§ 19. Столетняя война - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ
.RU

§ 19. Столетняя война - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ


^ § 19. Столетняя война
1. Причины войны и повод к ней. В 14 веке началась длительная и тяжелая война между Англией и Францией. Она продолжа­лась с перерывами более ста лет, и поэтому ее назвали Столетней войной (1337—1453).

Французский король стремился отвоевать у Англии Аквитанию: без этого не могло завер­шиться объединение Франции. Но Аквитания была ценным источником доходов, и английс­кий король не желал терять ее.

Английский король был родственником короля Франции: его мать была дочерью Фи­липпа IV Красивого. Используя то, что после смерти сыновей Филиппа IV стала править ди­настия Валуа, он заявил о своих правах на французский престол.

2. Армии двух стран. Французское войскосостояло из рыцарских отрядов, возглавляе­мых сеньорами. Рыцари не признавали дисцип­лины: в бою каждый из них действовал само­стоятельно и старался выделиться личной доб­лестью. Пехота состояла из чужеземных наем­ников. Рыцари относились к пехотинцам с пре­зрением.

Английское войско было организовано луч­ше французского. Им командовал сам король. Кроме рыцарской конницы, у англичан была многочисленная дисциплинированная пехота, которая состояла из свободных крестьян. Пехотинцы-лучники пускали из арбалетов1 стрелы на 600 шагов, а с 200 пробивали рыцарские дос­пехи.

3. Поражение французских войск. Распола­гая сильным флотом, английское войско пере­правилось через Ла-Манш. В 1340 году в мор­ском сражении в узком проливе при Слёйсе у берегов Фландрии англичане разгромили фран­цузский флот, уцелели лишь немногие суда.

Через несколько лет военные действия во­зобновились. Англичане захватили Норман­дию, двинулись к Фландрии и оттуда начали наступление на Париж. Им навстречу выступи­ло французское войско во главе с королем. Но в 1346 году в сражении у Креси французы были разгромлены: они потеряли полторы тысячи рыцарей и 10 тысяч пехотинцев.

Вторжения английских войск во Францию принесли им богатую добычу: деньги, оружие, драгоценности, а также выкупы за богатых пленников. Награбленная добыча рекой потек­ла в Англию. Немудрено, что эту войну одобря­ли в Англии разные слои населения.

Англичане во главе с наследником престола Эдуардом, прозванным по цвету его доспехов Черным принцем, свое новое наступление на­чали из Аквитании. Французы во главе с королем имели двойной численный перевес, но действовали разроз­ненно, это мешало им побеждать.

В 1356 году произошла бит­ва у города Пуатъё, к югу от Луары. Англичане укрепили свои позиции и построили час­токол. Французские рыцари пе­редового отряда, не дождав­шись подхода основных сил, атаковали англичан. Вырыва­ясь вперед, они нарушали строй, мешали друг другу сра­жаться. Под тучами англий­ских стрел подошедшие к месту боя основные силы французов также были раз­громлены и обратились в бегство. Хронист со­общает, что в битве «погиб весь цвет Франции»: из 5—6 тысяч погибших половину составляли рыцари. В плен к англичанам попали самые знатные господа вместе с королем. На севере и на юге страны хозяйничали англичане.

4. Продолжение войны. Блестящие успехи англичан в войне не привели к их полной побе­де из-за стойкого сопротивления народа Фран­ции. В 1360 году между Францией и Англией было заключено перемирие. По договору к Анг­лии отошли большие территории на юго-запа­де Франции и порт Кале на Севере.

Получив передышку, король Франции уве­личил отряды наемников и начал строить воен­ный флот. Была создана сильная артиллерия. Тяжелые пушки, впервые появившиеся в За­падной Европе во время Столетней войны, тог­да применяли для разрушения и обороны кре­постей.

Французскую армию возглавил талантли­вый и осторожный полководец Бертран Дюгек-лён, из семьи мелких рыцарей. Он избегал крупных сражений, внезапно нападал на от­дельные отряды противника, нанося ему боль­шой урон. Армия постепенно освобождала в Аквитании город за городом. Французский флот выиграл несколько морских сражений.

К 1380 году оставшаяся в руках англичан часть Аквитании была меньше, чем к началу войны. На севере они сохранили лишь несколь­ко прибрежных городов.

5. Война бургундцев с арманьяками. Одна­ко в конце XIV века положение Франции вновь осложнилось. Страну раздирала борьба двух феодальных групп за власть и влияние на пси­хически больного короля. Во главе их стояли дяди короля — герцог Бургундский и герцог Орлеанский (с его близким родственником гра­фом Арманьяком). Поэтому междоусобные рас­при были названы войной бургундцев с армань­яками.

Оба герцога имели большие владения и мно­жество вассалов. Противники беспощадно истребляли друг друга и безжалостно грабили страну. Крестьяне бежали из деревень; бюрге­ры покидали города. Враждующие феодальные группы вели с англичанами тайные переговоры и просили у них помощи. Англичане помогали то бургундцам, то арманьякам — тем, кто шел на большие уступки. Но в конце концов возник союз Англии с герцогом Бургундским.

6. Захваты англичан во Франции в начале XV века. В 1415 году большое английское вой­ско высадилось в устье Сены и направилось к Кале. У деревни Азенкур, в 60 км от Кале, французская армия вновь была разгромлена и бежала с поля боя. Погибло много рыцарей, полторы тысячи попали в плен. Поражение было воспринято как «очень большой позор для Французского королевства».

Через несколько лет после битвы при Азен-куре бургундцы заняли Париж и перебили за­стигнутых врасплох многих сторонников арма-ньяков. В руки герцога Бургундского попал король Франции: от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. Новым королем Франции был объявлен английский король — младенец, которому не исполнилось еще и одного года. Не согласившись с этим, за­конный наследник, 15-летний сын короля Франции Карл, бежал из Парижа и провозгласил себя королем Карлом VII (1422—1461). Он привлек к себе симпатии тем, что встал на за­щиту независимости Франции.

Англичане продвигались на юг. Остатки французских войск засели в крепостях на бере­гу Луары. Английские войска осадили город Орлеан. Его падение открыло бы захватчикам путь на юг страны. Под Орлеаном решалась судьба Франции.

Французское войско утратило веру в победу. Наследник престола и знать растерялись и дей­ствовали нерешительно. Но народ сохранил му­жество и волю к борьбе. Крестьяне отбивали на­падения грабителей на деревни; они устраива­ли засады и истребляли захватчиков. В стране разгоралась партизанская война.

Уже двести дней героически оборонялся Орлеан. Горожане возили из далеких каменоло­мен камни для пушечных ядер, ковали оружие. Во время штурмов все население сражалось на крепостных стенах. Отряды горожан делали смелые вылазки в лагерь противника.

7. Народная героиня Жанна д'Арк. В подъ­еме народной борьбы против захватчиков и их изгнании большую роль сыграла Жанна д'Арк. По описанию современников, это была высо­кая, сильная и выносливая крестьянская де­вушка-пастушка. Будучи безграмотной, она, однако, обладала быстрым, находчивым умом и превосходной памятью, хорошо ориентирова­лась в сложной обстановке. С детских лет Жан­на видела бедствия своего народа. Впечатли­тельной, очень религиозной девушке казалось, что она слышит голоса святых, побуждающих ее к военному подвигу. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти родину от врага.

Ей не было и 18 лет, когда она покинула родные места, чтобы участвовать в борьбе с англичанами. Жанна сказала: «Никто на све­те... не спасет королевство французское и не поможет ему, кроме меня». Жанна прежде все­го хотела доказать: Бог желает ухода англичан из ее страны.

Много трудностей пришлось преодолеть Жанне, чтобы принять участие в войне, кото­рая считалась делом мужчин. В ближайшем городке ей удалось убедить коменданта крепо­сти помочь ей. Он дал ей мужскую одежду, оружие и несколько воинов для сопровожде­ния.

Наконец девушка добралась до крепости на Луаре, где находился наследник престола, и добилась встречи с ним. Придворные поняли, что ее глубокая вера в победу может поднять бо­евой дух войск. Поэтому Жанне выделили от­ряд рыцарей, который влился в войско, направ­лявшееся на помощь Орлеану. Войско возглав­ляли опытные военачальники. По пути девуш­ку встречали с восторгом: народ поверил, что Дева (так называли Жанну) спасет страну. Ре­месленники выковали для Жанны рыцарские доспехи и сшили походную форму.

Перед походом Жанна д'Арк послала пись­мо англичанам, стоявшим под стенами Орлеа­на. Она требовала отдать ей ключи от всех за­хваченных городов и предлагала мир, если ан­гличане уйдут из Франции и возместят приче-ненный ущерб. В противном случае Жанна грозила врагам «учинить такой разгром, какого не видели во Франции уже тысячу лет».

С прибытием Жанны в Орлеан начались решительные действия против неприятеля. В схватках с врагами Жанна проявляла смелость и находчивость. Ее пример воодушевлял вои­нов, которые, по словам участника боев, «сра­жались так, как будто считали себя бессмерт­ными». Через девять дней осада с Орлеана была снята. Англичане отступили на север.

1429 год — год освобождения Орлеана от осады — стал переломным в ходе войны. При участии Жанны были освобождены большие области Франции.

Но пока Карл не был коронован, он не счи­тался законным королем. Жанна убедила его выступить в поход на Реймс — город, где издав­на короновались французские короли. Весь путь до Реймса в 300 км армия прошла за две недели. Наследник престола был коронован в Реймском соборе. Вблизи короля со знаменем в руках стояла в рыцарских доспехах Жанна.

8. Гибель Жанны д'Арк. Необычный успех и слава крестьянской девушки вызывали за­висть у знатных господ. Они хотели оттеснить Жанну от руководства военными действиями, избавиться от нее.

Однажды Жанна с отрядом преданных ей воинов сражалась с бургундцами, сделав вылазку из крепости Компьён. Окружен­ная со всех сторон врагами, она пыталась вернуться в крепость, но ее ворота оказались закры­тыми, а мост был поднят. Было ли это предательством или тру­состью коменданта крепости, неизвестно. Бургундцы захва­тили Жанну в плен и продали ее англичанам. Карл, которому Жанна обеспечи­ла корону, даже не попытался выкупить геро­иню из плена или обменять на кого-либо из знатных пленников.

Долгие месяцы провела Жанна в тюрьме. Ее держали в железной клетке, с цепью на шее и на ногах. Чтобы оклеветать Жанну в глазах народа, англичане решили приписать победы героини вмешательству дьявола; ей предъяви­ли страшное в то время обвинение в колдовстве. Жанна предстала перед судом инквизиции. Судили девушку французские епископы, пере­шедшие на сторону врагов короля.

Ученые судьи всячески старались сбить и запутать неграмотную девушку. Но на вопросы Жанна отвечала разумно и с достоинством. Ког­да ей задали вопрос: «Ненавидит ли Бог англи­чан?» — Жанна отвечала: «Этого я не знаю. Но я убеждена, что англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто найдет здесь гибель, и что Бог пошлет французам победу над англича­нами». Так искусно она вела словесный поеди­нок с учеными судьями, не имея ни совета, ни помощи. Инквизиторы угрожали Жанне, пуга­ли ее пытками, хотя и не решились их приме­нить. Отважную девушку приговорили к страш­ной смерти, и в мае 1431 года Дева была сожже­на на костре в городе Руане.

Только спустя четверть века король прика­зал провести пересмотр судебного процесса: ведь иначе получалось, что своей короной он обязан колдунье. Новый суд объявил прежний приговор ошибкой, а Жанну признал невинов­ной в колдовстве. В XX веке папа римский при­числил Жанну д'Арк к лику святых.

Народ долго не верил в гибель своей Девы. Ее неповторимая судьба, славные подвиги и мужественная гибель и сегодня привлекают внимание поэтов, писателей, историков. Память о Жанне д'Арк бережно хранит багодарная Франция.

9. Конец Столетней войны. После гибели Жанны народная освободительная война раз­вернулась с новой силой. В Нормандии против англичан действовали десятки тысяч крестьян. Вооруженные кольями и вилами, они наносили захватчикам неожиданные удары. Война стано­вилась для Англии разорительной.

Большим успехом короля Франции было примирение с герцогом Бургундским. Получив по договору приобретенные территории, герцог с войском перешел на сторону короля. В Пари­же началось восстание против англичан, и сто­лица Франции была освобождена.

Король Франции создал постоянную наем­ную армию, увеличил артиллерию. В войске укреплялась дисциплина. Французская армия успешно изгоняла англичан из страны. При поддержке восставших крестьян и горожан она освободила Нормандию, а затем полностью вытеснила англичан из Аквитании. В 1453 году последний оплот англичан в Аквитании город Бордо сдался. На этом Столетняя война закон­чилась. У англичан на французской земле еще на столетие остался один порт Кале.


-pervie-hristiane-vosprinimali-kak-abbreviaturu--.html
-podrostki-i-molodezh-mezhdu-hudozhestvennoj-i-obektivnoj-realnostyu.html
-primechanie-kraevoj-ekologo-biologicheskij-centr.html
-rite-transhei-vtoroj-etap-vklyuchaet-sleduyushie-operacii-rabochij-proekt-gazifikacii-pos-gornyackij-i-vostochno-gornyackij.html
-shubin-g-v-2007.html
-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/14-model-v2v-biznes-dlya-biznesa-uchebno-metodicheskoe-posobie-novocherkassk-2008-udk-330-407.html
  • books.bystrickaya.ru/borci-za-velikoe-delo-teiirbek-zhurgenev-izdatelstvo-k-a-3-a-x-s-t-a-n-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-obrazovatelnij-centr-innovacionnogo-razvitiya-zheleznodorozhnogo-transporta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-maya-2011-g-kompleksnaya-celevaya-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-68.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-tema-vsyo-o-kompyuternih-virusah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-2-osnovnie-fondi-i-proizvodstvennaya-moshnost-predpriyatiya-rabochaya-programma-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b1-b5-ekonomika-obrazovaniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-predstavitelstva-gospozha-belova-yuliya-o-rasprostranenii-transnacionalnih-korporacij-na-territorii-sodruzhestva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diagnostika-lzhi-pri-doprose.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otchet-po-praktike-v-mo-kotlas.html
  • lecture.bystrickaya.ru/57istochniki-toka-v-elektrichestvo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/data-formirovaniya-blanka-zakaza-20-06-2006-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-opredelenie-fizicheskoj-rabotosposobnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ergonomika-specialnost-psihologiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proektirovanie-pereklyuchatelya-dlya-kommutacii-elektricheskih-cepej-postoyannogo-i-peremennogo-toka-nizkoj-chastoti.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pozharnaya-tehnika-stranica-9.html
  • college.bystrickaya.ru/4-chetvert-chasa-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-literaturnoe-chtenie.html
  • spur.bystrickaya.ru/menyu-stolovoj-v-gostinice-sokol-2012-god-na-5-dnej.html
  • esse.bystrickaya.ru/recenziya-na-roman-borisa-yampolskogo-moskovskaya-ulica.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tekst-vzyat-s-psihologicheskogo-sajta-stranica-36.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ishki-su-kligi-turali-2004-zhili-6-shldedeg-574-ii-azastan.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-obsheobrazovatelnaya-programma-8-klass-35-chasov.html
  • klass.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-v-su-151-oao-smt-30-chast-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primenenie-indeksacii-v-avtomatizirovannoj-smetnoj-programme-smetawizard.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-mesto-i-god-izdaniya-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmator-gm-300-osnovnie-ukazaniya-po-rabote-s-programmoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pozharnaya-bezopasnost-i-dejstviya-sluchaya-vozniknoveniya-pozhara-s-videopokazom-pro.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhotraslevie-pravila-po-ohrane-truda-pri-ekspluatacii-vodoprovodno-kanalizacionnogo-hozyajstva-pot-rm-025-2002.html
  • studies.bystrickaya.ru/feodalnaya-razdroblennost-opredelenie-hronologicheskie-ramki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53principi-i-osobennosti-organizacii-soderzhaniya-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/e-d-homskaya-nejropsihologiya-stranica-25.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-kulturologiya-mirovaya-kultura-i-iskusstva-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-turizm-servis-socialno-kulturnaya-deyatelnost-ekaterinburg-2011.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xi-rajonnij-konkurs-issledovatelskih-rabot-uchashihsya-sekciya-informatika-linux-pervie-shagi.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-196.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursa-priklyucheniya-ayaz-ata-v-no-vo-godnyuyu-noch.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sociologicheskogo-issledovaniya-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.