.RU

§ 7.3. Объекты авторского права - План работы введение: глава изучение института наследования: § Основные теоретические...


^ § 7.3. Объекты авторского права

Объекты, охраняемые авторским правом 112, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Авторское законодательство не дает и общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства. Другая важная особенность проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях может использовать охраняемое произведение. В соответствии с ГК РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования.

Исходя из критериев «творчества» и «самостоятельного создания», а также учитывая объективную форму, назначение, жанр, сферы применения, взаимосвязь с другими произведениями творчества 113 и т.п., закон 114дает не исчерпывающий, а примерный перечень объектов авторско-правовой охраны, с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества. В частности: литературные произведения, включая программы для ЭВМ; драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомима; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного искусства (т.е. двух- и трехмерные произведения искусства, перенесенные на предметы практического использования, включая произведения художественного промысла или произведения, изготовляемые промышленным способом); произведения сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако становятся они объектами авторского права лишь тогда, когда являются результатом творческой деятельности и имеют объективную форму. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Закон также предусматривает примерный перечень объективных форм произведений: письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.); устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.); звукозапись или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.); объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.). В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных и художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

Кроме того каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако становятся они объектами авторского права лишь тогда, когда являются результатом творческой деятельности и имеют объективную форму. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

^ Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других печатных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

По своему экономическому содержанию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автор в отношении своего произведения обладает такими правами как: право авторства; право на имя; право на обнародование произведения, включая право на отзыв; право на защиту своей репутации.

Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.

^ Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

^ Право на обнародование состоит в возможности автора самостоятельно обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для общего сведения. Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений.

^ Право на защиту репутации автора означает возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Закон устанавливает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора.

Имущественными являются права автора на использование произведения (или работодателя - на служебное произведение) в любой форме и любым способом. Исключительные права называются имущественными потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды, за исключением обнародования.

^ Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звукозаписи и видеозаписи.

^ Право на распространение реализуется прежде всего путем продажи экземпляров литературных произведений, сдачи в прокат аудиовизуальных произведений и т.д. Прокатом видеопроиэведений занимаются, в частности, видеосалоны.

^ Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. ввозить из-за границы, экземпляры произведения в целях их распространения.

Право на публичный показ - это возможность демонстрации оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг людей.

Относительно наследственного правопреемства авторских прав следует подчеркнуть, что наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав. Договорное правопреемство наступает в соответствии с условиями авторских договоров. На их основе субъектами авторского права становятся издательства, театры, студии и другие организации, а также физические лица, к которым переходят имущественные права. Так, в соответствии со статьей 29 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9 июля 1993 года допускается наследование авторских прав: права автора на выпуск произведения в свет, его воспроизведение и распространение. Наследники автора вправе заключить договор на использование созданного автором произведения. К ним переходят права и обязанности, касающиеся использования и распространения произведения по договору, заключенному при жизни автора. Наследникам автора принадлежит право охраны неприкосновенности произведений после смерти автора. В том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану неприкосновенности своих произведений после смерти (статья 27 закона об авторском праве). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний сохранение произведения в том виде, в каком оно было создано автором, осуществляется его наследниками.

Охрана неприкосновенности произведений является также обязанностью специальных организаций по охране авторских прав. Следует отметить, что не переходят по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.


Смежные права. В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без функционирования так называемых смежных прав, т.е. сопредельных с авторскими правами прав исполнителей фонограмм, радиопередач и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания, которое.

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Другими словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право, в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Определенное сходство обнаруживают также и правовые источники смежных и авторских прав. К отношениям в сфере смежных прав применяются многие нормы ГК РФ, регламентирующие отношения и в области авторских прав, а также нормы Закона «Об авторских и смежных правах». Вместе с тем смежные права регулируются рядом специальных нормативно-правовых актов, касающихся охраны и использования фонограмм, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией от 29.10.71 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Смежные права производны, зависимы от авторских прав. Они примыкают к последним, сопряжены с ними. Нельзя сделать фонограмму исполнения песни, не использовав ее слова и музыку, сочиненные поэтом и композитором. Невозможно осуществить радиопередачу и телепередачу без вторжения в сферу труда артистов-исполнителей, драматурга, хореографа или иного носителя авторского или смежного права. Поэтому согласно закону производитель фонограммы и вещательные организации осуществляют свои права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителями и авторами записанных на фонограммах или передаваемых в эфир либо по кабелю произведений. Чтобы, например, передать в эфир или по кабелю постановку спектакля, вещательная организация должна получить разрешение не только от режиссера-постановщика, но и от занятых в спектакле исполнителей, а также от автора исполняемого литературного произведения.

^ Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Фонограмма - любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов деревьев, трав, ветра, морского прибоя и т.п. звуков.

Исполнение - представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией («живьем») или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения). Исполнением также признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Постановка - одна из форм исполнения. Смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

^ Передача организацией эфирного или кабельного вещания - набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник либо иным образом, в том числе при кабельном вещании - посредством кабеля, провода, оптического волокна и т.п. При этом объектом смежных прав является передача, созданная самой организацией или по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

^ Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

В качестве исполнителей выступают артисты: актеры, певцы, музыканты, танцоры, режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры и другие лица, исполняющие произведения литературы или искусства. Исполнителю, в том числе режиссеру-постановщику и дирижеру, в отношении его исполнения или постановки принадлежат исключительные личные неимущественные и имущественные права.

В число личных неимущественных входят права на имя и защиту исполнения или постановки от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Исключительные имущественные права выражаются в праве на использование исполнения или постановки, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования данных объектов смежных прав. Реализуя исключительное право на использование исполнения или постановки, обладатель смежных прав может осуществлять сам или разрешать третьим лицам осуществление передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения либо постановки (если они не были ранее переданы либо сообщены, либо если передачи не идут в записи).

Закон также допускает ограничение права исполнителя на воспроизведение записи исполнения или постановки в случаях, когда первоначальная запись была произведена с согласия исполнителя либо воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи.

^ Производителями фонограмм называются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. Под записью понимается фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, например, в форме кассеты или компакт-диска, позволяющих осуществить неоднократное восприятие, воспроизведение или передачу определенных звуков.

Для производителя фонограммы, хотя это производство и не является особой формой искусства, очень важен уровень качества фонограммы, который затрагивает интересы как производителя, так и исполнителя. Этим объясняется предоставление производителю исключительных прав на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования. Производитель фонограммы вправе осуществлять сам или разрешать воспроизведение другими лицами фонограммы, ее переделку, иную переработку, продавать, сдавать в прокат или импортировать экземпляры фонограммы. Важно отметить, что под воспроизведением понимается изготовление одного или более экземпляров фонограммы либо ее части на любом материальном носителе. Под экземплярами фонограммы понимается ее копия на подобном носителе, изготовленная как непосредственно, так и косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Произведенные и проданные с ведома производителя фонограммы распространяются далее без его согласия и без выплаты вознаграждения. При сдаче в прокат распространение экземпляров фонограммы в такой форме принадлежит ее производителю независимо от того, кто является собственником этих экземпляров.

^ Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, различные государственные и частные компании, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения 115 и др. Подготовленные организацией эфирного вещания передачи обычно вбирают в себя труд многих других лиц, прежде всего артистов-исполнителей, обладающих авторскими и смежными правами. Соблюдая их права, вещательные организации вправе осуществлять сами и запрещать, а также разрешать осуществление без их ведома и без выплаты вознаграждения исключительные права на свои передачи. Обладая исключительным правом, организация эфирного вещания может разрешить другим лицам одновременно с ней передавать в эфир ее передачу; записывать и воспроизводить запись передачи; сообщать ее для всеобщего сведения по кабелю, а также сообщать передачу в тех же целях в местах с платным входом. В последнем случае вещательная организация не имеет исключительных прав, если запись была сделана с ее согласия и воспроизведение передачи осуществляется в целях обучения, информационных и тому подобных указанных в законе целях.

Как и авторские права, смежные права возникают у их обладателей независимо от соблюдения каких-либо формальностей. Действуют смежные права в течение 50-ти летнего срока. Охраняемые законом смежные права признаются за их субъектами при наличии ряда дополнительных условий. В частности, права исполнителя признаются за ним в соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах», если исполнитель является гражданином РФ, исполнение или постановка впервые имели место на ее территории и записаны на охраняемую по данному закону фонограмму либо, не будучи записаны на фонограмму, включены в охраняемую законом передачу в эфир или по кабелю. На аналогичных условиях признаются за производителями фонограмм права на созданные ими фонограммы, а за вещательными организациями - права на их передачи. Производитель фонограммы должен быть гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ, а фонограмма должна быть впервые опубликована на той же территории. Точно так же вещательная организация должна иметь официальное местонахождение на территории РФ и осуществлять передачи с помощью расположенных на ней передатчиков.

Смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами. Международные договоры РФ применяются к исключительным авторским и смежным правам непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

В связи с тем, что Россия ратифицировала Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений и Всемирную конвенцию об авторском праве в их последних редакциях, предусматривающих взаимную охрану обладателей авторских и смежных прав в странах - участницах обеих Конвенций, а также учитывая, что в Законе «Об авторском праве и смежных правах» нашли отражение основные положения вышеуказанных конвенций, следует признать, что как российские правообладатели в других странах-участницах, так и зарубежные правообладатели в РФ в одинаковой мере пользуются национальными режимами охраны смежных прав.

К наследникам (в отношении юридических лиц – к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков. Права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.


Изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Эти объекты относятся к патентному праву, которое в объективном смысле представляет совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, защитой авторов и патентообладателей. В субъективном смысле патентное право значительно уже - представляет собой имущественное и личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом.

Потребность в патентном праве обусловлена невозможностью прямой охраны результатов технического или художественно-конструкторского творчества средствами авторского права. В отличие от объектов авторского права изобретения, полезные модели и промышленные образцы как решения определенных практических задач в принципе повторимы. Они могут быть созданы независимо друг от друга разными лицами. Поэтому их охрана, обеспечиваемая патентным правом предполагает формализацию в законе их признаков, соблюдение специального порядка определения приоритета, проверку новизны и установление особого режима их использования.

Вследствие функциональной связи норм патентного права с нормами других институтов и отраслей права его источниками служат преимущественно комплексные нормативные акты: ГК РФ, Патентный закон РФ от 23.09.92 г., другие акты, содержащие нормы патентного права, издаваемые Российским агентством по патентам и товарным знакам, патентные правила и разъяснения по применению патентного закона. Источниками патентного права служат также международные соглашения, например Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1882 г. 116 и Евразийская патентная конвенция от 01.06.95 г. 117

Объектами патентного права являются патентоспособные изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Под изобретением понимается решение, отвечающее всем легальным условиям патентоспособности и прошедшее установленную законом квалификацию. Под патентоспособностью следует понимать свойство новшества быть признанным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом в правовом смысле. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно обладает необходимым уровнем новизны, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

^ Полезной моделью признается конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель признается новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Новизна определяется на дату приоритета, то есть на дату поступления в Агентство по патентам и товарным знакам заявки на полезную модель. В уровень техники включаются ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении в РФ. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. В отличие от изобретения полезная модель не должна иметь изобретательский уровень.

Важным результатом интеллектуальной деятельности является промышленный образец, служащий средством повышения потребительских качеств изделий и их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Необходимо подчеркнуть, что содержание промышленного образца составляет не техническое, а именно художественно-конструкторское решение изделия. Данное решение формирует лишь внешний облик изделия: автомобиля, трактора, самолета, телевизора, игрушки, мебели и т.п.

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, неизвестна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Необходимым признаком промышленного образца закон считает его оригинальность, а признается он таковым, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.

Важным признаком промышленного образца является его применимость, т.е. возможность его многократного воспроизведения путем изготовления соответствующего изделия. Решение не признается промышленным образцом, если оно может быть осуществлено лишь в индивидуальном (ручном, кустарном) производстве.

Особую разновидность объектов патентно-правовой охраны составляют селекционные достижения 118, т.е. штаммы бактерий, сорта растений и породы животных.

Штамм- это группа микроорганизмов, обладающая одинаковыми генетическими и морфологическими признаками и представляющий потомство одной клетки.

^ Сорт - это группа растений, отличающихся от других групп растений одним или несколькими признаками.

Порода животных - это их группа, обладающая генетически обусловленными биологическими и морфологическими признаками и свойствами. Следует подчеркнуть, что объектом патентного права является не любой сорт или порода, а лишь охраняемое селекционное достижение, зарегистрированное в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений 119.

^ Субъектами патентного права являются авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, патентообладатели, а также другие лица (не авторы), приобретающие по закону или договору некоторые патентные права. Авторами, т.е. создателями изобретений и других объектов промышленной собственности, признаются граждане РФ и иностранцы. Возможность для граждан РФ иметь права автора объекта промышленной собственности является элементом содержания их правоспособности. Закон не ограничивает возникновение субъективного права авторства и других патентных прав достижением определенного возраста. От возраста зависит лишь возможность самостоятельного осуществления патентных прав.

К числу субъектов патентного права, не являющихся авторами объектов промышленной собственности, относятся физические и юридические лица, приобретающие патентные права на основе закона или договора. Это прежде всего правопреемники авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Следует отметить, что к данной группе субъектов принадлежит и государство.

В качестве правопреемников отечественных авторов внутри страны могут выступать, в частности, граждане, наследующие право на подачу заявки, получение патента, а также основанное на патенте исключительное право на объект промышленной собственности. Эта граждане являются субъектами наследственного права. В качестве субъектов патентного права они выступают лишь при наследовании исключительного права на объект промышленной собственности, основанного на действующем патенте.

Кроме того, в отношениях правопреемства могут участвовать и отечественные юридические лица, приобретающие и отчуждающие право на использование объектов промышленной собственности.

В роли правопреемников иностранных авторов могут выступать и физические, и юридические лица. В круг оснований правопреемства входят как наследование, так и уступка прав на подачу заявки на объект промышленной собственности, либо на получение патента, либо на использование объекта, охраняемого патентом.

В соответствии с Патентным законом право на получение патента на объект промышленной собственности, созданный работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученным от работодателя конкретным заданием, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. Автор служебного объекта промышленной собственности приобретает право на вознаграждение, выплачиваемое в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между ним и работодателем.

Основным личным правом автора объекта промышленной собственности является право авторства, т.е. основанная на законе и факте выдачи патента (свидетельства) возможность признаваться создателем данного объекта. Оно предполагает запрет всем другим лицам на территории данного государства именоваться авторами соответствующего объекта промышленной собственности. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.

Право авторства признается за физическими лицами, творческим трудом которых созданы объекты промышленной собственности. В случае создания объекта несколькими физическими лицами все они считаются его авторами и пользуются принадлежащими им правами по соглашению между собой. Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта, в частности, оказавшие автору лишь техническую, организационную или материальную помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использование.

Другим личным правом автора является право на получение патента на объект промышленной собственности, а также передачу этого права другим физическим или юридическим лицам.

Основным имущественным правом не являющегося патентообладателем автора служебного объекта является право на вознаграждение. Автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности в случаях получения работодателем патента, передачи им права на получение патента другому лицу, принятии им решения о сохранении объекта в тайне или неполучении патента по поданной заявке по не зависящим от работодателя причинам. Кроме того, в случае использования работодателем служебного объекта промышленной собственности, патент на который в порядке, установленном Патентным законом, получил автор объекта, последний по договору с работодателем вправе получить компенсацию. Принадлежащее патентообладателю исключительное право на использование объекта промышленной собственности выражается в том, что он вправе применять объект по своему усмотрению, если это не нарушает права других патентообладателей. Кроме того, патентообладатель вправе запретить использование данного объекта другим лицам, кроме случаев, когда использование согласно закону не является нарушением прав патентообладателя, в частности, когда имело место преждепользование.

К наследникам авторов изобретений, промышленных образцов и моделей в установленном законом порядке переходят права на оформление научных открытий, изобретений и рационализаторских предложений. В состав наследства входят и исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, изобретения, патенты и др. К наследникам также переходит исключительное право использования изобретения. При этом наследники могут получить как патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец так и право на их получение (пункт 7 статьи 10 Патентного Закона РФ от 23 сентября 1992 года №3517-1). Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, свидетельство на полезную модель – пяти лет и патент на промышленный образец действует в течение десяти лет.

12-filosofiya-prirodi-sistematicheskij-kurs-filosofii-57-osnovaniya-filosofstvovaniya-57-uchenie-o-bitii-58-problema.html
12-harakteristiki-rukovodstvo-po-ekspluatacii-eluk-674152-091-re.html
12-kak-pozhilie-zhenshini-prevrashayutsya-v-uhozhennih-pozhilih-zhenshin-rasskaz-o-tom-kak-opasno-pro-sebya-zabit-grustnaya.html
12-krisa-kotorij-zavel-chasi-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
12-mesyacev-kotorie-potryasli-mir-mobilnih-pk.html
12-modeli-obucheniya-v-distancionnom-obrazovanii-v-i-shevchenko-2011g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/roman-umberto-eko-imya-rozi-chast-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematiko-ekspozicionnij-plan-tep-metodicheskie-rekomendacii-po-sozdaniyu-i-organizacii-deyatelnosti-muzeev-obrazovatelnih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-loskutnoe-shite-vozmozhnosti-loskutnogo-shitya-tehnologiya-vipolneniya-anglijskoj-sborki.html
  • klass.bystrickaya.ru/46-pravila-proverki-pervichnih-dokumentov-i-ispravleniya-oshibok-v-nih-polozhenie-o-buhgalterii-dolzhnostnie-obyazannosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/richard-bah-dar-tomu-kto-rozhden-letat-stranica-12.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravil-po-tehnike-bezopasnosti-pri-proizvodstve-nablyudenij-i-rabot-na-seti-goskomgidrometa-stranica-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-primernogo-polozheniya-ob-oplate-truda-rabotnikov-municipalnih-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-yashkinskogo-municipalnogo-rajona-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xi-kontrol-za-soblyudeniem-nastoyashih-pravil-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-sosudov-rabotayushih.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-stranica-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-tematika-kursovih-rabot-i-metodicheskie-ukazaniya-po-ih-vipolneniyu-kurs-daet-predstavlenie-o-vazhnejshem-komponente.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-sights-of-london-sostavila.html
  • tasks.bystrickaya.ru/210-harakteristika-vnutrishkolnoj-sistemi-ocenki-kachestva-publichnij-doklad.html
  • books.bystrickaya.ru/boltanova-elena-sergeevna-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-numizmatika-lekciya-vvodnaya-dlya-chego-neobhodimo-znat-paleografiyu-numizmatiku-metrologiyu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dostizheniya-uchashihsya-8-9-klassov-liceya-110-imeni-lk-grishinoj--publichnij-otchet-itogi-odnogo-goda-pered-vami.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-17-bazovaya-silovaya-programma-bruks-kubik-trening-dinozavrov-zabitie-sekreti-sili-i-razvitiya-tela.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-stranica-14.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-prirodnih-chrezvichajnih-situacij-za-2009-2010-gg.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-tema-uroka-elektricheskij-tok-v-vakuume-termoelektronnaya-emissiya-elektronno-luchevaya-trubka.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-mchs-rf-vstretitsya-v-belgrade-s-prezidentom-serbii-i-primet-uchastie-v-zasedanii-mezhpravitelstvennogo-komiteta-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-18102011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-russkaya-hudozhestvennaya-kultura-prikaz-minobrazovaniya-rf-ot-5-marta-2004g-n1089.html
  • tests.bystrickaya.ru/love-of-life-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/molchanie-zoloto-deputati-hotyat-kontrolirovat-tarifi-sotovih-operatorov-novosti-10.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-integraciya-informacionnih-sistem-dlya-napravleniya-080700-biznes-informatika-podgotovki-magistra-avtori-grekul-v-i-kondratev-a-v.html
  • turn.bystrickaya.ru/ou-zhilinda-4-bolasha-odbmmi-kmm-zhmisina-taldau.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shag-navstrechu-yurij-grigorevich-yakovenko-raskopki-v-budushem-kto-idet-na-smenu-cheloveku-razumnomu-nauchno-fantasticheskaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskij-centr-obucheniya-izbiratelnim-tehnologiyam-pri-centralnoj-izbiratelnoj-komissii-rossijskoj-federacii-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-semi-na-stanovlenie-lichnosti-chast-7.html
  • writing.bystrickaya.ru/dannie-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-zakreplennih-za-detskimi-ozdorovitelnimi-lageryami-i-sanatoriyami.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-beseda-na-temu-pomozhem-prirode-otchet-o-provedenii-ekologicheskogo-uroka-dlya-shkolnikov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-9-analiz-vremennih-ryadov-spektralnij-analiz.html
  • reading.bystrickaya.ru/mandelshtam-n-ya-vospominaniya-m-soglasie-1999-ss-i-xx-7-231-stranica-23.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-2007-2008.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kruglij-stol-1problemi-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya-i-varianti-ih-resheniya-v-ramkah-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhizn-v-1318-kniga-kotoruyu-vi-chitatel-derzhite-v-rukah-posvyashena-opisaniyu-nablyudenij-za-povedeniem-delfinov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.