.RU

4. Культурно-просветительская деятельность - Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного...


4. Культурно-просветительская деятельность: музыкальные занятия и ансамбль, посещение театров, музеев, выставок, экскурсий.

^ 5. Реабилитация родителей: «Малышкина школа», «Школа для родителей», «Обучение семей», консультации психолога, юриста.

6. Оказываемые услуги: Ксерокопирование, компьютерные работы, съемка видеофильмов, психологическая разгрузка в сенсорной комнате, массаж, парикмахер.

^ Центр как необходимый комплекс условий для адаптации и развития детей и молодежи с тяжелыми патологиями

Развитие психики детей и молодёжи с тяжелыми патологиями зависит, как правило, от обучения, воспитания и общения. Такой ребёнок, молодой человек, должен постоянно находиться во взаимосвязи с окружающим миром. К великому сожалению учебная программа для таких людей рассчитана на начальное образование, а дальше они предоставлены сами себе или определяются в спец. дома, где оказываются полностью изолированными от общества, и приобретённые ими навыки утрачиваются. Поэтому необходимо создавать специальную систему воздействия, направленную на усвоение ими культуры человека, на борьбу с биологической неполноценностью.

Вся работа Центра направлена на развитие и внедрение инновационной модели организации досуга и работы с детей и молодёжи с тяжелыми патологиями, в том числе и с нарушением интеллекта, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Оказание помощи в адаптации и интеграции молодёжи в обычную рабочую и социальную среду здоровых людей. Создание возможностей для самореализации, максимального использования ими своих способностей и получения удовлетворения от сделанного, способствовать ощущению своей полезности, созданию чувства радости жизни. На каждом занятии используются разнообразные приемы включения в работу, чтобы каждый участник проявил активность.

В Центре «Сердцевина» ребята находят друзей, интересное общение с педагогами, привлечёнными специалистами, родителями целевой группы, волонтерами и друг с другом. Они учатся быть самостоятельными в жизненных ситуациях, оставаясь добрыми, доверчивыми и уважительными. Молодые люди приобретают практические навыки позитивного взаимодействия, учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции.

Принципы нашей деятельности исходят из того, что все равны. У каждого человека есть основные потребности: в чувствах – достоинство, потребность ценить себя, находиться в мире с самим собой и окружающими; в эмоциях – уметь радоваться за свои успехи и успехи товарища; социальные – возможность общения со сверстниками, экскурсий, посещения театров, оздоровления. Человек живет во взаимодействии со своим окружением, а значит, он способен влиять на свою собственную жизнь, и на жизнь других людей.

Занятия проводятся в малых группах, в которых каждый участник выбирает свой темп и свое содержание деятельности.

^ Педагогическая помощь детям и молодежи с проблемами в развитии.

Педагогическая помощь целевой группы в восприятии социальных явлений, жизненных ценностей осуществляется различными методами:

Реализация комплексной программы через учебные модули:

Английский язык

Практический курс обучения детей и молодёжи с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта основам коммуникации.

Цель курс- познание мира и общечеловеческих ценностей.

В курс включены тренинги, практические занятия, разыгрывание разных бытовых ситуаций.

Содержание обучения предусматривает обогащение знаниями, умениями и навыками умственно отсталых людей в процессе изучения языка, культуры, национальных особенностей Англии. Важнейшей идеей курса является идея познания мира и общечеловеческих ценностей. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям.

^ Занятия на компьютерах

Практический курс обучения детей и молодёжи с ОВЗ

Цель курса - обучение компьютерной грамотности.

Содержание обучения предусматривает, в зависимости от способностей обучающегося освоить компьютерные технологии, занятия в программах по созданию и обработке текстов, фотографий и графических рисунков, страниц для Интрентет-сайтов, умения пользоваться электронной почтой.

^ Музыкальные занятия

Цель: Приобщение детей и молодёжи с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта к музыкальной культуре и ознакомление с музыкой родного края.

Создан «Ансамбль перкусионистов» детского народного творчества с применением русских народных инструментов: ложек, бубнов, трещоток, коробочек. Так как по причине заболеваний некоторые дети не могут освоить игру на профессиональных инструментах, были придуманы и изготовлены собственноручно шуршалочки и погремушки.

Занятия музыкой детей и молодёжи с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта хорошо развивает у них чувство ритма, слух и память. Прививает любовь к музыке. Коллективное исполнение воспитывает уважение друг к другу, помогает укрепить коллектив. Сольное исполнение тренируется на индивидуальных занятиях, чтобы улучшить качество пения. Разучивание новых интересных песен учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка в отдельности.

Для молодых людей с сохранным интеллектом создан и эстрадный ансамбль «Цветы», в котором они играют на баяне, фортепиано, металлофоне, гитаре, кантеле, синтезаторе.

Домоводство

Практический курс обучения основам элементарных навыков ведения домашнего хозяйства, приготовления пищи, уборки помещения, личной гигиены; ознакомление и применение домашней утвари детьми и молодёжью с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта. Содержание обучения по темам предусматривает обогащение знаниями, умениями и навыками в процессе непосредственного выполнения заданий.

Цель: подготовка детей к самостоятельной жизни в условиях введения их в социум.

Задачи: формирование знаний и способностей, а также привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчета бюджета семьи каждым ребенком;

- развитие самостоятельности, изучение мира профессий, воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности, культуры поведения и бесконфликтного общения;

- совершенствование практических навыков и умений молодёжи в ведении домашнего хозяйства, воспитание привычки к чистоте, воспитание уважения к народным обычаям и традициям, ознакомления ребят с профессиями.

На занятиях уделяется большое внимание охране здоровья детей с умственной отсталостью и их обучению безопасным приемам труда. Хозяйственный инвентарь, посуда, холодильник, микроволновая печь, утюг, гладильная доска, бытовые химические средства, салфетки должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности ребят, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.

^ Прикладное искусство

Основное внимание направлено на творческий процесс овладения навыками прикладного искусства, который является средством развития творческих потребностей и способностей детей и молодёжи с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта. Это, в свою очередь способствует положительной динамике самооценки и влияет на организацию поведения молодёжи, развивает личностные качества и формирует межличностное общение в коллективе.

Рукоделие

Содержит начальное трудовое обучение (ручной труд) для последующего более эффективного обучения социально-трудовой реабилитации.

Цели: обучение детей и молодёжи с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта навыками в различных функциональных сферах, умение принимать собственные решения. Подготовка к самостоятельной жизни.

Задачи: воспитание трудолюбия, культуры привитие элементарных знаний по ведению домашнего хозяйства.

Трудовое воспитание направлено на: развитие трудовых навыков, воспитание положительного отношения к труду, профессиональную подготовку. Программа включает в себя работу с тканью, бумагой и картоном, изготовление мягких игрушек, работу с природным материалом. На занятиях прививаются навыки самообслуживания, ручного и хозяйственно-бытового труда. Включены экскурсии, предусмотрена индивидуальная работа и соответствующая нагрузка, исходя из возможностей молодого человека

^ Физическое и оздоровительное развитие:

Секция УШУ (методика преподавания «тай Цзи Цуань»); аква аэробика и плавание в бассейне; занятия в тренажёрном зале; занятие на лошадях (иппотерапия)

Цель: оздоровление, физическое развитие детей и молодёжи с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья молодёжи; развитие физических способностей; воспитание волевых качеств; формирование правильной осанки; лечение вялотекущих и хронических заболеваний; укрепление иммунитета; мышц и органов человека; укрепление памяти; развитие коммуникативности.

Основные работы по физическому воспитанию и оздоровлению: занятия на тренажёрах; спортивные занятия (УШУ, лыжи, спортивные соревнования); летние дневные и выездные лагеря с оздоровительной программой.

Для дополнительного оздоровления детей и родителей проводились систематические еженедельные занятия . Были проведены соревнования в конце отчётного периода. Участие в российских летних и зимних параолимпийских играх.

Рисование

Содержание обучения предусматривает обогащение внутреннего мира детей и молодёжи с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта в процессе непосредственного выполнения заданий. Способствует развитию эстетического чувства, познанию окружающего мира, художественного самовыражения.

В программу включены экскурсии, практические занятия.

Освоение предмета доставляло истинное удовольствие всем членам кружка. Во время рисования дети получали возможность выразить свои чувства и эмоции на бумаге. Посещение выставок расширило их духовный мир.

^ Работа с природным материалом

Занятия дают возможность получить навыки работы с природными материалами, что способствует расширению кругозора целевой группы, развитию творческих способностей, художественного и пространственного воображения, формированию эстетического вкуса. Данный курс способствует формированию и развитию профессиональных навыков. необходимых для социальной адаптации. Результаты своих занятий участники представляют на выставках.

^ Основы традиционной культуры (национальная кукла)

Занятия формируют навыки работы с различными материалами: бумагой, тканью, бисером, природным сырьем и т.п. На базе полученных знаний создаются творческие работы. Происходит развитие мелкой моторики рук. Коррекция двигательной активности, развитие художественного вкуса, глазомера, тактильной чувствительности, памяти и внимания. Прививаются коммуникативные навыки, бережное отношение к инструментам и материалам, аккуратность и усидчивость, развиваются умения правильно организовывать рабочее место;

Индивидуальность участников проявляется в выборе цветового решения, элементов декора, проявляется интерес к работе с бисером, с тканью.

Оригами

Курс включает декоративно- объёмная работа с бумагой (теоретическое и практическое обучение), беседы об искусстве, экскурсии.

Особая роль уделяется индивидуальной работе, в процессе которой повышается уровень самооценки детей.

^ Забота о растениях и домашних животных

Гармоническое развитие чувств детей и молодёжи с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта осуществляется в ощущении целостности природы и человека и животных, понимания красоты природы, и красоты творений рук человека, творческих способностей, добрых отношений.

Весь период обучения проходит непосредственно в общении с природой и животными в виде экскурсий, прогулок, наблюдений, игр, практических действий и опытов. Все разделы имеют практическую направленность.

^ Психологические тренинги

Цель: создание условий для развития самосознания, общения, уверенности у детей и молодёжи путём проведения тренингов.

Проведенные социально-психологические тренинги содержат приёмы выработки навыков и умений анализировать и разрешать проблемные ситуации, складывающиеся в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками); проявлять большую социальную активность.

В процессе занятий созданы условия для развития самосознания детей и молодых людей с инвалидностью в условиях социально-психологического тренинга; выявлено и проанализировано проблемное поле, связанное с особенностями поведения и общения подростков; в условиях тренинга активизировались внимание и память, как условие эффективной работы; созданы условия для общения, сплочения участников.

^ Модель Центра «Сердцевина» в приложении

История успеха

В ходе работы определились способности и возможности в здоровье целевой группы, умение выполнять привитые навыки. В процессе выяснилось, что в действительности внешний вид людей с ограниченными возможностями не соответствует их способностям и умению овладевать элементарными навыками. Центр начали посещать ребята с 1 и 2 группой инвалидности, возможность которых в передвижении наблюдалась, но делали они это только с посторонней помощью, многие из них не могли обслуживать себя (завязывать шнурки, застёгивать молнию, не умели аккуратно есть в столовой). Можно сказать, люди практически не имеющие способностей, что-либо воспринимать.

Приходилось много времени уделять физическому развитию в укреплении вестибулярного аппарата и координации движения с помощью занятий в бассейне аква-аэробикой и секции УШУ, создание музыкального ансамбля, а так же на занятиях прикладного творчества и привития бытовых навыков, развитию творческих способностей и культуре поведения в социуме.

Для того, чтобы занятия и досуг проходили качественно и с максимальной отдачей, был проведён строгий подбор персонала, обслуживающий персонал во главе с руководителем проекта смогли пройти специальную подготовку в институте повышения квалификации и получили свидетельства по программе «Гражданское образование». Благодаря работе волонтёров в центре, волонтёрское движение в организации среди подростков и молодёжи перешло на новый уровень. Ребята с сохранным интеллектом (члены этой же организации) стали приходить в центр для помощи целевой группе в проведении спортивных мероприятий (занятия на тренажерах, УШУ), укреплении здоровья целевой группы (массаж), обучении работы с деревом (изготовление рамок для картин), привитие элементарных навыков на компьютере и участие в ансамбле. Для проведения массажа и спортивных мероприятий ребята с сохранным интеллектом прошли специальное обучение.

^ Положительные стороны:

На базе организации создан банк данных детей и молодёжи с ограниченными возможностями в здоровье, нуждающихся в организованном досуге; создана комплексная программа оздоровления детей, молодёжи и их родителей, которая успешно работает.

Программа предусматривает трудовую реабилитацию и пред-профессиональную подготовку; оказание помощи в трудоустройстве молодых инвалидов в открытом рынке труда.

Появилась возможность объединить детей и молодёжь с тяжелыми патологиями и с нарушением интеллекта, сделать их жизнь более интересной и значимой. Они получили возможность посещать музеи и выставки, заниматься творчеством.

Огромную пользу принесло взаимодействие целевой группы с волонтёрами в формировании личности ребят с сохранным интеллектом, развивает в них желание делать добро людям, учит терпению, сотрудничеству, способствует самосовершенствованию.

Пять человек из целевой группы научились навыкам самостоятельного передвижения в городе и навыкам самообслуживания. Молодой человек, научился изъясняться жестами и выучил элементарные фразы. Другой молодой человек преодолел негативное отношение к труду и проявил активность и способность к индивидуальному труду.

В работе Центра «Сердцевина» участвовали более 500 человек, привлечено в качестве партнёров более 50 учреждений различного типа, коммерческих организаций и отдельных граждан.

^ Отрицательные стороны:

Трудно найти душевных педагогов и тренеров, волонтеров, готовых оказать безвозмездную помощь целевой группе.

Педагоги и сопровождающие не всегда надеются на успех, так как целевая группа неординарна в поведенческом отношении. Многие обладают неуправляемыми эмоциями, иногда переходящие в агрессивность. Бывает так, что агрессивность можно снять прикосновением, похвалами в адрес индивидуума, постоянной сменой деятельности, чутким отношением и добротой, на которые они очень тонко реагируют.

Так как для работы с подобной группой по заболеванию нет определённых методик, необходимо разрабатывать свою программу методом проб и повторов. Поэтому намеченные мероприятия, иногда приходится сдвигать по времени.

Отсутствие государственного финансирования создаёт большие трудности в полонении материальной базы, оплаты аренды помещения, вознаграждения педагогов и сопровождающих. Модель центра


Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования в городе Петрозаводске и районах Республики Карелия . - Материалы исследования по проекту и практический опыт.– Петрозаводск, 2007 г. – стр?


Отпечатано в типографии


estestvennij-i-iskusstvennij-intellekt.html
estestvennij-otbor.html
estestvenno-tehnicheskie-nauki-sedmaya-ramochnaya-programma-es-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-7rp-novostnaya-lenta.html
estestvennoe-i-iskusstvennoe-osveshenie.html
estestvennonauchnie-predstavleniya-o-proishozhdenii-cheloveka-chast-2.html
estestvoznanie-kak-nauka.html
  • institute.bystrickaya.ru/fetisova-dv-21-aprelya-2011-g-vremya-raboti-sekcii-s-13-20-do-16-30-ch-aud-31-7-m.html
  • books.bystrickaya.ru/dokladi1-degtyarenko-gn-vlackij-vv-programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-2-4-fevralya-2006-g-orenburg-2006.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protiv-metodologicheskogo-prinuzhdeniya-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-informaciya-reformi-stolipina-urok-po-istorii-rossii-hh-vek-na-temu-reforma-stolipina-tihaya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/priglashaet-k-uchastiyu-v-konkurse-sposobom-zaprosa-kotirovok-cen.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xviii-semiozis-na-glavnih-napravleniyah-drugih-naukimeyushih-delo-so-znakovimi-sistemami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tyuiri-ranta-mejer-c-ever-v-tradicionnih-kulturah-i-professionalnih-komp-ozitorskih-shkolah.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursov-povisheniya-kvalifikacii-dlya-rukovoditelej-organov-po-delam-molodezhi-subektov-rossijskoj-federacii-24-28-maya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-polzovatelya-versiya-0-sankt-peterburg-2010-firma-zao-vzlet.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shet-tlne-oitu-dstemes-ilim-retnde-shet-tlne-oitu-dstemes-ilim-retnde.html
  • institute.bystrickaya.ru/germaniya-chast-4.html
  • student.bystrickaya.ru/1-rol-gosudarstva-v-razvitii-rinka-zemli-63.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskie-raboti-epohi-vozrozhdeniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolnenie-genealogicheskih-zaprosov-v-gosudarstvennom-arhive-samarskoj-oblasti-opit-i-perspektivi.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-sudebnoj-praktiki-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-kontrolnih-rabot-obshie-polozheniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-predstavlenie-celih-chisel-v-kompyutere-arifmeticheskie-dejstviya-nad-celimi-chislami-v-kompyutere.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predpobednij-drap-petr-lvovich-bograd.html
  • credit.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-yuridicheskogo-fakulteta-gosudarstvo-i-cerkov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-moskva-2009g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arnold-mindell-snovidenie-v-bodrstvovanii-metodi-24-chasovogo-osoznavaemogo-snovideniya-perevod-s-anglijskogo-aleksandra-kiseleva-nauchnaya-redakciya-k-filos-n-vladimira-majkova-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-organizacionnoe-povedenie-dlya-napravleniya-080200-68-menedzhment-dlya-magisterskih-programm-upravlenie-chelovecheskimi-resursami-innovacionnij-menedzhment-podgotovki-magistra.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezentaciya-na-multimedia-s-giperssilkoj-kartochki-s-ballami-gramoti-knigi-dlya-vistavki.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-specialnost-150411-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-promishlennogo-oborudovaniya-po-otraslyam.html
  • literature.bystrickaya.ru/beznalichnij-raschet-chast-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/literatura-i-istochniki-otchet-o-probnom-provedenii-zanyatij-i-metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-i-provedeniyu-speckursa-vvedenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-o-dobrodetelyah-i-strastyah1-dobrotolyubie-tom-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-informatiki-chast-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-respublikanskih-konkursov-ekolider-ichelovek-i-priroda-pobediteli-i-laureati-konkursa-ekolider.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ii-luna-nad-pustinej-bulat-okudzhava-prelestnie-priklyucheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-po-napravleniyu-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tridcat-devyataya-kniga-pervaya.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekzamen-kolichestvo-kreditov-5.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhitie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-literature-i-zhivopisi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-viii-meditativnie-pozi-satyananda-svami-tantricheskie-meditacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pensiya-dannie-upravleniya-pensionnogo-fonda-rossii-v-teguldetskom-rajone.html
  • bystrickaya.ru/zasedanie-neglasnogo-komiteta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.