.RU

§ 3.5. Атрибуция и ее разновидности - Учебное пособие для вузов. Ереван, Изд-во "Огебан", 2000, 408 стр


§ 3.5. Атрибуция и ее разновидности

Значительное место в межэтнических отношениях и в про­цессах этнической самозащиты занимает механизм атрибуции! различные ее проявления. Поэтому в данном параграфе м представим основные данные об этом психологическом явле нии, после чего ознакомимся с той ролью, которую она играе? в этнозащите.

А. ^ Общая характеристика атрибуции

Когда мы наблюдаем поведение другого человека, у нас воз­никает желание знать, кто этот человек, что он из себя пред­ставляет как личность и почему действует именно так, а не ина­че. Но в повседневной жизни, особенно если мы по характеру своей работы встречаемся со многими людьми, у нас нет ни времени, ни возможности и даже желания как следует разо­браться во всех этих вопросах. Но поскольку какое—то объяс­нение хотелось бы иметь, у нас в психике начинает спонтанно работать особый механизм, получивший название атрибуции, т.е. приписывания объекту каких—либо свойств и мотивов1.

Так, для понимания поведения человека, которого мы на­блюдаем или о ком мы получаем информацию, мы приписыва­ем ему определенные причины или мотивы и начинаем "объ­яснять", почему он так поступает. Иногда подобные объясне­ния могут оказаться близкими к истине, но чаще всего они ошибочны в силу отсутствия у нас достоверной информации и по той причине, что сам процесс атрибуции имеет ряд харак­терных особенностей, делающих такие ошибки почти неизбеж­ными.

Насколько нам известно, до сих пор нет четкого понимания того, чем отличается атрибуция от механизма проекции, кото-

См.: VVeiner В. An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer Verlag, 1986; ^ Jones, E. E., Kanouse, D. E., Kelley, H. H., Nisbett, R. E., Valins, S. and Weiner, В (Eds.). Attribution: Perceiving the causes of behavior. Morristown (N. J.): General Learning Press, 1972.

Этнозащитные механизмы и процессы 97

рая, как хорошо известно, является одним из самых распрост­раненных защитных механизмов. Как мы увидим в дальней­шем, проекция имеет место, когда фрустрированный человек видит свои отрицательные черты (способствовавшие его фрус­трации) и в других людях. Он проецирует эти свои черты на других и этим защищает свою психику, свое "я" от новых фру­страций. Если, например, человек убежден, что какой-либо недостаток (например, лживость, гиперсексуальность) присущи не только ему, но и другим, этим он утешается и уже' не рас­сматривает себя в качестве особого, исключительного человека — носителя этих пороков.

Парадокс, однако, состоит в том, что во многих случаях, приписывая другому человеку свою отрицательную черту, чело­век перестает видеть ее в себе, таким образом создавая свой ис­каженный я-образ, а также искаженный образ другого. Затем он начинает действовать так, как будто этот человек имеет при­писываемую черту, а сам он свободен от нее. Ясно, что такое поведение чревато конфликтами, несправедливостью и други­ми отрицательными последствиями.

Мы считаем, что проекция является частным случаем атрибу­ции. Если атрибуция включает все случаи приписывания дру­гим людям различных черт и мотивов, то при осуществлении проекции приписываются лишь свои, и то преимущественно отрицательные черты и мотивы.

В социальной психологии создана теория атрибуции, в рам­ках которой раскрывается природа той повседневной, люби­тельской психологии, которой люди руководствуются в своей обыденной жизни, когда стараются понять поведение людей, да и свое собственное поведение. Эта любительская психология иногда полезна, иногда же отличается непоследовательностью. Бывает, что, приписывая другому определенный мотив поведе­ния, люди не довольствуются единичным наблюдением и стре­мятся выяснить, не повторяются ли какие—либо формы его по­ведения. Наши ответные действия на воздействия других в зна­чительной мере обусловлены тем, какие причины мы им при­писываем.

98 Альберт Налчаджян

Б. Разновидности атрибуции

В зависимости от того, что приписывается другому, разли­чают три основных разновидности атрибуции: а) атрибуция черт и качеств; б) атрибуция причин или мотивов поведения (каузальная атрибуция); в) диспозинональная атрибуция. Вкратце рассмотрим эти явления.

а) ^ Атрибуция черт и качеств. Когда мы наблюдаем поведение
человека и воспринимаем его внешний вид, некоторые его ка­
чества, особенно внешность, бросаются в глаза. Однако не все
качества, тем более психологические, доступны непосредствен­
ному восприятию. У человека имеются сотни черт характера и
темперамента, которые не видны и о которых мы можем судить
лишь на основе интерпретации его внешнего вида, поведения,
деятельности и ее результатов и т.п. Вот в этих случаях, когда
человек, воспринимая другого, должен решать психологичес­
кие задачи, касающиеся его черт, он и непроизвольно включа­
ет в дело механизм атрибуции: на основе информации о внеш­
них чертах и особенностях поведения приписывает человеку
целый ряд черт характера и темперамента. Он по существу со­
вершает логические (или алогические, психо—логические) вы­
воды о том, что за человек перед ним. Это очень распростра­
ненное явление в межличностных отношениях.

б) ^ Каузальная атрибуция. Наблюдая поведение человека, мы
бы хотели знать, что побуждает его действовать таким образом,
а не иначе, каковы его мотивы, чего он хочет добиваться этим
путем. Только по внешнему поведению человека очень трудно
правильно судить о его мотивах: мотивы, причины, побуди­
тельные силы поведения, как психологические реальности, то­
же недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Поэтому мы должны делать выводы о причинах поведения че­
ловека. Вот в этом процессе мы невольно и прибегаем к помо­
щи механизма каузальной атрибуции. Чтобы как—то понять
причины поведения другого, мы приписываем ему определен­
ные причины. "Понимание", достигнутое таким путем, иногда
бывает близким к истине, но чаще всего создает искаженное
представление о мотивах поведения человека. Так или иначе,
этот процесс используется людьми очень часто и лежит в осно­
ве наших ответных действий на поведение других людей.

^ Этнозащитные механизмы и процессы 99

в) Диспозициональная атрибуция. Это, практически, частный, но очень важный случай каузальной атрибуции. Диспозиция или установка — важное социально—психологическое образова­ние личности, причина поведения, внутренний мотив. Уста­новки содержат отношение человека к себе, к другим людям, к политическим органам и организациям, к лидерам, различным событиям, происходящим в обществе. Мы бы хотели знать, ка­ковы социальные установки людей, с которыми нам придется иметь дело, сотрудничать или соперничать. Но не всегда воз­можно спрашивать их об этом, да и не все готовы откровенни­чать о своих отношениях. Есть еще одна причина, затрудняю­щая получение точной информации об установках людей: они сами не всегда четко осознают собственные установки. Вот в подобных случаях, не имея возможности узнать, что думают люди о том или ином явлении и как к нему относятся, мы на­чинаем приписывать им разные установки и таким путем до­стигаем некоторого "понимания". Такое понимание, как не­трудно догадаться, нередко бывает иллюзорным.

Есть и другие разновидности атрибуции, о которых мы здесь скажем лишь вскользь. Самоатрибуция — это психический про­цесс, с помощью которого человек сам себе приписывает опре­деленные, чаще всего желательные, положительные черты и та­ким путем добивается "самопонимания". Встречаются все опи­санные разновидности самоатрибуции — атрибуция себе черт, причин поведения и установок. О ситуативной атрибуции гово­рят тогда, когда человек приписывает определенные особенно­сти не людям, а тем ситуациям, в которых они действуют. Хо­тя объективные ситуации представляются понятными, однако на самом деле одну и ту же ситуацию разные люди восприни­мают по—разному. Например, если человеку предстоит высту­пить с речью перед большой и недружелюбной аудиторией, то его восприятие аудитории может резко отличаться от восприя­тия постороннего наблюдателя или от восприятия людей, со­ставляющих эту аудиторию.

Исследуя проблему разновидностей атрибуции, мы пришли к выводу, что следует выделить по крайней мере еще две раз­новидности этого психического механизма, а именно: а) атри­буция для себя и б) атрибуция для других. Мы имеем в виду то обстоятельство, что когда человек совершает атрибуцию, он ис-

100 Альберт Налчаджян

ходит из каких-то своих мотивов, пусть эти мотивы большей частью являются подсознательными. Иногда эти мотивы явля­ются эгоцентричными: человек приписывает другому опреде­ленные черты и мотивы для того, чтобы удовлетворить ка­кую—либо свою потребность, например, агрессивное желание. В других же случаях мотив процесса приписывания может быть альтруистическим: человек, сопереживая с другим, приписыва­ет ему определенные черты и потребности, после чего действу­ет в соответствии с этими атрибуциями. В таких случаях под атрибуцией следует искать присутствие механизма психологи­ческой идентификации (отождествления) с другим человеком. Совершая атрибуции ради другого человека, мы обычно стара­емся оказать ему психологическую помощь.

^ В. Основные ошибки атрибуции

Каждый человек, до того, как начать данный акт социально­го восприятия (т.е. восприятия отдельных людей или социаль­ных, в том числе этнических, групп), уже имеет целый ряд пре­дубеждений (предрассудков). Он их приобрел в процессе пре­дыдущего своего развития, они закреплены в его памяти и под­сознательно влияют на все аспекты его активности, в том чис­ле на восприятие и понимание людей. Из системы предубеж­дений человека выделяют отдельный класс - атрибуционные предубеждения.

Сущность этой разновидности предубеждений состоит в том, что люди предпочитают определенные типы объяснений во вред или в ущерб другим возможным объяснениям. Например, человек убежден, что в одинаковых ситуациях другие люди бу­дут вести себя так же, как ведет себя он сам. Исходя из этого убеждения он и составляет свои предвидения. Кроме того, очень распространено мнение, что если обстоятельства не ме­няются, не меняется и поведение других людей.

Ошибки атрибуции встречаются очень часто. Рассуждения людей могут быть ошибочными по нескольким причинам: а) в памяти каждого человека некоторые сведения более доступны для воспроизведения и использования, чем другие. А иногда необходимых сведений вообще не бывает в памяти человека; б) по причине того, что человек усвоил целый ряд ошибочных предположений о явлениях и событиях; в) на восприятие и по-

^ Этнозащитные механизмы и процессы 101

нимание людей и групп отрицательное влияние оказывают так­же наши готовые теории и ожидания. В социальной психоло­гии различают два основных вида предубеждений атрибуции: а) основную ошибку атрибуции и б) предубеждение типа ак­тер—наблюдатель (зритель). Имея в виду широкие возможнос­ти использования знания об этих видах ошибок атрибуции в этнической психологии, вкратце рассмотрим их.

1) ^ Основная ошибка атрибуции. Наблюдая поведение друго­го, было бы правильно остерегаться от поспешных выводов, но люди часто не сдерживают себя и спешат делать выводы о его чертах и мотивах, будто бы определяющих его поведение. Од­новременно игнорируются многие факторы среды, в которой действует человек. Вследствие этого неудачи человека обычно приписывают его личностным качествам, а не неблагоприят­ным условиям его жизни.

Таким образом, основная ошибка атрибуции состоит в том, что люди систематически переоценивают личностные причины, мотивы и установки личности и недооценивают ситуационные воздействия, которые часто бывают очень мощными.

Почему люди допускают такую фундаментальную ошибку? Исследователи отмечают ряд причин: а) недостаток, нехватка информации: наблюдатель может просто не знать те нормы и другие факторы, которые в данной ситуации влияют на чело­века; б) обладание определенной "идеологией", а именно: лю­ди склонны считать, что каждый несет личную ответственность за свои действия; в) особенности восприятия: для наблюдателя действующее лицо на данном фоне является центральной фи­гурой, он выделен на нем, тогда как другие факторы нечетко воспринимаются; г) основная ошибка атрибуции отчасти обус­ловлена также психолингвистическими причинами: если в том языке, на котором думает человек, есть больше слов для опи­сания человеческой личности, чем ситуаций, то это тоже может создать смещение к допущению основной ошибки атрибуции'.

Очевидно, что если язык оказывает влияние на восприятие и атрибуцию, то мы уже находимся в области проблематики эт-

См.: Ross, L., The intuitive psychologist and his shortcomings. In: L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 10, New York: Academic Press, 1977; Nisbett, R. E. and Ross, L., Human inference: Strategies and Shortcomings of social judgment. Englewood Cliffs (N. J.), Prentice-Hall, 1980.

102 Альберт Налчаджян

нопсихологии и можем поставить более широкий вопрос: како­вы этнопсихологические особенности атрибутивных процессов и чем они обусловлены? В частности, какие особенности име­ет основная ошибка атрибуции в различных этнокультурных средах? Какую роль в этих психических процессах играют на­циональные традиции, особенности речи и мышления, этниче­ская символика и другие аспекты этнического склада нации?

Основная ошибка атрибуции наблюдается в самых различ­ных ситуациях реальной жизни. Так, мы замечаем, что кто—то, толкая людей, стремится вперед, и сразу же делаем вывод, что это грубый человек, хам. А на самом деле он спешит на по­мощь кому-либо из близких, попавшему в беду. Но люди так склонны делать атрибуции, что трудно предотвратить этот пси­хический процесс. Это закономерность нашей психической жизни.

Во время одного эксперимента, проведенного в США, ис­пытуемым предложили послушать два выступления о расовых противоречиях. Один из ораторов выступил в роли сторонника расовой сегрегации, а второй — в качестве ее противника. Но испытуемым заранее было сказано, что ораторы неискренни и что у них нет другого выхода, они вынуждены сказать то, что говорят. Несмотря на это, слушатели не отказались от атрибу­ций и связывали излагаемые убеждения с личными чертами ораторов1. Таких экспериментов уже проведено немало.

Таким образом, совершая основную ошибку атрибуции, лю­ди допускают следующие три действия: а) недооценивают силь­ное влияние среды; б) переоценивают роль внутренних моти­вов и установок; в) не согласовывают между собой требования исполнения роли с окончательной атрибуцией. Бывают, конеч­но, и отклонения от этого правила.

2) ^ Предубеждение типа "актер - наблюдатель". Процессы ат­рибуции имеют место и в том случае, когда человек объясняет причины своего собственного поведения. Выясняется следую­щее: когда мы наблюдаем поведение других людей, то его при­чины приписываем их личным качествам и внутренним моти­вам, но когда наблюдаем сами себя в роли социальных актеров,

^ 1 См.: Jones E. E. and Harris V. A., The attribution of attitudes. "Jour il of Experimental Social Psychology", 1967, 3, pp. 1-24.

Этнозащитные механизмы и процессы 103

тогда мотивы нашего поведения мы ищем в основном вне се­бя, во внешних обстоятельствах. Это явление называют преду­беждением типа "актер-наблюдатель1".

Примеров этого типа предубеждения в реальной жизни — великое множество. Чаще всего этот механизм самоатрибуции используется тогда, когда человек не понимает подлинные при­чины собственных действий. Например, беседуя с другим чело­веком, индивид может переживать гнев, но затем, оглядываясь назад, удивляться: а почему я, собственно, сердился? За что?

Нередко наблюдается и такое явление: человек покупает до­рогие товары, делает большие расходы, но старается экономить копейки, становится скаредным при мелких покупках. Почему? Не всегда понятно. Пытаясь разобраться в таких явлениях, ко­торые происходят со всеми, люди сочиняют мотивы, приписы­вают себе причины собственного поведения.

Для объяснения подобных явлений в социальной психоло­гии развивается теория самовосприятия. Согласно одному из принципов этой теории, когда мы совершаем такие действия, мотивы которых нам неясны, то по отношению к собственной личности принимаем позицию внешнего наблюдателя, стара­ясь найти причины своего поведения. Мы исследуем как соб­ственное поведение, так и те условия, в которых действовали, стараясь понять наши чувства, мысли и установки, которые привели к совершению таких поступков. Эту теорию выдвину­ла в первую очередь американская исследовательница Д. Бем2.

Но при попытках объяснения собственного поведения на­блюдается новая тенденция: человек ищет в первую очередь внешние, ситуативные факторы, а не внутренние мотивы и черты собственной личности. Эта тенденция противоположна той, которую мы видели при объяснении поведения других лю­дей. Как мы увидим в дальнейшем, данная тенденция выпукло наблюдается в межэтнических отношениях. Она наблюдается в первую очередь при совершении отрицательных, социально

' См.: Jones, E. E. and Nisbett R. E., The actor and the observer: Divergent percep­tions of the causes of behavior. In: E. E. Jones at. al. (Eds.), Atribution: Perceiving the causes of behavior. Morristown (N. J.): General Learning Press, 1972.

! Bern, D. J., Self-perception theory. In: Berkowitz L. (Ed), Advances in experi­mental social psychology. Vol. VI, New York: Academic Press, 1972.

104 Альберт Налчаджян

осуждаемых действий и при неудачах. Но она присутствует и при объяснении своих положительных действий, просоциаль-ного поведения. Так, совершая великодушное дело по отноше­нию к другому, человек склонен объяснить свое поведение до­стоинствами этого человека, а не своей добротой или велико­душием.

Но на выбор типа используемой атрибуции (внешней или внутренней) влияет и то, на что обращается внимание на­блюдателя, какие аспекты поведения актера и ситуации вы­деляются.

Когда и актерам, и наблюдателям дается задание (инструк­ция) сосредоточить внимание на определенные аспекты ситуа­ции, тогда и те, и другие предлагают в основном ситуативные объяснения поведения. Но когда психолог требует обратить внимание на личностные аспекты и детерминанты поведения актеров, тогда и актеры, и наблюдатели предлагают в основном внутренние, личностные атрибуции—объяснения. А это означа­ет, что характер атрибуций зависит от того, что выделяется и бросается в глаза в поле восприятия - ситуация или же лич­ность'.

Из этой закономерности, по мнению исследователей, выте­кает важный принцип: любая бросающаяся в глаза черта лич­ности, которая привлекает внимание наблюдателей, временно занимает преобладающее место в числе их атрибуций и счита­ется ими причиной поведения. Это имеет место как при поло­жительных, так и при отрицательных результатах поведения. Выделяться в ситуации могут как личность в целом, так и от­дельные ее черты. Например, бросаются в глаза: единственная женщина среди нескольких мужчин, единственный черноко­жий человек среди нескольких белых и т.п. Когда эти группы осуществляют совместную активность и добиваются каких—ли­бо результатов — положительных или отрицательных — роль этого бросающегося в глаза человека преувеличивается.

Когда такой исключительный человек - один среди других схожих друг другу лиц и если его оценивают отрицательно (на-

1 См.: Taylor S. E. and Fiske S. Т., Salience, attention, and attribution: Top of the head phenomena. Jn: L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psy­chology. Vol. 11, New York: Academic Press, 1978.

^ Этнозащшпные механизмы и процессы /05

пример, словом "неприятный"), то в такой ситуации эта отри­цательная оценка еще больше усиливается. Интенсивнее стано­вится также положительная оценка: если он "приятный" чело­век, то в группе, где он — единственный такой, его оценивают в качестве более приятного человека, чем в смешанной группе (где несколько таких индивидов).

Отсюда вытекает ряд выводов, которые соответствуют эмпи­рической реальности, хотя и высказываются здесь в качестве предположений: а) когда дела в многонациональном обществе идут хорошо, национальные меньшинства оцениваются поло­жительно; когда же общество переживает экономический и со­циальный кризис, оценка национальных меньшинств заметно снижается: их обвиняют в неудачах общества. Преследования евреев в Германии 20—30—х годов XX века — убедительные то­му доказательства; б) этнические меньшинства часто переоце­нивают свой вклад в культуру и науку полиэтнического обще­ства. Мы считаем, что эти утверждения связаны с очень важ­ными этнопсихологическими проблемами, решение которых необходимо, в частности, для предотвращения иррациональ­ных конфликтов.

3) ^ Другие атрибутивные предрассудки. Число такого рода предрассудков, по—видимому, значительно. Наука находится в начале пути систематического исследования таких тонких явле­ний. Здесь рассмотрим еще некоторые из них.

а) ^ Положительный предрассудок или "Эффект Полианны". Есть люди, которые о других людях, даже совершенно незнако­мых, высказывают только положительные суждения. Они пола­гают, что более вероятно, что ожидаемые события будут прият­ными. Даже при образовании свободных ассоциаций' они упо­требляют больше приятных слов, чем неприятных, негативных.

В определенных ситуациях люди выражают отрицательное предубеждение. Этот вопрос психологи исследовали в ходе ин­тересных экспериментов. Во время одного из них испытуемых (студентов) просили оценить перед аудиторией интеллект и письменные работы остальных студентов. Оказалось, что если

' См.: Matlin, M. and Stang, D., The Poiyanne principle. Cambridge (MA): Shenkman, 1978. (Свободные ассоциации человек образует тогда, когда в от­вет на какое—либо слово без критики и открыто высказывает все те слова и мысли, которые появляются в его сознании.)

106 Альберт Налчаджян

в этой студенческой группе статус испытуемого был низким, то он давал другим относительно низкие оценки. Но когда статус личности высокий, при оценке других он не высказывает отри­цательной предубежденности1.

в) ^ Самообслуживающий предрассудок. Это тенденция людей исказить восприятия таким образом, чтобы можно было сохра­нить свой положительный я—образ. Мы уже сказали, что люди приписывают свои успехи своим личным качествам, тогда как в неудаче обвиняют внешние силы и обстоятельства.

Когда речь идет об истолковании человеком собственного поведения, следует иметь в виду, что он может иметь специаль­ную мотивацию на искажение. Под ее воздействием возникают такие искажения, которые усиливают его "я" и самоуважение, защищают его я—концепцию.

Описанная выше тенденция выражается в виде эгоцентриче­ского воспроизведения: мы лучше вспоминаем наш собственный вклад в общее дело (работу, беседу, обсуждение какого—либо вопроса и т.п.), чем вклады других участников социального процесса. Вот почему у нас нередко возникают искаженные представления о том, кто авторы и ответственные за те резуль­таты, которые получены благодаря групповой деятельности. Так, когда молодых супругов спрашивают, у кого из них более весомый вклад в общие дела семьи, каждый из них наиболее значительный вклад приписывает самому себе. Социальная ре­альность семейной жизни для каждого из них различна.

Таким образом, атрибуции влияют как на оценку прошлых и будущих событий, так и на наши прогнозы о будущем. Они оказывают влияние на оценку межличностных отношений, на наши мнения о себе и о других, на мотивацию наших будущих действий. Когда одерживает победу наша любимая футбольная команда,— ясно, она состоит из талантливых футболистов, ког­да же терпит поражение — виноваты внешние обстоятельства, несправедливое судейство и другие ситуативные факторы. Роль внешних факторов сильно преувеличивается. Добавим, что как внутренние, так и внешние причины не только объективно

' См.: Araabile, Т. М. and Glazebook, A. H., A negativity bias in interpersonal evolu­tion. "Journal of Experimental Social Psychology", 1981, 18, pp. 1-22; Amabile Т. М., The Social psychology of creativity. New York: Springer Verlag, 1983.

^ Этнозащшпные механизмы и процессы №7

указываются и только затем их роль преувеличивается: они не­редко просто сочиняются. Они могут быть воображаемыми, но даже в таком случае могут обладать мощной мотивационной силой.


1-uravnenie-izvestnih.html
1-vechnost-to-vechno-naveki-na-veki-vechnie-2.html
1-vladimir-bogdanovich-kak-vi-otnosites-k-versii-chto-k-sobitiyam-v-primore-prichastno-gru-versii-izlozhennoj-v-citiruemih-materialah.html
1-vvedeni-e-zadachi-vozlagaemie-na-vojska-radiacionnoj-himicheskoj-i-biologicheskoj-zashiti-stranica-11.html
1-vvedeni-e-zadachi-vozlagaemie-na-vojska-radiacionnoj-himicheskoj-i-biologicheskoj-zashiti-stranica-7.html
1-vvedenie-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • credit.bystrickaya.ru/originalnij-scenarij-vosmiserijnogo-hudozhestvennogo-filma.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-latinskij-yazik.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyubov-v-zhizni-ili-oblomova.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gse-f-10-ekonomika.html
  • writing.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-muzej-zapovednik-nauchno-issledovatelskij-institut-problem-kaspijskogo-morya-astrahanskie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arhangelskaya-oblast-chast-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-chajkin-bila-li-atlantida-i-gde-ee-iskat-stranica-61.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-ob-uchebnoj-i-hozyajstvennoj-deyatelnosti-shkoli-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/konstitucionnie-osnovi-regulirovaniya-prirodopolzovaniya-ohrani-okruzhayushej-sredizovaniya-chast-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problema-monarhicheskogo-pravosoznaniya-stranica-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-15-09-folklor-kollektivnoe-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-skazka-kak-vid-narodnoj-prozi-russkaya-narodnaya-skazka-carevna-lyagushka-str-7-26-chitat.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-osnovi-radioelektroniki-dlya-specialnostej-2016-2015-1302-fakultet-fizicheskij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-biologii-dlya-7-klassa-mou-beloozerskaya-oosh-yalchikskogo-rajona-chr.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendar-znamenatelnih-i-pamyatnih-dat-po-buryatii-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/istochnik-is-paragraf-22-06-2011-13-55-27.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-shpargalka-chast-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-i-pravila-dlya-obuchayushihsya-mou-unoosh-s-korrekcionnimi-klassami.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebniku-a-g-mordkovicha-algebra-i-nachala-analiza-10-11-klass-bazovij-uroven.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-nauchnogo-obshestva-erudit-osostoyanii-i-etapah-razvitiya-mou-novobitovskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • college.bystrickaya.ru/34-trebovaniya-k-stroitelstvu-konservacii-i-likvidacii-opasnih-proizvodstvennih-obektov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gazprom-opasaetsya-vedomosti-myazina-elena-reznik-irina-overchenko-mihail-21122005-240-str-b6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zur-information-uchebnik-nemeckogo-yazika-dlya-studentov-vtorogo-kursa.html
  • education.bystrickaya.ru/1-avtomobil-zholdarin-damitu-zhne-pajdalanu-blmn-bas-mamani-1-brlk-sanati-d-o-4-l.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-29-kubatura-sferi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-viii-rossiya-pered-glavnim-viborom-zakonodatelnaya-baza-viborov-predstavitelnoj-vlasti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-filosofiya-tema-daosizm-kak-religiya-i-filosofiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakultet-ekonomiki-i-finansov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-14-konec-vselennoj-devid-dojch.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rossiyu-razorit-novij-russkij-moskovskij-komsomolec-grishin-aleksandr-17122008-282-str-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dyadka-asmud-sumerki-severa-predislovie-3-posvyashenie-3-blagodarnosti-3-preduprezhdenie-3-epigrafi-3-rod-i.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-teme-voda-samij-horoshij-na-zemle-rastvoritel.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iv-ekonomika-sistemi-obrazovaniya-zakon-rf-ot-10-iyulya-1992-g-n-3266-1.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-11-aktualnie-eticheskie-problemi-sovremennoj-rossii-rabochaya-programma-po-modulno-rejtingovoj-sisteme.html
  • college.bystrickaya.ru/3-raznie-etazhi-zagovora-svetloj-pamyati-evgenii-cinkovoj.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istomina-n-b-rabochaya-programma-po-umk-garmoniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.