.RU

§ 3. Церковь в области права. Церковное право в объективном смысле - Учебник церковного права


^ § 3. Церковь в области права. Церковное право в объективном смысле.
Если религия, как общение или связь христианина с Христом, или человека с Богом, не имеет юридического характера, то, напротив, соединение людей с людьми, как общество, созданное силой объективной религии, и как внешнее учреждение для распространения и насаждения этой религии, не может стоять вне области права. Как общество, христианская церковь состоит из отдельных членов, связанных объективной религией в одну общественную организацию с известной сферой деятельности для каждого органа и с известными отношениями правительственной власти с одной стороны и подчиненности с другой. Отдельные члены суть или индивиды, или членные общения, т. е. такие общественные единицы, которые, объединяя известную группу людей, в то же время входят, как члены, в состав сложной общецерковной организации. В смысле учреждения, церковь предполагает ряд мер, направляемых к осуществлению ее задач, и совокупность средств, служащих той же самой цели. Регулирование, т. е. упорядочение сфер деятельности, отношений власти и подчиненности, мер и средств к достижению церковных задач, требует порядка права. Кроме того, церковь, в смысле обособленной единицы, не может стоять вне отношений к другим человеческим союзам, политическим и религиозным, а также к отдельным лицам, вне церкви находящимся, каковые отношения равным образом требуют юридического нормирования. Из сказанного следует, что церковные отношения, составляющие материал для юридического нормирования, суть или внутренние отношения в церкви самой, или внешние, порождаемые соприкосновением церкви, как общественного союза, с вне ее находящимися общественными же союзами и отдельными лицами. Те и другие отношения нормируются церковным правом в объективном смысле. Следовательно, церковное право в объективном смысле есть совокупность норм, устанавливаемых для определения и упорядочения церковных отношений. По различию отношений, внутренних и внешних, церковное право в объективном смысле есть или внутреннее церковное право (jus ecclesiasticum internum), которое иначе можно назвать церковным правом в собственном тесном смысле, или внешнее церковное право (jus ecclesiasticum externum), которое распадается на государственноцерковное право (Staatskirchenrecht) и междувероисповедное право (Jnterconfessionellrecht). В церковном праве нет надобности различать публичное и частное право, потому что все вообще церковное право носит публичный характер. Осуществление или применение норм церковного права не зависит от произвола отдельных лиц. Даже и те права, которые признаются церковью за отдельными членами в смысле субъективных правомочий, основанных на объективных нормах, носят на себе публичный характер, так как проникаются идеей не частного интереса, а общецерковного блага, так что напр., принадлежащее члену церкви право на участие в церковных действиях, есть не только право, но и обязанность.

Церковное право, как совокупность норм для определения церковных отношений, не совпадает с каноническим правом. Под именем канонического права разумеется в восточной церкви то право, которое содержится в канонах периода вселенских соборов, а в западной - право, содержащееся в Corpus juris canonici. Церковные отношения настоящего времени как в автокефальных церквах восточного православия, так и на западе, только отчасти определяются каноническим правом в означенном смысле, главным же образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного. Притом в каноническом праве есть много определений, не вытекающих из существа и из цели церкви и объясняющихся громадным расширением круга ведомства церковного суда в течение истории, в настоящее же время регулируемых светским правом. Так, не говоря о западном каноническом праве, которое в особенности изобилует такими определениями, даже и в восточных канонических правилах можно найти напр. постановления о недействительности отчудительной сделки (VII всел. 12), о форме манумиссии, т. е. отпущения рабов на волю (трул. 85). Jus canonicum, другими словами, есть все то право, которое произошло от церкви в известный исторический период ее существования, независимо от содержания, т. е. от того, касается ли оно религиозных или гражданских отношений (наприм. защиты владения). Напротив, jus ecclesiasticum есть все то право, которое существенно касается церкви, как религиозного союза, независимо от происхождения, т. е. от того, создано ли оно самой церковью, или государством. Следовательно, каноническое право отчасти уже, отчасти шире церковного права. Последний термин, во всяком случае, должен быть предпочтительно рекомендуем, как более правильный и точный, для обозначения той совокупности норм, которою определяются церковные отношения настоящего времени.

^ § 4. Церковное право, как наука. Задача. Отношение к богословию. Система.
На западе церковное право, как наука, имело весьма продолжительную историю, начиная с XII в., когда преподавание канонического права отделилось от теологии, сначала в Болонье, последнее в Париже и в других европейских высших школах (studia generalia) или университетах, возникавших по болонскому или парижскому образцу. Отделенное от теологии, каноническое право вступило в теснейшую связь с юриспруденцией, так что уже с конца XII в. стало обычным для юриста изучение канонического, а для канониста изучение римского права, для того и другого изучение utriusque juris, вследствие чего обычным же сделалось и возведение в ученую степень доктора utriusque juris. Связь между каноническим и римским правом объясняется тем, что юристы, изучавшие римское право, находили между императорскими конституциями массу законов по делам церковным, которая, следовательно, требовала изучения, как составная часть римского права; а канонисты, изучая и объясняя юридическое положение церкви, встречались с тем любопытным явлением западной истории, что среди германских народов, живших по своим племенным правам (франки, лонгобарды и проч.), церковь и духовенство жили по римскому праву, которое сделалось правом церкви и духовенства даже и во многих гражданских отношениях. Чрезвычайное расширение затем круга ведомства церковного суда в поздние средние века должно было привести к необходимости применять в церковных судах тоже римское право, причем римское право подвергалось некоторым модификациям, а эти модификации в свою очередь влияли и на светскую юриспруденцию легистов. С XVIII века и особенно в нынешнем столетии первое место в разработке науки церковного права принадлежит Германии с Австро-Венгрией. Почетное имя в науке церковного права, как и в юриспруденции вообще, приобрели себе: Фердинанд Вальтер, Георг Филлипс, Фр. Шульте, Шерер, Маассен, Рихтер, Фридберг, О. Мейер, Гиншиус, Ленинг, Руд. Зом, Фил. Цорн и другие известные учеными трудами не только в области церковного, но и в области государственного права, а также в истории римского и германского права.

На востоке наука церковного права принадлежит к числу наименее разработанных. Византийские канонисты занимались составлением сборников и комментированием заключавшихся в этих сборниках канонов и законов, с теми же приемами, с которыми разрабатывали право западные средневековые глоссаторы, не доходя до систематического изложения общих начал церковного права. Попытки же русских, а равно некоторых иностранных православных канонистов представить подобное систематическое изложение, предпринятые лишь в последнее время, не могли еще пока встать в уровень с научными требованиями, тем более что уровень этот должен быть весьма высок, в виду сложности задачи, подлежащей разрешению русской науки. Центральным пунктом научного изложения церковного права для русского ученого должно быть русское православное церковное право. Но христианство и христианская церковь явились в мире гораздо раньше, чем явился на сцене истории русский народ, и в настоящее время русская церковь есть лишь одна из христианских церквей, и одна из частей восточной церкви. Следовательно, научное изучение русского церковного права невозможно, без приведения его в связь с древнехристианской историей и с общим ходом развития церкви на востоке и на западе. Что касается в особенности исторического развития западного христианства, то западная церковная жизнь не только представляет массу материала, полезного для сравнения и объяснения соответствующих явлений в истории русского церковного права, и не только служит ключом к уразумению некоторых церковных институтов, явившихся в русской церкви путем заимствования, но и дает возможность сознательно отнестись к сложившейся на западе противоположности двух религиозных и церковно-правовых систем (католической и евангелической) и извлечь поучительные уроки из всего прошедшего христианской церкви, в сообразность слову апостола: "вся искушающе, добрая держите" (1 Фессал. V, 21). Кроме того, русская наука церковного права не может обойтись без того, чтобы не воспользоваться выработанными на западе научными приемами, понятиями, категориями, классификациями. Итак, не теряя из вида, что центром для русской науки церковного права должно служить русское церковное право, русский канонист должен расширить свой горизонт гораздо дальше пределов русского православного церковного права, тем более что в русском государстве существуют и другие церкви, кроме православной, юридический порядок которых также не может быть обойден русской наукой. Научное изложение церковного права было бы значительно облегчено, если бы у нас существовала хорошо разработанная церковноисторическая наука; в действительности мы еще не близки к тому времени, когда церковная история, особенно первых веков и периода вселенских соборов, будет разрабатываться с надлежащим историческим беспристрастием, а знание западной церковной истории считается даже и совсем излишним в русских духовных академиях. Т. н. "обзор" западных вероисповеданий не есть история христианской церкви на западе.

Наука церковного права есть юридическая, а не богословская. Но так как строй церковного организма, в основных его чертах, определяется догматическим вероисповедным учением, составляющим предмет богословия, то указание на догматическое учение церкви необходимо для понимания, как целой системы устройства, так и отдельных институтов. При этом опять нельзя не указать с сожалением на неудовлетворительную разработку у нас догматического богословия, как раз именно в той его части, которая содержит в себе учение о церкви. Несмотря на целый ряд пунктов, которые в течение многих лет указывались мной с желанием получить от специалистов богословия изложение "православного" взгляда, богословская "наука" молчит. Что касается научной системы изложения, то в настоящее время признаны неудовлетворительными как средневековая декретальная система в виде пяти рублик: judex, judicium, clerus, connubia, crimen, так и позднейшая институционная система по схеме: personae, res, actiones. Составители учебников и руководств по церковному праву, при более или менее значительных уклонениях друг от друга, соображают систему науки с природой изучаемого предмета, т. е. церковного организма, говоря особо об устройстве, об управлении, о внешних отношениях церкви, и присоединяя сюда учение об источниках. Настоящий учебник, по соображениям отчасти принципиальным, отчасти практическим, будет содержать в себе следующие части: 1) исторический очерк развития церковного устройства, 2) исторический очерк развития источников церковного права, 3) догматическое изложение церковного устройства, 4) церковное управление и 5) внешние отношения церкви.


1-obshie-trebovaniya-k-strukture.html
1-okonchennie-i-neokonchennie-prestupleniya-ugolovnoe-pravo-rossijskoj-federacii-chast-obshaya-konspekt-lekcij.html
1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-6-stranica-17.html
1-osnovi-informatiki-informatika-stranica-2.html
1-osnovnie-koncepcii-stimulirovaniya-personala-8-stranica-8.html
1-osnovnie-ponyatiya-operacionnaya-sistema-process-potok-mnogozadachnost-mnogopotochnost-stranica-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-zher-ojnaui-zhne-zher-ojnauin-pajdalanu-turali-ltti-zanamani-aliptasu-zhne-damu-tarihi-bailbek-e-m.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochij-plan-schetov-buhgalterskogo-ucheta-gosudarstvennij-registracionnij-nomer-prisvoennij-vipusku-obiknovennih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshaya-trudoemkost-ciklov-disciplin-uchebnogo-plana-sostavlyaet-9882-chasa-chto-sootvetstvuet-trebovaniyam-gos-vpo-tablica-7-v-tom-chisle.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-vladimir-bogdanovich-kak-vi-otnosites-k-versii-chto-k-sobitiyam-v-primore-prichastno-gru-versii-izlozhennoj-v-citiruemih-materialah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-teoriya-elektricheskih-cepej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-prednaznachena-v-pervuyu-ochered-dlya-specialistov-sferi-psihicheskogo-zdorovya-psihiatrov-psihologov-socialnih-rabotnikov-a-takzhe-dlya-vrachej-internistov-studentov-starshih-kursov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-deputati-kanskogo-gorodskogo-soveta-proveli-ocherednuyu-sessiyu-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vedomstvennie-normativnie-dokumenti-vipusk-11-sentyabr-2007g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-i-dal-o-sutyazhnike-sutyazhit-sutyazhestvo-zhnichestvo-to.html
  • bukva.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-pravovedenie-na-temu-ugolovnoe-pravo-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-yu-lajkov-k-e-n-docent-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-diagnostika-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-kompanii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/napravleniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/visshee-obrazovanie-v-usloviyah-krizisa-dokladi-i-materiali.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kontrolnih-zadanij-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-vipolnenii-moskvoj-funkcij-regiona-konsultanta-i-informatizacii-v-ramkah-pnpo-obrazovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-treugolniki-energii-sozvezdiya-vsemi-pravami-na-izdanie-knigi-vladeet-lyucis-trast.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechaniya-k-finansovoj-otchetnosti-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2009-goda-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/-3-kompensaciya-moralnogo-vreda-vsledstvie-narusheniya-v-s-tolstoj-doktor-yuridicheskih-nauk-professor-zaveduyushij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/44-programmi-praktik-i-organizaciya-nauchno-issledovatelskoj-raboti-obuchayushihsya.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-disciplini-rabochaya-programma-disciplini-ctatistika-napravlenie-podgotovki-080200-menedzhement.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasskaz-zmei-o-tom-kak-u-neyo-poyavilis-yadovitie-zubi.html
  • writing.bystrickaya.ru/investicionnaya-politika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-v-blizhajshie-godi-v-municipalitete-postroyat-okolo-sotni-detskih-sadov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-kursovomu-proektu-po-kursu-osnovnie-processi-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-na-temu-raschet-tarelchatogo-absorbera-v-proizvodstve-kalcinirovannoj-sodi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-semya-i-brak-socialnoe-prostranstvo-i-vremya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-raboti-hudozhestvennoe-nasledie-i-problemi-preemstvennosti-v-izobrazitelnom-iskusstve-gornogo-altaya.html
  • write.bystrickaya.ru/finlyandiya-skazochnaya-strana.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-licenzirovanii-otdelnih-vidov-deyatelnosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-sedmaya-duhovnij-nastavnik-eto-mat-kotoraya-zabotitsya-o-vas-ne-tolko-v-etoj-zhizni-no-zhizn-za-zhiznyu.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetvertaya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-marta-2009-g-n-246-ob-utverzhdenii-strategii-razvitiya-ribohozyajstvennogo-kompleksa-rossijskoj-federacii-na-period-do-2020-goda-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-issledovatelskih-kraevedcheskih-rabot-literaturnij-petrozavodsk-kak-rozhdayutsya-knizhki-i-ih-geroi-intervyu-s-lyubimim-pisatelem.html
  • crib.bystrickaya.ru/intervyu-s-nikolaem-shevchenko-predislovie-k-sborniku.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.