.RU

2.5. Транспортная политика - Факты и комментарии



^ 2.5. Транспортная политика

Бельгия, председательствующая во второй половине 2010 г. в ЕС, представила приоритетные направления развития транспортной политики ЕС. В частности, предлагается пересмотреть директиву о налогообложении и сборах с грузовых автомобилей (Eurovignette), а также и первый пакет законодательства в сфере железнодорожных перевозок. Большое внимание предполагается уделить новой Белой книге по транспорту, которую Комиссия должна представить в декабре 2010 г. Среди других приоритетов – развитие трансъевропейских транспортных сетей и повышение безопасности на автодорогах.

В июле Комиссия одобрила ключевой для создания «Единого европейского неба» регламент, содержащий программу модернизации управления авиаперевозками. Нормативный акт включает меры, направленные на улучшение аэронавигационных услуг, и программу снижения стоимости полетов ЕС. По оценке Комиссии, внедрение нового законодательства снизит негативное влияние авиации на окружающую среду на 10%. Регламент должен вступить в силу с 1 января 2012 г.

В том же месяце Комиссия приняла План действий по обеспечению безопасности на автодорогах (Road Safety Action Plan). Программа рассчитана на 2011-2020 гг. и направлена на снижение числа смертей на автодорогах ЕС. Среди предлагаемых мер – повышение безопасности транспортных средств и инфраструктуры, а также уровня компетентности водителей.

Комиссия в сентябре одобрила регламент, содержащий правила государственного контроля в портах. В документе определены критерии необходимые для установления степени риска нахождения судна в порту ЕС, в том числе сведения о судоходной компании, возрасте и типе судна, государственной принадлежности флага, под которым оно ходит. Согласно новому закону, устанавливается схема проверок безопасности, которые зависят от степени риска инспектируемого судна. Будет также введена электронная регистрация судов, заходящих в порты ЕС, что позволит проверять их наличие в «черном списке» судоходных компаний, которым запрещено заходить в порты Евросоюза. Регламент должен вступить в силу с 1 января 2011 г.

13 сентября Совет одобрил регламент по созданию трансъевропейских железнодорожных сетей для развития конкуренции в сфере грузовых перевозок. В документе определены международные железнодорожные коридоры, обеспечивающие упрощенное передвижение грузовых поездов. Восемь таких коридоров должны заработать к 2013 г., еще два к 2015 г. Государства, не задействованные в указанных проектах, должны в ближайшее время определить хотя бы по одному коридору на своей территории. Согласно положениям регламента, государства не могут отказаться участвовать в проектах, затрагивающих их территорию, если они представлены другими странами ЕС. В Совете датская делегация проголосовала против принятия законопроекта, польская воздержалась. Европейский парламент одобрил нормативный акт в июне этого года.

В июле Совет одобрил подписанное в мае 2010 г. соглашение между ЕС и Бразилией в сфере авиационной безопасности. Аналогичное соглашение с Индонезией Совет не поддержал.

В начале июля Европейский парламент одобрил проект закона, регулирующего права пассажиров на морском транспорте. Морские и речные перевозчики будут обязаны возмещать клиентам убытки в случае опоздания или отмены рейса, что гармонизирует права пассажиров в данном секторе с правилами применяемыми в авиа- и железнодорожном транспорте. Соответствующий регламент вступит в силу через два года. Европарламент подписал также соглашение, регламентирующее административные формальности захода и выхода судов в порты стран Евросоюза. У государств-членов ЕС и морских перевозчиков есть пять лет на создание специальной интернет-системы, которая обеспечивала бы быстрый обмен информацией межу судами и портами. Предполагается, что соответствующая директива вступит в силу в 2013 г.

Шесть проектов функциональных блоков воздушного пространства (Functional Airspace Block – FAB) представлены в рамках программы создания трансъевропейских транспортных сетей (TEN-T). Четыре из них получат финансирование из бюджета TEN-T: FAB Европа Центральный (FABEC), объединяющий Бельгию, Францию, Германию, Люксембург, Нидерланды и Швейцарию; Североевропейский FAB (NEFAB), объединяющий Швецию, Данию, Финляндию, Норвегию, Исландию, Эстонию и Латвию; FAB Великобритания – Ирландия; Центральноевропейский FAB (FABCE), объединяющий Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Боснию и Герцеговину и Хорватию. Два оставшихся проекта FAB Bleu Med (Италия, Греция, Кипр, Мальта, Албания, Тунис и Египет) и FAB Балтика (Польша, Литва) пока не получат финансирования из бюджета TEN-T, поскольку не обладают необходимым качеством проработки деталей.

В ходе дискуссии о развитии городского транспорта были представлены новые инициативы в рамках проекта «Регионы, соединенные знаниями» (RoCK – Regions of Connected Knowledge). Шесть муниципалитетов из Нидерландов, Бельгии, Германии, Франции и Англии предложили создать транспортную структуру, позволяющую теснее связать между собой города данных регионов через сеть железных дорог. Высокоскоростные линии соединят такие крупные города как Лилль, Лондон, Эндховен и Аахен. Цель проекта – облегчить передвижение людей. В рамках проекта предполагается усилить совместимость и взаимодействие разных видов общественного транспорта. Реализация проекта была начата в 2008 г., финансирование осуществляется совместно с Европейским региональным фондом развития муниципалитетами регионов-участников.

В июле Комиссия опубликовала новую редакцию «черного списка» авиакомпаний, которым запрещено летать в воздушном пространстве ЕС. Всего в списке 278 компаний из 17 стран мира. Кроме того, государства-члены ЕС строго следят за соблюдением норм безопасности полетов своих авиакомпаний. В частности, Соединенное Королевство, Бельгия и Словакия запретили совершать полеты нескольким своим авиакомпаниям. Испания также временно приостановила действие лицензии авиакомпании с Балеарских островов. Комиссия еще раз актуализировала «черный список» в начале сентября.

Л.Бабынина

^ 2.6. Научно-техническая политика

29 июня Норвегия, Германия, Литва, Финляндия и Нидерланды подписали меморандум о взаимопонимании с целью совершенствования их финансовой и политической поддержки Совета европейских архивов данных по социальным наукам (Council of European Social Science Data Archives – CESSDA). Он представляет собой сеть, объединяющую 20 европейских архивов, и обеспечивает доступ к важнейшим научным материалам. Теперь сеть по-настоящему интегрирована в общеевропейскую базу данных, которая расположена в Бергене. CESSDA является одним из 44 проектов, входящих в «дорожную карту» Европейского стратегического форума по проблемам научной инфраструктуры (European Strategy Forum on Research Infrastructures – ESFRI).

2 июля Объединенный исследовательский центр − ОИЦ (Joint Research Centre - JRC) опубликовал свою новую стратегию на период 2010-2020 гг. Она предусматривает тесное сотрудничество с директоратами Еврокомиссии и научную поддержку при выработке той или иной политики ЕС.

В целях обеспечения лучшей поддержки, ОИЦ сосредоточит свои усилия на семи тематических областях, которые входят в его компетенцию и отвечают основным глобальным вызовам:

  1. Открытая и конкурентоспособная экономика;

  2. Развитие «низкоуглеродного общества»;

  3. Устойчивое управление природными ресурсами;

  4. Безопасность продуктов питания и потребительских товаров;

  5. Ядерная безопасность;

  6. Безопасность и управление кризисами;

  7. Информационная поддержка.

14 июля запущен обновленный Интернет-портал проекта «Наука в обществе» (Science-in-Society) Седьмой рамочной программы ЕС. Вэб-сайт призван в сжатой форме представить основные направления научной политики ЕС, рассказать о проводимой научно-исследовательской деятельности и программах, поддерживаемых Европейской комиссией. Страница доступна по адресу: ec.europa.eu/research/science-society/

19 июля член ЕК Майра Гогхэган-Куинн объявила о выделении порядка 6,4 млрд.евро на развитие исследований и инноваций в ЕС. Инвестиционный пакет охватывает широкий спектр научных дисциплин, государственные и коммерческие проекты. Столь крупное финансирование направлено на повышение конкурентоспособности Европы и решение многих проблем, например, таких как укрепление энергетической и продовольственной безопасности. Предполагается, что реципиентами средств станут около 16 тыс. участников научно-исследовательских проектов, будет создано примерно 165 тыс. рабочих мест.

В 2011 г. особое внимание будет уделено сотрудничеству ЕС и стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК) в рамках РП7. Совместные инициативы в области научных исследований и инноваций, одобренные в мае 2010 г., призваны дать новый импульс соглашениям о сотрудничестве в области исследований и инноваций, подписанным на саммите ЕС–ЛАК в Гвадалахаре в 2004 г.

14 сентября Институт безопасности и защиты граждан (IPSC) совместно с директоратом ЕК по вопросам региональной политики разработали новый индекс, отражающий слабые и сильные стороны каждого из 271 регионов ЕС. Он призван стать важным инструментом при установлении приоритетов и повышении конкурентоспособности. Индекс включает в себя широкий круг показателей, связанных с конкурентоспособностью. Это инновации, качество институтов, показатели инфраструктуры, человеческого капитала.

А.Жестков

^ 2.7. Общая внешняя политика, политика безопасности и обороны

Ключевым вопросом повестки дня ОВПБ/ОПБО Евросоюза оставалось достижение межинституционального соглашения по формированию Европейской Службы Внешних Дел (ЕСВД). Сложности выработки такого компромисса не позволили принять окончательное решение об учреждении Службы, как планировалось, к концу апреля. 26 апреля был опубликован текст политического соглашения, разработанного по результатам консультаций министров иностранных дел стран ЕС и Высокого представителя по ОПБО К.Эштон. Документ открыл новую фазу обсуждения, став основой для дальнейших переговоров испанского председательства с Европарламентом. Однако содокладчики ЕП Э.Брок и Г.Верхофстадт в очередной раз высказали неудовлетворение текстом, еще раз указав на необходимость «привязать» ЕСВД к Еврокомиссии «в административном, организационном и бюджетном отношении» (чему отказываются следовать национальные государства-члены). По признанию окружения К.Эштон, представленный документ действительно «очень близок» к изначальному варианту, внесенные изменения не являются существенными и призваны, скорее, прояснить ряд положений отдельным странам-участницам и добиться их согласия. В результате содокладчики Европарламента представили комитету по иностранным и конституционным делам ЕП собственный проект соответствующих принципиальных изменений и дополнений, которые должны быть включены в документ.

Утверждение политического решения о создании ЕСВД затянулось, но все же было намечено на 16 июня, а затем опять отложено. Согласие было достигнуто лишь 21 июня в итоге четырехсторонней встречи в Мадриде: Высокого представителя К.Эштон, члена Еврокомиссии М.Сетковича, М.А.Моратиноса от председательствующей в ЕС Испании, а также трех докладчиков Европарламента − Э.Брока, Г.Верхофстадта и Л.Галтиери. Участвующие стороны одобрили, кроме того, текст двух заявлений К.Эштон, которые дают дополнительные гарантии Европарламенту в контексте его озабоченностей – о «политической подотчетности» (наделяет ЕП функциями политического контроля) и об основах организации административного аппарата ЕСВД. Политическое согласие дает возможность осуществлять подготовительные мероприятия по созданию службы (набор персонала и т.д.) не дожидаясь формального принятия соответствующих законодательных актов на осенней парламентской сессии. ЕСВД должна быть, таким образом, сформирована и начать функционировать не позднее 1 декабря – к первой годовщине Лиссабонского договора.

Достигнутый компромисс удовлетворяет все стороны, каждая из которых подчеркивает успех в продвижении своей позиции. Г.Верхофстадт заявил об огромной разнице между первоначальным проектом К.Эштон, подвергнутым острой критике в Европарламенте, и окончательным вариантом. Команда Эштон, напротив, приветствует достигнутое соглашение, считая его не слишком отличающимся от предложений, вынесенных на обсуждение в марте. Главное, что удалось отстоять К.Эштон, – необходимая степень автономности ЕСВД.

Европарламентарии подчеркивают, что им удалось изменить политическое мышление других институтов и отстоять (и даже усилить) коммунитарный метод, и в основе ЕСВД будет «идентичность Евросоюза». В частности, во-первых, не менее 60% ее дипломатического корпуса будут постоянными служащими ЕС, что способно сдерживать чрезмерное влияние стран-участниц на ОВПБ. Во-вторых, операционный бюджет Службы включен в Раздел III бюджета ЕС, т.е. подпадает под юрисдикцию Парламента, а при формировании административного бюджета (на который не распространяются компетенции ЕП) будут применяться такие же правила, как если бы он также являлся частью Раздела III. Все финансовые инструменты в сфере внешней активности ЕС по-прежнему остаются в ведении Еврокомиссии. Европарламент не будет участвовать в решениях относительно этих инструментов, но лишь в их подготовке. В результате, по оценке Э.Брока, ЕСВД не будет решать ничего в сфере ОВПБ – Служба будет готовить и проводить решения, принимаемые в институтах ЕС.

Европарламент продлил свою работу для принятия решения относительно создания Европейской Службы Внешних дел, чтобы дать возможность К.Эштон приступить к ее формированию. После обсуждения 6 июля в комитете по иностранным делам доклада Э.Брока и Г.Верхофстадта, с учетом поправок в соответствии с достигнутым межинституциональным политическим соглашением, окончательный текст был рассмотрен 7 июля на парламентской сессии с участием Высокого представителя по международным делам и политике безопасности (ВП/МДПБ). Европарламент одобрил документ об организации и функционировании ЕСВД 8 июля большинством голосов (549 – за, 78 – против при 17 воздержавшихся). Э.Брок отметил, что, согласно исследованиям, 70% населения Евросоюза хочет, чтобы его внешняя политика была в большей мере общей, но «элита в столицах не желает этого».

Совет ЕС 26 июля одобрил решение о создании ЕСВД на основе достигнутого политического согласия. Служба включает центральные подразделения в Брюсселе (региональные и тематические директораты, администрация, директорат по планированию и управлению кризисами, Служба гражданского планирования и проведения операций, Ситуационный центр и т.д.) и делегации ЕС в третьих странах и международных организациях. По словам генерального директора Военного штаба ЕС генерала Тона Ван Оша, его задачей в качестве советника К.Эштон будет обеспечение работы действующей процедуры использования военного инструментария, а начальник Военного комитета будет оказывать ей аналогичное содействие от лица военных руководителей стран-участниц. Учреждение ЕСВД намечено на 1 декабря 2010 г., и через месяц – к 1 января 2011 г. она должна быть развернута и готова к работе. Первоначальная численность персонала составит 1200 человек.

Опираясь на достигнутое согласие Европарламента и решение Совета, К.Эштон, не дожидаясь внесения изменений в финансовый и штатный регламент, которые не могут быть сделаны ранее осени и подпадают под процедуру совместного решения с ЕП, незамедлительно приступила к формированию штата Службы, начав с ключевых постов. В конце июля она направила письма странам-участницам с просьбой определить кандидатов для занятия приблизительно 90 таких должностей в самое ближайшее время. Основным кандидатом на должность исполнительного Генерального секретаря является Пьер Вимон (Франция), двух его заместителей – нынешний польский министр по европейским делам Миколаиж Довгилевич и немецкий дипломат Хельга Шмид. При этом К.Эштон подчеркнула, что выдвижение кандидатов должно быть активным и «никаких решений еще не принято», они запланированы только на октябрь-ноябрь.

13 сентября Совет принял исправленный бюджет № 6 в рамках общего бюджета на 2010 г., целью которого является наделение ЕСВД финансовыми и кадровыми ресурсами. Для того чтобы начать работать автономно, ЕСВД должна получить собственный бюджет на 2011 г. финансовый год. Большая часть финансирования на функционирование Службы будет передана из бюджета институтов (Совета и Комиссии), ранее выполнявшие функции, отныне возложенные на ЕСВД. В бюджет ЕС будет добавлена новая Секция 10 – «Служба внешних дел», которая запланирована на 2011 г. в размере 79,6 млн.евро. Из них большая часть – 46 млн. составят расходы на персонал (в основном расходы на 411 рабочих мест, переданных из Совета в ЕСВД); 5,9 млн. – на оснащение, оборудование и текущие расходы; 27,7 млн. евро – бюджет ОВПБ/ОПБО.

После этого, уже 15 сентября К.Эштон обнародовала имена 27 новых глав делегаций ЕС и трех заместителей – в 29 третьих странах, включая ключевые назначения, такие как в Пекин – М.Эдерер (ФРГ), Токио – Х.Д.Швайзгут (Австрия), Исламабад – Л.-Г.Вигемарк (Швеция), Преторию – Р.Ван де Геер (Нидерланды). Эти первые назначения, сделанные К.Эштон в качестве Высокого представителя, проведены в рамках ежегодной ротации глав делегаций, который теперь включены в ЕСВД (прежде штат делегаций формировался Комиссией). Кадровое решение К.Эштон, тем более что оно первое, стало заметной темой обсуждений и вызвало определенную критику: только четыре поста были отданы представителям «новых» государств-членов (два Польше и по одному Литве и Болгарии) и только семь из 29 – женщинам. К.Эштон заявила, что ее выбор определялся принципом «лучшие люди на своем месте», и что ситуация с географическим и гендерным балансом лучше, чем прежде, но признала необходимость обратить особое внимание на этот вопрос в будущем. Комитет по международным делам Европарламента провел 20 сентября слушания с участием пяти из 27 глав делегаций (в Пекине, Токио, Исламабаде, Претории и Тбилиси). Цель парламентариев – убедиться, что опыт и квалификация номинантов вполне соответствует этим центральным направлениям внешней политики ЕС. При этом ЕП, который вправе назначать подобные слушания до занятия номинантами своих постов, не наделен правовыми возможностями блокировать эти назначения, которые являются исключительной компетенцией Высокого представителя.

В апреле Президент Евросоюза Ван Ромпей объявил о намерении провести (предварительно – 16 сентября) специальное заседание Евросовета, полностью посвященное внешней политике ЕС. Это решение приято в продолжение установки Ван Ромпея на проведение большего числа «специализированных Советов» для обсуждения одной или двух важных тем. Начиная с 2011 г., подобные Евросоветы должны созываться практически каждый месяц. Евросовет по ОВПБ будет ориентирован на подготовку к участию ЕС в 65-й Генеральной Ассамблее ООН (21 сентября – 1 октября). Ван Ромпей подчеркнул, что Евросовет должен быть в большей мере, чем раньше, включен в орбиту внешней политики ЕС для того, чтобы Президент имел четкий мандат в переговорах с третьими странами, где он должен выражать общую позицию ЕС в сфере внешней политики и безопасности.

25-26 апреля состоялась первая официальная встреча Совета министров обороны ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора, в соответствии с которым функции председателя выполняла К.Эштон. Основными темами стали Афганистан (в дискуссии также принимал участие генсек НАТО А.Фог Расмуссен) и институциональные вопросы. К.Эштон представила министрам пояснения, относительно процесса интеграции политико-военных структур ЕС (CPMD – Директорат по кризисному планированию и управлению, CPCC – Гражданская служба планирования и проведения операций, Военный Штаб ЕС, SITCEN – Ситуационный Центр) в Европейскую Службу Внешних Дел. Министры обсудили также необходимость увеличения автономности в процессе принятия решений и, в этой связи, будущий формат Совета. По общему мнению, Совет министров обороны должен по-прежнему оставаться частью Совета по общим вопросам. Поэтому обсуждалось, главным образом, есть ли необходимость и возможность организации дополнительно отдельных сессий Совета министров обороны. Было принято принципиальное решение о большей «институциональной формализации» этого Совета. Еврокомиссия провела совместно с Иорданией и во взаимодействии с генеральным секретариатом Лиги арабских государств первую «внешнюю» конференцию, посвященную противодействию угрозе возможного доступа и использования террористами химического, биологического, радиологического и ядерного оружия. Наряду с европейскими экспертами в конференции, состоявшейся 26-27 мая в Аммане, приняли участие 22 высокопоставленных специалиста из стран, входящих в Лигу. Они обсудили условия, при которых может быть налажено сотрудничество в контексте «общей культуры безопасности и защиты».

Состоявшийся 14 июня в Люксембурге Совет ЕС рассмотрел ситуацию на Ближнем Востоке, обострившуюся в результате блокады Израилем сектора Газа и вооруженной операции против морской гуманитарной флотилии, повлекшей человеческие жертвы; на Западных Балканах, в частности вопрос о ратификации соглашения о стабилизации и ассоциации, уже долгое время заблокированной Нидерландами; политику в отношении Ирана после принятия новой резолюции ООН, усиливающей санкции; перспективы отношений с Гаваной в контексте ежегодного рассмотрения обшей позиции по Кубе.

Министры иностранных дел обсудили также вопросы борьбы с пиратством вокруг берегов Сомали с участием приглашенного на сессию П.Хадсона, завершающего работу на посту командующего операцией «Аталанта». Принято решение продлить ее до декабря 2012 г. Совет признал необходимым расширить на восток зону действий операции с учетом оценки зон пиратской активности. Также принято техническое решение о продлении до сентября полицейской миссии в Конго, мандат которой истекал 30 июня. Дальнейшие параметры миссии будут определены на основе стратегического обзора по ситуации в регионе, который разрабатывается в ЕС. До 30 июня 2011 г. продлена правовая миссия ЕС в Конго, в ее рамках определен ряд мер, специально разработанных для страны. Неделей ранее, 8 июня Совет министров продлил мандат правовой миссии в Косово – EULEX, единственной, где также участвуют американские эксперты.

Генерал Тон Ван Ош (Нидерланды) заменил британского коллегу Дэвида Лики на посту начальника Военного штаба ЕС. В ходе их совместной пресс-конференции генерал Ош определил две основные задачи в рамках своего трехгодичного мандата: меры по реализации всеобъемлющего подхода, предполагающего сочетание и координацию всех инструментов управления кризисами; укрепление сотрудничества ЕС с партнерами, такими как НАТО, ООН, Африканский Союз и другими «крупными акторами и странами». Генерал Лики, отвечая на вопрос о перспективе учреждения в ЕС Постоянного штаба военных операций, отметил, что это не отвечает как политическим позициям всех стран-участниц, так и практике проведения операций. По его мнению, что операция может быть успешной в случае, когда за одним из государств закреплено командование именно ей, но не руководство общим штабом всех операций.

Генеральный секретарь НАТО А.Фог Расмуссен сделал важные заявления в отношении сотрудничества Альянса с ЕС в ходе совместной пресс-конференции с К.Эштон 25 мая. Для того, чтобы вывести эти отношения из тупика, Евросоюз должен дать возможность третьим странам участвовать в военных операциях и «включить их в процесс принятия решений», также как это делает НАТО в Афганистане в формате ISAF. ЕС должен «заключить соглашение по безопасности с Турцией», а также разработать и утвердить процедуры для ее участия в Европейском оборонном агентстве. НАТО, со своей стороны, согласна с тем, чтобы Кипру было отведено место в рамках диалога между ЕС и Альянсом. В настоящее время между НАТО и Кипром не подписано соглашение по безопасности. В опубликованном 17 мая докладе «группы мудрецов» НАТО под руководством М.Олбрайт о разработке новой Стратегической концепции Альянса содержатся рекомендации, чтобы лидеры НАТО и ЕС сформировали систему мер для регулярного взаимного участия в институциональных встречах, для развития взаимосвязей между военными структурами и координации в сфере управления кризисами и оценки рисков и угроз. Такая взаимодополняемость, по мнению группы, возможна лишь при условии, если для всех стран НАТО, не входящих в ЕС (Турция, США, Канада, Норвегия, Исландия), и государств ЕС – не членов Альянса (Кипр, Мальта, Австрия, Ирландия, Швеция, Финляндия) будет обеспечен одинаковый уровень транспарентности и участия в совместных мероприятиях и действиях.

Центральной темой Совета ЕС по общим вопросам (СОВ) 26 июля в Брюсселе стала подготовка к Евросовету, посвященному внешней политике Евросоюза. При этом акцент был сделан на том, что Совет должен, в соответствии с Лиссабонским договором, взять на себя большую роль в работе над повесткой дня Евросовета. С.Ванакере, министр иностранных дел председательствующей Бельгии, обозначил шесть приоритетов председательства: 1) важная координирующая роль СОВ в отношении проведения сессий Евросовета; 2) роль СОВ в реализации решений Евросовета («то, что недооценивалось в прошлом»); 3) завершение институциональной перестройки в сфере внешней политики в контексте формирования ЕСВД; 4) обсуждение изменений, вносимых в бюджет ЕС и будущей бюджетной политики; 5) совершенствование Стратегии «Европа 2020»; 6) расширение ЕС.

Евросовет 16 сентября обсуждал отношения ЕС с его основными, стратегическими партнерами. Особое внимание было уделено повестке дня в отношениях с Китаем. Двумя неделями ранее, 3 сентября К.Эштон направила министрам иностранных дел послание, в котором выразила сожаление, что в «китайской» политике ЕС недостаточно единства и последовательности. Эта политика должна стать в большей мере комплексной и одновременно ориентированной на результаты, включая сферу прав человека и главенство закона. По мнению Президента Х.Ван Ромпея, необходимо также предпринять особые усилия, чтобы поднять престиж и рейтинг руководителей Совета и Комиссии, которые должны представлять Евросоюз на официальных встречах с третьими странами и международными организациями. Он обеспокоен тем, что его имя как председателя Евросовета, равно как и имя г-на Баррозо привлекает недостаточное внимание международных средств массовой информации, также как и населения других континентов (в отличие от таких европейских политиков, как Меркель, Саркози или Камерон).

Неофициальная встреча министров обороны ЕС 23-24 сентября была посвящена проблеме развития и улучшения оперативного потенциала кризисного реагирования. Ясные предложения должны быть сформулированы для ВП/МДПБ К.Эштон к официальной сессии Совета в середине декабря. Особое внимание обращается на перспективу объединения ресурсов и распределения ответственности. Конкретно обсуждались несколько сфер потенциальной кооперации: обучение и подготовка, тыловое обеспечение; тактический и стратегический транспорт; техническое содержание, эксплуатация и ремонт. Предстоит определить и конкретную роль ЕОА, которое в целом призван способствовать процессу сотрудничества. Препятствием является позиция Великобритании, предпочитающей иные формы – главным образом двусторонней кооперации, скандинавские страны предлагают идти по пути регионального сотрудничества. Бельгийский министр обороны П. де Крем сказал в этой связи, что перед ЕОА стоит задача продемонстрировать свою полезность и стать более функциональным.

По его мнению, необходимо предложить К.Эштон предоставить Агентству право определять области сотрудничества. К.Эштон должна оценить работу, уже проделанную Агентством, и представить свое видение того, какие еще меры могли бы быть предприняты, на следующем Совете министров обороны в декабре. На встрече с избранными обозревателями французский министр обороны Эрве Морен высказал опасение относительно «американо-китайского кондоминиума», который может возникнуть в случае недостаточных инвестиций в европейский потенциал. Франция считает необходимым проявить политическую волю, чтобы безотлагательно определить общие военные задачи и стимулировать кооперационные процессы. Французское предложение, которое должно быть передано К.Эштон, состоит в том, чтобы возложить на ЕОА ответственность за оценку военных средств и определить те из них, в отношении которых страны-участницы желают сохранить независимость, и те, где возможно объединить ресурсы. К.Эштон, напротив, считает, что необходимо сконцентрироваться на уже согласованных приоритетах вместо того, чтобы фокусировать внимание на недостаток политической воли. Она подчеркнула, что большинство стран-участниц стремятся именно к поиску возможностей практического сотрудничества. В целом, наиболее существенным препятствием к сотрудничеству является, согласно мнению ряда делегаций ЕОА, вопросы собственности и управления объединенными ресурсами, и ЕОА уже заканчивает работу по определению проблем и препятствий для кооперации в сфере формирования оперативного потенциала. Министры обороны ЕС также обсудили с генсеком НАТО Фог Расмуссеном, приглашенным на Совет, возможности практического сотрудничества между ЕС и Альянсом, особенно в контексте содействия и усиления операций ООН и Африканского Союза.

Несмотря на то, что срок полномочий исполнительного директора ЕОА А.Вайза истек 30 сентября, дата назначения приемника, также как и кандидатура до этого срока так и не была определена. В аппарате К.Эштон сообщили, что она намерена провести слушания кандидатов «в ближайшее время». После этого ее предложение должен утвердить руководящий комитет ЕОА (26 министров обороны стран-участниц).

Фог Расмуссен продолжает настаивать на том, что крайне важно разрешить в рамках отношений между НАТО и ЕС и их практического сотрудничества проблему неучастия в оперативной деятельности каждой из организаций стран, не являющихся ее членами. Речь идет, прежде всего, о Турции, с которой, по мнению Расмуссена, ЕС обращается несправедливо. Турции, например, под предлогом вето со стороны Кипра, отказано в заключении соглашения с ЕОА (в отличие от Норвегии, также члена Альянса, но не члена ЕС). По мнению Расмуссена, Турция также должна участвовать в принятии решений в отношении миссий Евросоюза, в которых она принимает участие. Генерал С.Абрайл, возглавляющий Главное командование трансформации НАТО (ГКТ), также отмечает, что подобные институциональные препятствия не позволяют эффективно развивать сотрудничество. ГКТ вынуждено строить взаимодействие с партнером со стороны ЕС – Европейским оборонным агентством на неофициальной основе, поскольку нет возможностей обмена секретной информацией. Но даже в таких условиях ГКТ и ЕОА работают над совместными проектами, такими как обнаружение мин кустарного производства; средства полевой медицины; формирование системы общих курсов обучения; анализ информации в сфере угроз ОМП; многонациональные средства тылового обеспечения; процесс военного планирования.

С разъяснением основ политики ЕС в области контроля за экспортом вооружений выступил 8 сентября в Европарламенте от лица Высокого представителя Оливье Шастель, госсекретарь Бельгии по европейским делам. Целью политики является предотвращение экспорта военных технологий, если они могут усиливать региональную нестабильность или использоваться в нежелательных целях, таких как внутренние репрессии или международная агрессия. Любое государство ЕС, которое выдает своей военной промышленности разрешение на трансанкцию, запрещенную другой страной-участницей, обязано обосновать свое решение перед всеми другими членами Союза. Более того, консультативная процедура открывается каждый раз, когда в трансанкции отказано. В 2009 г. такие консультации были проведены в отношении четырнадцати третьих стран.

Европарламент 8 июля одобрил большинством голосов (558 против 30 при 24 воздержавшихся) резолюцию, призывающую страны ЕС подписать и ратифицировать Конвенцию Осло, запрещающую использование, производство, складирование и передачу кассетного оружия, к моменту ее вступления в силу 1 августа. Это должно стать не только вкладом ЕС в политику нераспространения, но также мощным политическим сигналом для остальных государств. К моменту голосования девять стран ЕС не ратифицировали Конвенцию (Болгария, Венгрия, Италия, Кипр, Литва, Нидерланды, Португалия, Чехия, Швеция). На территории трех ведущих государств Евросоюза, присоединившихся к Конвенции – Великобритании, Германии и Франции − складировано 50 млн. кассетных бомб, которые они обязались уничтожить в течение восьми лет.

Совет министров иностранных дел ЕС 26 июля одобрил назначение (с 15 августа) французского контр-адмирала Филиппа Куэндро новым командующим корабельным соединением ЕС в рамках антипиратской операции «Аталанта» вокруг побережья Сомали. Штаб соединения будет базироваться, таким образом, на французском фрегате «Де Грасс» в течение четырех месяцев, после чего произойдет следующая ротация.

1 сентября Европейская комиссия объявила о решении предоставить Африканскому Союзу дополнительно 47 млн.евро для финансирования миротворческих операций в Сомали. В результате общий вклад Европейского фонда развития в поддержку действий АС в этой стране составит 142 млн.евро с 2007 г.

21 сентября Совет одобрил продление на два года (до 30 сентября 2012 г.) мандата миссии ЕС по оказанию консультативной помощи и содействия реформе сектора безопасности ДР Конго ( EUSEC Congo). С начала осуществления миссии в 2005 г. ее главной задачей была интеграция конголезских военных формирований и обеспечение их заработной платой. Затем миссия расширила свои функции и с 2009 г. она также способствует модернизации административного управления вооруженными силами Конго, обеспечивает обучение и подготовку офицеров, оказывает содействие в развитие тыловых служб, принимает участие в выдаче удостоверений личности военным. Совет продлил на этот же срок и другую миссию в Конго – полицейскую (EUPOL Congo).

Влиятельные европейские политики Карл Бильд и Александр Стубб (министры иностранных дел Швеции и Финляндии) направили 3 сентября письмо К.Эштон с предложением создать в ЕС независимую исследовательскую организацию с участием негосударственных экспертов высокого уровня – Институт Мира, который разрабатывал бы рекомендации для Евросоюза в сфере предупреждения и урегулирования международных конфликтов. С одной стороны, по мнению авторов послания, ЕСВД способна поднять роль ЕС в этой сфере, но, с другой стороны, растущий потенциал неправительственной экспертизы не всегда востребован лицами, принимающими решения.

Д.Данилов

chelovek-lev-ubivaet-carya-demonov-kniga-sedmaya.html
chelovek-na-vojne-2.html
chelovek-perestaet-dumat.html
chelovek-v-sisteme-ekonomicheskih-otnoshenij-ekonomika-rossii.html
cheloveka-kak-takovogo-i-s-drugoj-storoni-v-chelovecheskoe-razvitie.html
chelovekyasherica-nikolaj-nepomnyashij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-i-matematicheskih-metodov-dlya-ocenki-kreditosposobnosti-predpriyatij.html
  • turn.bystrickaya.ru/peredacha-dokumentov-podvedomstvennim-administratoram-programmnij-kompleks-administrator-d-rukovodstvo-polzovatelya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-literaturnoe-chtenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rosaviaciya-dalnevostochnoe-mezhregionalnoe-territorialnoe-upravlnie-vozdushnogo-transporta-federalnogo-agentstva-vozdushnogo-transporta-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-roditelej-budushih-pervoklassnikov-municipalnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-iii-programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-vosmaya-specialnaya-sessiya-soveta-upravlyayushih.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tns-biznes-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-05-oktyabrya-2009-god.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uzh-razobral-rukami-chyornimi-vikzhel-puti-voprosi-komu-prinadlezhat-stroki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-soderzhanie-pomeshenij-cel-uroka-tema-uroka-vvedenie.html
  • essay.bystrickaya.ru/egorevskij-municipalnij-rajon-moskovskoj-oblasti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-vipusk-vtoroj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-so-slovaryami-na-urokah-russkogo-yazika-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-shkolnikov.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-22-vtoroj-shans-kniga-istorii-uspeha-uchenikov-bogatogo-papi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-klassika-2006-uliss-dzhejms-dzhojs-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansovoe-obespechenie-programmi-viza-j-1-oplata-proezda-do-mesta-prozhivaniya-i-obratno.html
  • studies.bystrickaya.ru/kornilovsg-pryamuhinskie-chteniya-eto-konferenciya-kotoraya-s-2001-goda-kazhdoe-leto-provoditsya-na-rodine-mabakunina-v.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-sud-gosudarya-carya-i-velikogo-knyazya-alekseya-mihajlovicha-96-vseya-rusii-suditi-boyarom-i-okolnichim-i-dumnim-lyudem-i-diyakom-i-vsyakim-prikaznim-lyudem-i-sudyam-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kommentarii-k-standartam-najma-zapadnoj-professionalnoj-upravlyayushej-kompanii-i-priobreteniya-torgovoj-marki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/adaptivnaya-sistema-upravleniya-processami-rosta-kristallov-dlya-metodov-stepanova-i-chohralskogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/nekotorie-problemi-sociologicheskogo-analiza-molodezhnoj-subkulturi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-gostinichnim-biznesom-v-kazahstane-chast-12.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-igri-v-rinochnoj-srede-1-teoreticheskij-aspekt-gosudarstvennogo-upravleniya-teoreticheskij-aspekt-gosudarstvennogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/normativi-rashoda-etilovogo-spirta-po-gost-18300-72-na-protirku-normi-rashoda-etilovogo-spirta-dlya-organizacij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadaniya-zaochnoj-distancionnoj-viktorini-1-tur-dlya-5-6-klassov-russkij-yazik.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-ekonomika-chechenskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • credit.bystrickaya.ru/podobie-figur-15-chasov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-4-otche-nash-metodicheskoe-posobie-vvedenie-obrashenie-k-prepodavatelyu-novogo-predmeta-osnovi-pravoslavnoj.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vlasti-moskvi-zaklyuchili-soglasheniya-ob-ispolzovanii-taksi-v-chrezvichajnih-situaciyah-internet-resurs-itar-tasscom-04022011.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekcionnij-kompleks-po-elektivu-surdologiya-dlya-specialnosti-051301-obshaya-medicina.html
  • lecture.bystrickaya.ru/742-deaerator-diplomnij-proekt-po-teme-otopitelno-proizvodstvennaya-kotelnaya-gup-fapk-yakutiya-studenta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennij-kodeks-respubliki-belarus-chast-26.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-opit-proizvodstva-montazhnih-rabot-po-sistemam-smazki-gidroupravleniya-pnevmoupravleniya-polevogo-kipia-iasu-tp-na-primere-stroitelstva-bdm-10-v-oao-kondopoga-ibdm-10-oao-scbk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proizvedenie-iskusstva-budushego.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-hi-ocenka-effektivnosti-innovacij-uchebnik-pod-redakciej-dejstvitelnogo-chlena-mezhdunarodnoj-akademii-informatizacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-skver-lyubvi-i-vernosti-otkrilsya-v-kraevom-centre-v-den-semi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.