§ 2. СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ ПЛАНЕРА - Первый краткая характеристика, устройство и аэродинамика планеров
.RU

§ 2. СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ ПЛАНЕРА - Первый краткая характеристика, устройство и аэродинамика планеров


§ 2. СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ ПЛАНЕРА

  1. ^ Техника пилотирования на планировании.

Пилотирование планера в свободном полете характеризуется:

прямолинейностью, постоянством скорости по траектории, вертикальной скоростью снижения и соблюдением правил осмотрительности. Хорошая осмотрительность в воздухе «помогает планеристу знать, что делается на земле и .в воздухе, чтобы исключить случаи столкновения планеров в полете или на земле гари посадке. Осматриваться следует по принципу «восьмерки».

Отсутствие крена контролируется по положению горизонта на переднем стекле фонаря кабины, по авиагоризонту, по указателю поворота и скольжения (шарик и стрелка должны быть в центре).

Скорость выдерживается по положению козырька кабины планера относительно линии горизонта, которая должна проходить ниже верхнею обреза переднего стекла пилотской кабины примерно на одну треть его высоты (рис. 16),



и контролируется по указателю скорости; вертикальная скорость — по вариометру, а высота — по высотомеру.

Наиболее сложным элементом полета считается разворот. Выполняется он следующим образом. Перед разворотом надо осмотреться в установленной последовательности и, если ничто не мешает развороту, наметить ориентир под 90° к направлению полета для определения момента вывода из разворота-

После этого, плавно дав ручку от себя, увеличивают скорость на 5 км/ч.

Затем одновременным движением ручки и педали вводят планер в разворот и при этом следят, чтобы с образовавшем крена начался и поворот планера.

При достижении крена 30—35° обратным движением ручки и педали надо зафиксировать этот крен. Внимание при развороте направляется на контроль координации положений рулей по указателю поворота и скольжения (шарик указателя скольжения должен быть в центре) и на положение козырька кабины относительно горизонта. Величина угла крена определяется по углу между линией горизонта и нижним обрезом переднего стекла кабины (рис. 17).



После вывода из разворота установить заданную скорость планирования, осмотреться и проверить точность направления на ориентир.


^ Характерные отклонения и ошибки, допускаемые планеристом:

а) ввод в разворот на малой скорости (обычно на скорости прямолинейного планирования). Причиной этой ошибки является то, что планерист забывает увеличить скорость перед вводом в разворот. Для направления ошибки следует увеличить скорость в процессе разворота, плавно отслонив ручку от себя (природа комментария к данной ошибке следующая: раньше прямолинейный полет по кругу выполнялся на скорости 85 км/ч, а при вводе в разворот скорость увеличивалась до 90 км/ч, что бы упростить полет по кругу было принято решение выполнять его на скорости 90 км/ч и хотя данное издание выходило уже после принятия данного решения, замечание в ошибках осталось, т.о. сейчас планеристу необходимо всего лишь контролировать выдерживание скорости и не уменьшать ее);

б) непостоянная скорость в процессе разворота. Подобная ошибка чаще всего встречается у планеристов, которые при разворотах основное внимание обращают на указатель скорости, а не на положение козырька кабины планера относительно горизонта;

в) непостоянный крен на разворотах. Такая ошибка допускается из-за неправильного распределения внимания: планерист свое внимание уделяет только ориентиру для вывода из разворота, но не контролирует постоянство крена;

г) не координированные движения рулями приводят к скольжению при развороте (внешнему или внутреннему). Не координированные движения особенно заметны при выводе из разворота: если при выводе резко нажать на педаль в сторону вывода, но не (вывести планер из крена, то получится внутреннее скольжение. И наоборот, если вывести планер из крена и не отклонить педаль в сторону, получается скольжение в сторону, обратную разворота,

д) планер выводится не точно на намеченный ориентир. Причиной этой ошибки является то, что планерист перед разворотом не наметил ориентир для вывода или же неправильно распределял внимание в процессе выполнения разворота;

е) вывод из разворота на малой скорости. Это очень опасная ошибка, особенно при разворотах на малой высоте. Допускается она вследствие неправильного распределения внимания. Планерист, 'увлекшись наблюдением за ориентиром для вывода, не замечает, в каком положении относительно горизонта находится козырек кабины планера. Потеря скорости на четвертом развороте часто наблюдается еще и тогда, когда расчет на посадку произведен с недолетом: планерист, боясь потерять много высоты, на развороте инстинктивно берет ручку на себя.

^ 2. Построение прямоугольного маршрута. От того как будет построен прямоугольный маршрут, в значительной степени зависит точность расчета на посадку.

Задача планериста при (построении такого маршрута заключается в том, чтобы, отцепившись на заданной высоте над посадочными знаками, произвести полет по установленному маршруту и посадить планер у посадочной стрелы (рис. 18).



Произведя отцепку на высоте 300 м и убедившись, что фал отделился от планера, планерист обязан продолжить горизонтальный полет с целью погасить скорость и перейти к планированию.

Первый разворот выполняется на высоте 300—280 м после того, как установится заданная для данного типа планера скорость планирования, с креном 15°. При ветре первый разворот выполняется не на 90°, а на несколько меньший угол, т. е берется упреждение на снос. Угол упреждения выбирается с таким расчетом, чтобы линия полета проходила перпендикулярно к линии посадочных знаков. Практически для легких планеров (со скоростью планирования 70—80 км/ч) угол упреждения при скорости ветра в 5 м/с должен равняться 15°, т. е. угол упреждения в градусах численно в три раза больше значения скорости ветра, взятой в м/с. Второй разворот выполняется на высоте 250—220 м. Посадочная стрела при этом будет проектироваться под углам 25—30° к продольной оси планера.

Вывод из второго разворота производится с таким расчетом, чтобы траектория полета после разворота была параллельна линии посадочных знаков. Высота после вывода 220—210 м. Часто на высоте ветер имеет другое направление. Поэтому на прямой от второго к третьему развороту необходимо проверить, не сносит ли планер ветром. Если обнаружен снос, то нужно отвернуть планер в сторону, противоположную сносу.

На траверзе посадочной стрелы выпустить посадочное колесо

Третий разворот при ветре до 5 м/с выполняется на высоте 170—150 м. Посадочные знаки при этом должны проектироваться под углом 40—45° к продольной оси планера

При ветре третий разворот следует выполнять больше чем на 90°, т. е брать поправку на снос так же, как и на первом развороте. Величина угла упреждения зависит от скорости ветра.

Четвертый разворот выполняется на установленной скорости при угле между линией визирования на «стрелу» и линией посадочных знаков (не доходя до нее) — 10—15°, на- 'высоте 150—130 м. Вывод из четвертого разворота должен быть закончен на высоте не ниже 100 м и в створе посадочных знаков.

^ Характерные отклонения и ошибки, допускаемые планеристом:

а) невыдерживание высот разворотов. Эта ошибка особенно опасна, когда второй разворот выполняется на высоте, меньшей чем 250—220 м, так как последующие развороты придется выполнять также на малой высоте. Ошибка исправляется доворотом планера к посадочным знакам (сужение маршрута); -

б) планерист при построении прямоугольного маршрута ориентируется только по высотомеру, не обращая внимания на метеорологические условия и на удаление планера от посадочных знаков на том или ином развороте. Эта ошибка также может привести к удлинению маршрута и посадке с недолетом.

^ 3. Расчет на посадку на планерах является важным элементом полета и может быть произведен различными способами:

а) разворотом на 90° — это самый распространенный. способ, применяется как в учебных, так и в тренировочных полетах;

б) разворотом на 180° — применяется при вынужденной посадке и реже при тренировочных полетах;

в) с прямой- — применяется в исключительных случаях.

Расчет разворотом на 90° начинается с момента выполнения третьего разворота.

При скорости ветра более 5 м/с третий разворот выполняется несколько раньше и на высоте 170—150 м.

Прямая между третьим и четвертым разворотом считается расчетной, при движении по ней производится грубый расчет на посадку.

После того как будет выполнен третий разворот, планерист глазомерно определяет точность расчета. При правильном расчете по мере приближения планера к четвертому развороту, возникаемый угол визирования на место приземления (посадочную стрелу) не изменяется. При расчете с перелетом угол визирования увеличивается, при недолете уменьшается.

Если планерист не уверен в том, что хватит высоты для того, чтобы долететь до посадочной полосы, следует несколько довернуть планер к посадочным знакам.

^ Довороты к посадочным знакам и отвороты от них на прямой между третьим и четвертым разворотами допускаются в пределах ±30° (рис. 19).



При расчете с явным недолетом разрешаются довороты в сторону посадочных знаков на любую величину, обеспечивающую посадку в заданном месте.

Планерист должен помнить, что расчет на посадку на планере нужно производить так, что бы был запас высоты, который может потребоваться для исправления расчета ,после четвертого разворота.

Имеющиеся на некоторых типах планеров, закрылки на этом этапе полета применяются для увеличения крутизны планирования за счет ухудшения качества, они выпускаются после четвертого разворота.

После выполнения четвертого разворота и выпуска закрылков (если они имеются) планерист определяет правильность захода по посадочным знакам и наличие высоты, которую нужно уменьшить скольжением или выпуском (открытием) интерцепторов при уточнений расчета на посадку.

Правильность расчета определяется визированием на точку выравнивания.

При точном расчете точка выравнивания проектируется в верхней части козырька кабины и остается по мере снижения в одном месте. При расчете с перелетом точка выравнивания перемещается вниз по козырьку, а при расчете с недолетом — вверх по нему. Окончательное уточнение расчета и его исправление скольжением должны закончиться до высоты 50-м. На планерах, имеющих интерцепторы, выпуск последних для уточнения расчета разрешается до высоты выравнивания.

Перед скольжением планер отворачивают на 10—15° в сторону, обратную скольжению, после чего энергичным движением ручки накреняют планер в сторону скольжения. От разворачивания планер удерживается рулем направления (дачей обратной крену ноги). Планер хорошо скользит при крене 10—15°. При скольжении надо учитывать погрешность указателя скорости из-за скоса потока около приемника воздушного давления.

При скольжении надо внимательно следить за приближением посадочных знаков, а также за сохранением крена, скорости и направления полета.

Вывод из скольжения производится одновременным движением рулей: по мере уменьшения крена педали ставятся в нейтральное положение. После вывода планер стремится продолжить скольжение; для предотвращения этого следует на короткое время создать незначительный крен в противоположную сторону.

Выпускать интерцепторы для потери высоты следует плавно. Надо помнить, что три планировании с полностью выпущенными интерцепторами незначительное движение ручки на себя вызывает резкое уменьшение скорости.

Устойчивость планера при выпущенных интерцепторах несколько ухудшается.

Убирать (закрывать) интерцепторы следует также плавно, так как при резкой уборке (закрытии) планер взмывает.

Примечание. Категорически запрещается выпускать интерцепторы на разворотах и выполнять развороты с выпущенными интерцепторами.


^ Характерные отклонения и ошибки, допускаемые планеристами:

а) поздно выполняется третий разворот. Это приводит к посадке с недолетом. Ошибка исправляется доворотом планера к посадочным знакам;

б) рано выполняется третий разворот Это приводит к посадке с перелетом. Ошибка исправляется отворотом планера от посадочных знаков, а на планерах, имеющих интерцепторы, выпуском (открытием) интерцепторов до 4-го разворота,

в) поздний ввод в скольжение или поздний выпуск интерцепторов для уточнения расчета на посадку. В этом случае нет возможности потерять излишнюю высоту, и посадка производится с перелетом;

г) вывод из скольжения или уборка интерцепторов на малой высоте, что не дает возможности планеристу подготовиться к посадке.

4. Посадка является самым ответственным и сложным элементом полета, она состоит из следующих этапов: предпосадочного планирования, выравнивания, выдерживания, приземления и пробега.

^ Предпосадочное планирование. До высоты 30—20 м планерист уточняет расчет и после этого переносит взгляд вперед на землю на 10—15° левее продольной оси планера и вниз по глиссаде в точку, куда снижается планер. В поле зрения должны быть точка выравнивания и посадочные знаки

Все время надо следить за быстротой приближения земли и оценивать оставшееся до нее расстояние.

Выравнивание. Сохраняя направление и неотрывно наблюдая за землей, планерист оценивает расстояние до нее и с высоты 4—5 м начинает уменьшать угол планирования с таким расчетом, чтобы прекратить приближение к земле (выровнять планер) на высоте около 0, 5м.

Выдерживание. Проверив, на какой высоте закончено выравнивание, планерист выдерживает планер с постепенным снижением, уменьшая скорость до минимума. Для чего, по мере уменьшения скорости и подъемной силы, планерист плавным и соразмерным снижению планера движением ручки (управления на себя увеличивает угол атаки и не дает планеру касаться земли до тех пор, пока планер не окажется в посадочном положении на высоте 0, 1—0, 15 м.

На выдерживании планерист следит за расстоянием до земли и за направлением полета (отсутствием кренов), не допуская взмывания и сноса.

В процессе выдерживания направление взгляда на землю (15—20° влево и 25—30 м вперед) не менять, так как это может привести к ошибкам в определении расстояния до земли.

Если при посадке смотреть на землю через переднюю часть фонаря кабины, то при вэмывании земля закрывается передней частью планера и создается ложное впечатление о высоте взмывания

^ Приземление и пробег. В конце выдерживания, когда планер примет посадочное положение, надо прекратить движение ручкой на себя и дать планеру без парашютирования мягко коснуться земли посадочным колесом. Ручка на пробеге остается отклоненной на себя. Направление выдерживается педалями по выбранному на горизонте ориентиру, а преждевременное опускание крыла — ручкой управления. По мере уменьшения скорости движения рулем направления должны быть более энергичными.

Для сокращения длины пробега используется тормозное колесо, а при необходимости интерцепторы.

Торможение начинать во второй половине пробега путем плавного нажатия рычага тормоза. Взгляд с ориентира разрешается переносить только после полной остановки планера.


^ Характерные отклонения и ошибки, допускаемые планеристами:

а) высокое выравнивание. Эта ошибка получается, из-за неумения определять высоту полета планера над землей или из-за неправильного распределения внимания на посадке, когда взгляд направлен близко к носовой части планера.

Планерист, заметив, что выравнивание начато слишком высоко, должен прекратить движение ручки на себя (прекратить выравнивание) и, как только планер снизится до нормальной высоты выравнивания, произвести посадку в обычном порядке.

В том случае, когда выравнивание закончено высоко (1,5—2 м), нужно незначительным движением ручки управления от себя снизить планер до высоты 0,5 м, а затем произвести нормальное приземление;

б) взмывание может происходить по следующим причинам: планирования на повышенной скорости, низкого выравнивания или выдерживания, позднего переноса взгляда на землю при планировании; неправильного направления или отвлечения взгляда от земли при выравнивании или выдерживании; резких и несоразмерных движений ручкой управления. В любом случае взмывание следует исправить

Если взмывание допущено в первой половине выдерживания (когда у планера имеется достаточная скорость), необходимо плавным отклонением ручки управления от себя прекратить удаление планера от земли, после чего дать ему снизиться до высоты 0,5 м и произвести нормальное выдерживание и приземление. Если же взмывание допущено во второй половине выдерживания (когда скорость мала), необходимо ручку управления задержать на месте и по мере снижения планера произвести нормальное приземление; при этом следует учитывать, что вертикальная скорость снижения будет увеличенной,

в) «козлы» — это отделения (прыжки) планера после приземления Их причинами могут быть: низкое начало выравнивания; планирование на увеличенной скорости; резкое отклонение ручки управления на себя в момент приземления; расчет с перелетом, когда планерист, стремясь посадить планер у знака, незаметно для себя отдает ручку в момент приземления, или прекращает добирать ее; удар планера колесом о кочку или другую неровность. «Козлы» могут быть скоростными и бесскоростными. В процессе скоростных «козлов» рули управления планером достаточно эффективны и планер реагирует на их отклонение без заметного запаздывания. В процессе бесскоростных «козлов» рули управления малоэффективны, а элероны совершенно неэффективны и планер реагирует на их отклонение со значительным запаздыванием. В силу этого техника исправления скоростных и бесскоростных «козлов» различна.

При возникновении любых «козлов» ни в коем случае не следует стремиться отдачей ручки от себя приземлять планер, ибо это увеличит силу касания колесом о землю и может привести к последующему отделению.

Если при возникновении скоростного или бесскоростного «козла» высота взмывания незначительна (0,5— 0,7 м), необходимо ручку задержать, а по мере снижения планера подбирать ее так, чтобы планер плавно коснулся земли.

Если после касания земли планер взмыл и продолжает уходить от земли (скоростной «козел»), необходимо, в зависимости от скорости, плавным и соразмерным движением ручки от себя задержать дальнейший отход его от земли, не допуская, чтобы планер снижался на нос. В дальнейшем по мере снижения планера ручку необходимо подбирать на себя соразмерно приближению земли, т. е. так, чтобы приземление произошло без удара при нормальном посадочном положении. Крены устранять ручкой и педалями против крена.

При бесскоростном «козле» ручка управления задерживается в том положении, в котором она находилась в момент отделения планера от земли. Отдавать ручку от себя запрещается, так как это усугубляет ошибку. В дальнейшем по мере приближения планера к земле энергичным соразмерным движением ручки на себя произвести нормальную посадку. Возникающие при этом крены исправлять энергично ручкой и педалями в сторону, противоположную крену.

^ 5. Посадка с боковым ветром представляет некоторую сложность и требует от .планериста хорошей техники пилотирования. После четвертого разворота необходимо зайти параллельно посадочным знакам и по тому, в какую сторону относительно их сносит ветром планер, определить направление и величину сноса. Ввиду того, что при посадке взгляд направлен вперед в левую сторону, при левом сносе создается впечатление, что земля движется слева под планер, а при правом сносе — из-под планера. Чтобы устранить снос, нужно создать крен в обратную сносу сторону, а чтобы планер не разворачивался, отклонить руль направления в сторону, обратную крену, т. е. создать скольжение такой величины, которая приведет к уничтожению сноса. При строго боковом ветре со скоростью 4—5 м/с требуется крен примерно 5—6°, Руль направления надо отклонять на такую величину, чтобы выдержать нужное направление. Планер в этом случае подходит к земле с креном. Высота выравнивания и выдерживания остается без изменения, но нужно помнить, что на выдерживании, когда планер находится на высоте 0,5 м, крен должен быть таким, чтобы не зацепиться за землю крылом. Поэтому по мере уменьшения скорости и приближения к земле крен уменьшают так, чтобы приземление было без крена, и по мере устранения крена педали постепенно ставят в нейтральное положение. Если в конце выдерживания планера вновь возник снос и устранить его креном нельзя, то для смягчения боковой нагрузки на шасси в момент приземления необходимо дать педаль по сносу, удерживая планер от накренения элеронами.

^ 6. Посадка с попутным ветром отличается от посадки против ветра лишь тем, что скорость планера относительно земли получается больше, чем воздушная. Это создает впечатление полета с большой скоростью, и некоторые планеристы боятся брать ручку на себя для придания планеру посадочного положения.

Необходимо также помнить, что при попутном ветре ухудшается управляемость планера на пробеге, а когда скорость пробега равна скорости ветра, планер совсем перестает слушаться рулей.

^ 7. Посадка на площадку с неровной или вязкой поверхностью производится на малой скорости с незначительным парашютированием. Заход на посадку должен быть обязательно против ветра. На вспаханное поле при ветре до 7 м/с посадку рекомендуется производить вдоль борозд (независимо от направления ветра). При ветре свыше 7 м/с надо садиться против ветра.

^ 8. Посадка на поле с сельскохозяйственными культурами производится лишь в крайнем случае, когда поблизости нет другой площадки, пригодной для посадки. Приземление выполняется на уменьшенной скорости с парашютирования. При посадке верхушки растительности принимают за поверхность земли.

^ В момент приземления, если растительность высокая, у планера появится капотирующий момент, который нужно парировать энергичным отклонением ручки на себя.

В таком же порядке производится посадка на мелкий и частый кустарник. (ВНИМАНИЕ! После выравнивания, на выдерживании перед касанием верхушек растительности следует убрать интерцепторы, для планеров тех типов где они открываются вниз. В противном случае, гарантирован разворот планера до того как он коснется земли и боковой удар колесом о землю. При боковом сильном ударе шасси ломается)

^ 9. Посадка на лес производится на уменьшенной скорости и с парашютированием. При этом необходима выбирать наиболее густые участки леса. Заходить на посадку следует строго против ветра. Верхушки деревьев принимают за поверхность земли. После того как планер повиснет на деревьях, вылезать из кабины надо очень осторожно, так как изменение центровки может повлечь падание планера на землю.

^ 10. Меры безопасности при полетах по кругу:

вести тщательную осмотрительность, знать количество летающих планеров по кругу и их местонахождение;

сохранять дистанцию до впереди летящего планера не менее 1000 м;

разрешение на посадку запрашивать у РП;

выполнение четвертого разворота заканчивать на высоте не менее 100 м, с креном не более 30°;

после четвертого разворота не допускать уменьшения скорости менее установленной для данного типа планера.


§ 3. ПИЛОТИРОВАНИЕ В ЗОНЕ

1. Полеты в зону производятся, как правило, с целью отработки техники выполнения набора высоты, разворотов, виражей и снижения в составе планерного поезда, а после отцепки — парения, парашютирования, штопора, спиралей и скольжения.

2. Действия при посадке в планер, порядок осмотрительности перед взлетом и в полете остаются теми же, что и в любом другом случае. При подходе к своей зоне надо убедиться, что в ней нет другого планерного поезда или планера. В случае если зона занята, летчик-буксировщик обязан доложить РП и действовать по его указанию, при отсутствии связи возвратиться на аэродром.

3. Для того чтобы планерист мог максимально использовать набранную высоту в зоне при выполнении пилотажа, рекомендуется в процессе летного дня занимать те зоны, которые находятся в наветренной стороне старта или по бокам его (рис 20).



Планерист, придя в зону, по команде с самолета-буксировщика отцепляется и выполняет задание.

4. Ввод в фигуру против солнца и в направлении соседней зоны запрещается.

5. Отцепка планера в зоне производится с таким расчетом, чтобы сразу после ухода самолета из зоны можно было выполнять задание. Планерист обязан знать направление и силу ветра на заданной высоте.

6. Чтобы не выходить из зоны во время пилотажа, фигуры выполняются с учетом ветра на высоте. В штиль фигуры выполняются в центре зоны, при сильном же ветре начинать фигуры необходимо против ветра и у границы зоны, с той стороны, откуда дует ветер, так как во время выполнения задания планер будет относить ветром к центру зоны.

7. Окончание работы в зоне должно производиться на высоте, обеспечивающей приход на аэродром и вход в общий круг полетов других планеров на высоте не менее той, которую они имеют в этой точке при полете по прямоугольному маршруту. Так, например, при входе в общий круг ко второму развороту высота должна быть не менее 250 м, к третьему — не менее 180 м и т. д.

8. Вход в общий круг полетов осуществляется по касательной к ближайшему развороту.

Если зоны расположены впереди посадочных знаков, то планер должен из зоны входить в общий круг полетов, как правило, ко второму развороту (рис. 21)



9. При пилотировании в зоне внимание планериста должно быть направлено не только на правильность техники выполнения эволюции, но и на оставшуюся высоту. В том случае, когда высота не позволяет выполнить полностью задание, его следует прекратить и идти на посадку. Во всех случаях пилотаж в зоне должен быть закончен до высоты не ниже 600 м.

10. Парашютирование производится для того, чтобы планерист прочувствовал эффективность рулей планера на больших углах атаки и на малых скоростях полета и научился удерживать планер от сваливания на крыло.

В зоне, на заданной высоте, планеристу необходимо осмотреться и выбрать ориентир для сохранения направления.

Направление взгляда при парашютировании такое же, как и при посадке.

Установить планер на скорости, соответствующей режиму парашютирования, и, действуя рулями управления, удерживать планер от сваливания на крыло и устранять появляющиеся крены. По мере уменьшения скорости действия рулями должны быть более энергичными, при этом крены устраняются не только элеронами, но и рулем направления.

Для прекращения парашютирования незначительно отпустить ручку управления — планер увеличивает скорость и становится хорошо управляемым.

11. Штопор в учебных целях выполняется на высоте не ниже 1000 м.

Перед вводом в штопор необходимо проверить затяжку привязных ремней, форточку фонаря, положение замков фонаря. Убедиться в отсутствии вблизи других самолетов (планеров), особенно внимательно следует осмотреть нижнюю полусферу. Наметить хорошо видимый ориентир для вывода.

В планирующем полете ручка управления плавно выбирается на себя для перевода планера в режим парашютирования, удерживая при этом планер от сваливания на крыло.

По достижении установленной для данного типа планера скорости плавано отклонить полностью педаль в сторону заданного штопора; как только планер начнет сваливаться на крыло и опускать нос, ручку управления добрать полностью на себя; элероны дежать в нейтральном положении. В этом положении планер сваливается на крыло и переходит в штопор с наклоном оси фюзеляжа к горизонту 75—80°. Взгляд при штопоре направлять в сторону вращения на 25—30° от продольной оси планера и на 30—40° ниже горизонта.

Для вывода планера из штопора за 40° до намеченного ориентира нога дается полностью против штопора и вслед за ней ручка — в положение между «нейтрально» и полностью от себя строго по продольной оси планера.

После прекращения вращения педали ставят в нейтральное положение, и планер плавно выводится из пикирования на установленной скорости.

Потеря высоты за один виток штопора составляет 60—120 м в зависимости от типа планера и его загрузки.

Запрещается на пикировании при выводе из штопора разгонять планер до скорости больше максимально допустимой.


^ Характерные отклонения и ошибки, допускаемые планеристом при выводе из штопора:

а) не полностью отклонена педаль для вывода, и планер продолжает вращение. Сразу же, как только обнаружена эта ошибка, следует полностью отклонить педаль в сторону, противоположную вращению;

б) ручка мало отклоняется от себя. Иногда планерист недостаточно отдает ручку от себя для вывода из штопора. В этом случае планер не выходит из штопора, а только лишь несколько замедляет вращение;

в) при выводе из пикирования ручка резко выбирается на себя, в результате чего создается большая перегрузка (планер теряет скорость)

12. Спираль выполняется по винтовой траектории с постоянной скоростью и креном. Спирали разделяются на мелкие, с креном не более 45°, и глубокие, с креном более 45°.

Наименьшее снижение за один виток опирали достигается на наивыгоднейшей скорости с креном 45°. Техника пилотирования на мелкой спирали, по существу, ничем не отличается от техники выполнения разворота на планировании (см. «Техника пилотирования на планировании»).

^ Техника пилотирования на глубокой спирали заключается в следующем. Перед выполнением спирали планерист намечает ориентир на горизонте (для точного вывода планера из спирали) и увеличивает скорость планирования на 10 км/ч. Затем одновременным и координированным движением ручки и педали в сторону спирали планер вводится в разворот. При достижении крена 40—45° движение педали вперед приостанавливается и даже несколько отклоняется в сторону, обратную спирали. Ручка одновременно с вводом в крен плавно отклоняется на себя настолько, чтобы не уменьшить скорость. Это делается для того, чтобы при перемене рулей (которая наступает при крене в 40—45°) скорость по траектории сохранять отклонением руля направления, а угловую скорость вращения — движением ручки на себя (рулем высоты). Как только крен достигнет заданного, движением ручки в обратную сторону прекращают его увеличение.

На спирали внимание должно быть натравлено на нос планера и горизонт, чтобы контролировать постоянство скорости по траектории и угловой скорости вращения. Периодически взгляд переносится на приборы для контроля постоянства скорости и правильности координации действия рулей. При правильно выполняемой глубокой спирали шарик указателя поворота находится в среднем положении, а стрелка до отказа отклонена в сторону спирали.

Вывод планера из спирали начинают за 45—50°, не доходя до намеченного ориентира, действуя рулями в обратной последовательности по сравнению с вводом в спираль. Скорость при выводе из спирали должна быть на 10 км/ч больше нормальной скорости планирования.

Для уменьшения радиуса спирали применяются закрылки.

Ошибки на спиралях аналогичны ошибкам при разворотах на планировании (см. «Техника пилотирования на планировании»),

13. Скольжение — движение планера, при котором его плоскость симметрии не совпадает с направлением движения, в результате чего планер снижается по траектории более крутой, чем при нормальном планировании.

Скольжение сначала отрабатывается в зоне с тем, чтобы в случае необходимости грамотно применять его для уточнения расчета на посадку, особенно на площадку ограниченных размеров. Рекомендуемые скорость и максимальный угол скольжения даны для каждого типа планера в настоящем Руководстве. Следует иметь в виду, что на скольжении вследствие скоса потока около приемника воздушного давления в показании указателя скорости возникает ошибка до 30 км/ч.

Перед выполнением скольжения осмотреться вниз и в сторону скольжения, наметить ориентир для выдерживания направления, установить режим планирования. Координировано действуя рулями, отвернуть планер от намеченного ориентира на 10—15° и плавным движением ручки управления создать заданный крен в сторону скольжения, удерживая при этом планер от разворота отклонением педали в сторону, противоположную крену. Направление полета сохранять по намеченному ориентиру, скорость — по положению козырька кабины планера относительно горизонта и по указателю скорости, а заданный крен — по положению передних частей кабины относительно горизонта с контролем по авиагоризонту.

Для вывода планера из скольжения педали ставятся в нейтральное положение и убирается крен (с незначительным запаздыванием по отношению к постановке педалей в нейтральное положение).


^ Характерные отклонения и ошибки, допускаемые планеристом:

а) велик крен или недостаточно отклонена педаль в сторону, обратную скольжению — планер разворачивается в сторону крена;

б) при вводе в скольжение рано отклоняется педаль в противоположную сторону — планер разворачивается в сторону, обратную скольжению, и уменьшается скорость;

в) не поддерживается ручка управления на себя — планер увеличивает скорость;

г) нарушена последовательность действий рулями управления при вводе или на выводе из скольжения — не выдерживается направление. Техника выполнения скольжения для уточнения расчета на посадку описана в пункте 3 «Расчет на посадку».

14^ Меры безопасности при полетах в зону:

знать расположение зон пилотажа на данный летный день с учетом разбивки старта;

знать площадки на случай посадки вне аэродрома;

при выполнении пилотажа в зоне должен находиться только один планер;

задание в Зоне не выполнять, если погода не соответствует условиям его выполнения, наблюдается наличие грозовой деятельности, в зоне или вблизи ее границ находится другой планер,

перед выполнением фигур необходимо осмотреться, убедиться в отсутствии других планеров; проверить место в зоне и знать направление на аэродром; доложить РП о высоте и начале выполнения задания;

при выполнении фигур пилотажа: непрерывно представлять положение планера в пространстве; вести круговую осмотрительность; сохранять свое место в зоне, уточняя его по наземным ориентирам; не допускать резких движений рулями управления; выполнение фигур пилотажа начинать на высотах, предусмотренных КУЛПами; в зоне не снижаться ниже высоты 600 м;

периодически докладывать РП о нахождении в зоне и своей высоте.

После окончания задания в зоне при подходе к аэродрому тщательно осмотреться в (сторону круга, запросить по радио у РП разрешение на вход в круг.

В зоне категорически запрещается изменять порядок выполнения задания, выполнять не предусмотренные заданием фигуры, входить в облака.


Раздел четвертый


^ ПАРЯЩИЕ ПОЛЕТЫ

Общие положения

Парящим считается полет в восходящих потоках без потери высоты или с ее набором, когда продолжительность парения вдвое превышает среднее время планирования с данной высоты после отцепки.

Восходящие потоки, образующиеся за счет нагревания земной поверхности, называются термическими потоками.

Кроме термических потоков есть восходящие потоки обтекания, которые возникают при обтекании неровностей земной поверхности (горы, холмы и т. п.), находящихся на пути перемещающейся воздушной массы (ветра). Воздух, обтекая неровности, устремляется вверх по склону, образуя восходящий поток (рис. 22).



Если термические восходящие потоки образуются днем в жаркую погоду, то восходящие потоки обтекания могут быть в любое время суток, независимо от времени года.

В восходящем потоке планер может набирать высоту только в том случае, когда поток поднимается с большей вертикальной скоростью, чем скорость снижения планера.

Планеристу необходимо знать прочность своего планера, так как, находясь в восходящих потоках, планер испытывает значительные перегрузки, особенно если полет совершается в кучевом облаке.

Парящие полеты могут выполняться с целью обучения, тренировки, а также на соревнованиях и для установления рекордов.



1-arhitektura-s-ispolzovaniem-servera-prilozhenij-trehzvennaya-arhitektura-21-stranica-8.html
1-biologicheskie-modeli-psihicheskoj-normi-i-patologii-v-psihiatrii-kriticheskij-analiz-stranica-2.html
1-cel-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
1-celi-i-zadachi-disciplini-uchebnie-programmi-disciplin-kafedri-dizajn-specialnosti-070601-dizajn-graficheskij.html
1-celi-i-zadachi-proekta-metodicheskij-podhod-tehnologicheskoe-obespechenie.html
1-celi-osvoeniya-disciplini-modulya-rabochaya-programma-po-discipline-b-1-matematika-shifr-i-nazvanie-disciplini.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-bibliotekovedenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara-novosibirsk-kiev-harkov-minsk-stranica-23.html
  • letter.bystrickaya.ru/motovilina-i-a-organizacionnoe-razvitie-i-innovacionnie-processi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pokazateli-otneseniya-uchrezhdenij-k-gruppam-po-oplate-truda-rukovoditelej.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vcelyah-obespecheniya-koordinacii-deyatelnosti-obrazovatelnih-uchrezhdenij-uchrezhdenij-kulturi-i-sporta-a-takzhe-v-celyah-organizacii-ozdorovleniya-truda-otdiha.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-logopedicheskaya-rabota-pri-rechevom-nedorazvitii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-fakultetov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/realizaciya-soderzhatelnih-linij-gos-rnr-k-prikaz-ot-2010-g-uchebnij-plan-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-joshkar-ola.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-raboti-osobie-ekonomicheskie-zoni-kak-institucionalnie-instrumenti-vklyucheniya-rossii-v.html
  • education.bystrickaya.ru/136-van-den-dele-v-vajngart-p-soprotivlenie-i-vospriimchivost-nauki-k-vneshnemu-rukovodstvu-vozniknovenie-novih-disciplin-pod-vliyaniem-nauchnoj-politiki-httpcouriercomruprilposobieweing.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-13-televidenie-s-g-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchitelya-sivchenko-eleni-ivanovni-uchitelya-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii.html
  • turn.bystrickaya.ru/pismo-xcvi-pismo-i.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-raboti-v-oblasti-geofizicheskogo-oruzhiya-na-poroge-geograficheskij-fakultet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kareliya-ekskursionnie-sbornie-turi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-informatizaciya-sistemi-obrazovaniya-kirovskoj-oblasti-na-2008-2010-godi-kirov-2008.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-socialnoj-istorii-k-istorii-obshestva.html
  • learn.bystrickaya.ru/etap-7-vnedrenie-i-podderzhanie-programmi-monitoringa-monitoring-i-indikatori-razrabotka-nacionalnih-programm.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-2-tema-osnovnie-ponyatiya-teorii-veroyatnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursi-akcionernoe-obshestvo-ao-kaspij-neft-tme.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastyu-programmi-ohrani-vodnih-obektov-ot-zagryazneniya-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/denis-skazhite-pozhalujsta-skolko-vse-taki-sobesedovanij-kto-pishet-3-kto-4-kto-to-nedavno-govoril-chto-2-zaranee-spasibo-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-nachinaetsya-s-pervih-upominanij-o-chislennosti-naseleniya-velikogo-novgoroda-i-zakanchivaetsya-ego-demograficheskim-prognozom-do-seredini-xxi-v-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-nauchnoj-raboti-na-2010-god-temi-annotacii-tem-publikacii-konferencii-seminari-dissertacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-dlya-postupleniya-v-aspiranturu-po-specialnosti-12-00-08.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-ekologiyali-himiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-antikrizisnih-mer-pravitelstva-rossijskoj-federacii-na-2009-god-vvedenie-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voda-i-eyo-svojstva-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/1-putanica-v-date-okonchaniya-vojni-svyazana-s-dvumya-obstoyatelstvami-vopervih-7-maya-1945-goda-soyuzniki-ssha-i-velikobritaniya-uzhe-prinyali-kapitulyaciyu-gitlerovsk-stranica-19.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/luchshe-skuchat-vdvoem-chem-v-odinochku-test-horoshaya-li-vi-sobesednica-odinokih-lyudej-stalo-bolshe-schaste-prihodit.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-geologii-i-osvoeniya-nedr-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prestupnost-i-metodika-ee-izucheniya-chast-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-i-vivodi-dissertacii-nashli-otrazhenie-v-ugolovnom-sudoproizvodstve.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniyapo-fizike-srednee-polnoe-obshee-obrazovanie.html
  • bystrickaya.ru/vkomnate-za-stolom-sidel-starik-slozhno-bilo-skazat-skolko-zhe-emu-let-to-li-pyatdesyat-a-to-li-i-vse-semdesyat-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.