.RU

§ 1. Ударение - «предмет для чтения, заключающий в себе какой-то текст»


§ 1. Ударение. Устная речь строится не только из сегментных фонетических единиц, гласных и согласных звуков, но и из суперсегментных 1 фонетических единиц.

Под последними понимаются различные виды ударения и интонации, а также степень громкости речи, паузы и темп речи. Важнейшими из этих понятий являются два первых.

Различают словесное и фразовое ударение. Последнее принадлежит к интонации, являясь его частью.

В русском языке словесное ударение - это динамическое выделение какого-либо слога в слове, более напряженное и громкое произнесение гласного звука этого слога. Главная общая функция словесного ударения организация звуков слова и его интонации в единое целое.


1 Термин «сегментный» буквально означает «делимый на части, на отрезки» (лат. segтentuт «отрезок, кусою» и подразумевает делимость звуковой линии речи. Однако и интонационная линия речи, высказывания тоже членима. Термин «суперсегментный» подразумевает наложение интонационных единиц на звуки (супер-«сверх»).


Ударение усиливает цельность слова как единицы.

Русское словесное ударение является свободным, т. е. не закрепленным за определенным по местоположению (конечным, предпоследним, первым и др.) слогом слова, как мы встречаем в ряде языков (например, во французском языке все слава и словоформы имеют ударение на последнем слоге; в польском - на предпоследнем; в испанском в большинстве слов постановка ударения подчиняется таким правилам: ударение на последнем слоге, если слово оканчивается на согласный звук, и на предпоследнем, если слово оканчивается на гласный звук или [н], [с]). Оно мажет быть на пер вам слоге многосложного слова (дети, лирика, радоваться), на втором (сидеть, гвоздика, разваливаться), на третьем (разбирать, преумножить, пробежаться), на четвертом (соревнование), на пятам (электрификация) и т. д.

Незакрепленность русского словесного ударения является следствием многих факторов, действовавших на протяжении ряда веков. Во-первых, места ударения во многих однородных группах слов связана с моделями словообразования и формообразования, будучи неотъемлемым элементам этих моделей. Так, большинства продуктивных глаголов на· - без -ся (качнуть, нагнуть, толкнуть) имеют обычно ударение на конечном слоге; глаголы на -ну- непродуктивного класса (типа мокнуть, мёрзнуть) - на корне; глаголы с приставкой вы- - на первом слоге , глаголы на -ти - на последнем слоге (найти, цвести, нести). Существительные мужского рода с окончанием -а во множественном числе в большинстве своем имеют ударение на этом окончании (города, профессора, дома); прилагательные на -ый, -ий, -ее всегда имеют ударение на основе (старый, синий, синее), на -ой - всегда на окончании (молодой, простой); прилагательные в превосходной степени обычно имеют ударение на суффиксе -ейш-, -айш- (нежнейший, старейший, ближайший и т. п.; на деликатнейший).

Русское ударение Отличается также широко наблюдаемой разноместностью: в различных фар мах слова или в славах одного корня Оно может быть на разных слогах, разных морфемах, ср.: мех - меха - меховой;' сторона - сторон - стороны; дети - детёныш; море - морской; белый - белее - белить - белизна. В та же время во многих случаях ударение в формах слава не меняет свае га места (однаместно), ср.: кровать, кроватью, кровати - ударение всегда на вторам слоге корня; голубой, голубые,, голубому - ударение на первом слоге окончания.

Установление конкретных правил и случаев постановки ударения и его передвижения в словоформах и однокоренных Образованиях относится к словообразованию и морфологии, а также к Орфоэпии (см. соответствующие разделы).

Как правило, все знаменательные слова имеют ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) Обычно ударения не имеют. В потоке речи служебные слава сливаются со знаменательными словами, к которым они относятся, образуя с ними единства, называемые фонетическим словом, напр.: па вокзале, при дороге, далеко ли, пришел ведь, отказался было.

Такие безударные при мыкающие служебные слава называются проклитиками, если они стоят перед ударным знаменательным славам (например, на в приведенном сочетании на вокзале), и энклитиками, если они стоят за ним (ли в сочетании далеко ли и т. п.). В ряде случаев в русском языке энклитиками выступают знаменательные слова - существительные ('Обычно в других условиях ударяемые): предлоги, с которыми они употребляются, иногда «перетягивают» на себя ударение, ср.: в стороне, на шаnICа на сторону; в лесу, но из лесу; по небу и по небу; на берегу, но на берег и т. п.

В самых типичных случаях и в своем большинстве слава русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд дву- и трехсложных слов, достаточно длинных, имеют два или три ударения. Лишь последнее из них основное и полновесное, остальные - дополнительные, менее заметные, ср.: машиностроение, железнодорожный, фильмофонофотодокументы. Подобное ослабленное словесное ударение наблюдается и у слов в речи, когда они, находясь в грамматической зависимости от другого слова,

§ 2. Интонация. Под интонацией понимается сложный комплекс суперсегментных элементов - мелодики, ритма, интенсивности, логического ударения и т. д., которые накладываются на звуковую последовательность, составляющую предложение (фразу), и служат для выражения как различных синтаксических, так и экспрессивных и эмоциональных значений.

Устная речь невозможна без интонации. Подобно ~OMY как словесное ударение организует слово как фонетическое целое, интонация предложения придает предложению фонетическую законченность и одновременно с этим вносит в него различную семантику (ее вторая функция). Интонация как суперсегментная единица может охватывать все высказывание или его отдельные части - речевые такты, слова.

В русском языке существует множество интонаций.

С точки зрения материальной формы эти единицы больше всего отличаются друг от друга мелодическим рисунком, несхожестью в перепаде музыкальных тонов.

Нем алую роль при этом играет фразовое, или логическое, ударение, образуемое путем усиления словесного ударения какого-либо одного слова, имеющегося в высказывании, и особой мелодизации его ударного слога.

Логическое ударение - это выделение какого-то слова путем большей напряженности артикуляции его ударного гласного, придание большей длительности и специфического тона тому слову, на смысл которого необходимо обратить особое внимание в данной речевой ситуации. Поэтому любое слово в речи может нести логическое .ударение 1:

1) Тебе бы следовало проводить гостей до станции (в ситуации, когда никто, в частности собеседник, не пошел провожать гостей);

2) Тебе бы следовало проводить гостей до станции (в ситуации, когда, провожая, не довели гостей до станции) ;

3) Тебе бы следовало проводить гостей до станции (в ситуации, когда кто-то, а не собеседник, проводил или собирается проводить гостей).

Фразовая интонация используется для выражения грамматических значений:

1) При ее помощи различаются повествовательные и вопросительные предложения, ср.: Я могу прийти к вам завтра и Я могу прийти к вам завтра?

2) Она используется для дифференциации темы и ремы высказывания (см. «Синтаксис»), ср.: Почтальон пришел и Почтальон пришел.

3) Она используется для уточнения грамматических связей и отношений между членами предложения и между его частями, ср.: Мы видели вчера его отца и мать и Мы видели вчера его, отца и мать. Раненный в руку боец продолжал бой и Раненный в руку, боец продолжал бой.

Очень часто фразовая интонация выражает эмоции говорящего, ср.: Нашим глазам предстал величественный памятник древнего зодчества (с интонацией торжественности и уважения). Уже вернулся? (с интонацией удивления). Уже вернулся?! (с интонацией раздражения).

В настоящее время для русской речи выделяют следующие семь интонационных конструкций (ИК) 1: .

ИК-l - понижение тона на гласном центра ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Центр находится на слове, обозначающем рему. Реализуется в высказываниях обычного констатирующего характера:

Он приехал. Я пойду на стадион.

ИК-2 - ровное или нисходящее движение тона на гласном центра в пределах диапазона предцентра. Уровень тона предцентра ниже центра. Тон гласного центра выше, чем при ИК-l, и усилено словесное ударение. Реализуется главным образом в специальном вопросе: Когда он приехал? Кто там стоит?

входят с ним в один речевой такт, ср.: Ребёнку уже года три (в слове года ослабленное ударение).

Некоторые слова русского языка существуют в акцентологических вариантах, т. е. употребляются с ударением то на одном, то на другом слоге: творог и творог, иначе и иначе, мышление и мышление, одновременно и одновременно. В некоторых словах одна из форм выступает уже как нелитературная, напр.: красивее и красивее (пр ост.) , заржаветь и заржаветь (прост.) , каучук и каучук (прост.) .

1 Фразовое ударение обозначается двумя наклонными черточками (11) в отличие от словесного ударения, обозначаемого одной черточкой и). .

ИК-З - резкое повышение тона на гласном центра выше предцентра и его падение в последующей конечной части. Реализуется преимущественно при выражении общего вопроса: Он приехал? Здесь остановка автобуса?

ИК-4 - повышение тона на гласном центра после некоторого понижения, уровень тона постцентра выше центра. Реализуется в основном при выражении сопоставительного вопроса с предшествующим союзом-частицей а: Пятнадцатый автобус туда не идет. А пятый автобус?

ИК-5 имеет два центра: на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго - понижение. Уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Реализуется при выражении высокой .оценки признака, действия, состояния: Какая красота! Замечательный голос!

ИК-6 - повышение тона на ударном гласном центра выше предцентра и сохранение этого уровня до конца конструкции. От ИК-4 отличается более высоким уровнем тона на гласном центра. Употребляется главным образом при выражении недоумения или приподнятости: Какая погода прекрасная! Почему же вы мне не доверяете?

ИК-7 - резкое повышение тона на ударном гласном центра с отрывистым завершением подъема, в отличие от ИК-З. Реализуется при выражении экспрессивного отрицания, сомнения: Какой он спортсмен! Когда-то еще это будет!


§ 3. Фонетическое членение речевого потока (фраза, речевой такт, слог). Устная речь слагается из отдельных отрезков - отделяемых друг от друга частей. Более крупные звучащие речевые отрезки в сваю очередь могут быть разделены на более мелкие. Единицами, из которых состоит речевой поток, являются фраза, речевой такт, слог.

Устный текст прежде всего делится на фразы - самые большие звучащие единицы. Фраза - эта законченный отрезок речи, отграниченный от других достаточно продолжительными паузами и заключающий в себе законченную мысль. Фраза - эта высказывание, рассматриваемая не с точки зрения его синтаксической структуры и содержания, как в синтаксисе, а с точки зрения его звучания, звукового вида и интонационной законченности (границы между фразами в транскрипции обозначаются знакам //).

^ Графика, орфография и пунктуация


Письменная речь - это графическая передача устной речи (ее звукового потока и вместе с этим смысла информационного содержания, заключенного в ней). Она применяется с целью сообщения информации, которую по каким-либо причинам невозможно или неудобно (нецелесообразно) передать устным путем, и является посредником между участниками коммуникативного акта (автором сообщения и воспринимающим), разъединенными расстоянием и временем 1. Обычно письменная речь подразумевает предшествующую ей устную речь: пишущий не передает информацию, содержание, минуя устную речь, «сразу»: он сначала произносит высказывание· (в виде внутренней речи) и лишь затем оформляет, фиксирует его на письме. Чтение (как бы декодирование письменного текста, его соответствующее переложение звуками устной речи) есть процесс восстановления прямой, устной информации по косвенной ее передаче, процесс возвращения к исходной устной речи, но осуществляющийся уже другим лицом - воспринимающим.

Закономерности и правила письменной речи рассматриваются в разделах лингвистики, которые называются графика и орфография. Этими же терминами обозначаются все средства и правила письменной речи, имеющиеся в отдельных национальных языках.

Русская графика и орфография представляют собой два достаточно тесно связанных между собой аспекта

§ 1. Предмет графики. Алфавит. Основным предметом графики является совокупность, система букв и их значений. Графика изучает и другие письменные знаки - знаки пунктуации , ударения, апостроф.

Совокупность букв, выстраиваемая вне речи в определенном традиционном порядке, называется алфавитом.

В широком смысле алфавит - это совокупность графических знаков - букв, которыми пользуются при письме на определенном этапе существования языка. Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Каждая русская буква имеет две разновидности по семантической функции - прописная, или заглавная, буква и строчная, или маленькая, буква, напр.: А - а, У - у; а также несколько таких разновидностей, которые можно условно назвать стилистическими,- печатные и письменные буквы, причем те и другие имеют вариации (например, современные печатные буквы могут стилизоваться под кириллицу в первоначальном виде, письменные буквы могут быть каллиграфическими и т. д.).

Современный русский алфавит имеет своей основой кириллическую азбуку, буквами которой писались старославянские и древнерусские книги и грамоты (документы). На протяжении веков часть кириллических букв была утрачена, например юс малый и юс большой, ять, и десятеричное, ижица и др., часть же букв несколько изменила прежние очертания. В разные времена дополнительно к модификациям знаков кириллической азбуки были введены лишь три буквы - й, э, ё.

Буквы русского алфавита разделяются на согласные, гласные и такие, которые не входят в эти два разряда.

Согласными буквами условно называют такие, которые всегда обозначают согласные звуки: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, а также й (всего 21). Гласными буквами условно называются буквы, которые всегда обозначают гласные звуки или гласные звуки в сочетании с предшествующим согласным [j]: а, я, э, е, о, ё, у, ю, и, ы (всего 10). Две буквы (ь, ъ) не являются ни согласными, ни гласными, так как не обозначают вообще никаких звуков, а лишь уточняют звуковое значение рядом стоящих букв.

Каждая буква имеет название. Названия части согласных букв состоят из соответствующего твердого coгласного звука и последующего [э]: бэ, вэ, гэ, дэ, жэ, зэ, пэ, тэ, цэ. Названия четырех согласных букв состоят из соответствующего согласного звука и последующего гласного [а]: ка, ха, ша, ща. Названия шести согласных букв состоят из начального элемента [э] и согласного звука:эль, эм, эн, эр, эс, эф. Буква эль имеет еще название эл (более позднее). Названия гласных букв состоят или из одного соответствующего гласного звука: а, о, э, у, и, ы, или гласного звука и предшествующего звука [j]: е, ё, Ю, Я. Буква й имеет составное название и краткое. Буква э иногда называется э оборотное. Составные названия _ мягкий знак, твердый знак (и устаревшие, но еще встречающиеся названия ерь и ер) - имеют ь и русской письменной речи. Это, беЗУСЛОВН0, различные явления, но изучение одного из них вряд ли можно полностью отделить от изучения другого; тем более нельзя понять русскую письменную речь, ограничиваясь изучением лишь одного из этих аспектов: они дополняют друг друга. Можно сказать, что графика - более широкий аспект письма, включающий в себя орфографию как свою часть.


~ "

1 Пунктуация обосабливается в отдельныи аспект письменности ввиду особых правил ее употребления, но как набор графических эле· ментов - это неотъемлемая часть национальной графики.


§ 2. Буквы и звуки. Звуковые значения русских букв. Соотношения между буквами и звуками. Основная функция русских букв - обозначать звуки речи, обозначать их непосредственно или опосредованно. Графика определяет, какие звуковые значения имеют отдельные буквы и как они читаются в раЗRЫХ случаях.

Поскольку русские буквы, передают звуки, русское письмо прежде всего и больше всего является фонетическим (ер. нефонетическую письменную речь - иероглифическую и др., где начертательные средства не приспособлены для передачи звуков, как таковых, в их отдельности, обособленности).

Есть буквы, обозначающие всегда один и тот же звук.

К ним относятся щ, й (они всегда обозначают соответственно звуки [Ш'], Ш). Большинство букв в отдельных конкретных написаниях обозначают один звук, но не один и тот же звук, если учитывать разные написания с этими буквами. Ср.: кот и коты - буква о обозначает в первом слове звук [о], а во втором - звук [Л]; врага, враги, враг - буква г обозначает соответственно звуки [г], [г'], [к]. Некоторые буквы могут обозначать два звука сразу при одном их написании, ер.: юность, ежевика - ю обозначает [jy], е обозначает [jb];. они же Б других написаниях могут обозначать один звук, ср.: лямка, резатья обозначает [а], е обозначает [э]. Сочетание двух букв может обозначать один звук, ср.: счастье - сч обозначает звук [Ш'], роль - ль обозначает [л']. В определенных случаях буквы могут иметь нулевое звуковое значение (т. е. обозначать непроизносимый звук), ср.: здравствуй и здоровье, пожалуйста и пожалуй.

Если буквы могут выступать в нескольких звуковых значениях, передавать различные звуки, выделяются их основные и второстепенные звуковые значения. Например, основными звуковыми значениями буквы г являются [г] и [г'], а второстепенными - [к] (враг) и [в] (сегодня).

Буква ч передает в основном звук [ч'], но может передавать и звук [ш] (скворечник, яичница), что будет для нее второстепенным звуковым значением. Основные и второстепенные звуковые значения букв можно сравнить с прямыми и переносными значениями слов.


Употребление букв в разных звуковых значениях устраняет несоответствие в количестве звуков и букв русского языка (звуков значительно больше, 'чем букв) и подразумевает определенные правила их употребления, в том числе чисто графические.


§ 3. Звуковые значения буквы и ее позиция. Фонетикопозиционный принцип русской графики. Буквы читаются с учетом их взаимного расположения, позиции вообще, из чего и выводятся правила их графического употребления.

Звуковые значения букв зависят от их позиции: буквы в разных позициях употребляются в разных звуковых значениях. Так, ре мы должны прочесть [р'э], но не [рэ]; лю читаем как [л'у] ([л'] мягкий, так как далее идет ю, а не у, а ю читаем нейотированно, так как непосредственно перед этой буквой стоит согласная); ря читаем как [р'а], а яр - как [jap], т. е. в одном случае букву я читаем нейотированно, в другом - йотированно, в зависимости от того, находится ли она после согласной буквы или в какой-либо другой позиции.

Русская графика основана на фонетико-позиционном принципе (принимается во внимание как ее фонетичность, так и позиционная обусловленность чтения букв).

Обозначение либо твердого, либо мягкого согласного звука соответствующей согласной буквой достигается постановкой определенной гласной буквы непосредственно после согласной. Если поставлена какая-либо из букв а, у, э, о, ы (гласные буквы первого порядка), то предшествующая согласная буква читается твердо: год, голубь. Если поставлена какая-либо из букв е, ё, и, ю, я (гласные буквы второго порядка), то предшествующая согласная читается мягко: бег, любя. Этим в первую очередь и осуществляется дифференцированная передача на письме твердых и мягких согласных звуков, что весьма важно для русского языка.

.В конце слов и перед согласной буквой обозначение твердости/мягкости согласного звука, передаваемого соответствующей буквой, достигается уже иначе, но тоже за счет позиции, соседства с другими буквами: постановкой/непостановкой мягкого знака (кон - конь, полка - полька), т. е. контакт С ь или его отсутствие дает мягкое' или твердое чтение согласной буквы.

Гласные буквы е, ё, ю, я читаются по-разному в зависимости от того, какая буква им предшествует и предшествует ли вообще. Если предшествует согласная, то они читаются соответственно [э], [о], [у], [а-]: небо, тёмный, люди, ряд (в безударных слогах слов как редуцированные звуки [иэ], [ь]: небесный, темнота, рядовой). Если же буквы е, ё, ю, я стоят перед любой другой гласной буквой, в абсолютном начале слова или после ъ и ь, они читаются йотированно- [jэ], [jo], [jy], [ja]: яблоко, ели, ёж, Юрий, поесть, двоюродный, доярка, въехать, ночью, объявление 1. Этим достигается обозначение звука [j], если он в устной речи звучит после гласного, либо в начале слова, либо после согласного звука.

Буква й обозначает только один звук [j] и употребляется, как правило, тогда, когда невозможно обозначить данный звук буквами е, ё, ю, я, а именно: если далее идет согласная буква или если далее нет никакой буквы (в слове): война, читай и т. п. Здесь мы имеем дело с позиционным употреблением буквы, а не с ее позиционным чтением.

Звуковое значение буквы в слове часто обусловлено не только чисто позиционными, но и другими причинами, ср.: море и .моря - буква о в первом слове обозначает звук [о] , во втором - звук [Л] ; плоды - плод - буква д обозначает соответственно звуки [д] и [т]; свить, сдат.ь, сшить - буква с обозначает звуки [с], [з] и [ш]. Эти различия звуковых значений буквы вызываются не собственными закономерностями графики, а действием фонетических законов и правилами орфографии. Тем не менее всякая возможность для буквы выступать в том или ином звуковом значении относится и к теории графики.

1 Реже звук [j] обозначается буквой и, которая после ь также читается йотированно - [jи]: семьи, воробьи.


§ 4. Отклонения от фонетико-позиционного принципа русской графики при некоторых написаниях. Описанного принципа пользования русскими буквами вполне достаточно для того, чтобы передать любое русское слово.

Произвольное, неузаконенное отклонение от него приведет к искажению слова, написание не будет отражать звукового облика слова. Так, если мы напишем «л это» вместо лето, то не передадим необходимый начальный звук [л'], а вместо него обозначим на письме неуместный здесь [л].

Тем не менее имеются заметные отклонения от общих принципов, правил графики, но они узаконены и проявляются В ограниченном количестве слов. Они сводятся к следующим типичным случаям:

1. После ж и ш пишется буква и, а не ы, хотя при этом не обозначается мягкость [ж] и [ш]: жизнь, шир.ма.

Поскольку в современном русском языке [ж] и [.ш] всегда твердые звуки, по правилам графики нужно было бы писать «жызнь», «шырма» И т. п. Отклонения объясняются исторической традицией: раньше эти буквы обозначали мягкие согласные звуки [ж'] и [ш'], позже отвердевшие.

Подобным же отклонением является написание цирк, циник, ибо буква Ц в современном литературном языке всегда обозначает только твердый согласный. Строго «правильно» пишутся исключения цыц, цыган, цыпленок.

В словах жюри, Цюрих также есть отклонения, ибо ж и Ц не обозначают мягких согласных, несмотря на последующую букву ю. Здесь причина отклонений - намерение точнее транслитерировать иностранные слова.

В написании типа чаша, чутко замечаем отклонения противоположного порядка. Последовательным было бы написание «чяша», «чютко».

2. В иностранных словах по той же причине звук [j] перед гласным звуком обозначается не гласными буквами е, ё, ю, я, а буквой й: Йе.мен, йод, .майор; строго правильно письмо. Необходимо постоянно обращаться к орфографическому словарю в случае сомнения, проверки, как писать какое-либо слово. При этом обращении мало просто узнать, что слово пишется так, а не иначе, нужно еще и до конца осознать, почему оно пишется именно так. Для хорошего практического освоения русской орфографии как русскими, так и нерусскими очень полезно постоянное и в большом объеме чтение книг, газет, журналов. При обильном, не слишком беглом, вдумчивом чтении написание слов и словоформ, попадаясь на глаза сотни и тысячи раз, как правило, прочно запечатлевается в памяти.


§ 7. Орфографическое регулирование написания слова как целого в различных условиях. Кроме правил, касающихся избирательного написаний букв в пределах слов (в их составных частях - морфемах), русская орфография устанавливает правила избирательного написания целых слов из числа их возможных- вариантов, состоящих из одних и тех же букв в одной и той же последовательности.

Правила русской орфографии регулируют написание слов со строчной или прописной буквы. В основу данной избирательности кладется прежде всего семантический признак. Все собственные имена существительные пишутся с прописной буквы (Москва, Платон, журнал «Крокодил» и т. п.), все нарицательные - обычно со строчной (страна, рассказ), за исключением случаев придания им оттенка торжественности или уважительности (Родина, Партия, Человек). Во многих других случаях написание слова с прописной буквы отражает синтаксическую сторону устной речи, ее интонацию (отдельное предложение начинается с прописной буквы).

В русском письме применяются слитные, раздельные и дефисные написания слов или словосочетаний. В целом они имеют лексико-семантическую основу. Слитное написание, т. е. близкое друг к другу расположение букв, применяется при написании отдельного слова и удостоверяет, что эти буквы передают одно слово, ср.: поистине и по истине, поначалу было неясно и по началу статьи, совершеннолетняя девушка и совершенно летняя погода.

Раздельное написание, т. е. оставление интервала между сочетаниями букв, фиксирует границы между· словами; в редких случаях применяется в середине одного слова, части которого когда-то понимались как отдельные слова.


(в то время как, так как, в открытую и т. п.). Дефисные написания сигнализируют об известной лексической или грамматической близости связываемых дефисом частей. Так пишутся некоторые сложные слова (красно-желтый, социал-демократический, - стоп-кран), составные слова (выставка-продажа, концерт-лекция, Иванушка-дурачок), тавтологические усилительные слова (ходить-ходить, теплым-тепло, крепко-накрепко, синий-синий).

Русская орфография регулирует также перенос слов со строки на строку. Правила переноса слов имеют фонетическую и морфологическую основу. С одной стороны, признается правильным перенос части слова, если при этом не нарушается слогоделение - согласная буква не отрывается от гласной, составляющей с ней слог, например можно перенести го-ло-ва, но нельзя - гол-ова, можно -. повстре-чал, но нельзя - повстр-ечал. С другой стороны, не допускаются некоторые виды разб.ивки морфем при переносе в тех случаях, когда можно избежать и такой разбив- ' ки и одновременно не нарушить резко слогоделение, например: возможен перенос по-до-конник (с отнесением на другую строку одной буквы приставки или корня); возможен, но менее желателен перенос под-оконник; возможен перенос на-бросить, но недопустим - наб-росить;возможен - воз-вратить, но недопустим - во-звратить, возв-ратить.


§ 8. Пунктуация. Помимо букв, русская графика располагает несколькими другими знаками, которые называются пунктуационными или знаками препинания.

Это следующие знаки: запятая (,), точка (.), восклицательный знак (!), вопросительный знак (?), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (-), дефис (-), многоточие (...), скобки (), кавычки (« »), знак ударения С). Все они в сочетании' с правилами их употребления, которые отражают их значимую сторону как знаков, называются пунктуацией.

Пунктуацию, ввиду начертательной специфики ее знаков и их особых функциональных свойств, следует признать автономной составной частью графики и орфографии, вспомогательной по отношению к графике букв и правописанию морфем и слов. Вместе с тем с графикой букв пунктуацию объединяет не только одинаковый технический способ их производства и совместное существование на бумаге, но и, что более существенно, их общее предназначение - быть передатчиками фонетических единиц устной речи: буквы и знаки препинания одинаково являются элементами письменной речи.

Функциональная специфика пунктуационных знаков состоит в том, что они в основном передают на письме - фонетическое членение устного речевого потока, правда, весьма неполно и недостаточно дифференцированно. Отражая части устного речевого потока, фиксируя их границы, а также в определенной, небольшой мере интонацию этих частей, знаки пунктуации тем самым позволяют лучше уяснить содержание устной речи, закодированной письмом.

Пунктуация очень последовательно отражает деление устной речи на фразы, ср.: Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько!.. Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь..., Это вот моя жена... (Чехов). Как видим, конец фразы обозначается на письме при помощи точки, восклицательного знака, вопросительного знака, многоточия; деление на фразы усиливается применением прописных букв в начале каждой фразы. К этому при мыкает и отражение предикативных частей (простых предложений) сложного предложения, что также проводится на письме весьма последовательно, так как почти всегда предикативные части отделяются друг от друга запятой, тире, двоеточием или точкой с запятой.

Пунктуация отражает, правда непоследовательно, деление устной речи на речевые такты. Отделяются запятыми, тире, скобками речевые такты, заключающие обособленные члены предложения, вводные слова, вставные конструкции.

Кроме сигнализации о границах фонетических частей кодируемой устной речи, пунктуационные знаки выполняют и некоторые другие функции. Они передают, иногда в самых общих чертах, суперсегментные средства фонетики, следовательно, и смысл, связанный с ними. Ср.: Вы сегодня будете дома? -. вопросительная интонация передана вопросительным знаком; Вы не справитесь с этой работой! - интонация возмущения и раздражения передана восклицательным знаком; Как зовут эту «красавицу»? -. интонация иронии передана кавычками; Вдруг на дороге показался... лось! - подъем интонации и пауза, призванные выразить удивление, переданы на письме многоточием.

Другие функции некоторых знаков препинания менее связаны с фонетикой кодируемой речи, например: кавычки как уточняющий знак приложения: журнал «Огонек», одеколон «Светлана»; точка как сигнал сокращенного .

написания слова: г. Москва, тов. Грачев; тире -!l-ля выражения корреляционных отношений в специальной речи: день - ночь, б - п, д - т - и для обозначения включения промежуточных членов ряда: ученики 8-10 классов; кавычки как знак семантизации в лингвистике: рукой подать означает «близко» - и как знак точной цитации, нeкoтopыe другие случаи.


Словообразование

словообразование - это раздел науки о языке, состоящий из трех тесно связанных частей: морфемики, учения о словообразовательной структуре слов и учении о способах образования слов (деривации).

Морфемика изучает минимальные значимые части слов - морфемы, их формальные и семантические свойства, функции в слове, устанавливает их типы, правил", сочетаемости друг с другом. В задачи морфемики входит также изучение морфемного состава слов различных частей речи, систематизация слов по морфемному составу, разработка принципов морфемного анализа.

учение о словообразовательной структуре слов рассматривает структурные типы производных слов и дает их классификацию.

Деривация изучает способы создания производных слов, особенности образования слов различных частей речи.


^ МОРФЕМИКА РУССКОГО ЯЗЫКА


§ 1. Понятие о морфеме. Морфема - это минимально значимая часть слова, которая обладает свойствами воспроизводимости и повторяемости. Например, слово горы делится на две значимые части. Морфема гор- выражает лексическое значение слова - «значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью», а морфема -ы - грамматическое значение именительного - (или винительного) падежа множественного числа.

Важнейшей особенностью морфемы является ее воспроизводимость.

В отличие от воспроизведения слова воспроизведение морфемы носит связанный характер. Слово воспроизводится свободно, т. е. его воспроизведение не вызывает обязательного воспроизведения других единиц, в то время как воспроизведение морфемы возможно лишь в составе слова, в сочетании с другими морфемами, составляющими вместе с ней слово.

В качестве одного из признаков морфемы часто выделяют ее повторяемости действительно, повторяемость - характерное свойство морфемы. Большинство морфем употребляется в ряде слов (встречается минимум в двух словах), причем повторяется в них в одном и том же значении, ср.: \грез-чик, навод-чик, укладчик - морфема -чик во всех словах обозначает лицо по действию; пере-сеять, пере-учить, пере-воспитать-морфема пере- обозначает «заново (повторно), иначе совершить действие»; окн-у, стекл-у, дел-у-- морфема -у выражает значение дательного падежа единственного числа. Но этот признак охватывает не все морфемы. Термин «морфема» введен И. А. Бодуэном де Куртенэ как общее название всех частей слова. Он писал: «Морфема - дальше не делимый, дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышления. Этот термин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий вроде корень, префикс, суффикс, окончание и т. п. Считать подобный термин лишним-это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» И довольствоваться частными названиями «дуб», «береза», «ель», «ива» и т. д.» 1



-3-ustavnij-kapital-i-cennie-bumagi-akcionernogo-obshestva-uchebnoe-posobie-chast-2-2006-vasilev-o-l-pravovoe.html
-35-atribuciya-i-ee-raznovidnosti-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-erevan-izd-vo-ogeban-2000-408-str.html
-4-modalnost-suzhdenij-logika-populyarnoe-posobie-s-zadachami-i-uprazhneniyami-dlya-menedzherov-ekonomistov-yuridicheskih.html
-4-reorganizaciya-yuridicheskogo-lica-uchebnoe-posobie-chast-2-2006-vasilev-o-l-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvennoj.html
-416-polozhenie-v-sfere-obespecheniya-prav-detej-iz-maloimushih-i-krajne-bednih-semej.html
-43-vzaimoviruchka-mehanizm-etnogeneza-i-etnozashitnij-kompleks-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-erevan-izd-vo-ogeban.html
  • essay.bystrickaya.ru/chtenie-delo-semejnoe-plan-raboti-municipalnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-kulturi-mezhposelencheskaya-centralizovannaya.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-chyom-specifika-ocenivaniya-metapredmetnih-i-lichnostnih-rezultatov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-10-dekabrya-2009-g-n-977-ob-utverzhdenii-edinogo-kvalifikacionnogo-spravochnika-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-sluzhashih-razdel-stranica-46.html
  • control.bystrickaya.ru/bryanskie-reki-eshe-skovani-ldom-pavodok-ozhidayut-lish-k-koncu-nedeli-internet-izdanie-nashbryanskru-19032012.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-13-tema-zolotoe-pravilo-etiki-vvodnoe-zanyatie-v-kurs-orkse-dlya-4-klassa-urok-1-tema-puti-raznie-cel-odna.html
  • lesson.bystrickaya.ru/reshenie-priemnoj-komissii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergej-alekseev-stranica-13.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mirovaya-ekonomika-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya-ukazatel-avtorov-14.html
  • teacher.bystrickaya.ru/federalnij-nadzor-rossii-po-yadernoj-stranica-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/irkutskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-minzdravsocrazvitiya-rf-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-ucheta-nematerialnih-aktivov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poetika-realisticheskogo-iskusstva-realizm-vo-francuzskoj-i-anglijskoj-literature.html
  • education.bystrickaya.ru/14-chelovek-zabludilis-v-lesah-vologodskoj-oblasti-za-vihodnie-informacionnoe-agentstvo-severinform-22082011.html
  • abstract.bystrickaya.ru/19-ukazaniya-po-zapolneniyu-formi-federalnogo-statisticheskogo-nablyudeniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-trk-grand-kanon-startovala-blagotvoritelnaya-programma-nezakonnaya-zhizn-21.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/verbalizaciya-temporalnih-frazeologizmov-so-znacheniem-inogda-i-nikogda-v-russkom-anglijskom-i-nemeckom-yazikah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ok-004-93-obsherossijskij-klassifikator-vidov-ekonomicheskoj-deyatelnosti-produkcii-i-uslug-utv-postanovleniem-gosstandarta-rossii-ot-06-08-1993-n-17.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vidi-graficheskih-redaktorov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/49-dozhd-bernard-verber.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovi-tehniki-upravleniya-avtomobilem.html
  • essay.bystrickaya.ru/chelovek-v-kosmose-bibliograficheskij-ukazatel-prednaznachen-kak-dlya-specialistov-tak-i-dlya-shirokogo-kruga-chitatelej.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-e-metelyov-mezhdunarodnaya-trudovaya-migraciya-i-ee-rol-v-sovremennom-mire-stranica-6.html
  • control.bystrickaya.ru/bolshoe-kolichestvo-promishlenno-torgovih-firm-bankov-pravitelstv-i-fizicheskih-lic-osushestvlyayut-razlichnie-mezhdunarodnie-valyutno-finansovie-operacii-eti-opera.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-kratkaya-hronika-stanovleniya-i-evolyucii-sng-uchebnoe-posobie-moskva-radiks-1994-bbk-60-573-c-94.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ocenka-obekta-nedvizhimosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-3-tema-izuchenie-vozmozhnostej-rastrovogo-graficheskogo-redaktora-adobe-photoshop.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-detskaya-shkola-iskusstv-3-imeni-vasiliya-vasilevicha-andreeva-gorod-tver.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-k-doc-rahimov-m-a.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/reshenie-zadach-linejnoj-algebri-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/12harakteristika-sozdavaemoj-nauchno-tehnicheskoj-produkcii-v-sootvetstvii-s-etapami-nir-i-nir-v-celom.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konstitucionnoe-pravo-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizika-pnnen-nldk-bailau-zhmisini-oritindisi-2015-ou-zhili-11-sinip-masati.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-rukovodstvo-sorevnovaniyami-na-regionalnom-urovne.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-8a-otchetnost-za-2006-god.html
  • urok.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-chast-2-gumanitarnie-disciplini-samara-2011-sopredsedateli-orgkomiteta-konferencii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.