaniya-krasnoyarsk-sfu-2011.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-lyubvi-razuma-i-zhizni-ogon-privyazannost-belov-v-i-nauka-o-dushe-i-zhizni-doc.html
  • books.bystrickaya.ru/elektorat-zazivayut-v-internet-na-oficialnom-urovne-novosti-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/3-teoriya-i-praktika-sovremennogo-strategicheskogo-menedzhmenta-firmi-g-ya-goldshtejn-strategicheskie-aspekti-upravleniya-niokr.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.