§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ
.RU

§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ


^ § 29. Культура раннего Возрождения в Италии
В середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура — культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

1. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и мудрыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой. Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения. Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени. «Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.

Среди них были люди разных сословий и занятий. Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник, собравшись вместе, увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.

«Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории. Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинско-го не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков. Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести — античность, развивалось и другое направление новой мысли, больше связанное с жизнью и непосредственными задачами своего времени.

2. Новое учение о человеке. Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божест­венном мироздании. Свои занятия они называ­ли — «познание божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды отцов церкви и книги античных писате­лей. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обы­чаями, текущими событиями. Главное в сочине­ниях новых ученых — это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали «студиа хуманитатис» — «познание челове­ческого» . Отсюда и второе название «любителей мудрости» — гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения — это и эпоха гуманизма.

Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они счита­ли, что человек может и должен добиться вели­чия уже в земной жизни. Усилием воли и тру­дом человек может достичь звезд, победить судьбу. Наградой человеку, как учили гумани­сты, было не блаженство на небесах, а слава сре­ди современников и потомков. Господь помога­ет именно таким людям, и их успехи — свиде­тельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои лучшие возможности.

Идеал гуманистов — «уни­версальный человек», то есть че­ловек, который достиг совер­шенства во всем: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и т. д.

3. Воспитание нового чело­века. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.

Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. По­этому гуманисты (которые обычно были людь­ми деловыми — служили при правителях, тор­говали и т. д.) все свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных новых трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.

В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

4. Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304—1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.

Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил еймножество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чув-, ства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.

Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.

В Воклюзе он пишет поэму «Африка» на сюжет из римской истории, книгу «Жизнь знаменитых мужей» (о героях Римской республики); чтобы современные ему итальянцы стали опять Цезарями, Сципионами, надо напомнить им, кем были их предки.

За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов. Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313— 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.

Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.

В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.

В Средние века каждый человек должен был занимать свое место в зависимости от знатнос­ти, богатства, занятий. Теперь же в центре вни­мания оказалась личность человека, его инди­видуальные, неповторимые свойства.

5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.

Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет — ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.

Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.

Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445—1510). Самые известные картины мастера — «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.

Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы — палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.

В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.

Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.

1-oblast-primeneniya-dlya-obrazovatelnih-organizacij-planirovanie-25-5-otvetstvennost-polnomochiya-i-kommunikaciya.html
1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-9.html
1-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
1-obshie-harakteristiki-rastvorov-vms.html
1-obshie-prihcipi-psihologicheskoj-borbi-1-obshie-principi-psihologicheskoj-borbi-legkie-dlya-ponimaniya-i-primeneniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-b-krasnova-knigi-chuvashskoj-respubliki-1991-1995-retrosp-bibliogr-ukaz-sostaviteli-a-g-sidorova-f-g-paramonova-a-b-krasnova-cheboksari-2009-243-s-stranica-27.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-literature-na-vstupitelnih-ispitaniyah-po-literature-postupayushij-dolzhen-pokazat.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-igra-v-imperatora-mihail-veller.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zamestitel-glavnogo-redaktora-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-viznachennya-mitno-vartost-tovarv.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-semestr-rabochaya-programma-disciplini-en-f-01-matematika-zakreplena-za-kafedroj-matematiki.html
  • urok.bystrickaya.ru/produktivnie-kachestva-i-biologicheskie-osobennosti-podsvinkov-na-otkorme-pri-ispolzovanii-glaukonita-06-02-02-kormlenie-selskohozyajstvennih-zhivotnih-i-tehnologiya-kormov.html
  • student.bystrickaya.ru/1-contains-ordinal-number-of-the-text-in-the-table-in-column-2-stranica-22.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-slovo-o-rodine.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-igri-glava-1-obshie-pravila-5-1-pravila-povedeniya-na-poligone-5-glava-2-personazh-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-teoriya-i-praktika-svyazej-s-obshestvennostyu-student-1-kursa.html
  • college.bystrickaya.ru/2-koshka-na-dereve-skazka-liddarianskih-elfov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-soobsheniya-komiteta-36-mek-izolyatori-polimernie-izolyatori-opit-i-perspektivi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-iskusstvo-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-hudozhestvennaya-kultura-1-9-klassi-programma-.html
  • turn.bystrickaya.ru/osoznanie-potrebnosti-kakogo-libo-soobshestva-kratkie-pravila-sostavleniya-poiskovih-zaprosov-v-internet-i-a-makarenko.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchnoj-i-nauchno-organizacionnoj-deyatelnosti-instituta-geofiziki-uro-ran-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-10-dekabrya-2009-g-n-977-ob-utverzhdenii-edinogo-kvalifikacionnogo-spravochnika-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-sluzhashih-razdel-stranica-17.html
  • shpora.bystrickaya.ru/y-go-sezda-lesovodov-dagestana.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gudok-moskva-076-3042008-les-ne-beregut-ot-ognya-2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rol-holodilnoj-promishlennosti-v-ekonomike.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-18-aprelya-2006-g.html
  • college.bystrickaya.ru/321-federalnij-zakon-1-fz-ot-10-yanvarya-2002-g-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-napisaniyu-i-zashite.html
  • books.bystrickaya.ru/biograficheskij-ocherk-n-minskogo-stranica-15.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rdsm-otstk-azastan-memlekettk-farmacevtika-akademiyasi-shzh-rmk.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-pensionnoj-otrasli-stran-sng-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-1-dekabrya-2010-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/finansovi-aktivi-na-razpolozhenie-za-prodazhba-godishen-doklad-za-dejnostta.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-kolebanij-svyazannih-sistem-rekomendaciya-otvetit-na-postavlennie-voprosi-mozhno-s-pomoshyu-predlozhennoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-iz-doshkolnogo-detskogo-doma-v-shkolu-prihozhan-a-m-tolstih-n-n-psihologiya-sirotstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-studentam-rabochaya-programma-kursa-istoriya-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-azartnie-igri-kniga-viktora-niderhoffera-ego-originalnij-vzglyad-na-iskusstvo-birzhevih-spekulyacij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-v-bubon-issleduet-nekotorie-grani-vovlecheniya-advokaturi-v-korrupcionnuyu-prestupnost-v-habarovskom-krae-i-predprinimaet-popitki-ocenit-kakie-masshtabi-priobrelo-eto-yavlenie-krome-togo-on-podnimaet-ryad-vopr.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervaya-desyatka-usovershenstvujte-svoyu-pamyat-toni-byuzen.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervim-apparatom-kotorij-mog-dostatochno-kachestvenno-zapisat-muziku.html
  • student.bystrickaya.ru/109-uchet-raschetov-s-podotchetnimi-licami-uchebnoe-posobie-vladimir-2011-udk-657-1-69-bbk-65-052-253-1.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-sposobi-metodi-nauchnie-stati-referati.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.