.RU

ІІІ. Диагностика эмоциональной сферы - Развитие детской аналитической психологии в украине: теоретические и практические аспекты



ІІІ. Диагностика эмоциональной сферы показала „раннее расщепление” как механизм личностной защиты. Интерпретация методик (САТ: „обезьянка и тигр”; „Несуществующее животное”, „Незаконченные предложения”, „Барашек в бутылке”) дает возможность выделить две актуализированные потребности:

- в эмоциональном насыщении (основная тема еды в буквальном смысле: конфеты, картошка);

- отщепленный агрессивный импульс, который не имеет внутренних рычагов контроля („тигр съедает обезьянку, потому что хочет, хотя знает, что нельзя, но хочет, есть и съедает”). Это значит, что для Владлена в его внутреннем мире человек, как живое существо не осмысляется и не вызывает эмоционального сочувствия, сострадания (устный комментарий для SOS-мамы).

Владлен только вступил в процесс поиска внутри себя чувств эмпатии, сочувствия, сопереживания. Условия, которые необходимы для этого „самого главного процесса”, стабильность, принятие психологического возраста „5-лет”, возможность принимать его агрессивные проявления с пониманием и без эмоционального отстранения, не теряя эмоционального контакта.

Рекомендации:

    • Формировать эмоциональную грамотность: называть и отражать чувства, которые переживает Владлен. Использовать „активное слушанье ребенка” – это значит „возвращать” ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства:

-„Не буду делать уроки!” - „Ты устал и раздражен и не хочешь этого делать сейчас, возможно ты отдохнешь и после сядешь за уроки”.

-„Он забрал что-то!” – „Ты огорчен и рассержен на него”.

Эти сообщения помогут Владлену понять его внутреннее состояние и не оставаться со своими переживаниями наедине. Таким образом, он будет учиться свои чувства понимать, а значит осознавать, контролировать и управлять. Это поможет Владлену в школе не бить другого ребенка, а договориться с ним, используя не физическую силу, а слово для влияния на другого и защиты себя.

    • Ввести и огласить семейные табу. Это несколько четких запретов на физическую агрессию, например: „В нашей семье нельзя...”. Эти внешние правила на данном этапе будут помогать, Владлену контролировать свои агрессивные импульсы в ситуациях фрустрации (конкуренция с братом, неудачи в учебе, ссоры с друзьями и т.д.).

    • Актуальная, но не проявленная зона агрессии – это сиблинговые отношения (отношения с братом). Методика „Рисунок семьи” („Брат плачет, потому что его ударили”) показывает бессознательное желание конфронтировать с братом. Потому важно помочь символизировать агрессивные импульсы в отношениях с братом и в семье, используя игры между мальчиками в бой, строение военных баз, войны двух армий, рисование своих миров, спортивные упражнения, четкое распределение обязанностей и возрастной иерархии, так как маленькая разница в возрасте (старший не использует силу, а младший - манипуляции). Наказания для обоих: „Вы оба не смотрите телевизор”. Делать акцент, на том, чтобы учились договариваться самостоятельно.

    • Поддерживать семейные традиции. Делать втроем что-то эмоционально приятное. На этом этапе давать очень много телесного, теплого контакта, сидеть отдельно от мальчиков на своем кресле вечером перед сном (до 40 мин.), кутать, укрывать, поощрять игру с мягкими игрушками.

    • Также анализ диагностических методик говорит о сильно выраженном ощущении своей малоценности, неважности, заниженной самооценке, сильно развитых навыках приспособления, выживания в различных ситуациях. Данные выводы иллюстрируют методики „Три дерева” (где он - это зимнее дерево без листьев, не живое, среди плодовых сочных деревьев, которое он назвал не своим именем „какой-то Вася”) и „Несуществующее животное” (Хрост- червяк- что говорит о хорошем приспособлении, но психологической не деференцированости, нет рук, ног, то есть то, на что можно опираться, то что можно осознавать как часть себя). На совместном «Семейном рисунке» занимает самое малое место - пространство для себя, сюжет рисунка повторяет за мамой, это говорит о том, что в своем внутреннем мире дает себе мало прав и умеет проявлять себя через подражание.

    • Рекомендуется много смотреть сказок, где персонажи проявляют чувства, эмоциональные переживания, обсуждать характеры разных сказочных героев, учить ставить себя на их место („Как бы ты поступил?”, „А тебя это огорчило бы?”), придумывать истории про мальчика или животное („Зайчик...он думал так, сделал то-то и почувствовал...”).


^ Общие рекомендации:

  1. SOS-организация, как система социального работника, психолога, администрации, должны поддерживать маму в направлении глубокого внутреннего понимания ребенка, а не в выполнении внешних задач воспитания и обучения. Это поддержка может проявляться в акценте внимания на то, как переживает ребенок, реагирует, во что играет, чем интересуется (как для 5 лет), а не на то, что умеет, чему научен (как для 8 лет).

  2. Организовывать помощь в овладении своими агрессивными отщепленными инстинктами (основные игры в диагностической работе: крокодил, змея, автомат в доме), опираясь на идею Вагнера, положенную в hend-тест. Работая с агрессией важно развивать тенденции связанные с социальной кооперацией, способность сочувствовать, становится на место другого, умение договариваться, понимание, что мы зависим от друг друга, живем в обществе, как следствие уменьшается агрессивность.

Формула определения уровня агрессивности:

I = (Agg+Dir) – (Agg+Com+Dep), где

- Agg и Dir (агрессивность и директивность) повышают вероятность проявления агрессии в открытом поведении. Их объединяет отсутствие стремления считаться с другими людьми, учитывать чувства, права и намерения других в своем поведении, нежелание приспосабливаться к социальному окружению;

- Aff отражают способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими людьми, свидетельствуют о повышенной эмоциональности человека, это «теплые» люди, обладающие развитой эмпатией.

- Com – признак высокой коммуникации, возможность договариваться, вести деловые диалоги.

- Dep отражает потребность в помощи и поддержке со стороны других людей, такие люди считают, что другие должны тратить на них время, уделять внимание и нести ответственность за их действия. Отсутствие ответов – дефицит чувства социальной ответственности.

Ответы Aff, Com, Dep отражают тенденцию, связанную с социальной кооперацией, то есть предполагается, что человек нуждаются в других людях, так как другие люди нуждаются в нем. Эти ответы направлены на приспособление к социальному окружению и активно уменьшают вероятность открытого агрессивного поведения. Главная идея «Н-т» заключается в том, что детерминантой открытого агрессивного поведения является недоразвитие установок активного социального сотрудничества, а не наличие развитых агрессивных тенденций. Склонность к открытому агрессивному поведению оценивается путем сопоставления тенденций, отражающих готовность к агрессивному поведению и тенденций, предполагающих кооперацию I = (Agg + Dir) – (Aff + Com + Dep).

3. Повышенное внимание психолога должно направляться на наблюдение бессознательной динамики «отщепленных агрессивных инстинктов»: как происходит соединение энергии любви и агрессии, насколько внешние правила осознаются и становятся внутренними, которые помогают управлять агрессивной энергией.

4. К декабрю целесообразно ввести другое место (помимо семьи), где Владлен смог бы пробовать использовать свой интеллект и эмоционально-личностные достижения. Этим местом может быть кружок по интересам, лучше связанный не со спортом. Обязательно четко выделить время в режим дня для бесцельной физической активности, лучше вместе с братом гулять, бегать на улице (эти прогулки дадут возможность выброса агрессивной энергии в играх в социально-адекватной форме).

5. Прослеживается тенденция позитивной поло-ролевой идентификации с сыном СОС-мамы (можно эту тенденцию поддерживать, предложить какую-то совместную деятельность для Владлена и А. или тему, хобби для обсуждения).

6. Рекомендуется лонгитюдное наблюдение невролога и детского психиатра (наследственность и анамнестические данные).

7. Много играть в сюжетно-ролевые игры (игры в семью, дом, кормление, укладывание спать, играть в песочнице).

8. В обучающие тренинговые программы для мам включить проработку темы „Агрессивность, как нормальное фундаментальное проявление психики”; исследование проявлений родительской агрессии и детской агрессии.


РЕКОМЕНДОВАННАЯ

^ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ



Автор

Название книги

Основные темы

Анна Говальда

35 кило надежды

Детская психология, проблемы с обучением, развод родителей

Сью Таусенд

Тайный дневник Адриана Моула...

Юмор. Подростки. Отношения сверстников. Отношение подростков с родителями. Жизнь непроста, когда тебе 13 и 3/4 лет - особенно если на подбородке вскочил вулканический прыщ, ты не можешь решить, с кем из безалаберных родителей жить дальше, за углом школы тебя подстерегает злобный хулиган, ты не знаешь, кем стать - сельским ветеринаром или великим писателем, прекрасная одноклассница Пандора не посмотрела сегодня в твою сторону, и вечером нужно идти стричь ногти старому сварливому инвалиду…

Сью Таусенд

Страдания Адриана Моула

Старший подростковый возраст. Влюбленность. Отношения.

Сью Таусенд

Адриан Моул дикие годы

Продолжение следует…

Сью Таусенд

Признания Адриана Моула

Продолжение следует…

Сью Таусенд

Адриан Моул. Годы Каппучино

Адриан Моул взрослеет..

Элеонор Портер

Поллианна

Для чтения с детьми. Про доброту, радость и любовь.

Рональд Дал

Чарли и шоколадная фабрика

Для семейного чтения. Про творчество, про детские «вредности».




Ким Фупс Окесон

Эва Эриксон

Как дедушка стал приведением

Книга о переживании ребенком смерти дедушки. Очень тонкая и глубокая книга.

Для семейного чтения.

Бредли Тревор Грив

Когда тебе грустно…

Для детей

Хорошая книга для детей, которые грустят и капризничают.




Дневник Алисы

Сложная книга о девочке подростке и наркотиках.

Анн-Софи Брасм

Я дышу

Роман 16-тилетней школьнице о подростках, о сложных переживаниях и непростых отношениях.

Мари-Од Мюраи

Oh, boy!

В романе для подростков "Oh, boy!" через историю трех детей, оставшихся сиротами, Мари-Од Мюрай талантливо и с юмором раскрывает сразу несколько тем, о которых обычно не принято говорить: сиротства, тяжелой болезни близкого человека, гомосексуализма, взаимосвязи между ответственностью и взрослением.

Стальфельт Пернилла

Книга о любви

Забавная и поучительная книжка

Стальфельт Пернилла

Книга о смерти

О трудном доступно.

Стальфельт Пернилла

Одного поля ягода

О различиях и не только…

Свен Нурдквист

Петсон и Финдус (серия книг)

10 книг с популярными во всем мире историями о незадачливом старике Петсоне и его друге - озорном котенке Финдусе. Его герои вечно попадают в нелепые ситуации, но всегда придумывают остроумный способ из них выпутаться.

Линдман Мерви, Януш Катерина

Как я появился на свет

Смешная и понятная книжка. Можно читать с самыми маленькими детьми.

Аппельгрен Туве

Веста-Линея и капризная мама

Чудесная книга для мам и детей, которые иногда выходят из себя и говорят друг другу глупости.




Аппельгрен Туве

Спокойной ночи, Веста-Линнея!

Про ночь, сны и родительскую постель.

С. С. Михалков

Юля плохо кушает….

Для детей с плохим аппетитом

Эмма Мошковская

Жадина.

Детям о жадности.

Петрушевская

Поросенок Петр идет в гости.

Для детей об игре.

Петрушевская

Поросенок Петр и магазин.

Для детей об игре.

С.С. Михалков

Ципленок и петух.

Детям о зависти.

Мери Линдман

Храбрая крошка Мемули.


Мамам и папам о детской храбрости. Детям о том, что страшного мало не бывает.

Линдман Мерви, Нопола Тина


Сирии и Радость с третьего этажа.


Про отношения детей и родителей. Что делать маленькой девочке, когда мама и папа заняты?

Э. Сетон-Томпсон

Животные – герои.

Жизнь героев-животных. Радости и беды глазами животных. Любовь к нашим питомцам.

Э. Сетон-Томпсон

Моя жизнь.

Жизнь героев-животных. Радости и беды глазами животных. Любовь к нашим питомцам.

Э. Сетон-Томпсон

Судьба гонимых.

Жизнь героев-животных. Радости и беды глазами животных. Любовь к нашим питомцам.

Э. Сетон-Томпсон

Мои дикие друзья.

Жизнь героев-животных. Радости и беды глазами животных. Любовь к нашим питомцам.

Урсула Ле Гуин

Волшебник  Земноморья.

Книга о поиске себя, приключениях, подвигах и волшебстве. Путь индивидуации.

Урсула Ле Гуин

На последнем берегу.

Про взросление, разлуку с детством. Прощание с наставником.

Астрид Линдгрен

Ронья, дочь разбойника

Про встречу с другом. Дружба как открытие. Поиск своего пути.

Астрид Линдгрен

Мио, мой Мио!

О покинутости, вере в волшебных, любящих родителей. Есть кто-то, кто меня любит на этой земле.

Астрид Линдгрен

Братья Львиное Сердце

Про непростые отношения братьев. Младший хочет быть как старший. Но как быть самим собой?

Сборник авторских сказок.

Сост. С. Серова

Городок в табакерке

Сокровищница русских авторских сказок и рассказов для детей.

Сем Макбратни

Знаешь, как я тебя люблю

Книга для детей и родителей о любви, и способах о ней поговорить.

Д. Даррелл

Зоопарк в моем багаже.

Книга о том, как ребенок исследует окружающий мир и учится выстраивать отношения с другими.

Д. Даррелл

Моя семья и другие звери.

Книга о том, как сохранять свой мир и свои фантазии, когда других заботит только реальность.


Продолжение следует…

Присоединяйтесь и присылайте интересные детские книги по адресу padap@ukr.net


 Международная организация, работающая с детьми сиротами и реализующая социально-педагогическую модель опеки, приближенную к семейной.


13-investicionnij-biznes-plan-soderzhanie.html
13-kanali-utechki-informacii-pri-ee-peredache-po-kanalam-svyazi-uchebnoe-posobie-m-goryachaya-liniya-telekom-2005.html
13-lichnostno-gumanitarnie-prioriteti-v-sovremennoj-modeli-specialista-g-m-borlikov-universitet.html
13-nekotorie-osnovi-raboti-informacionnih-setej-1-vozniknovenie-i-razvitie-interneta.html
13-ocenka-identichnosti-i-strukturirovannosti-obektov-i-processov-v-n-romanenko-g-v-nikitina-obshie-tehnologii.html
13-osnovnie-komponenti-ustojchivogo-razvitiya-nacionalnaya-strategiya-ustojchivogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-8-iyulya-2009-goda-333-ob-utverzhdenii-tipovih-specialnih-obsheobrazovatelnih-uchebnih-programm-stranica-10.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referata-spisok-elementov-bibliograficheskoj-zapisi.html
  • desk.bystrickaya.ru/oshibka-shellenberga-avtorizovannij-konspekt-seminarov-i-treningov-dlya-prodavcov-agentov-kommivoyazherov-menedzherov.html
  • essay.bystrickaya.ru/diamant-kompyuterizirovannij-neinvazivnij-monitoring-gemodinamiki-dihaniya-i-zhidkostnih-sektorov-organizma-cheloveka-stranica-20.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8osnovnie-rezultati-2006-2008-gg-vivodi-i-predlozheniya-o-dalnejshih-merah-po-povisheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/menedzher-i-zasedaniya-volfgang-hojer-kak-delat-biznes-v-evrope.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-b-ribolovstvo-ribovodstvo-russian-classification-of-economic-activities-ok-029-2007-kdes-red-1.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sharapova-legko-vishla-v-chetvertfinal-prezentaciya-licenzionnoj-kollekcii-sochi-2014-projdet-v-gume-30.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-rabochaya-programma-disciplina-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti-naimenovanie-disciplini.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semejnij-psiholog-konsultant-o-g-noskova-razdel-rabota-psihologa-v-sisteme-obrazovaniya-i-v-socialnom-obsluzh.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tochki-rosta-investicionnoj-privlekatelnosti-otchet-po-gosudarstvennomu-kontraktu-127-ot-9-iyulya-2008-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/parnikovij-effekt-i-globalnoe-poteplenie-klimata.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na-2010-god-i-na-planovij-period-2011-i-2012-godov-koncepciya-2010-2012.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursu-sovremennie-problemi-ekologii-i-prirodopolzovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-v-opros-ov-k-ekzamenu-po-discipline-metodologiya-nauchnogo-issledovaniya-dlya-studentov-2-kursa-fakulteta-zaochnogo-obrazovaniya-specialnosti-prakticheskaya-psihologiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-zakonodatelnogo-obespecheniya-trudovoj-migracii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-teme-nanotehnologiya-i-zhivoj-organizm.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-predsedatelya-pravleniya-np-soobshestvo-nacionalnih-kinoteatralnih-organizacij-kinoalyans.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-5-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-6-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-rechevedenie-stranica-29.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zlokachestvennaya-agressiya-zhestokost-i-destruktivnost-erih-fromm.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-izdatelstva-vknige-rasskazivaetsya-o-boevih-dejstviyah-letchikov-pervogo-gvardejskogo-krasnoznamennogo-minno-torpednogo-aviapolka-v-godi-velikoj-oteches-stranica-15.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-povodu-gien-skazka-o-burevestnike.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-buhgalterskogo-uchyota.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radiacionnaya-bezopasnost-i-dozimetriya-vneshnego-gamma-izlucheniya-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-1-po-kursu-zashita-ot-izluchenij-ivanovo-2009.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-po-predmetu-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-form-socialnoj-podderzhki-yunih-materej-za-rubezhom-i-v-rossijskoj-federacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/mayak-novosti-22032011-1000-radioprogramma-novosti-mayak-22032011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-23-marta-2011-g.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prochee-problema-vzaimodejstviya-prirodi-i-kulturi-v-tvorchestve-v-v-nabokova.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-organizovannoj-prestupnosti-i-korrupcii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-l-zhuravlev-direktor-instituta-psihologii-ran-stranica-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsheekonomicheskie-harakteristiki-voronezhskoj-oblasti-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-35-ot-03-maya-2012-g-o-poryadke-okonchaniya-20112012-uchebnogo-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskoe-ekzistencialnoe-konsultirovanie-i-psihoterapiya-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.