.RU

§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ


^ § 29. Культура раннего Возрождения в Италии
В середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура — культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

1. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и мудрыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой. Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения. Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени. «Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.

Среди них были люди разных сословий и занятий. Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник, собравшись вместе, увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.

«Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории. Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинско-го не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков. Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести — античность, развивалось и другое направление новой мысли, больше связанное с жизнью и непосредственными задачами своего времени.

2. Новое учение о человеке. Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божест­венном мироздании. Свои занятия они называ­ли — «познание божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды отцов церкви и книги античных писате­лей. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обы­чаями, текущими событиями. Главное в сочине­ниях новых ученых — это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали «студиа хуманитатис» — «познание челове­ческого» . Отсюда и второе название «любителей мудрости» — гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения — это и эпоха гуманизма.

Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они счита­ли, что человек может и должен добиться вели­чия уже в земной жизни. Усилием воли и тру­дом человек может достичь звезд, победить судьбу. Наградой человеку, как учили гумани­сты, было не блаженство на небесах, а слава сре­ди современников и потомков. Господь помога­ет именно таким людям, и их успехи — свиде­тельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои лучшие возможности.

Идеал гуманистов — «уни­версальный человек», то есть че­ловек, который достиг совер­шенства во всем: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и т. д.

3. Воспитание нового чело­века. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.

Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. По­этому гуманисты (которые обычно были людь­ми деловыми — служили при правителях, тор­говали и т. д.) все свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных новых трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.

В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

4. Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304—1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.

Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил еймножество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чув-, ства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.

Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.

В Воклюзе он пишет поэму «Африка» на сюжет из римской истории, книгу «Жизнь знаменитых мужей» (о героях Римской республики); чтобы современные ему итальянцы стали опять Цезарями, Сципионами, надо напомнить им, кем были их предки.

За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов. Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313— 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.

Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.

В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.

В Средние века каждый человек должен был занимать свое место в зависимости от знатнос­ти, богатства, занятий. Теперь же в центре вни­мания оказалась личность человека, его инди­видуальные, неповторимые свойства.

5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.

Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет — ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.

Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.

Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445—1510). Самые известные картины мастера — «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.

Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы — палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.

В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.

Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.

1-oblast-primeneniya-dlya-obrazovatelnih-organizacij-planirovanie-25-5-otvetstvennost-polnomochiya-i-kommunikaciya.html
1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-9.html
1-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
1-obshie-harakteristiki-rastvorov-vms.html
1-obshie-prihcipi-psihologicheskoj-borbi-1-obshie-principi-psihologicheskoj-borbi-legkie-dlya-ponimaniya-i-primeneniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stihiya-vozduha-transaktnij-analiz-e-berna-i-dialekticheskij-arhetip.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-i-osnovnie-vivodi-po-dissertacii-asinhronnij-elektroprivod-elektromehanicheskih-sistem-s-optimalnimi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svoboda-religii-i-religioznaya-terpimost-godovoj-otchet-helsinskoj-associacii-po-pravam-cheloveka-v-armenii-za-2004-god-soderzhanie.html
  • studies.bystrickaya.ru/genetika-selekciya-evgenika.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-073002-teoriya-muziki-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/dlya-agroekonomicheskogo-fakulteta-lektor-k-t-n-str-prep-isaev-ajdin-yunis-o-lekciya-proizvodstvennie-selskohozyajstvennie-processi-i-sredstva-mehanizaciipla-n.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-arhitekturno-stroitelnij-universitet.html
  • shkola.bystrickaya.ru/principi-prokurorskogo-nadzora.html
  • student.bystrickaya.ru/14-soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zoologiya-pozvonochnih-specialnost-020201-65.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ural-dachinskaya-gruppa-spravochnoe-posobie-pod-redakciej-prof-g-n-maslennikovoj-izdatelstvo-tpu-2009.html
  • literature.bystrickaya.ru/beskrajni-prostori-neba-nad-mirom-mislyu-chelovecheskoj-ne-obyat-ih-no-rasskazivayut-chto-prestol-gospoden-vozdvignut-pryamo-nad-ispaniej-stranica-25.html
  • institute.bystrickaya.ru/folklor-folkloristika-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku-maj-2008-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/pochvi-rastitelnost-zhivotnij-mir-istoricheskij-ocherk-turistsko-ekskursionnie-marshruti.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-m-lotman-lekcii-po-strukturalnoj-poetike-stranica-9.html
  • assessments.bystrickaya.ru/edmon-rostan-sirano-de-berzherak-stranica-12.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektrodinamika-ii.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-11-ot-zasedanie-na-obs-svoge-provedeno-na-14092010-godina.html
  • write.bystrickaya.ru/faktoring-v-sisteme-upravleniya-debitorskoj-zadolzhennosti-predpriyatiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchet-i-audit-gotovoj-produkcii.html
  • bystrickaya.ru/vklyuchenie-3-h-faznogo-dvigatelya-v-odnofaznuyu-set.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-azati-lama-alimi-sh-sh-ualihanov-azastan-aumaini-zhaa-durde-zerttelu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zashita-prav-potrebitelej.html
  • klass.bystrickaya.ru/a3-podklyuchenie-vihodnih-signalov-rukovodstvo-polzovatelya-rbyak-656325-064-003-rp.html
  • student.bystrickaya.ru/-4-vremennij-vvoz-statya-tamozhennoe-regulirovanie-i-tamozhennoe-delo-v-rossijskoj-federacii-punkt-1-stati-1.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/translation.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pishevaya-cennost-zhirov-i-ih-sortov.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskva-medvedev-predlagaet-usovershenstvovat-zakonodatelstvo-kasayusheesya-raboti-organov-kotorie-rassleduyut-terakti-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravila-provedeniya-kollokviuma-i-ekzamena-3-chast-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravoslavnaya-tradiciya-duhovno-nravstvennogo-stanovleniya-cheloveka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchastie-pedagogov-i-uchashihsya-v-etom-godu-v-konkursnih-meropriyatiyah-raznogo-urovnya-ostayotsya-na-stabilno-visokom-urovne-i-nablyudaetsya-polozhitelnaya-kachestvennaya.html
  • institute.bystrickaya.ru/generiruyushie-i-peredayushie-moshnosti-otchet-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-tulenergo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kniga-vtoraya-padenie-garmahisa-annotaciya-vromane-kleopatra.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nakazanie-za-povedenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1tema-zanyatiya-poliklinika-zanyatie-2-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-na-zanyatii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sociologicheskij-opros-roditelej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.