.RU

§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ


^ § 29. Культура раннего Возрождения в Италии
В середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура — культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

1. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и мудрыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой. Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения. Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени. «Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.

Среди них были люди разных сословий и занятий. Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник, собравшись вместе, увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.

«Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории. Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинско-го не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков. Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести — античность, развивалось и другое направление новой мысли, больше связанное с жизнью и непосредственными задачами своего времени.

2. Новое учение о человеке. Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божест­венном мироздании. Свои занятия они называ­ли — «познание божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды отцов церкви и книги античных писате­лей. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обы­чаями, текущими событиями. Главное в сочине­ниях новых ученых — это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали «студиа хуманитатис» — «познание челове­ческого» . Отсюда и второе название «любителей мудрости» — гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения — это и эпоха гуманизма.

Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они счита­ли, что человек может и должен добиться вели­чия уже в земной жизни. Усилием воли и тру­дом человек может достичь звезд, победить судьбу. Наградой человеку, как учили гумани­сты, было не блаженство на небесах, а слава сре­ди современников и потомков. Господь помога­ет именно таким людям, и их успехи — свиде­тельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои лучшие возможности.

Идеал гуманистов — «уни­версальный человек», то есть че­ловек, который достиг совер­шенства во всем: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и т. д.

3. Воспитание нового чело­века. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.

Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. По­этому гуманисты (которые обычно были людь­ми деловыми — служили при правителях, тор­говали и т. д.) все свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных новых трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.

В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

4. Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304—1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.

Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил еймножество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чув-, ства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.

Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.

В Воклюзе он пишет поэму «Африка» на сюжет из римской истории, книгу «Жизнь знаменитых мужей» (о героях Римской республики); чтобы современные ему итальянцы стали опять Цезарями, Сципионами, надо напомнить им, кем были их предки.

За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов. Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313— 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.

Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.

В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.

В Средние века каждый человек должен был занимать свое место в зависимости от знатнос­ти, богатства, занятий. Теперь же в центре вни­мания оказалась личность человека, его инди­видуальные, неповторимые свойства.

5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.

Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет — ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.

Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.

Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445—1510). Самые известные картины мастера — «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.

Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы — палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.

В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.

Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.

1-oblast-primeneniya-dlya-obrazovatelnih-organizacij-planirovanie-25-5-otvetstvennost-polnomochiya-i-kommunikaciya.html
1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-9.html
1-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
1-obshie-harakteristiki-rastvorov-vms.html
1-obshie-prihcipi-psihologicheskoj-borbi-1-obshie-principi-psihologicheskoj-borbi-legkie-dlya-ponimaniya-i-primeneniya.html
  • school.bystrickaya.ru/3-avtomatizaciya-kadrovogo-ucheta-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-vedenie-kadrovogo-deloproizvodstva.html
  • tasks.bystrickaya.ru/232b-tanec-dlya-malenkih-ot-2-do-6-let-metodika-i-postanovki-stranica-19.html
  • essay.bystrickaya.ru/devetnadeseta-lekciya-shestnadeseta-lekciya-berlin-22-oktomvri-1905-g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-krupnimi-kompaniyami-chast-11.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nashestvie-mass-i-massovoe-soznanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gost-24291-90.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tekst-n-8-poslovici-i-pogovorki-n-v-ryabinina-russkij-folklor-i-narodnie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosstroya-ukraini-n23-ot-30-yanvarya-1998g-vvedeno-v-dejstvie-na-territorii-ukraini-s-1-aprelya-1998goda-izdanie-oficialnoe-moskva-1996-stranica-12.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pozhar-v-podmoskovnoj-derevne-volkovo-tushili-bolee-15-chasov-ego-zhertvami-stali-dva-cheloveka-informacionnoe-agentstvo-interfaks-11012012.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/profilnij-uroven.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-zasedaniya-soveta-direktorov-ego-povestke-dnya-i-prinyatih-resheniyah.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-obuchenie-rodnomu-yaziku-v-poliyazichnom-prostranstve-izhevsk-28-29-marta-2012-g-organizatori.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-mezhdunarodnaya-konferenciya-tehnicheskie-muzei-kak-instrument-sohraneniya-istoricheskogo-naslediya-i-vazhnij-element-razvitiya-mirovoj-civilizacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-xiii-ustrojstvo-na-rabotu-konspekt-lekcij-nabor-i-verstka-kiev-1998g-glava-i-etiket-i-psihologiya-delovoj-besedi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/st-xi-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-kibernetika-i-visokie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zvezda-luna-i-areol-cvetochnij-nimf-1-ak-upravlyat-lyudmi-poesy-book-how-to-manage-people-krasnodar-2011-krasnodar.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-pod-zavalov-na-betonnoj-dostali-pogibshego-internet-resurs-ngsru-03022011.html
  • spur.bystrickaya.ru/lagerya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-polozhitelnogo-podkrepleniya-kak-dejstvuet-polozhitelnoe-podkreplenie-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/83-avtomatizaciya-biznes-processov-primer-realizacii-sistemi-interpretaciya-trebovanij-iso-9001-16-osnovnie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prava-obyazannosti-i-otvetstvennost-gosudarstvennih-inspektorov-po-obespecheniyu-edinstva-izmerenij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-snabzheniya-ceha-i-uchastkov-na-predpriyatii-annotaciya.html
  • student.bystrickaya.ru/-7-dzh-dyui-ihtik-g-ufa.html
  • crib.bystrickaya.ru/hudozhnik-v-bondar-perumov-n-d-p-26-vojna-maga-tom-konec-igri-chast-pervaya-cikl-hranitel-mechej-kniga-4-nik-perumov-stranica-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ajdinyan-r-m-sistema-ponyatij-i-principov-gnoseologii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fedinstvennij-i-nepovtorimij-belorusskij-skansen-belorusskij-gosudarstvennijmuzej-narodnoj-arhitekturi-i-bita-20-let-spustya.html
  • report.bystrickaya.ru/katalog-elektronnoj-biblioteki-lesnoe-hozyajstvo-i-derevoobrabotka-dekabr-2008g.html
  • education.bystrickaya.ru/23-dinamika-finansovoj-ustojchivosti-rossijskih-predpriyatij-diplomnaya-rabota.html
  • report.bystrickaya.ru/kabbala-8-1-koncepciya-miroustrojstva-gnostika-vasilida-97-osnovnaya-harakteristika-pervogo-etapa-razvitiya-razuma.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-17-individualno-prirodnie-osnovi-odarennosti-umstvennaya-odarennost-ee-psihologicheskie-proyavleniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/motostrelkovie-vojska-chast-2.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-ob-osushestvlenii-ministerstvom-prirodnih-resursov-i-ohrani-okruzhayushej-sredi-sahalinskoj-oblasti.html
  • learn.bystrickaya.ru/forma-specifikacii-oborudovaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voznagrazhdeniya-chlenam-revizionnoj-komissii-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-tomskaya-raspredelitelnaya.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-bioekologii-na-temu-zagryaznenie-gruntovih-vod.html
  • bool(false)
    © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.