.RU

§ 4. Модальность суждений - Логика популярное пособие с задачами и упражнениями Для менеджеров, экономистов, юридических...


§ 4. Модальность суждений

До сих пор объектом нашего анализа были суждения, в которых утверждалось или отрицалось наличие определен­ных свойств предметов и явлений или констатировалось отношение между предметами и явлениями. Их формулы: «S есть Р или S не есть Р» и «a R с». В логике их называют ас­серторическими суждениями или суждениями действи­тельности. Они употребляются в том случае, когда еще не­известно, является или не является указываемый в сужде­нии признак необходимым признаком, а отмечается только то, что он принадлежит или не принадлежит предмету суж­дения. Например: «Хороший руководитель — хороший ме­неджер», «Товар добротный и дешевый», «Мы желаем отк­рыть свое дело» и т. п. Отношения между субъектом и пре­дикатом в этих суждениях информационно «нейтральны».

Дополнительную информационную и логическую насы­щенность придает суждениям модальность, под которой понимается характеристика суждения в зависимости от степени устанавливаемой им достоверности, необходимос­ти, существенности признаков, о которых идет речь. Она выражается при помощи слов «необходимо», «возможно», «предполагается, что...», «обязательно» и др. И тогда из вы­шеприведенных ассерторических суждений можно, к при­меру, образовать следующие модальные: «Несомненно, что хороший руководитель — хороший менеджер», «Возможно, что товар добротный и дешевый», «Предполагается, что мы желаем открыть свое дело». Таким образом в суждении по­является оценочный момент, информация получает допол­нительную окраску. Структура простых модальных сужде-

44

ний такова: М /S есть Р/ или М /S не естьР/, где М обозна­чает модальный оператор /термины: «необходимо», «обяза­тельно», «несомненно» и пр./. Модальными могут быть и сложные суждения. Например: «Доказано, что если увели­чить продолжительность рабочего дня, прибыль предпри­нимателя возрастет», «Несомненно, что обострение конку­рентной борьбы может привести к временному или посто­янному снижению цен на товары».

К основным видам модальности относятся: алетическая, эиистемическая и деонтическая модальности. Различие между ними обусловлено различием между модальными операторами, точнее говоря, типом модальности, который выражается с помощью терминов. Алетическая модаль­ность — характеристика суждения, включающего такие мо­дальные операторы, как «необходимо», «возможно», «слу­чайно». Название этого тина модальности происходит от греческого слова «необходимость». Примеры: «Возможно, наше предприятие добьется успеха на рынке», «Необходи­мо, что при температуре 100° С вода закипает». Эиистеми­ческая /от греч.— «несомненно», «достоверно»/ модаль­ность — характеристика суждения, включающего такие мо­дальные операторы, как «доказуемо», «опровержимо», «проблематично». Примеры: «Доказуемо, что капитал — не вещь, а отношение между людьми», «Опровержимо, что общественная собственность превосходит частную с точки зрения эффективности ведения хозяйства». Деонтическая / от греч.— «обязанность»/ модальность — характеристика суждения, включающего такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «безразлично», «запрещено». Например: «Запрещено заниматься изготовлением оружия малым предприятиям», «Учредитель биржи обязан знать законодательство, регулирующее отношения между акцио­нерами».

Следует помнить о том, что одно и то же суждение мо­жет иметь разный тип модальности — в зависимости от ха­рактеристики информации, которая в нем содержится. Мо­дальная характеристика суждения может выражаться неяв­но, без помощи модальных операторов. Они подразумева­ются в соответствующем контексте. Например, научные те-" ории излагаются чаще всего как суждения необходимости / элегические/, хотя модальный оператор непосредственно не фигурирует. Излагая содержание каких-либо гипотез, вовсе не обязательно снабжать каждое положение операто-

45

ром «возможно», «проблематично» и т. д. Характер модаль­ности следует определять из полного контекста.

^ У ПРАЖИ ЕН ИЯ :

№ 1. Определите элегическую модальность суждений, т е.установите, является ли суждение необходимым или случайным, возможным или не-возможным.

  1. Может быть, через год—два наступит стабилизация денежного об­
    ращения.

  2. Ошибочно приписывать компьютерным системам способность
    сознания.

  3. В конце декабря 1991 года президент Горбачев М. С. ушел в отс­
    тавку.

  4. Расстройства сна могут возникать от нервных стрессов.

  5. Монополизм — одно из порождений тоталитарного общества.

  6. Обвиняемый может быть осужден.

  7. Материя без движения так же немыслима, как движение без мате­
    рии.

№ 2. Определите эпистемическую модальность суждений.

  1. Неверно, что для оживления предпринимательской деятельности
    достаточно одних лишь хороших законов.

  2. К концу года, вероятно, будет приостановлен спад производства.

  3. Законы экономического развития являются объективными закона­
    ми.

  4. Правосудие, согласно конституции, осуществляется на началах ра­
    венства граждан перед законом.

  5. Состояние рынка, по-видимому, будет неустойчивое.

  6. Алиби Сергея Орлова абсолютно доказано.

  7. Можно предполагать, что Иван не был соучастником преступле­
    ния.

1. «Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать» /Л.
Н.Толстой/.

2. Граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий,
вправе вступить в кооператив.

  1. Невозможно сконструировать вечный двигатель.

  2. Продукция вашего предприятия должна быть поставлена в ассор­
    тименте, предусмотренном нашим договором.

  3. И детям, и взрослым необходимо соблюдать правила поведения в
    общественных местах.

  4. Вероятно, золото было одним из первых эквивалентов денег.

  5. Завещатель может в завещании лишить права наследования одно­
    го или всех наследников по закону.

№ 3. Определите демитическую модальность суждений и выразите их с помощью соответствующих операторов.

  1. Граждане пассажиры, просим воздержаться от курения!

  2. Работать с компаньоном лучше на началах полного взаимного до­
    верия.

  3. Обязательно звоните но телефону 02 в случае ограбления,

  4. Помните: бензин огнеопасен, работу с ним надо проводить на отк­
    рытом воздухе.

  5. Взрывоопасные вещества советуем хранить в спецначьных поме­
    щениях.

  6. При приеме на работу запрещается требовать от трудящихся доку­
    менты, помимо предусмотренных законом.

7. Все рабочие и служащие подлежат обязательному социальному
страхованию.

№ 4. Определите вид модальности в следующих суждениях.

46

47

^ ГЛАВА III. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 1. Общая характеристика умозаключения

Подобно тому, как операции на^ понятиями подвели нас к суждениям, без которых невозможна ни практичес­кая, ни теоретическая деятельность людей. Увидав знако­мого в роскошном автомобиле, мы делаем вывод, что он разбогател. Заметив, что ребенок кашляет и чихает, мы предполагаем, что он заболел. Порой нам достаточно, не прибегая к практике, сопоставить в уме несколько посылок, чтобы прийти к новому знанию: например, о выгодном помещении капитала, пользуясь лишь данными о курсе рубля, кредитных ставках и т. н. Таким образом, умозаклю­чение столь же естественно для нашего мышления, как по­нятие и суждение.

Логическая операция, посредством которой из некото­рого количества исходных суждений получается новое суж­дение, определенным образом связанное с исходными, на­зывается умозаключением. Например:

Все товары обладают потребительной и меновой

стоимостью.

^ Нефть — товар. "

Нефть обладает потребительной и меновой стоимостью.

Это одна из распространенных форм умозаключения. Его структура включает в себя посылки /два первых сужде­ния/, заключение /третье суждение/ и логическую связь между посылками и заключением /она подразумевается/. Черта под исходными суждениями, посылками заменяет слова: «следовательно», «значит», «отсюда вытекает, что...» и т. д. Достоинства умозаключений в том, что они позволяют получать новые знания, не прибегая всякий раз к опыту. Однако при условии, что исходные суждения истинны и способы построения умозаключений, которыми пользуем­ся, соответствуют правилам логики. Вряд ли, к примеру, можно получить какой-либо вывод из суждений, между ко­торыми нет логической связи: «Все металлы электропро-

48

водны» и «Ни одна планета не светит собственным светом*, «В огороде бузина» и «В Киеве дядька».

Деление умозаключений на определенные виды обус­ловлено формой их построения, т. с. типом получения по­вою, выводного знания. Индуктивное умозаключение, нап­ример, позволяет делать вывод от частного, единичного знания к общему; от посылок, выражающих знания мень­шей степени общности, к заключению со знанием большей степени общности. Зная, что успехи предприятия № 1 свя­заны с увеличением производительности труда, подъем предприятия № 2 — с тем же, процветание предприятия № 3 — с тем же и т. д., мы делаем вывод, что увеличение про­изводительности труда — главное условие успешного раз­вития деловой активности предприятий. Дедуктивное умо­заключение, напротив, позволяет заключить от общего зна­ния к частному, т. е. от посылок, выражающих знания боль­шей степени общности, к заключению со знанием меньшей степени общности. Допустим, мы знаем, что всякий, кто долго жил в Англии, говорит по-английски, а наш приятель Иванов долго жил в Англии. Отсюда логично заключить, что Иванов говорит по-английски.

Каждый из названных видов умозаключений в свою очередь делится на подвиды. В последующем им будет дана характеристика. А здесь лишь ограничимся схемой основ­ных видов умозаключений:

превращение Непосредственные^— обращение

противопос­тавление преди­кату и другие

^ I ДЕДУКТИВНЫЕ

категоричес­кий силлогизм

Опосредованные

умозаключения из суждений с отношениями

^

умозаклюме-ния из сложных суждений

^ II ИНДУКТИВНЫЕ

49

§ 2. Непосредственные умозаключения

В предыдущем параграфе в качестве примеров фигури­ровали умозаключения, получаемые из двух и более посы­лок. Однако логика допускает возможность сделать опреде­ленный вывод даже из одной посылки, из одного простого атрибутивного суждения. В нем, как известно, зафиксиро­вана связь двух понятий, именуемых субъектом и предика­том. В силу этого в простом суждении есть информация явная, лежащая, как говорится, на поверхности, и неявная, которую можно извлечь из суждения, подвергнув его неко­торым преобразованиям. Именно эта операция называется непосредственным умозаключением, т. е. дедуктивным вы­водом, делаемым из одной посылки.

Допустим, исходным суждением является: «Все менед­жеры — предприниматели». Содержащаяся в нем информа­ция такова, что можно сделать вывод: «Ни один менеджер не является не предпринимателем». Если истинно первое суждение, то истинным, надо полагать, будет и второе. Суть этой операции в превращении одного суждения в другое. Превращение суждения — такая логическая операция, ког­да из данного суждения получается равнозначное ему, но противоположное по качеству. Исходное суждение было ут­вердительным, полученное в результате превращения стало 'отрицательным. Чтобы превратить суждение, нужно изме­нить связку на противоположную, а предикат — на проти­воречащее понятие. Разнообразные виды суждений имеют обобщенную схему их превращений:

А / Все S суть Р/ -* Е / Ни одно S не есть не -Р/. При­мер: «Все дороги ведут в Рим» -> «Ни одна дорога не ведет мимо Рима».

Е /Ни одно S не есть Р/-* A /Bee S суть не -Р/. Пример: «Ни один студент нашей группы не является неуспеваю­щим» -• «Все студенты нашей группы являются успеваю­щими».

I /Некоторые S суть P/-v() /Некоторые S не суть не -Р/. Пример: «Некоторые бизнесмены есть миллионеры» -* «Не­которые бизнесмены не являются немиллионерами».

О /Некоторые S не суть Р/ —> I /Некоторые S суть не - Р/. Пример: «Некоторые члены акционерного общества не являются его учредителями» -*- «Некоторые члены акци­онерного общества являются не учредителями».

Обращением суждения называется такая логическая

50

операция, при которой из данного суждения образуется но­вое, в котором субъектом становится предикат исходного суждения, а предикатом — субъект исходного суждения. Проще говоря, при обращении происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. Например, суждение «Только квадраты являются равносто­ронними прямоугольниками» можно обратить в суждение «Все равносторонние прямоугольники являются квадрата­ми». В приведенном примере мы наблюдаем простое, чис­тое обращение, т. е. перемену мест субъекта и предиката без изменения их объема. Простое обращение возможно толь­ко в том случае, если оба термина в суждении распределены или не распределены. Его можно производить со всеми суждениями, которые являются определениями понятий, ибо объемы определяемого и определяющего понятий, как известно, должны быть равными. Если же субъект и преди­кат имеют неодинаковый объем, в таких случаях обраще­ние совершается с ограничением, т. е. с тщательным уточ­нением объема понятий, о которых идет речь. Без ограни­чения обращаются общеотрицательные /Е/ и частноутвер-дительные /I/ суждения. С ограничением — общсутвсрди-тельные суждения /А/. Частноотрицательные суждения не обращаются. Надеемся, это будет понятно из схемы обра­щений суждений:

А /Все S суть Р/ -*-1 /Некоторые Р суть S/. Пример: «Все менеджеры — руководители» -•> «Некоторые руководители — менеджеры» /обращение с ограничением/.

Е /Ни одно S не есть Р/ -> Е /Ни одно Р не есть S/. Пример: «Ни одна трапеция не является равносторонней фигурой» - * «Ни одна равносторонняя фигура не является трапецией» /обращение без ограничения/.

I /Некоторые S суть Р/ -» I /Некоторые Р суть S/. При­мер: «Некоторые студенты юридического института — ми­лиционеры» —V «Некоторые милиционеры — студенты юридического института» /обращение без ограничения/.

Выделяющиеся суждения, т. е. такие, в которых утверж­дается, что признак присущ только данному предмету и не принадлежит другим, обращаются по схемам:

A /Bce,S и только S суть Р/—'— А /Все Р суть S/. Пример: «Все люди, и только люди; способны создавать орудия тру­да» -т- «Всех, кто способен создавать орудия труда, можно назвать людьми».

I /Некоторые S и только S суть Р/~*А /Все Р суть S/.

51

Пример: «Некоторые энергичные люди, и только они, спо­собны добиться успеха» *^ «Все, кто способен добиться ус­пеха, энергичные люди».

Противопоставление предикату — непосредственное умозаключение, в ходе которого суждение вначале превра­щается, а затем обращается. Берем в качестве исходного: «Ни один лодырь не заслуживает уважения». Превращаем в суждение: «Все лодыри не заслуживают уважения». Обраща­ем в итоговое суждение: «Некоторые люди, не заслуживаю­щие уважения, суть лодыри». В результате этой операции субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом — субъект исходного суждения. Схемы про­тивопоставления предикату:

А /Все S суть Р/ ~» Е /Ни одно не -Р не есть S/. При­мер: «Всякое малое предприятие регистрируется» "^ «Ни одно незарегистрированное предприятие не относится к малому предприятию».

Е /Ни одно S не есть Р/ ~* I /Некоторые не -Р суть S/. Пример: «Ни один убыточный колхоз не является рента­бельным» -> «Некоторые нерентабельные хозяйства явля­ются убыточными колхозами».

О /Некоторые S не суть Р/-М /Некоторые не -Р сугь S/. Пример: «Некоторые предприниматели не являются спе­циалистами в области маркетинга» -^-«Некоторые, не знаю­щие основ маркетинга, являются предпринимателями».

УПРАЖНЕНИЯ:

№ 1. Сделайте вывод путем прекращения.

  1. Каждым иоин должен понимать спой маневр.

  2. Некоторые сделки не являются односторонними.

  3. Приговор по делу Аримжанова является справедливым.

  4. Ни одно философское учение не является неразумным.

  5. Некоторые свидетельские показания не являются достоверными.

  6. Счастливые часов не наблюдают.

  7. Каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл.

  8. Не все утверждения защитника были убедительными.

  9. Государство существовало не всегда.

10. Никто не обнимет необъятного.

№ 2. Сделайте вывод путем обращения.

  1. Некоторые европейские страны — федерации.

  2. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной от­
    ветственности.

  3. Все материалисты /и только они/ признают первичность материи.

  4. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной от-

52

ветственности.

  1. Ряд ученых /и только ученых/ является академиками.

  2. Некоторые кооператоры добились права создать частные предп­
    риятия.

  3. Всякое правонарушение— противоправное деяние.

  4. Все шедевры являются художественными произведениями.

  5. Некоторые студенты сдали зачет по философии.

10. Многие страны Африки обрели политическую и экономическую
независимость.

№ 3. Сделайте вывод путем противопоставления предикату.

  1. Ни одна захватническая война не является справедливой.

  2. Все филиалы нашего предприятия являются прибыльными.

  3. Некоторые художники России принадлежали к передвижникам.

  4. Некоторые сделки вашей фирмы не являются законными.

  5. Лица, занимающиеся угоном автомобилей, подлежат привлечению
    к уголовной ответственности.

  6. Некоторые государства бывшего Союза ССР не являются факти­
    чески самостоятельными.

7. Граждане России имеют право заниматься частным извозом.
8.11н од:ш студент-филолог не изучает физику.

9. Некоторые врачи - терапевты.

10. Все следователи по образованию юристы.

№ 4. Сделайте вывод из следующих суждений сперва путем превра­щения, затем путем обращения и, наконец, путем протниопоставления предика!)1.

  1. Все менеджеры имеют в споем подчинении определенное число
    работников.

  2. Некоторые летчики являются космонавтами.

  3. Ни один магазин нашего города не подвергнут приватизации.

  4. Все металлы электронроводны.




  1. Некоторые денежные суммы населения хранятся в сберегатель­
    ных кассах.

  2. Ряд понятий отражает несуществующие объекты.

§ 3. Умозаключения из суждений с отношениями

К ним относятся такие умозаключения, посылки и зак­лючения которых являются суждениями отношения. Напо­минаем формулу суждений с отношениями: a R с. Приме­ры: «Ставрополь расположен южнее Москвы», «Людмила — дочь Клары», «Масло дороже молока».

Важнейшие типы свойств отношений порождают соот­ветствующий тип умозаключений.

Отношение называется симметричным, если оно имеет место как между предметами а и с, так и между предметами с и а. Схематично: a R с -^j с R а. Правило: из посылки, име-

53

ющей структуру a R с, с необходимостью следует заключе­ние, имеющее структуру с R а. Если, к примеру, статья ва­шего сотрудника помещена в одном номере журнала со статьей известного автора, то отсюда можно заключить, что статья известного автора помещена в одном номере журна­ла со статьей вашего сотрудника. Если, другой пример, Ва­лентина сестра Ирины, из этого следует, что Ирина сестра Валентины. Отношение симметричности выражается тер­минами «быть равным», «быть родственником», «служить в одном полку с...», «сыграть вничью с...».

Отношение называется рефлексивным, если каждый член отношения находится в таком же отношении к самому себе. Например, если А = В, из этого вытекает, что А = А и В = В. Формула рефлексивности: a R с ->- a R а ' с R с.

Отношение называется транзитивным, если отношение между а и х имеет место, когда имеет место отношение между а и с и между сих. Пример: «Тамбов /а/ южнее /R/ Рязани /с/. Рязань /с/ южнее Москвы /х/. Следовательно, Тамбов /а/ южнее Москвы /х/. В виде формулы: / a R*-с R х/ - •> a R х. Здесь умозаключение степени, ибо все по­сылки и вывод являются суждениями об отношении степе­ни, которое выражается словами «больше», «меньше», «пра­вее», «левее», «позже», «раньше» и т. п.

УПРАЖНЕНИЯ:

№ 1. Укажите свойства отношении, на основании которых сделан вывод.

  1. А подобно В. В подобно С. Значит, А подобно С.

  2. А подобно В, следовательно, А подобно А и В подобно В.

  3. А подобно В, следовательно, В подобно А.

  4. Население Ставрополя меньше населения Ростова-па-Дону, а на­
    селение последнего меньше численности населения Москвы. Следова­
    тельно, численность населения Ставрополя меньше населения Москвы.

  5. Роман находился на месте происшествия одновременно с Леони­
    дом, а Леонид— одновременно с Михаилом. Следовательно, Роман нахо­
    дился на месте происшествия одновременно с Михаилом.




  1. Симферополь западнее Астрахани, Одесса — западнее Симферо­
    поля. Следовательно, Одесса западнее Астрахани.

  2. Казбек выше Бештау. Эльбрус тише Казбека. Значит, Эльбрус
    выше Бештау.

№ 2. Сделайте вывод, используя свойства отношений. Укажите вид отношения и приведите его формулу.

  1. Матвеев — земляк Николаева.

  2. Антонов — ровесник Павлова.

  3. Пушкин — современник Дельвига.

  4. 7 + 3 = 10.




  1. Семен был на месте преступления позднее Дмитрия, Дмитрии иоз-
    днее Квгсния.

  2. Татьяна — сестра Ольги.

  3. Дагестанским университет основан позже Казанского. Казанский —
    позже Московского.

S. Филипп защитил диссертацию одновременно с Никанором.

9. Золото дороже меди. Плагина дороже золота.

10. Акции автомобильном компании дороже акции страхового об­
щества. Акции компании по производству холодильников дороже акции
страхового общества.

§ 4. Категорический силлогизм

Данный вид умозаключения относится к опосредован­ному, т. е. к такому умозаключению, в котором новое зна­ние выводится из нескольких посылок. Например, если мы знаем, что нее простые числа делятся только на самих себя и на единицу, а 7 — простое число, можно сделать вывод: 7 делится только на самого себя и на единицу.

Категорическим силлогизмом называется вид дедуктив­ного умозаключения, в котором из двух истинных-катего­рических суждений, связанных средним термином, при соблюдении логических правил следует истинное заключе­ние. Структуру категорического силлогизма образуют две посылки и заключение. Пример:

Менеджером /М/ является человек, организующий ра­боту фирмы /Р/.

Иванов /S/ —- менеджер /М/

Иванов /S/ организует работу фирмы /Р/.





№ 1


№ 3


В состав силлогизма входят три термина: Р — больший термин, который является предикатом первой посылки и заключения, S — меньший термин, который является субъ­ектом второй посылки и заключения, М — средний термин, который является субъектом первой и предикатом второй посылки, однако его нет в заключении. В зависимости от наименования термина различают большую посылку, в ко­торой содержится больший термин, и меньшую посылку, в которой содержится меньший термин. Отношения между терминами можно представить в виде круговых схем:




.54

55

№ 1 — графическая схема первой посылки /класс ме­неджеров вюночается в класс людей, организующих работу фирмы/. № 2 — графическая схема второй посылки /Ива­нов включается в класс менеджеров/. № 3 — графическая схема заключения /будучи составным элементом класса менеджеров, Иванов не может не быть организатором рабо­ты фирмы/.

Категорический силлогизм, таким образом, сводится к операции по установлению соотношений между понятия­ми, входящими в него. Силлогизмом можно назвать вывод, в заключении которого устанавливается связь между двумя понятиями /крайними терминами S и Р/ на основании оп­ределенного в посылках их отношения к третьему понятию /среднему термину М/. В основе вывода лежит аксиома силлогизма, согласно которой, все, что утверждается о классе /роде/, необходимо свойственно члену данного класса/виду/.

В зависимости от положения среднего термина различа­ются четыре фигуры силлогизма:

I

II

III

IV



Примеры:

1

/М/ Все люди смертны /Р/ /S/ Кай — человек /М/ /S/ Кай смертен /Р/

II

/Р/ Все товары продаются и покупаются /М/ /S/ Изделие X. не продается... /М/ /S/ Изделие X. не является товаром /Р/

III

/М/ Все телевизоры — радиотовары /Р/

/М/ Все телевизоры дорого стоят /S/

/S/ Некоторые радиотовары стоят дорого /Р/

56

IV

/Р/ Все киты — млекопитающие /М/

/М/ Ни одно млекопитающее не есть рыба /S/

/S/ Ни одна рыба не есть кит /Р/

Оперируя этими фигурами, надо помнить о следующих правилах.

В первой фигуре большая посылка должна быть общим суждением, меньшая — утвердительным. Во второй фигуре большая посылка должна быть общим суждением, вдобавок одна из посылок, а также заключение — отрицательным суждением. В третьей фигуре меньшая посылка должна быть утвердительным суждением, а заключение — част­ным. Четвертая фигура не позволяет выводить общеутвср-дительных заключений. В том случае, когда большая по­сылка утвердительная, меньшая должна быть общим суж­дением. Если одна из посылок отрицательная, то большая посылка должна быть общей.

Чтобы получить достоверный вывод, необходимо соб­людать не только особые правила фигур, но и общие прави­ла простого категорического силлогизма:

1. В силлогизме должно быть только три термина. Появ­
ление лишнего приводит к ошибке, называемой «учетвере-
ние терминов». Примеры:

Все металлы — элементы; ^ Бронза — металл Бронза — элемент

Суть ошибки в двусмысленном толковании понятия «металл».

2. Средний термин должен быть распределен но крайней
мере в одной из посылок. Пример нарушения этого прави­
ла:

Некоторые рабочие завода купили его акции. ^ Сидоров — рабочий завода. Сидоров купил акции завода.

Вывод был бы правильным, если бы первая посылка была построена так: «Все рабочие.......

3. Термины, не распределенные в посылках, не могут
оказаться распределенными в умозаключении. Например,
из посылок «Все юристы должны быть образованными
людьми» и «Федоров — не является юристом» нельзя сде­
лать вывода о том, что Федорову не следует быть образован­
ным человеком. Понятие «образованные люди» оказалось

57

не распределенным, т. е. взятым не в полном объеме.

  1. Из двух отрицательных посылок нельзя получить ни­
    какого вывода. Например, из посылок «Рабочие нашего за­
    вода не бастуют» и «Монтажники бригады не являются ра­
    бочими нашего завода» нельзя сделать вывод о том, что
    монтажники бригады не бастуют.

  2. Если одна из посылок является отрицательным суж­
    дением, то и вывод получается отрицательным.

Все виды индивидуальной трудовой деятельно­сти облагаются налогами. ^ Домашний труд не облагается налогами. Домашний труд /по уборке квартиры и т.п./ не является индивидуальной трудовой деятельностью.

6. Из двух частных посылок нельзя получить никакого
вывода:

Некоторые горожане обзавелись дачами. ^ Некоторые мои знакомые — горожане. Некоторые мои знакомые обзавелись дачами. Заключение получилось ошибочное.

7. Если одна из посылок частная, то заключение будет
частным:

Все деньги обесцениваются.

^ Некоторые средства платежа суть деньги.

Некоторые средства платежа обесцениваются. Если в силлогизме пропускается одна из посылок или заключение, такой силлогизм называется сокращенным категорическим, или энтимемой. Последний термин в переводе с греческого означает «в уме», «в мыслях». Он под­разумевает способность человеческого мышления сокра­щать выводы, пропуская те или иные звенья нашей логики. Смысл энтимемы — лаконизация текста, экономия мысли­тельной энергии. К суждению «Граждане России имеют право на собственность, я имею право на собственность» следует прибавить пропущенную большую посылку — лишь тогда мы получим полный силлогизм:

Граждане России имеют право на собственность.

^ Я — гражданин России.

Я имею право на собственность.

В умозаключении «Право автора охраняется государст­вом, следовательно, право этого человека охраняется госу­дарством» пропущена меньшая посылка:

Право автора охраняется государством.

^ Право этого человека — право автора.

58

Право этого человека охраняется государством. В умозаключении «Все владельцы телефонов платят або­нентную плату, а ты — владелец телефона» пропущено, вы­вод: «Ты платишь абонентную плату».

У П РАЖН ЕНИЯ:

№ ^ 1. Сделайте полный разбор силлогизма /укажите посылки, терми­ны и т. и. Изобразите в круговых схемах отношение между терминами.

  1. Чесноков имеет право на образование, потому что он гражданин
    России, а все граждане России имеют право на образование.

  2. Каждый участник общей долевой собственности имеет право на
    отчуждение своей доли другому лицу. Романов не является участником
    общей долевой собственности, так как он не имеет права на отчуждение
    своей доли другому лицу.

  3. Позитрон имеет положительный заряд. Позитрон — элементарная
    частица. Следовательно, некоторые элементарные частицы имеют поло­
    жительный заряд.

  4. I IcRiiHOBiibiii не должен быть осужден. Следовательно, Пономарев
    не может быть осужден, ибо он не виновен.

N» 2. Сделайте вывод из посылок и проверьте его с помощью круго­вых схем.

1. Вымогательство — должностное преступление, а должностные
преступления наказуемы...

  1. Граждане, которые имеют патент на право заниматься индивиду­
    альной трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного
    налога. Ковалев имеет патент.

  2. Все обвиняемые имеют право на защиту. Лавров обвиняемый.

  3. Подстрекательство к разбою — уголовное преступление, а уголов­
    ные преступления наказуемы.

№ 3. Сделайте вывод из посылок и определите фигуру силлогизма.

  1. Все'студенты философских факультетов изучают логику. Соболев
    не студент философского факультета.

  2. Некоторые купцы — меценаты. Морозов — меценат.

  3. Все предприятия края переходят в собственность членов коллекти­
    ва. Предприятие «Таурас» не является предприятием края.

  4. Некоторые врачи — дантисты. Все работники нашего отделения —
    дантисты.

№ 4. Восстановите пропущенную часть силлогизма.

  1. Трудовой договор между администрацией и коллективом не был
    заключен в письменной форме, следовательно, он был заключен в устной
    форме.

  2. Автору принадлежит право на созданное им произведение, а Лебе­
    дев — автор.

  3. Благотворительное общество имеет право на освобождение от на­
    логов, а «Надежда» — благотворительное общество.

59

4. Судья вправе задавать вопросы участникам процесса, а судья.


1-vvedenie-reshenie-soveta-deputatov-g-p-bolshie-vyazemi-odincovskogo-municipalnogo-rajona-moskovskoj-oblasti.html
1-ya-vserossijskaya-nauchnaya-konferenciya-metodi-issledovaniya-sostava-i-strukturi-funkcionalnih-materialov-stranica-3.html
1-zakon-tomskoj-oblasti-ot-15072011-136-oz-o-vnesenii-izmenenij-v-statyu-4-zakona-tomskoj-oblasti-o-pozharnoj-bezopasnosti-v-tomskoj-oblasti.html
10--ii-kniga-socialni-dejnosti.html
10-avtonomnie-ustanovki-pozharotusheniya-fire-extinguishing-and-alarm-systems-desinging-and-regul-ations-norms.html
10-dzh-dzhojs-281-sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-klassika-2006-uliss-dzhejms-dzhojs.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vladimirskij-filial-akkreditovannogo-obrazovatelnogo-chastnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-modelirovanie-professionalnogo-razvitiya-studentov-filologov-v-vuze-na-primere-ulgu-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-pitaniya-toplivom-tehnicheskoe-opisanie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-geograficheskoe-polozhenie-sahalinskoj-oblasti.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-dvizheniya-avtomobilnogo-transporta-v-gorodah.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-razvitie-transportnoj-infrastrukturi-otchet-o-vipolnenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-menedzhmenta-s-uchetom-korporativnoj-kulturi-na-primere-studii-lebedeva.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/ispitaniya-na-nadezhnost-4-transportirovanie-i-hranenie-42.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-vladivostok-izdatelstvo-dvgu-2001-stranica-17.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-chast-glava-osnovi-tipovedeniya-intertipnih-otnoshenij-i-bazovih-struktur-motivacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-n-nablyudatel--tolkovatel-slov-i-idiomaticheskih-virazhenij.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vid-studencheskoj-programmi-fakultet-specialnost-prodolzhitelnost-obucheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-izdanie-n-a-ignatyuk-a-a-zamotaev-a-v-pavlushkin-municipalnoe-pravo-uchebnik-dlya-vuzov-stranica-14.html
  • write.bystrickaya.ru/gorodov-i-geroi-v-tekste-vimishleni-stranica-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dorogi-yugri-innovacii-kachestvo-bezopasnost.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-vs-connection-machine-1-1-fon-nejmanovskie-i-ne-fon-nejmanovskie-arhitekturi.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-trebovanij-k-kachestvu-predostavleniya-gosudarstvennih-uslug-yuridicheskim-i-fizicheskim-licam-i-metodiki-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-gosudarstv.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsemirnaya-istoriya-katalog-obrazovatelnih-resursov-seti-internet-dlya-osnovnogo-i-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-v1-osteosindesmologiya-stranica-8.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-lekcij-i-uprazhnenij-po-prikladnoj-mehanike-v-osennem-semestre-2011-2012-uchebnogo-goda-v-gr-308312-ftk.html
  • grade.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-v-rossijskoj-federacii-chast-15.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alimentnie-obyazatelstva-chast-13.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-v-magistraturu-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obucheniya-agroinzheneriya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-razvitiya-obrazovatelnaya-programma-gou-liceya-554-primorskogo-rajona-sankt-peterburga.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kpi-dlya-rekrutera.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-xvi-prakticheskie-zadaniya-dlya-studentov-dnevnogo-i-zaochnogo-otdelenij-istoricheskogo-fakulteta-kazan-2008-bbk-sh146-1.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-napisaniyu-recenzii-zakonom-respubliki-kazahstan-ob-obrazovanii.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassnij-chas-dlya-uchashihsya-3-go-klassa-na-temu-moj-put-k-dobrote.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podpisano-soglashenie-mezhdu-minsportturizmom-rossii-i-sverdlovskoj-oblastyu-o-sotrudnichestve-i-vzaimodejstvii-v-oblasti-razvitiya-fizicheskoj-kulturi-i-sporta.html
  • school.bystrickaya.ru/7-trebovaniya-k-energoeffektivnosti-sistem-otopleniya-ventilyacii-i-kondicionirovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/26lichnost-v-sisteme-socialnih-statusov-i-rolej-marina-yurevna-gorbunova.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-cherti-novogo-ugolovno-processualnogo-kodeksa-shvejcarii-2011-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-otchet-tema-v-a-zhukovskpj-chelovek-poet.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-syllabus-po-vvedeniyu-v-specialnost-dlya-specialnosti-050608-ekologiya-forma-obucheniya-dnevnaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.