.RU

§ 4.1.6. Положение в сфере обеспечения прав детей из малоимущих и крайне бедных семей


^ § 4.1.6. Положение в сфере обеспечения прав детей из малоимущих и крайне бедных семей


В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума. Согласно законодательству к бедным (малоимущим) гражданам, имеющим право на получение социальной поддержки, относятся семьи (граждане), имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Численность населения, имеющего доходы ниже величины среднедушевого прожиточного минимума, рассчитанного на основе действовавшей в 2000-2004 гг. потребительской корзины, составляла в 2000 году около 42 млн. человек или 29% населения страны. Ежегодно количество бедных снижалось, в 2004 году число малоимущих граждан составляло 25,5 млн. человек или 17,8%. По официальным данным за чертой бедности в РФ находится почти 700 тысяч семей. В 2005 году почти каждая вторая семья, имеющая двух и более детей, имела среднедушевые доходы на уровне или ниже прожиточного минимума. Сейчас в России многодетных семей, имеющих двух и более детей, - 1,4 млн. (табл. 19)

В 2005 г. малоимущие дети до 16 лет составляли 21% от общего числа бедных, крайне бедные дети – 26,7%. Имеет одного ребенка - 31,2% малоимущих семей, 35,8% крайне бедных семей. Среднедушевой доход малоимущей семьи с тремя детьми - 1483 руб., крайне бедной семьи - 906,2 рубля (табл. 20, 21).

Специфика российской бедности состоит в том, что помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и другие социально уязвимые группы населения) распространена экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния. Занятые в экономике граждане составляют 58% от общей численности бедного населения. Высокое представительство трудоспособных граждан в числе бедных определяется, прежде всего, низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные имеют регулярную оплачиваемую работу в сельском хозяйстве, торговле и бюджетном секторе.


Таблица 19

Распределение общей численности малоимущего населения по основным группам (по материалам выборочных обследований, в %)

 

Малоимущее

Крайне бедное

Справочно:

население

население

все обследованное население, 2005 год

2002

2003

2004

2005

2002

2003

2004

2005

 

^ По половозрастным группам

 




 

 

 

 

 

 




Дети в возрасте до 16 лет

23,0

22,7

21,9

21,8

28,2

28,2

27,1

26,7

16,8

Население трудоспособного возраста

64,9

65,3

66,2

65,5

63,9

64,0

65,2

64,9

66,6

в том числе:

 




 

 

 

 

 

 




молодежь в возрасте




























16 - 30 лет

24,9

25,3

26,1

25,6

26,2

26,5

27,5

27,3

23,5

мужчины в возрасте




























31 - 59 лет

18,4

18,5

18,7

18,7

17,5

17,4

17,5

17,6

20,2

женщины в возрасте




























31 - 54 года

21,6

21,5

21,4

21,2

20,2

20,0

20,3

20,0

22,9

Население старше трудоспособного возраста

12,1

12,1

12,0

12,7

8,0

7,9

7,7

8,4

16,6

в том числе:

 




 

 

 

 

 

 




мужчины в возрасте 60 лет и более

3,5

3,4

3,3

3,5

2,2

2,3

2,1

2,3

4,2

женщины в возрасте 55 лет и более

8,6

8,6

8,7

9,1

5,8

5,6

5,6

6,1

12,4

^ По отношению к экономической активности (для лиц в возрасте 15 лет и более)

 




 

 

 

 

 

 




Экономически активное население

61,2

60,5

60,2

60,2

59,8

58,6

57,2

57,9

65,9

занятые в экономике

58,7

58,2

58,1

58,4

55,6

54,5

53,4

54,8

64,9

из них работающие пенсионеры

2,9

3,0

3,3

3,5

1,9

2,1

2,1

2,5

7,8

безработные

2,4

2,3

2,1

1,9

4,2

4,1

3,9

3,2

1,0

Экономически неактивное население

38,8

39,5

39,8

39,8

40,2

41,4

42,8

42,1

34,1

из него неработающие пенсионеры

16,1

16,2

15,7

15,0

12,8

12,9

12,6

11,2

15,4

^ Табл. 20. Распределение общего числа малоимущих домашних хозяйств по основным категориям (по материалам выборочных обследований, в %)

 

Малоимущие

Крайне бедные

Справочно:

домашние хозяйства

домашние хозяйства

все обследованные домашние хозяйства, 2005 г.

2002

2003

2004

2005

2002

2003

2004

2005

 

^ По наличию детей

 




 

 

 

 

 

 




Домашние хозяйства без детей

46,7

47,4

49,3

50,0

33,9

33,6

36,6

38,0

65,7

Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет

53,3

52,6

50,7

50,0

66,1

66,4

63,4

62,0

34,3

1 ребенка

34,2

33,5

32,4

31,2

36,3

35,8

34,4

32,9

24,1

2 детей

15,7

15,8

15,0

15,2

22,9

23,6

22,0

20,9

8,7

3 и более детей

3,3

3,2

3,2

3,6

6,9

7,0

7,0

8,2

1,5

Таблица 21

Среднедушевые располагаемые ресурсы и их дефицит по основных категориям малоимущих домашних хозяйств в 2005 г. (по материалам выборочных обследований, руб. в мес.)

 

Среднедушевые располагаемые ресурсы

Дефицит располагаемых ресурсов

Распределение общего объема дефицита располагаемых ресурсов, процентов

по малоимущим

домашним хозяйствам

по крайне бедным домашним хозяйствам

домашнее хозяйство

члена

домохозяйства

^ Все домашние хозяйства

1936,2

1058,1

3258,0

942,4

100

По наличию детей




 

 

 




Домашние хозяйства без детей

2051,7

1117,7

2374,4

859,1

36,5

Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет

1879,8

1047,4

4142,3

1009,0

63,5

1 ребенка

1978,3

1079,4

3589,8

947,6

34,4

2 детей

1822,7

1072,3

4596,4

1038,1

21,4

3 и более детей

1483,1

906,2

7033,8

1278,0

7,7


Сокращение бедности является одним из главных приоритетов современной государственной политики в Российской Федерации. Определены четкие ориентиры в решении этой задачи – снизить число бедных в стране к 2009 году до 11-12% от общей численности населения. В последние годы государственная политика по социальной поддержке малоимущих и бедных сосредоточена в рамках программы "Дети России" - совершенствование системы пособий и гарантий". В ходе ее реализации поддержка семей с детьми за последние два года возросла в шесть раз - с 8,6 млрд. рублей до 53 млрд. В целях усиления материальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей повышены размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1 января 2005 г. был введен новый порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи. Натуральные льготы гражданам были заменены на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) и предоставление набора социальных услуг. На 1 января 2005 года около 14,5 миллиона человек имели право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета, и около 35 млн. граждан – за счет средств бюджетов субъектов РФ. В 2005 году на эти цели в федеральном бюджете было израсходовано 208,6 млрд. рублей, в региональных бюджетах – 92,6 млрд. рублей. С 1 января 2005 года увеличен размер единовременного пособия при рождении ребенка с 4,5 до 6 тыс. рублей, а с 1 января 2006 года - до 8 тыс. рублей. Также с 1 января 2006 года повышен размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 500 до 700 рублей.


^ Таблица 22

Расходы на выплату пособий и социальную помощь

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 

^ Миллионов рублей

Расходы на выплату пособий и социальную помощь – всего

77744

98309

128429

140869

140985

314912

в том числе:

 

 

 

 




 

семейные и материнские пособия

26276

34273

43447

45693

44996

47015

в том числе:

 

 

 

 




 

по беременности и родам

3675

5550

8604

10724

12079

14403

при рождении ребенка

1533

1821

5732

6513

6490

8192

по уходу за ребенком до 1.5 лет

1757

1966

5176

5656

5641

5632

по уходу за детьми-инвалидами

141

198

267

307

345

653

ежемесячное пособие на ребенка

19170

24738

23668

22493

20441

18135

Задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка (на конец года)

20614

14980

9462

5152

2400

1304






















 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 

^ В процентах

Расходы на выплату пособий и социальную

100

100

100

100

100

100

помощь – всего

семейные и материнские пособия

33,8

34,9

33,8

32,4

31,9

14,9

в том числе:

 

 

 

 

 




по беременности и родам

4,7

5,6

6,7

7,6

8,6

4,6

при рождении ребенка

2

1,9

4,5

4,6

4,6

2,6

по уходу за ребенком до 1.5 лет

2,3

2

4

4

4

1,8

по уходу за детьми-инвалидами

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0

ежемесячное пособие на ребенка

24,6

25,2

18,4

16

14,5

5,8

Доля семейных и материнских пособий. процентов к ВВП:

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

0,2

к объему денежных доходов населения

0,7

0,6

0,6

0,5

0,4

0,3

Расходы на выплату семейных и материнских пособий. в процентах к предыдущему году

104,8

107,4

109,5

92,5

88,8

92,7

Задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка. в процентах от общей суммы выплаченных пособий на ребенка

107,5

60,6

40

22,9

11,7

7,2

^ По данным баланса денежных доходов и расходов населения


Таблица 23

Удельный вес домашних хозяйств, получающих ежемесячное пособие на детей (в % от общего числа хозяйств соответствующей категории)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Численность получателей пособия, тыс. человек

13816

13757

13362

12927

12316

9565

из них получатели пособия на детей:

 

 

 

 

 




одиноких матерей

1428

1496

1539

1564

1590

1383

военнослужащих по призыву

3,7

4,2

3,6

3,0

2,6

2,3

родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов

26,5

23,2

20,4

16,9

13,8

12,8

Численность детей до 16 лет, на которых назначено пособие, тыс. человек

19168

18817

18308

17553

16660

13345

из них дети:

 

 

 

 

 




одиноких матерей

1615

1698

1715

1757

1781

1581

военнослужащих по призыву

3,8

4,4

3,7

3,0

2,6

2,3

родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов

34,1

30,0

25,1

20,7

16,8

19,4

Удельный вес детей, на которых назначено пособие, в общей численности детей (от 0 до 16 лет), процентов

57,2

58,3

58,7

58,2

57,3

47,8


^ Таблица 24

Получатели ежемесячного пособия на детей

 

2000

2002

2003

2004

Домашние хозяйства, имеющие детей

 

63,9

64,4

66,3

в возрасте до 16 лет – всего

80,4

в том числе имеющие:

 

 

 




1 ребенка

78,2

60,4

60,6

62,9

2 детей

83,9

69,8

71,2

72,7

3 детей

90,7

87,7

88,9

88,4

4 и более детей

96,5

87,0

93,8

95,3

Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет, проживающие в городской местности

 

57,4

57,4

59,8

77,9

в том числе имеющие:

 

 

 




1 ребенка

76,4

54,9

54,4

57,5

2 детей

80,9

62,8

64,0

64,6

3 детей

85,7

82,1

85,5

84,2

4 и более детей

95,9

80,2

90,7

94,9

Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет, проживающие в сельской местности

 

81,6

83,4

83,9

87,5

в том числе имеющие:

 

 

 




1 ребенка

84,4

79,0

81,5

81,0

2 детей

90,3

83,5

84,8

87,6

3 детей

95,8

92,5

92,4

92,6

4 и более детей

97,0

94,0

97,7

95,8


Тем не менее, существующая сегодня система государственных гарантий и пособий не в состоянии обеспечить достойную поддержку детям из малоимущих и бедных семей. Размер пособий составляет 3-5% от прожиточного минимума. В половине регионов родители до сих пор получают в месяц детское пособие в размере не более 100 рублей. Еще в 30 регионах эта цифра не превышает 500 рублей (табл. 23). И только в одном субъекте родители получают 2,4 тысячи рублей. Пособия по уходу за детьми инвалидами являются минимальными. С 2002 г. отмечается рост пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет (рис. 24).


^ Таблица 25

Размер ежемесячного пособия на ребенка, установленный в субъектах РФ на 2005 г. (руб. в мес.)

 

Размер пособия

базовый

на детей одиноких матерей

на детей

на детей, родители которых

военнослужащих

уклоняются от

по призыву

уплаты алиментов

^ Центральный федеральный округ

 

 

 

 

Белгородская область

70

140

105

105

Брянская область

70

140

105

105

Владимирская область

100

200

150

150

Воронежская область

70

140

105

105

Ивановская область

100

200

150

150

Калужская область

100

200

150

150

Костромская область

70

140

105

105

Курская область

70

140

105

105

Липецкая область

100

200

150

150

Московская область

70

140

105

105

Орловская область

70

140

105

105

Рязанская область2)

100-1000

190-1000

140-1000

140-1000

Смоленская область

70

140

105

105

Тамбовская область

70

190

190

190

Тверская область

95

190

190

190

Тульская область

80

160

120

120

Ярославская область

100

170

150

150

г.Москва

70

140

105

105

^ Северо-Западный федеральный округ

 

 

 

 

Республика Карелия

100

200

100

100

Республика Коми3)

150-300

220-370

185-335

185-335

Архангельская область

85

170

127,5

127,5

в том числе Ненецкий

210

420

315




автономный округ

315

Вологодская область

85

170

127,5

127,5

Калининградская область

100

200

200

-

Ленинградская область3)

70-117

140-234

105-175

105-175

Мурманская область

100

200

150

150

Новгородская область

100

200

200

200

Псковская область

70

140

105

105

г.Санкт-Петербург3)

99,6-497,9

-

-

-

^ Южный федеральный округ

 

 

 

 

Республика Адыгея

70

140

105

105

Республика Дагестан

70

140

105

105

Республика Ингушетия

70

140

105

105

Кабардино-Балкарская

70

140

105

105

Республика

Республика Калмыкия

70

140

105

105

Карачаево-Черкесская

70

150

150

150

Республика

Республика Северная

70

140

105

105

Осетия-Алания

Чеченская Республика

70

140

105

105

Краснодарский край

70

140

105

105

Ставропольский край

70

140

105

105

Астраханская область

105

140

-

-

Волгоградская область

140

280

210

210

Ростовская область

70

140

105

105

^ Приволжский федеральный округ

 

 

 

 

Республика Башкортостан

70

140

105

105

Республика Марий Эл

70

140

105

105

Республика Мордовия

70

140

105

105

Республика Татарстан

70

140

105

105

Удмуртская Республика

80,5

161,0

120,8

120,8

Чувашская Республика2)

100-140

200-280

150-210

150-210

Пермский край

70

140

105

105

Кировская область

70

140

105

105

Нижегородская область

100

200

150

150

Оренбургская область

83

166

124,5

124,5

Пензенская область

70

140

105

105

Самарская область

70

140

105

105

Саратовская область

100

200

150

150

Ульяновская область

70

140

105

105

^ Уральский федеральный округ

 

 

 

 

Курганская область

70

140

105

105

Свердловская область

70

140

105

105

Тюменская область

100

200

150

150

в том числе:

 

 

 




Ханты-Мансийский

200

-

-

-

автономный округ

Ямало-Ненецкий

70

140

105

105

автономный округ

Челябинская область

100

200

150

150



^ Рис.24. Структура социальных пособий, в том числе малоимущим семьям


Несмотря на то, что общий объем выплаты семейных и материнских пособий увеличивается, в последние годы наблюдается значительная тенденция к снижению доли расходов на выплату материнских пособий в ВВП – так в 2005 г. они упали почти вдвое по сравнению с 2002 г. (рис. 25).




Рис.25. Доля семейных и материнских пособий в отношении к ВВП


^ § 4.1.7. Положение в сфере обеспечения прав детей – жертв насилия

Ежегодно в России погибает около 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, 50% из них — от неестественных причин. Из них около 2,5 тысяч гибнут от жестокости своих собственных родителей (табл.26). Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми. Так, от несчастных случаев погибают около тысячи детей первого года жизни, или каждый восьмой умерший от неестественных причин ребенок в возрасте до 14 лет. В 2005 году на территории РФ было зарегистрировано свыше 175 тыс. преступлений против несовершеннолетних, из них 73530 перступлений связанных с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних. Три тысячи детей погибли, еще столько же получили тяжелый вряд здоровью. Больше всего преступлений против детей было совершено в С-Петербург и Москва (4291 и 3436 преступлений связанных с насильственными действиями соответственно – рис. 26).




^ Рис.26. Число преступлений против детей по федеральным округам РФ в 2005 г.

Таблица 26

Число преступлений против детей по степени тяжести

 

2003

2004

2005

Всего

из них

Всего

из них

Всего

из них

женщины

дети

женщины

дети

женщины

дети

Численность потерпевших - всего

2077,1

689,4

91,1

2222,2

768,3

113,5

2809,2

1038,7

175,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 




погибших

76,9

16,8

3,4

72,3

15,8

3,1

68,6

15,6

3,0

получивших тяжкий вред здоровью

63,9

10,3

3,6

59,5

9,1

3,3

61,1

10,2

3,2


По данным МВД, в 2005 г. 6 тысяч несовершеннолетних явились потерпевшими от преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера. 6 подростков стали жертвами убийств, сопряженных с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера 2091 ребенок, подвергся изнасилованию, насильственным действиям сексуального характера — 2103 ребенок, развратным действиям — 1086. По данным Генпрокуратуры России, количество преступлений сексуального характера, совершенных в отношении подростков, возросло более чем в 3,5 раза. По результатам проверки выявлено 2,5 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом порнографических материалов. Более чем в 1,5 раза увеличилось число развратных действий, совершаемых в отношении детей.

Фоном для проявления насилия в семье, по информации органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, является распространение бытового пьянства, алкоголизма, безработицы, имущественные споры и, как следствие, рост конфликтных ситуаций в семье. Практически каждое третье преступление совершается на почве злоупотребления спиртными напитками. Более половины лиц, совершающих преступления, не имеют постоянного источника дохода. Обобщение практики привлечения к уголовной ответственности родителей и иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, совершивших преступления в отношении детей, проведенное Генеральной прокуратурой Российской Федерации в федеральных округах, показало, что в указанных регионах в результате преступных посягательств в 2003 году пострадало 3328 детей, в 2004 году — 3343, в первом полугодии 2005 года — 2536 детей, в том числе погибло: в 2003 году — 117 детей, в 2004 — 114, в первом полугодии 2005 года — 64 ребенка; нанесен тяжкий вред здоровью: в 2003 году — 93 детям, в 2004 году — 81, в первом полугодии 2005 году — 81. Однако приведенные цифры не отражают в полной мере общего состояния преступности в сфере жестокого обращения с детьми, поскольку в графу статистической отчетности вносятся лишь "чистые" составы преступления. В случае же привлечения лица к ответственности по совокупности преступлений учет ведется по наиболее тяжкому составу преступления (табл. 27).


^ Таблица 27

Число преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении детей по субъектам РФ в 2005 г.













 

^ Число преступлений, по которым установлены потерпевшие - всего

 




Несовершен-нолетние

Процент преступлений против несовершен-нолетних от общего числа преступлений

^ Российская Федерация

658756

73530

11.2

Центральный федеральный округ

141470

13125

9.3

Белгородская область

4728

652

13.8

Брянская область

5995

540

9.0

Владимирская область

6391

536

8.4

Воронежская область

5246

406

7.7

Ивановская область

5239

648

12.4

Калужская область

4482

646

14.4

Костромская область

3407

370

10.9

Курская область

3973

496

12.5

Липецкая область

3539

371

10.5

Московская область

19771

1988

10.1

Орловская область

2905

297

10.2

Рязанская область

2966

308

10.4

Смоленская область

5611

325

5.8

Тамбовская область

3986

243

6.1

Тверская область

7687

614

8.0

Тульская область

4145

441

10.6

Ярославская область

9747

808

8.3

г. Москва

41652

3436

8.2

Северо-Западный федеральный округ

68242

10638

15.6

Республика Карелия

3557

460

12.9

Республика Коми

5869

1126

19.2

Архангельская область

5254

653

12.4

в том числе Ненецкий автономный округ

150

21

14.0

Вологодская область

9364

1245

13.3

Калининградская область

3305

460

13.9

Ленинградская область

6920

1199

17.3

Мурманская область

2763

337

12.2

Новгородская область

2778

444

16.0

Псковская область

3392

423

12.5

г. Санкт-Петербург

25040

4291

17.1

Южный федеральный округ

50148

4733

9.4

Республика Адыгея

884

87

9.8

Республика Дагестан

2191

180

8.2

Республика Ингушетия

169

1

0.6

Кабардино-Балкарская Республика

1259

63

5.0

Республика Калмыкия

1015

282

27.8

Карачаево-Черкесская Республика

787

32

4.1

Республика Северная Осетия – Алания

343

18

5.2

Чеченская Республика

1331

38

2.9

Краснодарский край

7445

414

5.6

Ставропольский край

7117

891

12.5

Астраханская область

5400

483

8.9

Волгоградская область

9967

1201

12.0

Ростовская область

12240

1043

8.5

Приволжский федеральный округ

156917

17978

11.5

Республика Башкортостан

5862

494

8.4

Республика Марий Эл

5889

628

10.7

Республика Мордовия

4118

409

9.9

Республика Татарстан

18002

2303

12.8

Удмуртская Республика

12107

1526

12.6

Чувашская Республика

10075

1326

13.2

Пермский край

22143

2655

12.0

Кировская область

8746

1379

15.8

Нижегородская область

19882

1649

8.3

Оренбургская область

10262

976

9.5

Пензенская область

4193

378

9.0

Самарская область

16504

2012

12.2

Саратовская область

10634

1262

11.9

Ульяновская область

8500

981

11.5

Уральский федеральный округ

80710

9557

11.8

Курганская область

7643

934

12.2

Свердловская область

26593

2534

9.5

Тюменская область

22557

2982

13.2

в том числе:

 







Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

9332

1384

14.8

Ямало-Ненецкий автономный округ

2691

303

11.3

Челябинская область

23917

3107

13.0

Сибирский федеральный округ

118545

12933

10.9

Республика Алтай

1348

203

15.1

Республика Бурятия

7028

742

10.6

Республика Тыва

3816

362

9.5

Республика Хакасия

3170

277

8.7

Алтайский край

13894

1539

11.1

Красноярский край

14272

107

0.7

в том числе:

 







Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

207

22

10.6

Эвенкийский автономный округ

171

27

15.8

Иркутская область

20398

2494

12.2

в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

637

100

15.7

Кемеровская область

15460

1688

10.9

Новосибирская область

14529

1267

8.7

Омская область

11160

1113

10.0

Томская область

6484

994

15.3

Читинская область

6986

847

12.1

в том числе Агинский Бурятский автономный округ

410

25

6.1

Дальневосточный федеральный округ

35843

3689

10.3

Республика Саха (Якутия)

4761

552

11.6

Приморский край

10996

1094

9.9

Хабаровский край

10201

1004

9.8

Амурская область

4299

457

10.6

Камчатская область

1483

132

8.9

в том числе Корякский автономный округ

79

9

11.4

Магаданская область

694

89

12.8

Сахалинская область

2191

201

9.2

Еврейская автономная область

1004

131

13.0

Чукотский автономный округ

214

29

13.6


Скрытый характер насилия в семье и жестокого обращения с детьми не позволяет говорить о реальном масштабе этого явления. Определение последствий жестокого обращения с детьми также затруднено в силу того, что дети зачастую не отдают себе отчета в том, что они являются жертвами насилия, или бывают слишком запуганы, чтобы рассказывать об этом. Несмотря на то, что эти проблемы продолжают существовать, об их серьезности можно получить представление лишь из некоторых репортажей в средствах массовой информации. Дети страдают от насилия в семье и как жертвы, и как свидетели. Согласно мировой статистике, в 30–50% случаев насилия между супругами жестокому обращению подвергаются и дети.


^ § 4.2. Построение типологических моделей (инструментария) работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по возвращении их в сферу образования

Базовыми критериями воспитания и обучения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (сирот, инвалидов, бездомных1, малолетних преступников, детей с психоневралогическими отклонениями и т.д.), являются последовательное и адекватное использование методов психологической реабилитации, непрерывность и этапность применения различных форм медико-психологической диагностики, а также индивидуальные формы работы с ребенком (подростком).


10-sochinenij-na-anglijskom-yazike.html
10-srok-istekaet-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
10-voprosi-dlya-povtoreniya-po-kursu-filosofiya-programma-i-plani-po-filosofii-dlya-studentov-ochnogo-obucheniya.html
100-let-zdravoohraneniyu-chapaevska.html
100-velikih-akterov-stranica-23.html
100-velikih-akterov-stranica-61.html
  • crib.bystrickaya.ru/kazahskij-nauchno-issledovatelskij-institut-ekologii-i-klimata.html
  • college.bystrickaya.ru/1224-prikaz-mvd-ot-19-aprelya-1994-goda-125-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-finansovo-ekonomicheskih.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnie-medicinskie-virazheniya-latinskij-yazik-utverzhdeno-ministerstvom-obrazovaniya-respubliki-belarus.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevodchik-leonid-istomin-lekciya-pervaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/postuplenie-nalogov-i-sborov-v-byudzhetnuyu-sistemu-po-vidam-na-1-dekabrya-2010-goda-po-operativnim-dannim-upravleniya-federalnoj-nalogovoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-po-tomskoj-oblasti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testi-po-kursu-proektirovanie-informacionno-analiticheskih-sistem.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-sozdaniya-dvoryanskogo-gnezda-dvoryanskoe-gnezdo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/departament-ekonomiki-i-promishlennoj-politiki-tverskoj-oblasti-socialno-ekonomicheskoe-polozhenie-tverskoj-oblasti-za-9-mesyacev-2006-goda-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novoanninskij-municipalnij-rajon-komitet-po-obrazovaniyu-i-nauke-prikaz.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-k-protokolu-prezidiuma-170210-soyuz-transportnikov-rossii-materiali-otchyotno-vibornogo-sobraniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/enciklopediya-specij-izrailskoj-kuhni-stranica-13.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svidetelstva-21-voprosi-shekochushie-24-grammatika-zhizni-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/n-i-kurdyumov-masterstvo-plodorodiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnie-agentstva-monitoring-smi-08-16.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnoe-povedenie-chast-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antimonopolnoe-pravo-germanii.html
  • control.bystrickaya.ru/ch-dikkens-rozhdestvenskaya-pesn-v-proze-svyatochnij-rasskaz-s-privideniyami-perevod-t-ozerskoj-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-plan-raboti-instituta-konfuciya-na-2010-god-fevral.html
  • school.bystrickaya.ru/maks-fraj-stranica-18.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-municipalnogo-upravleniya-dokla-d-glavi-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-i-psihoterapiya-poter-posobie-po-palliativnoj-medicine-dlya-vrachej-psihologov-i-vseh-interesuyushihsya-problemoj-spb-izdatelstvo-rech-2002.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-gmo-vs-ermakova-razbor-polyotov-aleksandr-pershin-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-posvyashennoj-50-letiyu-instituta-ekonomiki.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku-stranica-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-namerena-uvelichit-period-mezhdu-parlamentskoj-i-prezidentskoj-kampaniyami-grizlov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-11-aprelya-2007-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-organizacii-i-prohozhdeniya-praktiki-studentov-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-080504-65.html
  • books.bystrickaya.ru/chelovecheskij-faktor-v-antikrizisnom-upravlenii.html
  • crib.bystrickaya.ru/grammaticheskaya-storona-rechi-prikaz-minobrazovaniya-rf-ot-5-marta-2004g-n1089-ob-utverzhdenii-federalnogo-komponenta.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/terrakotovaya-plastika-srednej-azii-iv-v-do-n-e-iv-v-n-e-arheologicheskij-aspekt.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-sistema-ucheta-kachestva-zemel-v-sostave-zemelnogo-kadastra-rossijskoj-federacii-variant-sistemnogo-podhoda-opit-realizacii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-skanirovanie-yanko-slavabiblioteka-fortda.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-estestvennonauchnih-tehnicheskih-i-gumanitarnih-specialnostej.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vshkole-upravleniya-skolkovo-sostoyalas-press-konferenciya-d-medvedeva-pryamuyu-translyaciyu-iz-moskovskoj-shkoli-upravleniya-skolkovo-veli-pervij-kanal-telekanali-rossiya-1.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bas-redaktor-arzhaubaev-e.html
  • bool(false)
    © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.